"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 134 (12477), суббота, 29 ноября 2003 г.

 

ПОМЕРКШИЕ ЗВЕЗДЫ

     Горькую усмешку вызывают заверения нашего правительства и президента о том, что российская экономика на подъеме. Второй десяток лет пошел, как Северодвинск, в недавнем прошлом краса и гордость корабелов Страны Советов, переживает жестокий кризис. Мы писали уже о недавнем визите министра внутренних дел Б.Грызлова в Архангельскую область о том, что львиную долю времени своего пребывания на ее земле он посвятил посещению заводов «Севмаш» и «Звездочка» в Северодвинске. Более чем странным выглядело нежелание главного «силовика» и губернатора области встретиться с главой города и пригласить его вместе с ними посетить главные предприятия Северодвинска (к тому же, как почти все чиновничество страны, мэр — тоже член «Единой России», а Грызлов именно в качестве лидера этой партии и приезжал к нам). «То, что мэра Северодвинска как должностное лицо, как главу города не включили в состав участников этого визита, — это неуважение и к первому лицу, и к Северодвинску в целом со стороны регионального отделения партии «Единая Россия», которое готовило этот визит», — сказал мэр города А.Беляев. Казалось бы, в чем причина такой немилости визитеров? А ларчик открывается просто. Если бы гости встретились с администрацией города, им пришлось бы отвечать на очень неприятные вопросы о причинах сложного социально-экономического положения Северодвинска, о причинах обострившихся отношений между мэром Северодвинска и областной администрацией.

     До 90-х годов Северодвинск жил военными заказами, несколько подлодок спускали ежегодно на воду. Теперь таких заказов нет и не предвидится. Грызлов обещал (хотя непонятно, какое он к этому имеет отношение), что заказ увеличат в 1,5 раза, а это, даже если и верить, капля в море. Чтобы выжить такому уникальному предприятию, как «Севмаш», нужны заказы на 35-40 миллиардов рублей ежегодно, а по словам президента ЗАО «Судостроение» Анатолия Макаренко (бывшего директора» Севмаша»), «...весь заказ военному судостроению в 2003 году, несмотря на объявленный экономический подъем, всего 16 миллиардов рублей. Это, почитай, на 44 основных завода и 60 конструкторских бюро отрасли. На долю же северодвинцев приходится всего 3,9 миллиарда рублей. Как тут выжить?» По словам того же А.Макаренко, чтобы сохранить это поистине уникальное предприятие, ему нужно обеспечить загрузку хотя бы на 80% и работу 25 тысячам человек.

     Но вопрос о «Севмаше» был бы задан не губернатору. А вот губернатора бы спросили о долгах областного бюджета северодвинским ветеранам и инвалидам. Андрей Масленников, руководитель пресс-службы администрации города, сообщил, что областной бюджет должен 68 млн. 514 тыс. рублей предприятиям города, оказывающим льготные услуги ветеранам и инвалидам (здесь и долги по жилищно-коммунальным субсидиям, и за льготные лекарства инвалидам).

     Мэр Северодвинска надеялся, что губернатор возьмет под особый контроль вопросы финансирования «льготных законов». Надо сказать, что архангельская организация Всероссийского общества инвалидов обратилась в прокуратуру Архангельской области с заявлением о том, что в муниципальных образованиях области многими предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами органов местного самоуправления не соблюдаются требования законодательства РФ о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

     Как сообщает местная печать, обошли Северодвинск, когда в октябре на сессии областного Собрания депутатов рассматривался проект распределения 225 миллионов рублей, поступивших от алмазной компании «Алроса» на социальные нужды региона.

     Северодвинску не досталось ни копейки. Администрацию Северодвинска крайне беспокоит проект бюджета области на будущий год. Бюджет Северодвинска и ряда других муниципальных образований сформирован с дефицитом в 10%. Областная администрация не желает ни в какую помогать уникальному центру атомного подводного судостроения. С молчаливого согласия губернатора А.Ефремова ЗАО «Росшельф», которое создавалось для освоения Штокмановского и Приразломного месторождений на шельфе Баренцева моря, снялось с налогового учета в Северодвинске и перерегистрировалось в Санкт-Петербург. Заказы на строительство морских платформ теперь под вопросом. А они могли бы очень поддержать «Севмаш».

     Все понимают, что надо спасать уникальные предприятия Северодвинска, его бесценный технологический, интеллектуальный потенциал. Какие только предложения не выдвигаются: и создание технополиса в Северодвинске, и финансирование его через специальную федеральную программу... А ведь еще недавно продукция «Севмаша» и «Звездочки» заставляла трепетать сердца натовских генералов, вызывала уважение во всем мире. К сожалению, высокопоставленные визитеры заняты предвыборными страстями и не посчитали необходимым встретиться с администрацией города.

     Где же, спрашивают люди, громко декларируемая нашим правительством социальная политика? Где подъем экономики, о котором мы слышим денно и нощно? Может, подъема-то и не было?

  Георгий ЗНАМЕНСКИЙ.

 


В оглавление номера