"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 131 (12474), суббота, 22 ноября 2003 г.

 

ОБНАЖЕННЫЙ МИР

 

Искусство и воспитание в жанре растления

     Один мой хороший друг поругивает меня за то, что я все время говорю о гибели Культуры. Но что же я могу поделать, если признаки этой катастрофы то и дело попадаются мне на глаза?

     Владимир Голышев в «Русском журнале» пишет: «Жанр телеаналитики скоропостижно скончался, поэтому любые попытки этого факта не замечать неизбежно оборачиваются симуляцией. Нынешняя политическая дезориентация делает нормальную аналитику в принципе невозможной. Ведь аналитический текст не может возникнуть из солнечного ветра, он рождается в рамках определенной традиции».

     То есть ситуация ясная — у нас нет нормальной аналитики, т. к. нет и нормальной политики, которая, в свою очередь, может возникнуть только в рамках определенной традиции, а она сейчас тоже отсутствует. В общем, ничего нет — одни развалины.

     Александр Солженицын, выступая с обращением к участникам проходящего в Подмосковье 3-го форума молодых писателей России, заявил, что русская литература переживает острый кризис. «Многие писатели не справились с историческим потрясением внезапно нахлынувшей внешней свободы, — отметил писатель. — Одни поддались болезни измельчания и поверхностного экспериментаторства. Другие — соблазнительной погоне за мимолетной модой и коммерческим успехом».

     Литературы, таким образом, сейчас тоже нет, ей тоже требуется традиция... Но, может быть, это только наши, российские проблемы?

     Мне время от времени встречаются сообщения о последних достижениях западной культуры, я процитирую лишь два из них, они были опубликованы в «Газете. Ру»: «Знаменитый фотограф Спенсер Туник провел очередную акцию, сняв 450 обнаженных женщин на вокзале Grand Central в Нью-Йорке. «Я просто хотел привести самых красивых людей в самое красивое здание», — заявил фотограф, специализирующийся на съемках очень большого количества голых добровольцев. Туник колебался в выборе самого красивого здания довольно долго. Как сообщила «Би-би-си», ему отказала администрация Нью-Йоркской публичной библиотеки и Музея естественной истории. У этого фотографа, чей рекорд — 7 тысяч обнаженных моделей на одном кадре в Барселоне, традиционно сложные отношения с администрацией Нью-Йорка. Еще давно, когда он работал с малыми формами, он сталкивался с изрядными проблемами. Двух его моделей, снимавшихся на крыше снегоуборочной машины, арестовали в 1996 году, а в 1994-м вместе с моделью арестовали самого Туника: он посадил модель на верхушку рождественской елки в фойе Рокфеллер-центра вместо звезды. Спенсер Туник разрабатывает грандиозный проект «Обнаженный мир», снимая добровольцев в разных зданиях и на площадях крупнейших городов мира. На очереди Россия и Китай».

     «Театральное представление XXX Live Nude Girls стало заметным событием на театральном фестивале в Дрездене. Главными героями постановки стали куклы Барби, экспериментирующие с жестким сексом на пути к самопознанию. Собственно говоря, это представление является оперой, написанной молодым ирландским композитором Дженнифер Уэлш. Цель постановки — объяснить девочкам, что на самом деле происходит, когда они играют с Барби, и какие мрачные глубины скрываются за привязанностью к Барби. Для этого создана сцена с кукольным домиком, в котором и происходит действие. Барби и ее партнер, который не Кен, как можно было ожидать, а тоже Барби, только с жестоко выдранными волосами, занимаются сексом под руководством кукловодов, видеопроектор транслирует происходящее на экран над сценой. Действие сопровождается мрачной музыкой, переходящей временами в белый шум, и достигает высшей точки напряжения на сцене изнасилования Барби, которая и венчает пьесу.

     Это же великолепно — «жестокий секс на пути к самопознанию»! Самое поразительное в этом творческом эксперименте — наличие некоего назидательного смысла, адресованного маленьким девочкам. Дети должны что-то понять, увидев, как жестоко насилуют их любимую куклу...

     Конечно же, эти примеры, возможно, не показатель, а всего лишь проделки отдельных хулиганов от культуры, хотя оперу про Барби с восторгом приняла публика, и эту постановку с нетерпением ждут в Вене и Оксфорде. Но меня не эти проделки больше всего пугают...

     Опять же оговорюсь — я ссылаюсь на свои субъективные наблюдения, не имеющие никакой ценности. Ехал я недавно в автобусе, а рядышком, через человека, сидели две старшеклассницы. Они всю дорогу болтали, а мне невольно пришлось их слушать. Как я понял, ученицы они не самые глупые, кажется, отличницы. И вот одна говорит своей подружке: «Ты видела рекламный ролик про то-то? Такой классный!» И далее следует пылкий пересказ. Мы в детстве так пересказывали сюжеты кинофильмов. Но сколько раз можно посмотреть один и тот же фильм? Лично я могу два, от силы — три раза. А эта старшеклассница смотрит раз пятьдесят в течение дня «любимый рекламный ролик» — и такой восторг. Становится страшно...

     Мой племянник сказал удивительную вещь (я все время отстаю от жизни!): в кинотеатре, оказывается, есть ночной сеанс, который называется, если не ошибаюсь, «Глотатели рекламы» — он весь составлен из одних рекламных роликов. Представляете — несколько часов сплошной рекламы! Говорят, что спрос рождает предложение. Неужели уже появился такой вот спрос?

     Кажется, точно появился... «Lenta.ru» пишет, что телезрители Великобритании в ближайшее время смогут смотреть новый канал, на котором будет транслироваться только реклама. Там будут показываться рекламные ролики, а также тематические и исторические подборки рекламы. «Мы уверены, что людей это заинтересует», — заявили создатели телеканала. Вы поняли? «Они уверены»...

     Сейчас действительно позднее, чем мы думаем. Мы все время запаздываем со своей критикой. Мы критикуем тупые голливудские боевики, а это уже пройденный этап. Я, конечно, не проводил соцопросов, но сдается мне, что молодое поколение практически не читает книг — ни хороших и ни плохих. Работа с литературным или философским текстом требует интеллектуального и душевного напряжения, а сейчас никто не хочет напрягаться. Книгу убил кинематографический красочный образ, но и само кино в старом понимании тоже начинает уходить в прошлое. В конце концов фильм достаточно продолжителен и требует все же определенных усилий для восприятия. Другое дело — рекламный ролик. Он — короткий, повторяется много раз, его восприятие не требует никакого напряжения, и он становится «искусством будущего». Не надо думать — только смотри...

     Дмитрий Быков рассказывает в статье в «Русском журнале»: «Не так давно меня сватали в одну новую газету и подробно рассказывали об ее аудитории. «У нынешнего поколения белых воротничков еще есть душа, — сказал мне обозреватель этой новой газеты. — У следующего ее уже не будет. И это прекрасно! Потому что когда у нас есть душа — у нас срут в подъездах, устраивают революции и в конечном итоге ходят строем. А без души не срут, не устраивают и не создают тех креативных, но невыносимых коллизий, за которые наши Мышкины так любят свою безразмерную Настасью Филипповну. У клерка о Родине совершенно другие понятия, поэтому писать надо именно для клерка».

     Эти признания дорогого стоят! Так вот какой он — человек будущего! И вот, оказывается, в чем наш главный недостаток, почему мы так не вписываемся в рынок и в мировое сообщество, вот в чем проблема! В этом смысле смерть Культуры — это неизбежность, ведь Культура — это жизнь души. И то, что сейчас происходит с Культурой, — это всего лишь зримое проявление того, что совершается с нашей душой... В заключение еще один образчик современного искусства: «В буэнос-айресском центре искусств Recoleta проходит выставка чилийской художницы Каталины Риуторт. На ней представлены фотографии обнаженных ягодиц 600 человек. Имена людей на изображениях не указаны — внизу каждой фотографии помещен только штрих-код с номером идентификационной карточки, но на одной из фотографий есть и ягодицы самой художницы. Выставка называется Carne de Identidad, что в дословном переводе с испанского означает «плоть личности». В названии обыгрывается словосочетание «удостоверение личности», которое по-испански будет carnet de identidad».

     Эта чилийская художница очень точно отобразила новое представление о личности. Человеческое лицо, его глаза — зеркало души, уже не имеют значения, ибо нет души, которую они могли бы отражать. Лицо уже не важно, интерес представляет лишь все, что ниже пояса. Оголенное седалище вместо лица, штрих-код вместо имени — вот образ «нового человека»...

  В. ПУШКИН.

 


В оглавление номера