"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 136 (12479), четверг, 4 декабря 2003 г. |
Можно ли полностью исключить влияние административного ресурса на результаты выборов? Наверное, нет. Но можно без серьезных материальных и трудовых затрат, а также затрат времени обуздать его, минимизировать это влияние. Основные принципы организации контроля за проведением выборов сформулированы в заявлении Г.А. Зюганова, опубликованном в «Советской России» № 135 от 2 декабря 2003 года. На наш взгляд, наиболее логичными и рациональными представляются следующие мероприятия (приводятся тезисно, с учетом ограничений, налагаемых на объем газетной публикации). 1. ДО ВЫБОРОВ В центре
На местах
Проверить списки избирателей на предмет наличия «мертвых душ» — избирателей, выбывших по причине смерти и иным причинам. Так как наблюдатели (особенно в сельской местности), как правило, осведомлены о всех подобных случаях. Если же наблюдатели такой информацией не располагают, можно рекомендовать обратиться в органы местного самоуправления и ЖКХ. 2. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В центре
На местах
Обеспечить скрытое наблюдение за подходами к избирательному участку на предмет выявления покупки пустых бюллетеней с одновременной выдачей заполненных. Наблюдение должно быть обязательно скрытым, так как открытое наблюдение труднее организовать и проще нейтрализовать. В данном случае особенностью скрытого наблюдения является то, что объект не знает ни о времени наблюдения, ни о применяемых методах. 3. ПО ОКОНЧАНИИ ГОЛОСОВАНИЯ На местах
В центре
Важно оценить реальность явки избирателей по отдельным округам, используя и официальные данные о численности избирателей в каждом округе и на отдельных участках (соответствующий федеральный закон имеется). При этом следует учитывать, что за период, прошедший после утверждения численности по округам (использованы данные на начало года), умерло не менее 700 тыс. чел., подавляющее большинство которых являлись избирателями. После опубликования окончательных результатов переписи населения провести полномасштабный анализ по каждому избирательному участку с целью выявления случаев голосования в количестве, превышающем численность населения соответствующих возрастных категорий. Кстати, беглое сопоставление предварительных данных переписи, опубликованных Госкомстатом РФ, и данных о численности избирателей по округам выявило интересную закономерность. В регионах, которые традиционно голосуют за власть, численность избирателей составляет от 50 до 65 процентов от численности населения (в Чечне – 48), а в регионах проблемных, с точки зрения власти, — около 80. К чему бы это? В любом случае представляется целесообразным проведение в последние дни перед выборами массированной акции по распространению информации о проведении всеобщего и тщательного контроля на всех уровнях. Даже если запланированные мероприятия будут выполнены не в полном объеме и не везде, угроза детального контроля не может не дать своих плодов. «Медвежьи болезни» являются генетически обусловленными и указаниями сверху не лечатся... В.Р.
|