"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 124 (12467), вторник, 4 ноября 2003 г.

 

РУССКИЕ В БАЯЗЕТЕ

 

Первые впечатления от сериала

     Я очень сильно извиняюсь перед всеми, но считаю необходимым заметить: 1) приятно, что вышел исторический сериал «Баязет»; 2) печально, что его титры прокрутили в скоростном режиме, не позволяющем уловить «дублеров» героев романа — актеров. Впрочем, второе, возможно, кому-то и ни к чему.

     Обнародую несколько тезисов. Перво-наперво: несмотря на то, что в фильме хватает костюмно-проходных сцен, ходульных характеров, ненатуральных ситуаций (как слежка барона Клюгенау за турецкими шпионами) и, наконец, откровенно искусственных мизансцен а-ля мелодрама (в «азиатской крепости» — «французские переулки» с их «тайнами» мадридских дворов, что объяснимо — замок-то рыцарский, XIV века!), лично я от экрана не отрывался все 12 вечеров.

     Секрет прост — ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СЕНСАЦИЯ! В этом главное достоинство зрелища. Мы чудовищно изголодались по русскому героическому кино. Не потому ль с искренним интересом я и следил именно за этим РУССКИМ СЕРИАЛОМ? И, по большому счету, он не подвел: все остальные полны дребедени, за которую после первых же кадров становится неудобно.

     Не скрою, в ходе просмотра «Баязету» прощались все лубочные дела, ляпы, погрешности и натянутости. Скорее даже напротив, не в меру идеализировались и превозносились сомнительные, с точки зрения искусствоведа и историка, моменты. Но уж это, пардоньте: по причине многолетней бескормицы в героическом жанре (короткий прорыв типа «Ермака» не в счет). А еще от ностальгического, черт возьми, восторга, что долгожданное свершилось...

     Увы, рядом не оказалось первоисточника — романа Пикуля, бесспорно главного нашего исторического романиста. Оттого не смог идентифицировать киноперсонажей с их оригиналами. По счастью, в финале картины назвали основных героев, плюс их последующие биографии.

     Подвиг защитников Баязета заслужил сериала: полторы тысячи русских солдат в голоде, заразе и жажде супротив вдесятеро превосходящего неприятеля отстояли ВСЁ. О чем и фильм!

     Теперь тезисы помельче ...

     Господа прокатчики, не гоните галерею героев и их исполнителей. Это первое, о чем хотелось бы попросить тех, кто крутит титры. Ведь в этом ряду наверняка были открытия и таланты, которых при таком ритме прогона не заметишь. Пожелание обосную.

     Как уже говорилось, в финале, слава богу, обозначены все литературные (и реальные) оригиналы. Однако лично мне с первых минут запомнился тот Пересвет (сажень на сажень!), что сыграл казачьего начальника Назара Ватнина! Ватнин просто великолепен в сцене, где он осаживает, а потом с прибаутками выкуривает из гарнизона толстого инспектора, филера и мздоимца. Как лихо он забрасывает в стакан гнилого замухрышки выдернутый из стола и скрученный в восьмерку гвоздь! Бывай, мол, вот тебе на посошок. Образ Ватнина — высшая удача фильма, олицетворение народной мощи, удали и бесконечности России. Недаром грудь израненного казачьего богатыря, улитая кровью, венчает концовку фильма. Не пессимистически — патетически.

     Не солгу: такого артиста ЖДАЛИ очень долго! Главное б теперь не распылиться, не скурвиться... Потенциально, на мой взгляд, этот «безымянный» («спасибо» титро-скачке) актер в силах приблизиться к вышине Глебова (Гришка Мелехов) и Лукьянова (Емельян Пугачев). Дал бы Бог!

     Рад за А. Серебрякова: ролью Андрея Карабанова он утвердится в кино, сыграв приличный русский характер. Хотя, на мой взгляд, кавалергард с замашками и приемчиками кик-боксера -весьма спорная сплавка нового со старым. Как бы там ни было, на данный момент одна-единственная роль «ссыльного» светского льва Карабанова перевешивает все предыдущее творчество Серебрякова (от «Фаната» до «Бандитского Петербурга»).

     Сыскался в Баязете и свой, куды ж без него, Ельцин — пьяный полковник Пацевич (или же Пацкевич) в иронической интерпретации Б. Химичева. Типично номенклатурный сатрап и одновременно раб субординации с ее «Кораном» в виде «зеленой книжицы» Устава, сей выкормыш чинодральной машины занят одним: бесцельно мечется, всем мешая, ничего не умея. При этом перманентно под мухой: опрокидывает лафитник за лафитником. Ну, во всем подстать незабвенному гаранту. Одно отличие — неельцински учтив. Временами...

     Пацевича буквально тошнило от донесений о подходе турок с трагическими последствиями для крепости (ЕБН в свое время, «скручивая» боеголовки и драпая из Прибалтики, Крыма, Средней Азии, Кавказа, также вот похерил все прогнозы патриотов о расширении НАТО). Когда же орды осман таки осадили Баязет, «зеленой книжицей» овладела идея фикс: сдать крепость, капитулировать. И вот он, растрепанный, злой, бухой, луженый, словно сохатый громила безостановочно носится по крепости, размахивая белой ветошью. А рус-солдат-казак-артиллерист в лице того же Карабанова, ветерана (артист Ю. Назаров), Назара Ватнина или исполнительного Егорыча послушно козыряет и... упрямо правит свое дело — защиты, обороны! Наперекор...

     Невольно ловишь себя на мысли, до чего же Баязетская эпопея напоминает современную Россию?! Вишь ты, оказывается, и 125 лет назад боевым офицерам приходилось выбивать денежное довольствие у тыловых мародеров, суя на лапу часть своего же «жалованья», только б очередь подкоротить.

     Или, с другого ракурса, разве сегодняшняя Россия, снося пьяные выходки выродков во власти, не так же молча, но упорно сопротивляется безумным реформам? Так! Поскольку, если бы не сопротивлялась, то, согласно Гарвардскому проекту, к 2000 году уже бы не было ни нашей армии, ни самой России, как государства.

     Тогда — Пацевичи, а теперь их последыши ЕБНы и проч. сдают, предают, продают Россию. Русские же, зубами высекая пудру, упорно не сдаются, плюя им на пятки. В армии, в оборонке, в космосе, в Агропроме... Вы — туда, а мы — сюда, Вы — сами, а мы — Сами, да не с вами!

     Оно, конечно, все вроде бы так, да не совсем, хоть и похоже. Ибо те офицеры здоровой, православной, общинно соборной, не ведавшей наркотиков и порнографии России были неизмеримо сильнее нынешних «защитников Отечества». Прежние — как на подбор пассионарии и патриоты. 28 дней в осажденном Баязете они ждали помощи и, главное, знали, что она придет, что свои не подведут (не в пример тому, что мы наблюдаем нынче в Чечне или Приднестровье). И помощь в лице корпуса генерала А.А. Дергукасова (в транскрипции авторов фильма — Тер-Гукасова) пришла вовремя. Заметьте, все это делалось, вопреки диким вывертам и загогулинам «зеленой книжицы» — по Уставу верховного «гаранта» гарнизона. А уж как стало совсем невмочь, прапорщик Клюгенау взял и кокнул предателя, чтоб не баламутил, не подрывал боевой дух оборонцев. Жестко, но справедливо: жил Пацевич срамно, кутил пьяно, служил бесславно и подох погано.

     Больно даже говорить такое, но сдается, что ныне у нашей армии нет той силы, чести, гордости, решимости, веры, воли, спайки и, главное, духовного единства, крепости и братства — солдатского и славянского! Все реже сегодня Хвощинские, Штоквицы и Ватнины, все чаще — Пацевичи, жирные инспекторы-казнокрады-взяточники в ведомствах, заправляющих имуществом, вооружением и финансами для воинов.

     На контрасте с «зеленой книжицей» подан образ полковника Хвощинского, благородного, прямого, грамотного, смелого. «Отца солдатам», по определению Лермонтова. Оба полковника статны, седы, красивы, аристократичны. Даже внешне похожи. С той разницей, что Хвощинский, равно как и его достойный преемник Штоквиц — из породы Скобелева, Столетова, Обручева (победителей турок), а рюмочник Пацевич — из... Конкретизировать излишне — в глазах от них рябит, если глянуть на властную верхотуру теперешней «эрефии».

     Упреждая неизбежные придирки дотошных критиков, сразу и однозначно выделю несомненный, грузно перевешивающий все минусы толк от просмотра. Хоть спорь, хоть бесись, но «Баязет» воскресил, пускай и в памяти, забытое величие русского солдата, поэтику его бессмертных подвигов, почти утраченные святые традиции русской армии, а также преданную дружбу русских с армянами: сочные образы бесстрашного гонца Петроса, «русофила» Исмаил-хана Нахичеванского и легендарного генерала Дергукасова (Тер-Гукасова).

     И еще. Радует, что столь полезный исторический фильм обошелся без эротики и прочих наворотов новомодной пошлятины, ставшей едва ли не обязательным условием, чтобы снискать благосклонность нынешних худсоветов...

     Вывод: вот какие сериалы нужны России, ее молодежи. А не «Бригады», не «Браты №№», не «Бумеры» и не «Бандитские Петербурги». Вот где живо, образно и наглядно показано: ради чего стоит жить, за что и как должно умирать честному русскому человеку. Наверное, поэтому фильм и показали в столь поздний час — ближе к полуночи, когда «будущие» Багровы, Белые, Космосы и Пчелы, устав от подражательских игрищ в «бригаду», либо упоролись виски, либо дрыхнут от «трудов праведных» — сиречь подлостей разбойных.

     Короче, при всех издержках и недостатках, которые уже найдены и еще отыщутся, все-таки рискну утверждать, что на новейшей патриотической волне сериал «Баязет» — тот самый долгожданный «первый блин», к тому же «не комом». Скорее, первая ласточка...

  Владимир ПЛОТНИКОВ.

 


В оглавление номера