"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 123 (12466), суббота, 1 ноября 2003 г.

 

ССАЖИВАЮТ С АВТОМОБИЛЯ

 

В народе следят за маневрами законодателей вокруг «автогражданки»

     Подходя в одну из прошедших сред к городскому Дому ветеранов, где обычно собирались коммунисты, стал свидетелем такой сцены: у входа стояла кружком группа товарищей во главе с секретарем местного отделения КПРФ Валентином Домогаловым, а в центре петушился, напирал на секретаря коренастый мужик, как потом оказалось, давний знакомый Федор. Обсуждалась последняя новость: закон о принудиловке страхования транспорта, вызвавший всеобщее возмущение. Федор — и с ним многие были согласны — требовал вообще отменить этот закон.

     — Хватит нас дурить! — напирал он на Домогалова, словно он, секретарь городской партячейки, сам ездящий на стареньких «Жигулях», подписал этот грабительский закон. — Отправьте телеграмму Зюганову! — пусть они в Думе проголосуют против принудительного страхования. Сколько можно обдирать нас, без того уже ободранных!..

     И Домогалову сотоварищи пришлось — в который уже раз! — разъяснять позицию фракции КПРФ в Госдуме. Да разве депутаты-коммунисты допустили бы принятие Думой и этого — насквозь антинародного, — и многих других законов, делающих богатых еще богаче, а бедных еще беднее, будь их, коммунистов, там, в Думе, большинство!

     — К большому сожалению, не все это понимают и осыпают коммунистов упреками, принимая их фракционное большинство за конституционное...

     А еще многие из нас (и Федор в их числе) ждут, что кто-то все сделает за них! Да и возмущаются (задают «гневные» вопросы главам администраций, пишут «открытые письма» президенту лишь тогда, когда их самих «жареный петух клюнет». Сами же порой даже на избирательный участок идти голосовать не хотят, не веря в пользу этого...

     Послушав Федора, я предложил ему помочь организовать автоколонну протеста против этого закона. Собрать хотя бы несколько сот, пусть даже десятков автовладельцев (в Юрге их несколько тысяч) и с плакатами, с включенными фарами и звуковыми сигналами проехать по улицам города. Еще лучше — совершить стокилометровый пробег и въехать автоколонной на Площадь Советов областного центра, где власти с помпой вручают инвалидам войны для их внуков автомобили «Ока». Чтобы знали «единороссы», что их телевизионное и прочее вранье о благе народа шито белыми нитками, что им не удастся скрыть под маской благостности своего мерзкого обличья!

Право на беспредел

     Антинародное правительство России, используя нынешнюю продажную и бездумную Думу, изобретает все новые и новые способы и методы «законного» ограбления народа. «Последним писком» этой напасти стало принудительное автострахование.

     Едва Государственной думой скоропалительно был принят антинародный, антигосударственный, откровенно жульнический закон о гражданской ответственности автовладельцев, как в Юрге на улице Шоссейной, напротив здания ГИБДД, словно по взмаху волшебной палочки возникли сразу два пункта по продаже страховых полисов. Один — стационарный, облицованный пластиком, стеклом и бетоном (филиал известной частной фирмы «Коместра»). Другой — «на колесах», то есть пригнали обыкновенную легковую вазовскую «девятку», а рядом повесили на столбе табличку — «Росгосстрах». Да поставили к столбу мужика-зазывалу... Дескать, выбирай, автовладелец, по вкусу! И пошли они, бедные автовладельцы, как сказал бы Некрасов, «солнцем палимы»... Послушно пошли менять вовсе не лишние дензнаки на листки бумаги с розовой окаемкой. А куда им, бедолагам, деваться! Не купишь полис — не пройдешь техосмотр, не оформишь куплю-продажу, не снимешь и не поставишь машину или прицеп на учет. Не хочешь платить? Заставят! Сетовать, просить, возмущаться в тесном, полутемном коридоре госучреждения бесполезно: власть, она и есть власть...

     Сторонники принудиловки автострахования ссылаются на огромную разницу стоимости и соответственно оценки ущерба престижных «мерседесов» и осмеянных, причем не всегда справедливо, «Запорожцев» при аварии. Но кто чаще становится ее виновником? Именно и прежде всего лихачи, севшие за руль «мерседесов», «тойот» и «фордов». Как-то стал свидетелем такой сцены. Мимо оживленной остановки автобусов (рядом городской рынок) спокойно проехали и стали прижиматься к обочине для парковки старенькие «Жигули». Вдоуг, явно пренебрегая правилами движения (остановка автобусов, толпа людей), на большой скорости мимо пролетает мощный японский джип и врезается в не успевшего еще припарковаться «Жигуленка». Молодой водитель джипа, вместо того чтобы признать явную свою вину, принялся бранить «нерасторопного» пожилого водителя «Жигулей», «путающегося под ногами со своим советским хламом». Слава Богу, пострадали только машины. Но дело в том, что этот случай пренебрежения безопасностью движения, лихачества водителя иномарки не случаен! Именно они, владельцы скоростных «престижных» заморских машин, стараясь показать свою «породистость» среди стареньких отечественных «тачек», чаще всего создают аварийные ситуации на дорогах. И уж если кого-то и принуждать к автостраховке, то следует именно их, богатеньких...

     Презрение к своему народу, откровенную демагогию демонстрируют члены правительства Касьянова, объявившего громогласно приоритетом своей политики — защиту частных собственников (читай — кучки нахапавших бывшей общенародной собственности). Самодовольно развалившись в кресле, министр труда Починок упрекает «чернобыльцев»: дескать, «приезжают требовать льготы... на машинах!». Откуда ему, молодому чинуше, знать (а министру знать бы следовало!), что машины эти «чернобыльцы» приобрели еще тогда, в советское время, по советским, доступным людям среднего достатка ценам. А таких людей в Советском Союзе было тогда большинство!

А что у них, за «бугром»?

     Садясь писать эту статью, я вспомнил рассказ небезызвестного обозревателя советского Центрального телевидения Владимира Цветова «Как японцы покупают автомобиль» — об автомобильной жизни в процветающей капиталистической Японии. Рассказ был опубликован полтора десятка лет тому назад в одном из самых массовых в советские годы журнале «За рулем» и, уверен, вызвал зависть и грусть многих моих соотечественников, годами томящихся в очереди на покупку вожделенных «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев».

     В Японии, живописал Цветов, только пожелай! — без всяких очередей не только продадут, но и оформят документы на покупку и пригонят к дому выбранный вами из немыслимого разнообразия по техническим данным, по цвету и дизайну автомобиль. А какой великолепный сервис, т.е. техническое обслуживание! «Если честно, — откровенничал Цветов, — то я ничего не понимаю в устройстве автомобиля. Но это здесь, по правде говоря, и не нужно».

     Есть в этом рассказе и место об автостраховании. О том, что в Японии все автомобили застрахованы, но страховка разная, по желанию владельца транспортного средства. Естественно, и стоимость ее не одинаковая. Причем через несколько лет безаварийной езды она снижается до 50 процентов (чего, кстати, наш Госстрах тогда при добровольном страховании не предусматривал и о чем пишет автор статьи «Молчаливая принудиловка» ЛЮГ со ссылкой на условия автострахования «братьев наших украинцев» («СР», № 114).

     Вместе с тем, расхваливая бездефицитность японского автопрома, сравнительную дешевизну машин (так, машину десятилетней давности автор рассказа «мог бы купить за полмесяца командировочных»), Цветов вынужден признать, что содержание сравнительно недорогого, по японским меркам, автомобиля «довольно дорогое удовольствие». Дорогие горючесмазочные материалы. Платные скоростные автомагистрали...

     А что тогда было у нас? Да, очереди на покупку нового автомобиля в магазине и «черный рынок», когда даже неновый автомобиль приходилось покупать на базаре по цене нового. Да, скверный автосервис, заставлявший многих из нас производить ремонт «на дому» своими силами, копить запчасти, если повезет их «достать»...

     Но! Были самые дешевые в мире бензин и прочие горючесмазочные материалы. Абсолютно бесплатные дороги. И, разумеется, добровольное автострахование. А еще — практически бесплатный, доступный для всех общественный автомобильный транспорт. Не случайно в те советские времена людей, имеющих личный автомобиль, называли автолюбителями. Тот, кто — ну очень! — хотел приобрести легковой автомобиль, пусть небыстро, но все-таки приобретал его. И до сих пор его эксплуатирует. Потому что обновить его (в Японии, по Цветову, это делают через два-три года, заменяя подержанный на новый, с доплатой) для пенсионеров и других категорий автовладельцев с низкими доходами теперь нет никаких возможностей. Даже нормально ездить для многих становится не по силам. Цены на бензин, на масла, на запчасти скачут вверх, потому что вся торговля стала частной. И это в нашей нефтедобывающей стране, где господа олигархи плюют на нужды соотечественников, присвоив наши общенародные богатства. Автомобиль в России становится роскошью! В советское время «Жигули» в среднем стоили 6 тысяч рублей. Цены не менялись годами. Семья из двух работающих могла скопить эти деньги за два-три года. Сейчас же цена «Жигулей» последних моделей возросла в 25—30 раз. И копить на авто низкодоходным семьям пришлось бы без малого десять лет. Причем с огромным риском остаться без ничего...

     Блефом оказались обещания «демократов» ликвидировать советский автомобильный дефицит за счет «импортной интервенции». «Интервенция» состоялась. Но какая? Частная, примитивно-базарная, коррупционно-криминальная и совершенно недоступная для большинства населения. А еще — антигосударственная, когда в угоду заграничным дельцам угробляется отечественное автомобилестроение. Впрочем, в стране, где правители больше заботятся о своем личном благе, а не о благе своего народа, иначе и быть не может!

Скрытая приватизация

     Еще не утихли «баталии», связанные с принудительным автострахованием, в Госдуме и гаражных кооперативах, как 9 октября центральные СМИ сообщили очередную «сенсационную новость» автомобильной жизни: вслед за контролем налогов на транспорт у ГИБДД отбирают функцию проведения его технического осмотра! С передачей этой функции ремонтным предприятиям. Дескать, теперь владельцев авто не будут обирать...

     Кое-кто и в самом деле воспринял эту новость с воодушевлением, как, например, мой сосед по дому, старый водитель Геннадий. Когда же я ему напомнил, что на наш город и два ближайших района существует всего одно настоящее некустарное (коих развелось несть числа) ремонтное предприятие — СТОА — и неминуемы громадные очереди, он задумался.

     Мне же подумалось еще и вот о чем. При нынешнем рыночно-бандитском режиме каждое его новшество приходится встречать вопросом: «Кому это выгодно?» Так и здесь. Попробуем на него ответить. Если принудительное автострахование — бессовестное обирание автовладельцев — выгодно страховым частным компаниям и тем, кто их лоббирует в правительстве, то передача права ежегодного комплексного технического контроля частным (!) предприятиям автосервиса выгодно: во-первых, им; во-вторых — производителям запасных частей. И опять же — тем, кто их лоббирует, иначе говоря, кровно заинтересован в их процветании (а вовсе не автовладельцев!), — в Думе, Совете Федерации, в правительстве РФ.

     Восхищаясь доступностью приобретения и эксплуатации автомобиля в Японии («Автомобиль в Японии в полном смысле не роскошь, а средство передвижения»), Владимир Цветов заканчивает свой рассказ с очень прозрачным намеком на тогдашний советский дефицит всего: автомобилей, запчастей, технического обслуживания:

     «Думаю, многие меня поймут, если я скажу, что по возвращении домой решил не приобретать автомобиль».

     Что ж, не все, но многое из того, что было у нас дефицитом пятнадцать лет назад, исчезло. Хочешь приобрести новый роскошный полноприводный американский «шевроле»? Пожалуйста! Японские «тойоты», «хонды», «ниссаны», «мацуды», «мицубиси»... Немецкие «мерседесы», «БМВ», «ауди»... Выбирай! Запчасти? Только в нашем небольшом городе за последние годы появилось более десятка магазинов и магазинчиков, торгующих запчастями, не считая длинный двусторонний ряд контейнеров на центральном рынке, доверху загруженных автомобильными покрышками, аккумуляторами, карбюраторами...

     В бывших складских помещениях разгромленного «демократами» Юргинторга, в транспортном цехе машзавода, в мастерских бывшего станкоинструментального техникума абразивного завода, наконец, в гаражах и сараях разместились частные, по большей части кустарные предприятия по ремонту автомобилей.

     Вместо трех бывших государственных город опоясала целая сеть частных автозаправок...

     Однако у медали этого автосервисного изобилия в полном соответствии со стихийно-воровским рынком отштамповалась обратная сторона, которой многие «потерпевшие» водители дают точное название: «автохалтура».

     В разговорах с соседями по гаражу — владельцами старых «Жигулей», «Москвичей», «Волг» — не раз слышал сетование на плохое качество запчастей последних выпусков. А вся причина в том, что, как только в России ввели частное предпринимательство, утолять голод автодефицита ринулись шустрые, нередко нечистые на руку спецы-халтурщики. Магазины заполнили с виду вполне приличные механизмы и детали. Но если эта «как заводская» деталь отштампована «не из той резины», «не из той марки стали», без соответствующей термообработки, то и служит она не столько, сколько могла бы, сделай ее не в кустарной мастерской, а в настоящем заводском цехе, согласно ГОСТу. Помнится, в конце семидесятых особо остро стал ощущаться дефицит распределительных валов для «Жигулей». Госсзаказ на их изготовление получил наш машзавод. И машзаводчане быстро освоили их выпуск. С высоким качеством. Еще бы! Высокая квалификация рабочих и инженеров оборонного предприятия, работавшего на космос, не могла не сказаться...

     Посещая эти расплодившиеся как грибы после дождя магазины и магазинчики, порой из любопытства, нередко видишь скучающих продавцов-мужчин: запчасти есть почти на все, но цены до того сногсшибательные, что многим из нас покупать их стало накладно.

     Вот и подумаешь: а не скрытая ли это приватизация права контролировать техническую исправность транспорта, а заодно навязывать автосервис? Не связана ли грядущая передача техосмотра транспорта ремпредприятиям с затовариванием производителей автомобильных запчастей и различного рода аксессуаров? Ведь у этих предприятий прямая заинтересованность будет — заставить автовладельца купить новую деталь! Вот нынче при техосмотре «гаишник» заставил меня заменить лобовое стекло со сквозным отверстием. Замена его обошлась мне в треть месячной пенсии. Завтра уже «ремонтник» будет требовать замену стекла с небольшой трещиной... Я, конечно, охотно заменил бы не только стекло, а всю уже не первой свежести машину на новую. Но, как пел Высоцкий, «Где деньги, Зин?».

     Вот так при попустительстве или пособничестве нашего правительства и Думы дороговизна эксплуатации автомобиля все туже затягивает петлю на горле автовладельцев: рабочего с низкой зарплатой, малоимущего служащего-бюджетника, нищего пенсионера. Иначе говоря, она не только «выталкивает на обочину» («СР», № 110), а буквально ссаживает с этого крайне необходимого в быту средства передвижения...

  Виктор ЧУРИЛОВ.
Юрга,
Кемеровская область.

 


В оглавление номера