"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 131 (12474), суббота, 22 ноября 2003 г.

 

НАРКОАГРЕССИЯ

 

СКАЗАТЬ ПО СОВЕСТИ: Рогатки этой Думы непреодолимы

     РАСШИРЕНИЕ незаконного оборота наркотиков, а также ужасающие темпы роста их немедицинского употребления на фоне социально-экономического и демографического неблагополучия населения представляют открытую угрозу национальной безопасности страны. Сейчас все признают, что против России со стороны международной организованной преступности осуществляется планомерная наркоагрессия. Вызов брошен всему нашему многонациональному сообществу. С учетом специфики приложения этой агрессии — дети, подростки и студенческая молодежь, это очень серьезно и опасно. Это Война. Ползучая наркотическая смерть проникла во все социальные слои, категории и возрастные группы всех регионов нашей Родины — от южных границ до Северного Ледовитого океана. Идет процесс деградации значительной части населения, в том числе и тех, кто в будущем мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства. За последние 10 лет количество зарегистрированных наркоманов в подростковой среде увеличилось в 18 раз. Среди детей до 14 лет отмечается рост больных наркоманией почти в 25 раз! Токсикоманией — в 19 раз, злоупотребление другими психоактивными веществами — более чем в 10 раз. Ежегодно от передозировок в России погибает около 70 тысяч наркоманов!

     Вместе с тем специалистам известно, что в официальную статистику, в связи с появлением многочисленных частных и каких-то негосударственных структур, греющих на этой беде нечистоплотные руки, попадают далеко не все наркоманы, точное количество которых на сегодняшний день неизвестно. Мы, к сожалению, до сих пор не знаем истинных масштабов этого тяжелого заболевания, так как в поле зрения наркологов находится лишь 10% больных. Миллионы людей, употребляющих наркотики, в связи с несовершенством нашего законодательства никогда не попадут в официальную, но недостоверную статистику. Несложный подсчет показывает, что вероятное число сформировавшихся и потенциальных наркоманов в стране колеблется от 15 до 20 миллионов. Я обращаю внимание читателей на следующий момент. В настоящее время граждане, злоупотребляющие наркотиками, и больные алкоголизмом составляют около 5% населения России. Но если мы перейдем критический порог, установленный ВОЗ, в 7%, то в обществе неизбежно наступят необратимые катастрофические дегенеративные изменения. Речь идет о наркотической пандемии. Задумаемся и содрогнемся...

     Тяжелейшим следствием наркомании является СПИД, распространение которого в России достигло самого высокого мирового показателя. Особенностью российской эпидемии является то, что заражение происходит главным образом через совместное использование шприцев и игл. Другим, не менее опасным спутником наркомании модно считать гепатит С, который, по прогнозам ВОЗ, в последние 10—15 лет станет основной проблемой национальных органов здравоохранения мира. Ситуация в стране на протяжении последних 10—12 лет определяется высокой смертностью в основном трудоспособного населения. За неполное десятилетие этот показатель среди 20—29-летних увеличился более чем на 60%. Больные матери рожают больных детей, у 40 тысяч которых ежегодно диагностируются врожденные пороки развития. Процент здоровых детей среди школьников младших классов составляет около 10—12%, а в старших — всего 5%. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, смертность среди детей, употребляющих наркотики и психотропные вещества, возросла в 40 раз! Детское население Российской Федерации за последние годы сократилось на 10 млн. человек...

     Несовершенство законодательной системы и несовершенная правоприменительная практика привели к тому, что за решетку попадают больные и хилые, нуждающиеся в серьезном лечении наркоманы, а наркобароны остаются безнаказанными. Действующие в этой области всевозможные программы и проекты крайне неэффективны, так как они ориентированы только на борьбу с последствиями, а не на устранение причин распространения этого пагубного явления в молодежной среде. Анализ ситуации показывает, что фактически органы государственной власти совершенно не имеют никакого реального представления об обстановке с распространением наркомании и никто из них даже и не стремится выяснить, какое же количество граждан реально находится в этой тяжелой жизненной ситуации. Министерства и ведомства увязли в разработках, интригах и переваливании вины за происходящее друг на друга. А на российских детей продолжается циничная и откровенная охота обнаглевших наркоторговцев. По данным Национального антикоррупционного комитета Российской Федерации, 355-тонный героиновый рынок России в ценовом измерении составляет 25,3 миллиарда американских долларов. Огромные прибыли позволяют преступникам использовать эти средства для продвижения «своих людей» во властные структуры, а также вовлекать в противоправную деятельность представителей государственной власти, в том числе работников правоохранительной системы.

     У страшной машины преступного наркобизнеса два мощных двигателя — спрос и предложение. Более ста лет правительства мира направляют свои усилия именно на то, чтобы остановить лавинообразный наплыв наркотиков. Логика здесь на первый взгляд верна и проста: не будет наркотиков — не будет и наркомании. Однако это далеко не так. Стремительный рост контрабанды наркотиков не ослабевает, и, в частности, Северная Осетия с ее трансперевальными дорогами приобретает для преступников особое значение. Наркорынок интенсивно расширяется. Имеются многочисленные факты бесплатного распространения наркотиков с целью обеспечить привыкание к ним как можно большего числа молодых людей. Наркодельцы, в большинстве случаев безнаказанно, а иногда и под «крышей» правоохранительных органов, творят свое черное дело в школах, институтах, других общеобразовательных учреждениях и местах досуга молодежи, проводят целенаправленную работу не только по привлечению к употреблению наркотиков все большего числа детей, но и их активному использованию в качестве продавцов. Никого в республике не могут оставить равнодушным и факты появления «семейной наркомании», а также не снижающиеся темпы роста заболеваемости этим пороком молодых женщин.

     Если население России в результате снижения уровня жизни, рождаемости и увеличения смертности ежегодно уменьшается почти на миллион человек, то всем должно быть понятно, что нашей небольшой по численности населения республике общий прогноз развития ситуации, связанный с негативными последствиями от злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, предвидится крайне неблагоприятным. Мы находимся на пороге национального бедствия. В таких условиях наша медлительность и непринятие экстренных адекватных и эффективных мер по противодействию этому злу представляются нам со-вершенно непростительными. Кому приходится расплачиваться за материальный, социальный и моральный ущерб, причиненный наркотиками? Всем нам! Да, именно мы расплачиваемся за слезы матерей, оплакивающих преждевременную смерть своих умерших от передозировки детей. Посмотрите, сколько на наших кладбищах свежих могил совсем молодых людей!

     Чудовищный по силе удар международных наркокартелей направлен не просто против России, а против ее титульной нации — русского народа. Это горе и черная беда уже ворвались в миллионы русских семей. Проводится целенаправленная планомерная изуверская работа по уничтожению и вытеснению с геополитической арены «самого непокорного» народа на земле, как было сказано в известном меморандуме А. Даллеса. И если мы все, в том числе и представители малых народов, не бросимся на помощь и не спасем от вымирания русский народ — пропадем все! Для нас, коммунистов, наша Родина никогда не была «этой страной». Я полностью солидарен с Председателем нашей партии Г. А. Зюгановым, который на встрече с избирателями Самарской области особо подчеркнул, что «русские — это духовный, нравственный и державный стержень страны. И если русские, не дай Бог, уйдут с политической арены, то ни одному малому народу, тысячелетия проживающему вместе с нами на огромных евразийских пространствах, не будет хорошо».

     КРОПОТЛИВАЯ работа по очищению нашего общества от скверны наркомании должна вестись по всем стратегическим направлениям — в культуре, народном образовании, в правоохранительных структурах, но кто, как не мы, врачи, знаем, что передовые рубежи в этом бескомпромиссном противостоянии должны занять работники здравоохранения. Мы должны выйти из окопов, из состояния оцепенения, не теряя времени, перейти к активным наступательным действиям. Однако трудно и глупо воевать с противником, который знает о тебе практически все, а ты о нем — ничего.

     В начале 1999 года Комитету парламента РСО — Алания по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов было предложено подготовить проект закона «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Республики Северная Осетия — Алания». Приступив к разработке законопроекта, мы проделали огромную работу. Проект закона был опубликован в центральной республиканской печати для всеобщего обсуждения. Мы получили сотни писем и телефонных звонков с очень дельными замечаниями и предложениями, часть из которых вошла в его окончательную редакцию. Помимо этого, мы провели многочисленные многолюдные сходы граждан во всех районных центрах, городах, крупных селах и станицах. Заручились также поддержкой всех 26 национально-культурных центров, активно и плодотворно работающих в нашей многонациональной республике. Простые люди искренне благодарили нас за то, что решение этого животрепещущего вопроса наконецто сдвинулось с мертвой точки. Мы изучили не только специальную литературу, посвященную этому вопросу, но и имеющиеся в этой области законодательства многих стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, Европы, Америки, Азии, а также различных российских регионов. Мы попытались также проанализировать плюсы и минусы в деятельности наркологической службы бывшего Советского Союза и посмотреть, а что же именно дала государству и обществу наркология с так называемым человеческим лицом в результате провозглашенных лозунгов ее «гуманизации» и «либерализации»?

     Так называемые демократические реформы оказали деформирующее влияние не только на глобальные вопросы экономики нашей страны, но и негативно отразились на многих других проблемах, в частности, тех из них, которые связаны с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотиков. За последние годы вместо модификации наркологической службы мы стали свидетелями ее фактической дискредитации. Вместо точного, выверенного механизма административного и уголовного давления на распространителей и потребителей психоактивных веществ — полное попустительство и произвол. Нелишне вспомнить, какому шквалу необоснованной критики в «демократической» прессе был подвергнут Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», совершенно «мягкий», особенно в сравнении с наиболее жестокой концепцией американского законодательства.

     Как справедливо заметил руководитель клинического отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Минздрава РФ А. Надеждин, «абстрактный, «шизоидный» гуманизм, декларирующий якобы соблюдение прав человека, полностью перечеркнул разумные доводы о необходимости ограничения в правах наркоманов, поведение которых сопровождается выраженной десоциализацией, криминализацией и угрожает жизни не только индивида, но и его ближайшего окружения».

     Положительный опыт борьбы с наркотиками зарубежных стран, в том числе с «эталонной» демократией, игнорировался. Обществу навязывалась преступная дискуссия о целесообразности легализации наркотических веществ в России с однобоким и тенденциозным освещением аналогичного опыта в Нидерландах и Испании и с сокрытием отрицательных последствий этого необдуманного для этих стран шага.

     ОДНОЙ из предпосылок эпидемии наркомании в стране являлись также пробелы в федеральном законодательстве по вопросам ведения среди населения систематической антинаркотической пропаганды, а также отсутствие целостной информационной стратегии, ориентированной на молодое поколение страны. С другой стороны, реальные события и неуклонное изменение в общественном сознании в сторону отрицания демократических реформ, усиление звучания в современной российской геополитике идей государственного фундаментализма приводят нас к пониманию того, что не «гуманизаторские» идейки, а взвешенные организационно-методологические подходы, основанные на беспристрастном анализе причин наркотизма, способны стать базисными для дальнейшего эффективного развития отечественной наркологии. Приблизительно в это же время вышло постановление правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999—2001 годы», в котором предлагалось разработать правовые и организационные основы выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, потребляющих наркотики без назначения врача. Получалось, что в своей работе над законопроектом мы двигались в правильном направлении.

     Закон Республики Северная Осетия — Алания «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Республики Северная Осетия — Алания» был единогласно принят парламентом республики в середине 2000 года.

     Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части медицинского обследования и ограничения допуска больных наркоманией к ряду должностей поступил в Государственную думу в феврале 2001 года. Его рассмотрение в первом чтении было назначено на 29 ноября.

     В чем же заключается основная сущность нашей новеллы? В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан в целях защиты прав человека и гражданина на охрану его здоровья и жизни от опасных последствий потребления наркотических средств или психотропных веществ нами предлагается проведение как предварительных (при приеме на работу), так и ежегодных медицинских обследований (диспансеризации) всех слоев населения на предмет потребления вышеуказанных средств и веществ без назначения врача. Обязательному медицинскому обследованию подлежали следующие категории населения:

     — лица, поступающие в учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

     — лица, обучающиеся в учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

     — лица, проходящие медицинский осмотр при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на воинскую службу по контракту;

     — лица, прибывающие в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;

     — лица, занимающиеся отдельными видами профессиональной деятельности, работа которых связана с источником повышенной опасности;

     — граждане Российской Федерации, вступающие в брак.

     Помимо этого, больной наркоманией временно (на срок до 5 лет с правом последующего переосвидетельствования) мог быть признан по состоянию здоровья непригодным к выполнению профессиональной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, правоохранительных органах, учреждениях системы образования, здравоохранения, а также деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

     Предвидя возможные возражения радетелей за соблюдение прав человека, которые, следует отметить, не заставили себя долго ждать, мы заручились положениями статьи 55 конституции Российской Федерации, пункт 3-й которой гласит, что «Права человека и гражданина могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, а также обеспечения государственной безопасности Российской Федерации». Помимо этого, распоряжением президента Российской Федерации В. Путина от 28 августа 2001 г. правительству Российской Федерации предлагалось «внести во 2-м квартале 2002 года в Государственную думу проект федерального закона, регулирующего правоотношения, связанные с профилактикой наркомании, выявлением больных наркоманией и наблюдением за ними, предусмотрев конкретный механизм финансирования мероприятий, необходимых для реализации этого федерального закона».О такой поддержке нашей инициативы мы даже не могли и мечтать! Касаясь финансово-экономического обоснования к нашему законопроекту, в пояснительной записке мы отметили, что исполнение данного закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. Мы полагаем, что этой работой просто по долгу своей службы должны заниматься сотрудники поликлинических, стационарных и специализированных лечебно-профилактических учреждений субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со статьей 21 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодичес-ких медицинских осмотров работников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут работодатели. Диспансерное же наблюдение детей и подростков предусмотрено статьей 24 указанных Основ.

     Следует особо подчеркнуть, что к ноябрю 2001 года нашу законодательную инициативу активно поддержали законодательные собрания около 40 субъектов Российской Федерации от Калининграда и Санкт-Петербурга до Камчатки и Сахалина.

     НА ПЛЕНАРНОМ заседании Государственной думы 29 ноября 2001 года (см. Приложение № 3 «Стенограмма заседаний Государственной думы № 133 от 29.11.01 г.») В.А. Певцов, представлявший комитет Государственной думы по охране здоровья и спорту, выступил против принятия нашего законопроекта, ссылаясь на заключение указанного комитета за подписью его председателя Н.Ф. Герасименко. Он заявил, что указанный законопроект неоправданно расширяет (?!) перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому обследованию (и это при миллионах заболевших!), что порядок медицинского освидетельствования (?!) уже определен статьей 44 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (мы никогда не предполагали проведение медицинского освидетельствования, применяющегося, как известно, избирательно в ходе проведения следственных действий, а медицинское обследование или диспансеризацию!), что реализация законопроекта потребует значительных расходов из федерального и региональных бюджетов, так как потребуются специальные лаборатории (?!) и лабораторные исследования, что практически пока невозможно сделать в нашем здравоохранении (полная чепуха!). По поводу последнего замечания о затратном характере наших предложений и «специальных лабораториях» мы считаем своим долгом отметить следующее.

     Мы уже отмечали, кто должен будет проводить наркологическую диспансеризацию. Что же касается используемых при этом методик, то, помимо традиционных (опрос, визуальный контроль и т.д.), наиболее эффективным средством диагностики наркопотребления сегодня являются экспресс-тесты, основанные на принципе иммунохроматографии, сочетающие специфичность определения и простоту контроля результатов даже в полевых условиях. Важным достоинством их применения является бесприборная визуальная детекция результатов анализа. В настоящее время создано их производство, способное обеспечить потребность всей страны. Если сравнить их приблизительную стоимость (около 10 руб.) с затратами, уходящими из бюджета семьи на лечение только одного наркомана (около 5 тыс. долларов), многое становится понятным. И еще. Несмотря на то что в России, в отличие от многих стран, до сих пор нет законодательной базы по выявлению наркоманов, концепция наркотренинга, т.е. регулярного тестирования персонала, все-таки завоевывает все большую популярность в стране. В настоящее время этот метод широко используют Газпром, Минтранс, некоторые авиапредприятия и ряд нефтяных компаний.

     В октябре 2003 года по Российскому телевидению был показан сюжет о работе медицинских призывных комиссий с использованием метода электропунктурной диагностики Р. Фоля, когда врач практически мгновенно определяет не только пристрастие обследуемого к наркотикам, но и какой именно из 50 их видов он употребляет. А вот участники парламентских слушаний, прошедших в Государственной думе в октябре прошлого года по проблемам противодействия незаконному обороту наркотиков в Вооруженных Силах, обратились к правительству Российской Федерации с просьбой о выделении 30 миллионов долларов (!) на разработку концепции профилактики наркомании среди подростков и молодежи, создание информационной базы о наркоманах и приобретение аппаратуры, позволяющей выявлять лиц, употребляющих наркотики среди призывного контингента. На укрепление государственной границы с Казахстаном выделено 34 миллиона рублей. Но мы никогда не сможем перекрыть все источники поступления наркотиков в страну. Справиться с наркотическим валом, захлестнувшим страну, можно только при помощи мощных профилактических программ. Скупой платит дважды. Перефразируя известное изречение русских врачей, можно заявить, что наркоманию все-таки дешевле будет предупредить, чем лечить.

     Однако вернемся на заседание Думы. Обстановка, царившая в зале, произвела на меня удручающее впечатление. Некоторые депутаты явно бесцельно бродили по рядам, сидели на подлокотниках кресел спиной к президиуму, другие же, собравшись несколькими группами в проходах, громко разговаривали и смеялись, совершенно не обращая никакого внимания на выступавших и замечания председательствующего. Такого поведения невозможно было даже себе представить!

     В своем выступлении я кратко обосновал сущность нашей инициативы, давал разъяснения, в общем, защищался, как мог. Мы искренне благодарны депутатам А.Г. Пузановскому, А.П. Бурулько, А.Д. Куликову и другим, которые нас активно поддержали и призвали всех проголосовать за наш законопроект. Но итоги голосования удивили и просто обескуражили. При 10 — против, 308 депутатов, в основном из проправительственных фракций, вообще не приняли участия в голосовании. Они просто ушли из зала. И я понял, что этот состав Государственной думы безответственен и вообще ни на что не способен. Напрасно народы России чего-то от таких «депутатов» ждут, наивно надеясь на скорое разрешение своих животрепещущих проблем.

     А ЧТО ЖЕ правительство? Почему оно так категорически заявило о нецелесообразности принятия нашего закона? Какие здесь были предъявлены козыри? Читаем официальный отзыв за подписью заместителя председателя В.И. Матвиенко, которым размахивал на заседании Госдумы В.А. Певцов.

     «Реализация положений законопроекта носит затратный характер...». А какой закон вообще не носит затратный характер? Бесплатным может быть только сыр в мышеловке. Далее. «Порядок медицинского освидетельствования лиц, злоупотребляющих наркотиками, уже определен...». Да мы вообще не говорим об освидетельствовании! Мы предлагаем обследование или диспансеризацию! Они там так ничего и не поняли! «Законопроект противоречит статье 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в части соблюдения принципов прав и свобод...». Но мы же ссылаемся на статью 55 основного закона страны — конституции Российской Федерации, 3, пункт которой, напоминаем, гласит, что права гражданина МОГУТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНЫ ЗАКОНОМ в целях защиты нравственности и здоровья граждан, а также обеспечения государственной безопасности Российской Федерации! «Постановлением правительства Российской Федерации уже установлены ограничения по профессиональной деятельности для лиц, страдающих наркоманией ...». Неправда! Полный перечень отдельных видов профессиональной деятельности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для наркоманов, до настоящего времени так и не разработан. На это сетовал и все тот же председатель комитета Государственной думы по охране здоровья и спорту Н.Ф. Герасименко, когда в уже упоминавшемся нами выше заключении он настойчиво призывал правительство ускорить работы как раз по разработке и утверждению вышеуказанного перечня.

     Какой же беде еще необходимо случиться и сколько еще людей должно умереть, чтобы наше правительство все-таки предприняло хоть какие-нибудь меры в борьбе с наркоманией? Ведь даже «самая демократическая» Америка после совершения кощунственного террористического акта не очень-то церемонится с соблюдением основополагающих принципов прав человека. Вот так крючкотворцы и наркотическое лобби из Государственной думы одержали пиррову победу над здравым смыслом!

     Настроение у нас, прямо скажем, было неважное, но мы не опустили руки, а с удвоенной энергией взялись за подготовку второго варианта нашей законодательной инициативы. Мы еще больше уверились в том, что первоочередные меры в многоплановой борьбе с этим воистину вселенским злом должны быть направлены именно на профилактику этого чудовищного заболевания. Сегодня нас уже поддерживают законодательные собрания 55 субъектов России. Наших позиций придерживаются многие государственные деятели и ученые России.

     Среди предложений Национального антикоррупционного комитета по реформированию системы противодействия наркотизма в России особое место занимает пункт о «введении обязательного ежемесячного тестирования государственных служащих и должностных лиц на употребление наркотиков». По сути дела, эту же мысль, полностью совпадающую с нашей законодательной инициативой, высказали и в комитете госдумы. Недавно по каналам Би-би-си прошла передача об опасной степени поражения наркоманией работников российских атомных станций. Стало страшно! Неожиданную поддержку мы вдруг нашли и в лице уже упоминавшегося нами председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья и спорту Н.Ф. Герасименко, который, как вы помните, яростно выступал против нашего законопроекта. «Я всегда задаю в правительстве вопрос: сколько мы тратим на то, чтобы ловить и сажать, сколько на то, чтобы лечить, и сколько на то, чтобы предупредить наркоманию. Я уверен, что 99 процентов средств уходит на то, чтобы ловить и лечить. А ДОЛЖНО БЫТЬ НАОБОРОТ». Так какому же Герасименко нужно и можно верить?! Серьезное внимание в научных кругах вызвал доклад «Прогноз последствий неконтролируемой наркоэпидемии в России» Б.В. Боева и соавторов на конференции «Проблемы безопасности России в XXI веке», прошедшей в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. По их прогнозам, до 2005 года в России от наркотиков погибнут 5 миллионов человек.

     В декабре 2002 года было опубликовано открытое письмо группы деятелей культуры и искусства России, которое начиналось тревожным, как набат, обращением: «Сограждане!». Процитируем из него несколько строчек. «Мы на пороге непоправимой народной трагедии!», «...каждого второго подростка ждет страшная участь!», «Беда пожирает человеческие жизни!», «...страна деградирует, если доля наркоманов превысит 7%, «...политика запретов не искоренит наркоманию», «Новейшие достижения медицины позволяют быстро и безболезненно пройти тест на наркотики», «Мы выступаем за обязательную наркологическую диспансеризацию граждан, которая будет поддержана миллионами граждан России».

     Это ли не признание правильности и своевременности всей проведенной нашим парламентом работы? Ведь основные положения данного Обращения тезисно повторяют почти все основные положения нашей законодательной инициативы, которую «избранники» российского народа так бесцеременно отвергли!

     С удивлением мы обнаружили среди подписантов имя председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Но ему, наверно, правильнее было бы обращаться не к бесправным согражданам, а к тем, от кого зависит принятие законов, по которым должна жить страна: правительству, Государственной думе и, в конце концов, к самому себе. Ведь месяцем раньше, 4 ноября того же года он прислал на имя председателя нашего парламента письмо, в котором руководитель комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике А.И. Казаков сетовал на отстраненность регионов от законодательного процесса, в частности на низкую эффективность прохождения законодательных инициатив субъектов Российской Федерации и процедуры их рассмотрения в Государственной думе. «Голос регионов не слышен в зале Государственной думы. На протяжении нескольких лет законодательная инициатива парламента Северной Осетии, крайне необходимая стране, разбивается о политизированность Государственной думы. Действенный механизм участия субъектов Российской Федерации в законотворческом процессе отсутствует». После долгих раздумий я принял решение обратиться непосредственно к президенту Российской Федерации В.В. Путину. Ответа до сих пор нет.

     ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО в это же время Государственная дума принимает, на наш взгляд, дискриминационное решение, по которому законотворческая деятельность представительных собраний субъектов Российской Федерации была поставлена в подчинение и зависимость от решений исполнительной власти. Теперь все законопроекты, принятие которых предусматривало расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могли бы быть внесены в Государственную думу только при наличии заключения правительства Российской Федерации. Отметим, что в пояснительной записке отправленного в Государственную думу второго, переработанного, варианта нашей законодательной инициативы мы опять четко указали, что «исполнение настоящего закона не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета». Однако ответ, полученный от того же Н.Ф. Герасименко, вновь обескуражил: «Как требующий дополнительных расходов и не имеющий заключения правительства, законопроект возвращается субъекту». Да откуда же они это взяли? Ведь у нас записано, что «финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании, включая деятельность государственных и муниципальных учреждений, будет осуществляться из бюджетов соответствующих уровней субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Что здесь может быть непонятно для господина Герасименко? Или он опять перепутал, кого нужно ловить, а кого лечить? Пусть умножит 10 миллионов (ориентировочное минимальное количество наркоманов в стране) на 5 тысяч долларов (во столько, по самым скромным подсчетам, обходится лечение только одного наркомана), и, может, тогда он поймет, какая страшная беда пришла на российскую землю. Это было похоже на какой-то саботаж. Но вот еще одно обращение.

     На этот раз жалоба самой Государственной думы президенту страны от 16 января того же 2002 года. «В России, в связи с распространением и употреблением наркотиков, сложилась критическая ситуация. Правительство Российской Федерации стремится снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Не случайно среди населения сформировалось мнение о том, что власть, таким образом, потворствует наркоторговцам и криминалу».

     Ну что здесь можно еще сказать? Как говорится, приехали... И я сделал для себя окончательный вывод, что ничего у них не получится. Такая власть неспособна генерировать новые, оригинальные идеи и принимать кардинальные решения. Избирателям, которые придут к урнам для голосования 7 декабря, нужно это представлять.

     В последнее время я часто стал задумываться: почему представительную власть в стране называют законодательной и что же это такое — законотворческая деятельность депутата? Как-то у нас в Осетии высадился большой десант думских функционеров. На сессии нашего парламента они о чем-то нам увлеченно рассказывали и поучали. Когда наконец настало время для вопросов, я задал их руководительнице только один вопрос: есть ли в Государственной думе отдел или какое-нибудь подразделение, в функции которого входило бы изучение опыта законотворческой деятельности законодательных собраний субъектов Российской Федерации? Ответ был короток и ясен: нет. Тогда зачем же вообще нужны депутаты? Неужели и вправду только для того, чтобы ремонтировать краны и асфальтировать дорожки. Тогда как же быть с предложениями Национального антикоррупционного комитета, который все-таки предлагает обязательно учесть на федеральном уровне опыт Республики Северная Осетия — Алания по борьбе с наркоманией? Да, наверно, никак.

     По прогнозам экспертов ООН, к середине XXI века население России сократится до 90—100 млн. человек. Так что сегодня вопрос уже не должен заключаться в банальной российской фразе: «Что делать?». Вопрос заключается в другой, не менее известной, но более жесткой шекспировской фразе: «Быть или не быть?»

     ...Недавно во Владикавказе хоронили молодого, красивого парня. Сына известных во всей Осетии родителей. Я помню тот радостный день, когда он родился. Он был наркоманом и умер в ужасных муках от передозировки. Митинга не было. Все стоявшие вокруг молчали.

  Сослан РЕВАЗОВ,
член КПРФ, доктор медицинских наук,
профессор, зав. кафедрой нормальной
и топографической анатомии с курсом
оперативной хирургии Северо-Осетинской
госмедакадемии, бакалавр юриспруденции
в 1999—2003 гг., председатель Комитета
парламента РСО — Алания по социальной
политике, здравоохранению и делам ветеранов.
Владикавказ.

 


В оглавление номера