"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 54 (12533), четверг, 22 апреля 2004 г. |
Нынешняя годовщина со дня рождения Владимира Ильича совпадает со 110-летием со дня выхода первого выпуска его выдающегося труда «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Эта одна из первых работ молодого Ленина явилась подлинным манифестом революционного марксизма. В этой книге В.И. Ленин впервые поставил перед российскими социал-демократами задачу создания марксистской рабочей партии и выдвинул идею революционного союза рабочего класса и крестьянства как главного средства свержения царизма. Используя математическую терминологию, можно сказать, что интерес к этому человеку прямо пропорционален времени, отделяющему нас от тех событий. Не так уж много в мире людей, вклад которых в мировую историю и культуру был столь же велик, как вклад В.И. Ленина. А поскольку он был не только теоретиком марксизма, но и сделал удачную попытку реализовать на практике теоретические разработки в области общественного устройства, то данное обстоятельство удесятеряет интерес к этой фигуре как его сторонников и последователей, так и противников всех мастей и рангов. В этих заметках я затрону лишь одну проблему: нравственная позиция личности или общественной организации и отношение к ней В.И. Ленина. Прежде всего несколько слов о партии. Созданная Лениным коммунистическая партия была организованной политической силой, верной своему идеалу. Это были вынуждены признавать даже откровенные противники. Характерным в этом отношении является известное признание английского писателя-фантаста Герберта Уэллса, который скептически относился к социализму, называл Ленина «кремлевским мечтателем», «утопистом», ибо не верил в возможности молодой Советской Республики. В 1920 году после встречи с Лениным он опубликовал книгу «Россия во мгле». Он считал, что в России, «в этой огромной, равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами», невозможна электрификация и создание на этой основе современной промышленности. Но Г.Уэллс вынужден был признать: «Во всей России, и среди русских, разбросанных по всему свету, есть лишь одна организация, объединенная общей верой, общей программой: это партия коммунистов... Сегодня коммунисты морально стоят выше всех своих противников». Эти слова с полным основанием можно отнести и к нынешним коммунистам, объединенным в единственно последовательную оппозиционную силу антинародному режиму — Коммунистическую партию Российской Федерации. В.И. Ленин всегда высоко ценил моральные качества людей, особенно коммунистов. Его крылатое выражение «партия — ум, честь и совесть эпохи», оплеванное новоиспеченными «демократами», отражало это с наибольшей точностью. В самом деле в этой формуле из трех характеристик две относятся к категориям этики, то есть отражают именно нравственные ценности, лежащие в основе деятельности подлинного коммуниста. И не вина Ленина, что эти принципы были грубо нарушены правящей партийной верхушкой, которая в конце концов предала не только коммунистов, но фактически и весь советский народ. О каких чести и совести, например, можно говорить в отношении Ельцина или Горбачева, если первый откровенно признался, что «никогда не был коммунистом», а второй гордился тем, что «всю жизнь боролся с коммунизмом»! Да и действия нынешних правителей оставляют глубокие сомнения, что эти нравственные категории хоть в какой-то мере присущи им... В.И. Ленин придавал огромное значение нравственной позиции человека, его активности в осуществлении высоких нравственных целей. Мерилом нравственности, по Ленину, было, как известно, отношение к революции. Непримиримость к рабству во всех его проявлениях, стремление освободить от него простой люд было целью всей жизни Ленина. Он понимал, что класс подневольных людей неоднороден, причем эта неоднородность во многом была обусловлена именно нравственной позицией человека. Ленин выделил три типа раба, различающиеся именно по своей нравственной позиции: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам». Следует отметить, что в любом обществе мы можем обнаружить эти три типа, причем не только среди рабов, но и среди «господ». Не рабской ли психологией руководствуются те наши правители, которые холуйски уступают геополитические позиции России в угоду заокеанскому «другу», а фактически — господину, хозяину положения? Причем происходит это под убаюкивающие общественное сознание заклинания о «партнерстве», о «взаимовыгодном» сотрудничестве с НАТО, ракеты и самолеты которого имеют практически доступ к любому объекту на территории европейской части России в кратчайшее подлетное время. Борющийся человек сознает свой удел, он хорошо знает, что его ждет, но он готов жертвовать собой ради освобождения других. И движущей силой при этом является тот нравственный идеал, которому служит эта личность. Вспомним признание выдающегося революционера Георгия Димитрова. Как известно, он был в 1933 году арестован нацистами по ложному обвинению в поджоге Рейхстага и помещен в берлинскую тюрьму Моабит, одну из самых страшных политических тюрем Германии. «Меня поместили, — вспоминал он, — в камеру с тройным запором, на дверях которой было написано: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Я усмехнулся и подумал: «Ко мне это не может относиться». Почему? Что бы со мной ни случилось, даже если меня и убьют, идея, за которую я боролся, не может быть побеждена». Как известно, Г.Димитров выиграл сфабрикованный против него процесс и вместо обвиняемого выступил обвинителем нацистского режима. Второй тип раба характеризуют покорность, непротивление, стремление не вызвать гнев господина или вышестоящего начальника, прожить жизнь тихо, мирно, «как бог послал». Таких, как правило, большинство. Задача коммунистов разбудить это большинство, показать ложность их позиции, побудить к практическим действиям. Это — самая трудная задача, так как представители этого типа боятся любых перемен по принципу «лишь бы не было хуже». Третий тип раба также характерен особой нравственной позицией. Здесь налицо угодничество, лакейство, всяческое восхваление своего господина (начальника), стремление предвосхитить любое его желание, как можно больше понравиться ему и получить за это дополнительные привилегии. Стоит такому человеку «выслужиться», и он становится особенно беспощадным к своим бывшим товарищам, ибо его идеал — только свое собственное благополучие, которое он готов поддерживать любой ценой, даже ценой предательства, что довольно часто наблюдается на практике в нашей нынешней российской действительности. Будучи последовательным материалистом, В.И. Ленин прекрасно понимал, что марксистская формула «бытие определяет сознание» не может пониматься и применяться буквально. Она вовсе не означает, что чем богаче человек, тем выше его нравственный уровень. Это ведь только идеологи реставрации капитализма в России пытаются убедить нас в том, что истинными хранителями нравственности были дворяне, предприниматели, купцы, священнослужители и т.п., а также нынешние нувориши, накопившие несметные богатства путем ограбления российского народа. В качестве возражения можно привести слова итальянского философа, пропагандиста марксизма Антонио Лабриолы, сказанные им более ста лет назад: «Только какому-нибудь кретину могла придти в полову мысль, что нравственность того или иного человека строго соразмерна его материальному положению». Охаивая и очерняя наше великое прошлое, искажая и представляя неким кровожадным монстром В.И. Ленина, объявляя Великую Октябрьскую социалистическую революцию незаконным государственным переворотом, идеализируя императора, прозванного народом «Кровавым», и царскую власть, отбрасывая лучшие традиции многих поколений советских людей, наши «демократы», не ведая того, обрекают себя на нравственную нищету, приближают свой собственный крах. Рано или поздно, как это уже бывало в российской истории, трудящиеся массы поймут, кто их истинные друзья, а кто враги, с кем им действительно по пути в революционных, а не реакционных преобразованиях. В.И. Ленин посвятил свою жизнь идее революции. Ему, как и всем людям, были свойственны ошибки и заблуждения. Но он, в отличие от большинства современных политических деятелей, определяющих российскую экономическую и социальною политику, не боялся признавать свои ошибки и искал пути преодоления их последствий. В отличие от многих бывших членов КПСС (я не говорю бывших «коммунистов», так как бывших коммунистов не бывает), он не менял своих убеждений в угоду тем или иным конъюнктурным соображениям. Он всегда оставался верен себе и своим идеалам. И это характеризует его нравственную позицию борца, преданного своему делу.
Владимир ПАРШУКОВ.
|