"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 59 (12537), четверг, 6 мая 2004 г.

 

На сцене Большого

 

Год культуры Республики Беларусь в Российской Федерации

     Нынешний год объявлен Годом культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Он открылся выступлениями балетной и оперной труппы Академического Большого театра из города Минска. Спектакли предваряли официальные приветствия министра культуры и массовых коммуникаций РФ А. Соколова, министра культуры Беларуси Л.Гуляко. Было зачитано обращение президента Александра Григорьевича Лукашенко. Белорусское искусство развернет свою панораму не только в Москве, но и во многих городах России. Невиданное по масштабу мероприятие приурочено к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В следующем году состоится ответная акция, когда российская культура будет демонстрироваться в Беларуси.

     Для открытия гости выбрали «Ромео и Джульетту», балет на музыку С.Прокофьева в постановке народного артиста СССР, выдающегося хореографа современности Валентина Елизарьева. Знатокам хорошо известно это имя. В советские годы труппа Елизарьева периодически показывала свое творчество в Москве, Ленинграде. Хореограф воспринимался как один из главных лидеров прославленного советского балета наряду с Юрием Григоровичем, Олегом Виноградовым, Николаем Боярчиковым... Знаменательно, что в 1995 году В.Елизарьев стал обладателем «балетного Оскара» — международное жюри в рамках ЮНЕСКО признало его лучшим хореографом мира за постановку «Рогнеды», посвященной историческим событиям эпохи принятия христианства на Руси.

 

     «Ромео и Джульетта» — спектакль, которому аплодировали зрители Германии, Голландии, Китая, Норвегии, Таиланда, Турции, Франции, Швейцарии, Югославии, Японии... В неполном перечислении гастрольных маршрутов минского балета — свидетельство его международного авторитета. И это действительно так.

     Сколько сценических воплощений знает известный шекспировский сюжет! Сегодня только в Москве идет несколько спектаклей «Ромео и Джульетта». Версия Елизарьева покоряет щедрой театральностью.

     Вместо анемичного авангардизма-модернизма, чем грешат многие наши московские постановки, минская трактовка отличается мощным зрелищным воздействием. Экзотичность эпохи Возрождения словно сливается с современностью, призывая осознать и не допустить опасности всякой человеческой вражды.

     Музыкальный руководитель постановки выдающийся дирижер Геннадий Провоторов корректно пересмотрел партитуру Прокофьева (что допускается в сценической практике), воссоединив ее с замыслом хореографа. В частности, драматургическим рефреном становится танец мандолин, под музыку которого появляются и исчезают танцующие призраки Зла — безликие, зловещие фигуры, словно предваряющие и «комментирующие» события шекспировской трагедии. Огромную роль берет на себя художественное оформление, принадлежащее Эрнсту Гейдебрехту. Это живая сценография, вторгающаяся в ткань спектакля: и декорации, и освещение постоянно меняются, модифицируются. На сцене масса красочных аксессуаров, роскошных одежд, звенящих шпаг, тяжелых сверкающих крестообразных мечей... Все эти предметы нерасторжимы с жизнью в танце шекспировских героев. Джульетта взлетает ввысь на поднимающемся балконе; сходятся и расходятся половины разводного моста, будто разделяя и соединяя конфликтующие группы персонажей.

     Но главное в балете, конечно, танцевально-пластическая выразительность. Елизарьев считается мастером дуэтов, он сочинил более семидесяти номеров, с которыми наши балетные конкурсанты побеждали на международных смотрах. В «Ромео и Джульетте» хореограф проявляет яркое мастерство в создании танцевальных характеристик. Все герои: Меркуцио, Тибальд, Ромео, Лоренцо, Джульетта, сеньора Капулетти — «говорят» и пластически чувствуют на «своем языке». Балетмейстер обладает естественной манерой синтеза классического танца с другими элементами танцевальной выразительности. Спектакль впечатляет ансамблевыми сценами масштабного звучания, которыми он насыщен от начала до конца.

     Нынешний состав труппы минского балета совсем молодой. Коллектив формируется из выпускников республиканской Академии хореографии, что способствует единому исполнительскому стилю. Сегодня минская труппа представила новых талантливых солистов: Людмилу Кудрявцеву (Джульетта), Игоря Артамонова (Ромео), Александра Бубера (Меркуцио), Руслана Минина (Тибальд ), Татьяну Шеметовец (сеньора Капулетти).

     Оперным спектаклем для открытия Дней культуры Беларуси была избрана опера М.Мусоргского «Хованщина» в трактовке художественного руководителя оперной труппы Маргариты Изворской. Режиссер-философ, она показала пронзительно-реалистичную трактовку этого трудного, тяжело вынашиваемого композитором в течение последних девяти лет его жизни произведения. «Хованщина» — сугубо русское творение, тяжело воспринимаемое даже отечественным зрителем. Опера строится на живых речитативах, естественных интонациях речи. Их тексты написал сам Мусоргский, назвав «Хованщину» народной музыкальной драмой, а ее главным героем — «люд честной, грешный».

     Немало исторических аналогий с современностью вызывает это великое произведение Мусоргского, раскрывая некий заговор «боярского ГКЧП». Спектакль отличается мощной зрелищностью и яркими пластическими мизансценами хоров, танцевальных эпизодов. Это действительно философская народная драма, призывающая и сегодня мучительно размышлять о нашей истории.

  Галина БЕЛЯЕВА-ЧЕЛОМБИТЬКО,
кандидат искусствоведения.

 


В оглавление номера