"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 59 (12537), четверг, 6 мая 2004 г.

 

КАК ПОГИБ СЫН ХРУЩЕВА?

 

летчик Леонид Хрущев

     Поздним вечером 23 марта с.г. всепогодный круглосуточный государственный телеканал ОРТ запустил в эфир целый телефильм с интригующим названием «Пропавший сын Никиты Хрущева». Из 50-минутных (с тремя рекламными «вкраплениями») электронно-творческих усилий авторов можно было понять, что сын Хрущева (от первого брака) Леонид родился 10 ноября 1916 года. Рос и вырос, мягко скажем, со своеобразным характером. В 1932 году окончил ФЗО. В 1934—1935 гг. учился в летной школе. В середине 30-х годов Леонид сошелся в Москве с понравившейся ему женщиной, которая родила от него ребенка. После направления Н.Хрущева на Украину первым секретарем ЦК партии на «ридну Батькившину» отправился и сын. Леонид вскоре влюбился в киевлянку Любовь Седых, с которой официально зарегистрировал брак. 21 мая 1940 г. окончил авиационное училище и был назначен летчиком в полк скоростных бомбардировщиков. За первый месяц войны совершил 27 боевых вылетов. За удачную бомбежку моста Леонида наградили орденом Красной Звезды. Помимо этого отличия, сын Хрущева явился инициатором использования в полете пехотной каски для защиты головы от осколков вражеских зенитных снарядов.

     К осени 41-го полк потерял 3/4 самолетов. Был подбит и бомбардировщик Леонида, который при приземлении травмировал позвоночник и сломал ногу... О судьбе и фамилиях остальных членов экипажа ОРТ умалчивает. В куйбышевском госпитале решался вопрос об ампутации Леониду ноги, но он, угрожая застрелить из пистолета любого, кто с этой целью приблизится к нему, отказался от ампутации. В итоге операции ногу врачи спасли, но она стала короче. В период лечения младший Хрущев на спор с неизвестным (?) моряком выстрелом из пистолета разбил у того на голове бутылку — отбил горлышко. Но «живую мишень» такая точность стрельбы не устроила, и «она» потребовала второго выстрела, чтобы непременно была разбита вся бутылка (?). Леонид выстрелил еще раз и... убил человека наповал. Вместо трибунала и должной кары Л.Хрущева в марте 1942 г. направили переучиваться летать с бомбардировщика на истребителе Як-7.

     Учеба продолжалась долго, до 19 декабря 1942 г., когда сын Никиты Сергеевича был назначен в истребительный авиационный полк... командиром звена (?!). 11 марта 1943 г. эскадрилья, в которой служил Л.Хрущев, совершила 3 вылета (Леонид участвовал в каждом), но из последнего (в район г. Жиздры) он не вернулся. Летчик этой эскадрильи Н.Жук свидетельствовал, что «видел, как по машине Хрущева стрелял «Фокке-вульф-190». Видел, как на вираже самолет Леонида завалился и пошел в пике к земле. Что было дальше, не знает...». Усиленные поиски самолета Л.Хрущева и его самого ничего не дали. Тем же закончились еще более масштабные поиски останков в конце 50-х годов, проведенные по приказу Хрущева-отца. В конце концов Леонид Никитович был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

     Что касается «распотрошенного», т.н. разыскного дела пропавшего без вести летчика, то авторами фильма было заявлено, что Хрущев никакой команды на уничтожение «компромата» не давал. А вот из личного дела офицера было изъято две страницы. Какие именно и почему не сняты с них копии, ОРТ снова не посчитал нужным сообщить.

     В заключение «сеанса» было объявлено: летчик Леонид Хрущев в плену не был. На немцев не работал. Погиб неизвестным героем Великой Отечественной войны (?!).

     Сразу захотелось спросить наш «ведущий» телеканал: как же так может быть: имя неизвестного героя известно, а вот его героические дела и свершения... неизвестны? С чего вдруг в исповедальном разговоре столько нестыковок, неувязок и алогичности? Может быть, в повисших вопросах виноват сам несведущий телезритель?

     Решил для объективности и полноты «картины» познакомиться и с другими материалами на поднятую ОРТ тему. Первым «под руку» попал еженедельник «Труд-7» за 14 августа 1999 года, в котором напечатана большая статья «Последний полет Леонида Хрущева». За заголовком следует подтекст: «Сын вождя не был предателем и не попадал в плен. Он погиб смертью героя». Сама же публикация начинается словами: «В этом году старшему сыну Никиты Хрущева — Леониду исполнилось бы 80 лет (?). Отец сына не баловал. В 1937 году Леонид закончил школу Гражданского Воздушного Флота в Балашове, работал летчиком. Во время финской войны в феврале 1940 года (когда она уже практически закончилась)* вступил в ряды ВВС. Великую Отечественную войну встретил достаточно опытным летчиком. По свидетельству командиров, в бою проявлял решительность и храбрость. Был ранен. Но снова вернулся в строй. 11 марта 1943 г. гвардии старший лейтенант Л.Хрущев в паре с ведомым к гв. ст. л-том В.Замориным выполнял боевое задание. Когда один из двух внезапно напавших на них «Фокке-вульфов-190» атаковал машину ведомого, зайдя ему снизу, под правое крыло, ведущий Хрущев, спасая товарища от смерти, бросил свой самолет наперерез огненному залпу «Фоккера». Попавший под бронебойный залп истребитель Леонида буквально рассыпался на куски. С учетом того, что бой проходил над оккупированной территорией (р-н г. Жиздры, Калужской обл.), никаких следов самолета и останков погибшего летчика обнаружено не было...».

     Такую истинную картину сообщил в своем покаянном письме министру обороны СССР (почему не Главкому BBС?) маршалу Д.Устинову спасшийся в том бою летчик Заморин. Прежний доклад («образца» 11.3.43 г., взятый сразу за основу официальной информации), что «в том последнем бою самолет Л.Хрущева не был подбит, а сорвался в штопор. Поэтому летчик имел возможность выброситься с парашютом, а может быть, даже сумел вывести машину из штопора и посадить на землю», Заморин объявляет в письме не соответствующим действительности.

     Причину тому объясняет тем, что «он сам струсил, а командование полка было крайне заинтересовано, чтобы принять такую версию за «чистую монету». Ведь оно тоже разделило суровую ответственность за гибель летчика — сына члена Политбюро».

     Что же получается? Сын члена Политбюро, ставшего через 10 лет главой СССР, геройски погиб в бою, спасая товарища, а главный свидетель подвига «трусливо» умалчивает о нем почти 40 лет?! Доложи Заморин «вождю» в 1953, 57, 60, 64-м гг. такую нужную информацию, тот и его бы тогда же не обошел вниманием, наградой и почестями! Реакция была бы именно такой. Сына в живых все равно не было, зато насколько возрос бы авторитет самого Хрущева-старшего!

     А чего, наконец, забоялось командование полка, коль налицо был факт, достойный уважения и восхищения: и героем подчиненным и умелыми начальниками? Как видим, и в «Труде» те же ОРТовские нестыковки, неувязки и алогичность, не проясняющие «спорный» вопрос, а, наоборот, еще более его запутывающие.

     Тогда обратимся к воспоминаниям человека, знавшего многие кремлевские тайны изнутри, бывшего боевого разведчика, инженера спецрадиосвязи, главного конструктора ракетных систем Сергея Гегечкори: «Мой отец — Лаврентий Берия» (изд. «Современник», Москва, 1994г.). «Как это, к сожалению, нередко бывает в среде золотой молодежи — детей высокопоставленных чиновников, — пишет он, — сын первого секретаря ЦК КПУ оказался в сомнительной компании. Как выяснилось в ходе следствия, его друзьями оказались преступники, промышлявшие грабежами и убийствами». «Дело» получило огласку, ведь были совершены тягчайшие преступления. Хрущев предложил Наркому внутренних дел республики И.Серову (женатому на сестре Никиты Сергеевича) «замять» историю. Но не получилось. Большинство участников банды приговорили к расстрелу, а Леонид «отделался» 10 годами тюрьмы. Когда началась война, ему подсказали, чтобы он попросился на фронт. Патриотическое желание было удовлетворено. Но направленным младший Хрущев оказался не на передовую, а в авиационное училище. Став летчиком, Леонид прибыл на фронт, и его биография до последнего дня многим сослуживцам была хорошо известна со всеми «отличиями».

     Добавим к сказанному выдержку из мемуаров А.Рыбина, более 20 лет прослужившего в личной охране И.Сталина: «...сын Хрущева от первой жены из Калиновки развлекался на фронте тем, что стрелял по бутылке, стоявшей на голове более младшего по званию офицера. Все закончилось тем, что сослуживец был убит...».

     А вот что пишет в своей книге «Москва. Кремль. Охрана» (М. Бизнес-Пресс, 1995 г.) генерал М.Докучаев, почти 40 лет (1951 — 1989 гг.) отдавший чекистской службе, из которых 15 лет был одним из руководителей 9-го управления КГБ, обеспечивавшего безопасность высших руководителей страны:

     «В 1941 году с ним (Леонидом Хрущевым) уже произошло подобное (застрелил сослуживца), он должен был предстать перед судом, но благодаря отцу избежал не только наказания, но и суда».

     Еще больше поражает то, что авторы и телевизионного, и газетного выступления, ссылаясь на воспоминания одного из заместителей главы КГБ СССР П.Судоплатова, «упустили» такие значимые его строчки: «...из разыскного дела Л.Хрущева после чисток в 53—54-м гг. бесследно исчезло более 100 страниц!». Там же знаменитый генерал нашей внешней разведки отмечает: «Кто имел право это сделать, кому и для чего понадобилась эта операция, понятно со всей очевидностью!».

     «Раз двое (а здесь аж четверо) говорят, что ты пьян, то раздевайся и ложись спать». Разденем и мы «авторитетные» СМИ — «Аргументы и факты». Если верить приводимым фронтовым характеристикам, то почему «гв. ст. л-т Леонид Хрущев, имея значительный профессиональный опыт, проявляя в бою решительность и храбрость, в течение двух лет не сбил ни одного самолета противника, оставался младшим офицером, не осилил даже должности командира эскадрильи и заслужил всего одну боевую награду (за ранение) — орден Красной Звезды? И это в 27 лет! И это сын генерал-лейтенанта, члена Военного Совета фронта, члена Политбюро! И это на войне, когда за 70 боевых вылетов присваивали, к примеру, штурмовикам, и в частности будущему летчику-космонавту СССР Л.Береговому, звание Героя Советского Союза!

     Туляк летчик морской авиации Борис Феоктистович Сафонов (1915 года рождения) тоже начал войну старшим лейтенантом. Летал на истребителе предыдущего поколения («И-16») и тем не менее только за один год сумел сбить над Баренцевом морем целых три десятка хваленых гитлеровских асов! По званию за это время вырос до подполковника, а по должности стал командиром авиаполка!

     «Обнажим» и тот трагический эпизод, изложенный в «исповеди» летчика Заморина (для краткости не будем трогать неизвестно откуда взятые ОРТ показания еще одного летчика-свидетеля Н.Жука). Исходя из всего, можно предположить, что наша пара «Яков» шла на скорости 550 — 600 км/час, т.е. делала по 150 метров в секунду. Ведущий пары летчик Л.Хрущев, заметив «Фоккера», атаковавшего снизу под правое крыло его ведомого (Заморина), не смог успеть прикрыть своей машиной самолет товарища. Ведь кинжальная атака и залп (только так можно понять ту ситуацию, которую сообщает пилот Заморин) производятся с расстояния пары сотен метров, т.е. максимум 2—3 секунды лета. Чтобы успеть развернуть на 180 градусов мчащийся на огромной скорости самолет да еще подняться на высоту ведомого (которые, как известно, всегда прикрывали верхнюю сферу ведущего, а потому находились выше), этих спасительных секунд нужно было гораздо больше! Мог ли все это успеть совершить сын Хрущева, даже и решив пожертвовать собой ради товарища? Интересно, а на какой же скорости «пер» немец, что атаковал наш «Як» снизу под крыло? Как знаем, «Ф-в-190» уступал «Яку» по максимальной скорости почти 100 км и на такой «технический подвиг» да еще с набором высоты способен не был! Их атаки на наших истребителей всегда строились сверху, из облаков, со стороны солнца, чтобы в пике незаметно и быстро достигнуть большей скорости и, отстрелявшись, успеть удрать. Именно так действовал, по его же словам, их знаменитый ас Э.Хартман, сбитый под Курском.

     И еще одна «малозначащая» деталь. Впервые о появлении на советско-германском фронте «Ф-в-190» сообщила газета «Красная звезда»... 7 мая 1943 года. Как пишет об этом в своей книге «Цель жизни» (М. Изд. полит, лит. 1972 г.) авиаконструктор А.Яковлев, газета тогда известила, что первая же встреча четверки «Яков» Героя Советского Союза старшего лейтенанта Грачева с шестью «Фокке-вульфами-190» (конструктора Курта Танка) закончилась для геринговской новинки прискорбно: три «короля» воздуха были сбиты, четвертый — поврежден, а остальные ретировались. Наши были без потерь!

     И еще один пример приводит Александр Сергеевич: «Я получил письмо от командира одного из истребительных полков, в котором рассказывалось о летчике Ершове: «Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц летает на «Яке». Однажды на восемь наших истребителей налетело тридцать «Фокке-вульфов». В этом бою Ершов плоскостью своего «Яка» отрубил хвост одному «Фоккеру», а другой сбил пулеметно-пушечным огнем. На следующий день он летел вдвоем, взлетело шестнадцать «Фокке-вульфов»... в завершающем воздушном бою он сбил три истребителя...».

     Не менее поразителен ответ самого Ершова, которому конструктор послал поздравительную телеграмму: «Мне 22 года, но я летаю с 1988 года... Приобретенный опыт помог мне использовать максимально возможности машины «Як-3», которая, безусловно, является сейчас любимым самолетом наших летчиков....». К слову, там же сообщалось, что он сбил еще 5 самолетов врага! Нужны ли сравнительные комментарии?!

     И еще одна «деталь», теперь наземная. Как мог тяжело раненный Л.Хрущев, оказавшись в глубинном госпитале, быть с пистолетом, да еще угрожать им в палате, да еще там же после всего и убить человека на пари? Всем фронтовикам ведомо, что уже на «сортировочном» полевом медпункте все наши раненые воины расставались и с оружием, и с боезапасом, а то и с одеждой, не говоря уже о «гусарских» привычках и замашках!

     В силу всего сказанного по главной «теме» напрашивается только один вывод: «трусливое» заявление ст. л-та Заморина 11 марта 1943 г. является правдивым, настоящим и соответствующим действительности! И как пилот, и как офицер Леонид Хрущев был совершенно не на требуемом уровне. Оттого и стрельба по бутылкам на чужой голове, и боевые вылеты без побед и наград, и война без выдвижения, и неспособность вывести самолет из вертикального штопора. Кстати, последнее не отрицает и ОРТ! Так что будет неудивительным, если когда-нибудь в калужских лесах или болотах все-таки найдется несбитый самолет «Як» и останки не сраженного вражеским снарядом его пилота — Леонида Никитовича Хрущева. Мир его праху.

     Вполне логично получается, что командование Леонида, видя его в деле и не рискуя вызвать мстительный гнев Никиты Хрущева за неумение воспитывать и беречь таких редких подчиненных, сознательно, вопреки истине, писало сыну только хвалебные характеристики. Естественно, такого печального исхода никто не хотел и не ждал. Оттого и получилась полярность громких слов и реальных тихих дел у виновника нашего разговора.

     Не вижу большой тайны и в причине появления «покаянного» письма летчика Заморина маршалу Устинову. Скорее всего оно было написано в 1957 году (в год 40-летия Октября) министру обороны тех лет маршалу Г.Жукову. К тому времени «дорогой Никита Сергеевич» уже повесил себе на грудь две «Золотые Звезды» Героя Труда и стал раскручивать «маховик» по присвоению звания Героя войны и пропавшему без вести на фронте сыну. Как говорят знающие люди, Георгий Константинович наотрез отказался на такое «письмо-предложение» инициировать ходатайство о причислении Л.Хрущева к когорте героев страны, за что впоследствии и поплатился своим местом. Сам же Н.Хрущев, конечно же, не мог взять на себя подобную миссию. Уж слишком грубы и «белы» были бы такие нитки. И слишком много еще было тогда живых свидетелей «отличий» Леонида и «геройского» поведения Никиты. Последний, будучи членом Военного Совета Юго-Западного направления, бросил в 1942 году свои окруженные (по совместной вине с С.Тимошенко) под Харьковом войска и еле-еле отвертелся от Военного трибунала. Еще бы, гарантировать Верховному быть в дамках (освободить Харьков) и оказаться битой пешкой... Вот почему Н.С.Х. потом долгое время боялся даже показаться Сталину на глаза. Боялся даже ему позвонить!

     Такое «поразительное» поведение Хрущева отмечают в своих мемуарах наши полководцы (Жуков и Василевский), которых он просил «замолвить словечко» за себя, когда те разговаривали с Кремлем.

     Потому письмо летчика Заморина так и оставалось долгие годы лежать в архиве Министерства обороны, пока на него не «наткнулись» военные историки и оно не стало востребованным.

     На мой взгляд, «очищение дней минувших» связано не с сыном Хрущева, а с мрачностью дней сегодняшних. Население страны огромным числом бедствует и не приемлет тех диких перемен, начало которым положил проклинаемый людьми «оттепельщик» Микита с Калиновки, которому 17 апреля с.г. набежало 110 лет от роду. Вот и подправляют СМИ-спецы историю «Фундамента» демпространства как только могут... Ведь жизнь-то продолжается, и хрущевизм на Никите не кончился, и нынешним «черно-белым» тоже нужен спасительный фон.

     На военной фотографии сына Хрущева, помещенной в упомянутом номере «Труда-7», на груди Леонида красуется непонятная награда. Кроме «Красной Звезды», он больше ничем отмечен не был. Очень похоже на орден Красного Знамени, но тут только его нижняя часть.

     Может, кто-то из читателей подскажет, в чем же и тут дело?

  Н.Н. ДРОНОВ,
полковник в отставке.
Тула.

 


В оглавление номера