"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 25 (12510), четверг, 26 февраля 2004 г.

 

ОПОМНИСЬ, ГОСДУМА!

     Основная задача Государственной думы сводится к принятию ответственных решений, направленных на укрепление российского законодательства, на благо всей страны и отдельных граждан.

     После утверждения законы принимают окончательный и необратимый характер, что предполагает тщательную проработку, взвешенность, многосторонность экспертного анализа, моделирование последствий его внедрения. Вот только на деле все получается совсем не как в непревзойденном черномырдинском пассаже: «Хотелось, как лучше...».

     Остается только поражаться, сколько некомпетентности, скоропалительности и злого умысла принесла деятельность народных избранников, призванных стать горой на защиту интересов российского народа. Именно по такому сценарию произошла «ваучеризация» всей страны, разграбление природных богатств отдельной кучкой приближенных к власти нуворишей, расхищение цветных металлов посредством пресловутых приемных пунктов краденого металлолома (они успешно функционируют до сего дня, принося колоссальный вред отечественной экономике). Сюда можно отнести и повальное взяточничество, и другие аморальные факторы, связанные с лоббированием «дырявых» законодательных актов под заказ «сиятельных особ», на которых вынуждены горбатиться 90% простых россиян.

     И вот на нас обрушился новый крючкотворный уродец в виде закона «Обязательного страхования автогражданской ответственности» (ОСАГО). Причем последний состав Госдумы, поиграв с встревоженным населением в кошки-мышки, подкинул окончательное решение новому составу, депутаты на радостях от своего избрания решили его утвердить, не снизойдя до детального обсуждения.

     Этим многострадальные российские автолюбители были ввергнуты в очередной шок, на их плечах и без того непомерный груз забот и невзгод, связанных с наличием железных коней и кляч.

     Судите сами: если во многих цивилизованных странах медконтроль владельцев транспорта осуществляется один раз в пять лет и проводится лишь проверка зрения, то у нас необходимо проходить медкомиссию каждые два года с обходом множества врачей, доказывая, что ты не наркоман и не идиот. (По крайней мере в этой ситуации было бы логичнее располагать подобной базой данных в организации, в чью компетенцию и должны входить вопросы выдачи прав на вождение.) Не стоит забывать и тот факт, что существование подобных медицинских комиссий не только отвлекает врачей от их основных обязанностей — лечения нуждающегося в их услугах населения, но и служит средством откровенного побора с автолюбителей, где только анализ крови при прохождении достигает 100 рублей.

     На российских автолюбителей продолжают давить налоги за пользование автомобилем, за наличие гаража, растущие ежегодно с невероятной прогрессией. На особом счету стоит налог за пользование дорогами, парадокс которого заключается в том, что чем больше мы его платим, тем хуже качество дорог, особенно в городской черте.

     В одной из самых богатых стран мира по наличию запасов нефти неуклонно растет стоимость горюче-смазочных материалов вне зависимости от колебания цен на сырьевых планетарных биржах. Причем тот довод, что цены в Европе все равно выше, не выдерживает никакой критики по сравнению с доходами этих стран и экономическим рейтингом населения России. Если эта тенденция будет сохраняться и дальше, то за счет наших автолюбителей газонефтяным олигархам можно будет содержать уже не одну и не только английскую футбольные команды.

     В отличие от неизмеримо более материально обеспеченных западных автоколлег для большинства наших любителей автомобиль в действительности является скорее средством для существования. Ведь все свободное от низкооплачиваемого труда времени они вынуждены заниматься дополнительным приработком, в том числе сельхозработами на дачах и приусадебных участках — различными сборами и заготовками вместо полноценного отдыха в общепринятом понимании, где наличие автомобиля является обязательным условием такой жизни.

     В своем большинстве эти «автомученики» вынуждены передвигаться на отечественном транспорте, а это означает позапрошлый век автостроения, устаревшие технологии, некачественные материалы, халтурную обработку и сборку. Все это ведет к непредвиденным финансовым издержкам, нервотрепке, трате дополнительного времени и сил. И это в то время, когда более надежные и привлекательные подержанные иномарки, на фоне которых российские легковушки проигрывают по всем статьям, благодаря «нещадной» заботе о нас родного правительства и Думы, становятся все более недоступными для среднего класса населения.

     Возвращаясь к недавно принятому Закону об «автогражданке», следует признать, что для нашей страны это в конечном счете дело неотвратимое. Страхование автомобилей введено во всех европейских странах. Вопрос состоит в том, почему при наличии богатейшего мирового опыта в нашей стране это приняло такую уродливую и одностороннюю форму, где все сверхвыгодно всем, только не автовладельцам.

     Есть здесь и еще один существенный аспект: поспешно введенный с 1 января, этот закон дает возможность санкционированных поборов для и без того безудержно обогащающихся за наш счет работников ГИБДД. Теперь можно штрафовать всех, кто по разным причинам не сумел приобрести полис, весьма основательно и неограниченное количество раз. Становится очевидным, что незадачливый водитель неизбежно будет выискивать с размахивающими жезлом гаишниками «компромиссные варианты».

     Не проще и разумнее было бы предложить обязать госавтоинспекции проверять наличие ОСАГО лишь при проведении техосмотров? При этом каждый владелец транспорта мог бы своевременно заключить договор в зависимости от сроков технических проверок, и тогда весь автотранспорт в период 2004—2005 гг. был бы застрахован без всякого нездорового ажиотажа.

     Никак нельзя согласиться и с заключением договоров. Автовладельцу навязываются только два варианта: или 1 год, или 6 месяцев, причем шестимесячная страховка оценивается почему-то не в половину, а в 3/4 годовой. Разве вероятность оказаться во внештатной ситуации увеличивается в зависимости от сокращения сроков страховки?

     Общеизвестно, что автомобильный сезон в центральной полосе России для многих автовладельцев длится как минимум с апреля по октябрь, а это все-таки составляет не 6, а 7 месяцев. Неужели страховые компании об этом не знали? Каким образом при теперешней ситуации можно продлить договор на необходимые 1—2 месяца? При существующем абсурде страхователь вынужден будет оплатить не иначе как годовую страховку или играть с гаишниками в игру «авось пронесет».

     Совершенно не учитывается фактор необходимости продажи автомобиля, длительного отсутствия (командировка, болезнь и т.д.) или пользование автомашиной по доверенности на незначительный срок, если данное лицо не вписано в страховой полис.

     Удивляет и ситуация со страхованием автомобилей, зарегистрированных, например, на Украине или в Беларуси. В этом случае владелец автомобиля должен оплачивать страховку в двойном размере, словно за рулем оказывается, как правило, не самый обычный россиянин, а «камикадзе», только и мечтающий назло себе и страховщикам покалечить автомобиль.

     А что делать с пенсионерами, малоимущими слоями населения, да и просто с безработными гражданами, которые не в состоянии оплачивать неподъемную для них сумму, а автомобиль является единственной подмогой в жизни?

     Поражает и удивительное безмолвие антимонопольного комитета. Разве не является очевидным факт вопиющего сговора бурно распустившихся страховых компаний, когда при страховании автомобилей во всех фирмах фигурируют одинаковые суммы страховки, одинаковые сроки, одинаковые компенсации, что недопустимо в правовом государстве?

     При более детальном изучении этого на удивление антидемократического закона можно обнаружить массу других неувязок не в пользу автовладельцев. Очевидным остается одно: данный закон должен быть незамедлительно отозван для доработки в интересах простых граждан.

     В перспективе, если власть действительно думает превращать Россию в современное демократическое государство, необходимо полностью демонтировать всю порочную систему зависимости автовладельцев от милицейского и чиновничьего произвола. Только не надо больше заниматься отсебятиной и в который раз «изобретать велосипед». За примером далеко ходить не надо. Возьмите хотя бы Латвию. Здесь уже давно ввели общепринятую европейскую модель взаимодействия человека и автомобиля. Всем, что связано со сдачей экзаменов, получением прав, прохождением ежегодных автотестов (техосмотров), получением номерных знаков, занимается не полиция, а дорожные департаменты муниципалитетов и иные гражданские организации, что полностью исключает служебные злоупотребления, да и страховку там можно оформить не на тот срок и не на тех условиях, что навязываются страховой компанией, а на вариантах, выгодных автовладельцу.

     Необходимо помнить о том, что в России живут миллионы пока не слишком обеспеченных граждан, для которых наличие автомобиля не только не роскошь, но даже не средство развлечения — это рабочая лошадка.

     Теплится еще надежда, что Госдума и правительство проявят истинную мудрость и понимание необходимости преобразований в сфере автотранспорта для улучшения жизни простых граждан, тем более что имеется богатейший опыт соседних стран.

  Ю.К. СОБОЛЕВ.
Псков.

 


В оглавление номера