"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 124 (12467), вторник, 4 ноября 2003 г.

 

ЗАГЛЯНИТЕ ПУТИНУ В ГЛАЗА

 

Василий САФРОНЧУК. Обозрение

«Ходорковского ударили мордой об стол»

     Это не очень изысканное выражение употребил один из западных политологов, говоря об аресте магната и самого богатого человека в России. «Если так можно было поступить с одной из наиболее известных фигур в мире, если такого человека можно было посадить в «Матросскую Тишину» на перловую кашу, то что можно ожидать другим?» — сокрушался этот политолог в ходе дискуссии за «круглым столом», организованным русской редакцией «Немецкой волны» 31 октября. Участники «круглого стола» выражали озабоченность тем, что арест Ходорковского может означать то, что в России «обвалится весь правый либеральный политический фланг», и правые партии, такие, как СПС, могут даже не преодолеть пятипроцентный барьер и не войти в Думу. По их мнению, может также ослабнуть влияние в правительстве либералов-рыночников типа Кудрина и Грефа. Маститый германский политолог А. Рар отмечал, что за Ходорковского не вступились другие российские олигархи, ни их «профсоюз» — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), ни Российская торговая палата (РТП), выступающие обычно в роли лоббистов их интересов.

     Без преувеличения можно сказать, что арест Ходорковского и водворение его в следственную тюрьму были наиболее комментируемыми событиями в российских и мировых СМИ. Почти единодушным было мнение, что олигарх оказался за решеткой, потому что он якобы нарушил негласное соглашение между Путиным и олигархами, достигнутое вскоре после избрания его президентом. Суть этого соглашения состояла в том, что президент не будет пересматривать итоги приватизации 90-х годов при условии, если олигархи не будут вмешиваться в политику и будут сохранять лояльность по отношению к президенту. Между тем Ходорковский не только финансировал оппозиционные партии Путину и критикующие его СМИ, но и сам заявил о своих политических амбициях. То есть он пострадал за те же грехи, что и Березовский с Гусинским. Только те вовремя скрылись за границей, а Ходорковский не успел или не захотел сделать это. Сам президент фактически подтвердил эту версию в своем нашумевшем выступлении 27 октября. Он заявил, что «никаких обобщений, аналогий, прецедентов, тем более связанных с итогами приватизации, не будет». Поэтому он просил «прекратить все спекуляции и истерику на этот счет». А от бизнеса он потребовал соблюдать законы и платить налоги, то есть заниматься своим делом.

     Однако, по мнению некоторых наблюдателей, дело ЮКОСа выходит далеко за рамки этого неписаного соглашения. Президенту приписывают намерение чуть ли не оградить Россию от захвата иностранным капиталом природных ресурсов России, особенно энергетических. Генпрокуратура якобы заинтересовалась делами Ходорковского и предъявила ему обвинения аж по семи статьям УК РФ после того, как стало известно, что он вознамерился продать 40 процентов акций объединенной компании «ЮКОС — Сибнефть» иностранным нефтяным картелям. Но некоторые наблюдатели отмечают непоследовательность и противоречивость такой позиции президента. Они резонно замечают, что сам Путин пользуется любой возможностью, чтобы призывать иностранных инвесторов вкладывать капиталы в российские предприятия, в том числе и в добывающей промышленности. Так, он фактически благословил своим присутствием летом этого года сделку между группой «Альфа» Авена — Фридмана и компанией «Бритиш петролеум» о покупке последней контрольного пакета «Тюменской нефтяной компании» (ТНК) за 6 млрд. долларов. Президент был в это время с государственным визитом в Англии. Почему то, что позволено Авену — Фридману, не разрешается Ходорковскому? Значит ли это, что у президента есть любимчики и пасынки среди олигархов?

     Некоторые западные аналитики склонны придавать аресту Ходорковского и более широкий смысл. Так, американский публицист Вильям Пфеф в статье, опубликованной в газете «Интернэшнл геральд трибюн», пишет: «Путин жаждет власти, но это лишь поверхностный смысл происходящего, способный ввести в опасное заблуждение. Конфликт между Ходорковским и Путиным — это театр борьбы за будущее России... Вопрос стоит так: будут ли олигархи контролировать Россию, или же российские государственники и националисты возьмут под контроль олигархов? Мощь олигархов основывается на присвоении российских сырьевых ресурсов и индустрии после развала СССР. Часть этих непомерных богатств имеет отношение к деятельности международных преступных группировок. Альтернативой России под пятой олигархов предстает Россия, возглавляемая амбициозной элитой, сформировавшейся на основе бывшей советской интеллигенции и аппарата спецслужб, представителем которой является Путин. Эта элита чувствует себя в ответе за историческую судьбу русской нации. Она авторитарна в помыслах и действиях». (1.11.2003).

     Но озвученный выше тезис, который высказал введенный в заблуждение западный наблюдатель, является лишь предвыборной позой Путина и его окружения. Кремль понимает привлекательность лозунга борьбы с олигархами накануне выборов в Думу и президентских выборов. Они понимают, что многие неискушенные избиратели клюнут на эту наживку. Именно этим расчетом продиктованы усилия Кремля по продвижению предвыборного блока Глазьева — Рогозина, идущего на выборы под псевдопатриотическими лозунгами и спекулирующего на требовании отобрать у олигархов природную ренту.

США встали горой за Ходорковского

     На этой пиаровской мякине, кажется, дали себя провести даже самые искушенные политических зубры в Вашингтоне и европейских столицах. Первоначально реакция Белого дома на дело ЮКОСа была довольно спокойной. 28 октября Госдеп США в мягких выражениях высказал свое негативное отношение к аресту Ходорковского. А министр иностранных дел страны — председатель Евросоюза Италии Франко Фраттини высказался в том духе, что в данном случае речь идет о внутреннем деле России, которое относится к компетенции ее судебных органов. Столь же сдержанно реагировала Германия. В Берлине заявили, что исходят из того, что в деле ЮКОСа будут соблюдены принципы правового государства.

     Однако после ареста 44 процентов акций компании ЮКОС, принадлежащих Ходорковскому и другим руководителям ЮКОСа, в Вашингтоне забеспокоились всерьез. Ведь речь шла о покушении на священное право частной собственности. Между тем на это право никто всерьез не покушался. Арест лишь означал приостановление сделок с акциями, принадлежавшими крупным акционерам. Но их владельцы могли голосовать по этим акциям и получать по ним дивиденды. Однако Вашингтон на этот раз потребовал разъяснений, что означает наступление на ЮКОС — отдельный случай, исключительное явление или тенденцию к нарушению закона. Представитель Госдепа и заместитель госсекретаря Пауэлла Ричард Баучер на брифинге для журналистов, в частности, заявил: «По нашему мнению, российские власти должны развеять опасения по поводу того, что дело ЮКОСа политически мотивировано. Они должны дать гарантию (!) справедливого суда, гарантию того, что законные процессуальные нормы будут соблюдаться без предвзятости. В таком деле, как это, возникают сомнения относительно его характера. Что это — исключительный случай, или он повлечет за собой всеобъемлющие негативные последствия для господства законности в России?»

     Это заявление Баучера последовало за довольно откровенным высказыванием Кондолизы Райс, председателя Совета по национальной безопасности при Белом доме, которая считается архитектором внешней политики Буша и специалистом по России. В интервью одному из каналов телевидения она сказала: «Белый дом опасается, что дело ЮКОСа может стать предвестником наступления на бизнес в России. США в неофициальном порядке дали знать Кремлю о своих опасениях. Это при том, что отношения Буша и Путина очень хорошие». А Стюарт Айзенштадт, бывший помощник госсекретаря, а ныне международный финансовый консультант, выступая в клубе печати в Вашингтоне, иронически сослался на известное высказывание Буша о том, что он «заглянул в глаза Путину, и ему открылась его душа», посоветовал президенту снова «заглянуть в душу Путина, чтобы убедиться, что ему все еще можно верить». Ричард Перл, бывший зам. министра обороны и нынешний влиятельный советник Пентагона, считает, что России не место в группе самых развитых индустриальных стран, в так называемой большой восьмерке. Комментируя по американскому телеканалу «Фокс» дело ЮКОСа, он заявил, что «Россия движется не в ту сторону». Кстати, английская воскресная газета «Санди таймс» 2 ноября сообщила, что свои 40 процентов акций ЮКОСа Ходорковский несколько месяцев назад передал в доверительное управление одному из членов семейства Ротшильдов — Джекобу Ротшильду, заранее предвидя, что эти акции и он сам могут быть арестованы генпрокуратурой. До сих пор не последовало опровержения этого сообщения. Ясно, что эта новость прибавит хлопот прокуратуре. Также очевидно, что она не прибавит Ходорковскому популярности среди россиян.

     Известно, что Ходорковский является одним из наиболее рьяных защитников американских интересов в России. Он выступает за неограниченный экспорт российской нефти в США и лоббировал прокладку нефтепровода в Мурманск, чтобы оттуда доставлять на танкерах нефть на западное побережье США. Соответственно магнат имеет влиятельных защитников в американской администрации и деловых кругах, особенно в нефтяной промышленности. Так что, судя по всему, они его в обиду не дадут. Именно на это, как нам кажется, делает ставку Чубайс, необычайно смело выступающий в последнее время в защиту Ходорковского. Хотя телеведущий 3-го канала А. Пушков 1 ноября в своей программе «Постскриптум» старался преуменьшить значение тандема Чубайс — Ходорковский, нам кажется, что его рано сбрасывать со счетов. Чубайс также имеет много друзей среди политиков и бизнесменов в США и надеется на их поддержку. Оба они могут рассчитывать на поддержку Волошина, одной из причин увольнения которого было несогласие с арестом Ходорковского.

     Удастся ли Чубайсу и Ходорковскому одолеть Путина при поддержке Вашингтона, покажет время. Но администрация Буша рассчитывает на поддержку Путина в борьбе с т. н. международным терроризмом, и Белый дом вряд ли променяет такого ценного союзника на олигарха. Геополитические интересы могут взять верх. Ведь в Америке действует неписаное правило: сколь бы ни неприятен был тот или иной союзник, его надо терпеть. Это правило сформулировал еще президент Франклин Рузвельт. В ответ на замечание одного из своих друзей о том, что один из дружественных США диктаторов Латинской Америки является сукиным сыном, Рузвельт ответил: «Так это же наш сукин сын». Скорее всего дело ограничится политическим нажимом и шумом в американских СМИ. Расчет строится на том, что пройдут выборы в России и США, и дело Ходорковского забудется.

Смена команды в Кремле — очередной этап в переделе собственности

     Непосредственной причиной или даже поводом отставки Волошина было его несогласие с арестом Ходорковского. Но перестановки в администрации президента — назначение вместо него К. Медведева и двух новых замов Д. Козака и И. Шувалова — имеют и более глубокие причины. Российские и западные СМИ нагнетают страсти вокруг отставки А. Волошина потому, что речь идет о следующем этапе передела собственности и ослабления влияния т. н. семьи. Почти всеобщим является мнение, что передел собственности будет в пользу силовиков и близких к ним олигархов и в ущерб клики Ельцина и близких к ней олигархов. Речь не обязательно должна идти о переделе ранее приобретенной неправедными путями государственной собственности. С новой элитой можно расплатиться еще не поделенной собственностью: «Связьинвест», «Российские железные дороги» и прочими еще оставшимися в собственности государства предприятиями.

     Газета «Известия», являющаяся рупором олигархов, отвергает с порога версию о том, что смена команды в Кремле знаменует собой смену курса в смысле смены идеологии и новой альтернативы олигархическому капитализму (1.11.2003). В лучшем случае, по ее мнению, речь идет о смене элит и о «досрочном начале второго срока президента». Этот этап будет иметь следующие черты: крупный бизнес отныне будет поражен в политических правах, усилится контроль государства над бизнесом, будет приветствоваться привлечение иностранного капитала, частичная национализация предприятий добывающей промышленности с целью извлечения большей доли т. н. природной ренты, сохранение курса на интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с Западом.

     Вышеперечисленные черты нового этапа являются наиболее характерными признаками латиноамериканских диктатур и диктаторов, которых принято называть «гориллами» за жесткие тоталитарные методы правления. Собственно, некоторые наиболее характерные черты режима «горилл» уже налицо в путинской России: рептильная судебно-правовая система, послушный парламент, подавление свободы печати и информации, грубое нарушение прав человека и т. п. Теперь остается приструнить и сделать послушным бизнес, на что, собственно, направлен урок, преподанный владельцам ЮКОСа. Швейцарская газета «Ное цюрихер цайтунг« пишет: «Ни у кого не вызывает сомнений, что если прокуратура начнет трясти остальных магнатов, то найдется достаточно улик» (01.11.2003).

     Правда, во главе латиноамериканских диктатур стояли армейские генералы. Дело не меняет то, что во главе российской разновидности режима «горилл» стоит бывший офицер КГБ. В Латинской Америке военные диктатуры, за небольшим исключением, недолговечны. Как правило, один диктатор сменяет другого в результате военного переворота, как только его сменщик приходит к выводу, что настало его время использовать власть для собственного обогащения. Однако в Латинской Америке на смену диктаторам все чаще приходят законно избранные правительства. Канули в Лету диктаторы в Аргентине, Чили, Бразилии и других странах.

  Василий САФРОНЧУК.

 


В оглавление номера