"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 59 (12537), четверг, 6 мая 2004 г. |
Свершилось! 1 мая в Дублине к Европейскому союзу присоединились еще десять государств. Играли оркестры, в небо взлетали фейерверки. Все было как совсем недавно в Вашингтоне, когда праздновалось очередное расширение НАТО. Вот только Буша в Дублине не было. США — не член ЕС, хотя никогда не стеснялись открыто говорить, что рассматривают «пару гнедых» в Европе (НАТО и ЕС) как важнейший инструмент поддержания и расширения своего державного господства на евразийском пространстве, оттеснения на Восток и дальнейшего ослабления России. Так что Бушу было от чего радоваться. Но под наплывом эмоций в пляс в Дублине пустился германский канцлер Шредер, видимо, решив, что на сей раз он главный, кому повезло больше других. Российская Госдума удумала по этому поводу выступить с очередным заявлением, хотя ее никто не спрашивал и, грубо говоря, за язык не тянул. Но очень хотелось подластиться к еэсовскому начальству, поэтому из кожи вон лезли, чтобы успеть принять заявление в самый канун дублинского представления. Для виду и приличия, правда, кое-что в этом документе прописали в басовом ключе: мол, в оба смотреть будем, как вы обойдетесь с нашими соотечественниками в Прибалтике, будет ли действительно свободен наш транзит на Калининград, дадите ли российскому начальству и новым русским многократные визы... Только не в этом, конечно, смысл заготовленного «единороссами» заявления. Недавно НАТО вторглось на территорию бывшего СССР, теперь за ним последовал ЕС. Если ко вторжению НАТО Кремль отнесся «спокойно», но все же «негативно», то расширение ЕС он назвал уже объективным и исторически необходимым процессом и даже усмотрел в нем новые для России возможности. Хотя какие там возможности? Одни сложности и неприятности, которые в пожарном порядке за пару месяцев до расширения ЕС кинулся разгребать МИД РФ, да так до конца и не разгреб. Транзит в Калининград по-прежнему полностью зависит от благоволения литовцев, за спиной которых теперь встал еще и ЕС. Нашим соотечественникам в Прибалтике как ничего хорошего не светило, так и не светит. Какими экономическими потерями для России обернется расширение ЕС, так никто в точности сказать и не может, Что станет с Единым Экономическим Пространством России, Украины, Белоруссии и Казахстана, срочно придуманным нашим президентом, чтобы прикрыть полное отсутствие какой-либо осмысленной российской политики на просторах СНГ, — одному Богу известно. Во всяком случае ЕС настоятельно рекомендует участникам ЕЭП поскорее выкинуть эту идею из головы. Тем не менее наша так называемая элита без удержу трещит о каких-то уникальных возможностях сотрудничества с объединенной Европой, как бы намекая, что у Москвы есть шансы «обратать» Брюссель и въехать на его горбу этаким великодержавным фертом в политический и экономический рай ХХI века. В доказательство приводятся всякого рода доводы и цифры вроде того, что почти половина нашего внешнеторгового оборота уже приходится на ЕС, что мы, по существу, являемся для Западной и Центральной Европы монополистами по поставкам энергоносителей, что мы уже договорились с ЕС развивать ассоциационные связи в четырех областях и т.д. Ерунда все это. Да, половина нашего внешнеторгового оборота приходится на ЕС, но доля-то самой России во внешней торговле Союза составляет всего от 2 до 4%. Кто при таком раскладе сил заказывает музыку и диктует правила игры? Да, мы наряду с Норвегией практически являемся монополистами для ЕС с точки зрения поставок энергоносителей. Но ведь и ЕС является для нас в Европе, по сути, единственным и монопольным потребителем. О каких преимуществах, о какой свободе маневра витийствуют наши стратеги? Да, мы договорились развивать с ЕС сотрудничество в четырех отдельных областях, включая прежде всего интересующую Запад энергетику, гармонизировать законодательство на этих направлениях. Но блажен, кто верует, будто ЕС собрался подстраиваться под нас или готов хотя бы искать взаимоприемлемые компромиссы с нами. Нам будут диктовать условия сотрудничества, требуя распространить соответствующее законодательство и административные акты ЕС на Россию, а Дума и правительство РФ будут в лучшем случае проштамповывать их, не имея никаких возможностей повлиять на их содержание. Именно так поступает ЕС в отношении всех стран, согласившихся пойти на ассоциацию с ним. Исключения для России делаться не будут хотя бы потому, что ЕС не захочет подавать дурной пример другим своим вассалам. Так что, кто и на чьем горбу поедет в рай, заранее известно. Наше отношение к ЕС имеет все признаки вялотекущей шизофрении. Мы хотим видеть в ЕС то, чем он не является, тешим себя глупыми иллюзиями и сочиняем сказки, в которые сами же и верим. Большинство членов ЕС (за некоторыми несущественными исключениями вроде Австрии, Ирландии, Финляндии) являются членами НАТО. Этот альянс, как известно, на своем юбилейном саммите в Вашингтоне, а затем после своего расширения на пражской встрече в верхах публично провозгласил доктрину превентивных войн, гуманитарных интервенций, переход от защиты стран — своих членов к действиям вне географической зоны НАТО. Члены альянса, по сути, поддержали вашингтонский тезис, что если этим попыткам установить новый мировой порядок будут мешать международное право и мораль, Устав ООН и Совет Безопасности, то тем хуже для них. Если называть вещи своими именами, то речь идет об образовании особого замкнутого клуба государств, открыто претендующего на право осуществления международного бандитизма. Но Москва готова не замечать этого. Стоит какому-нибудь члену НАТО напялить на себя головной убор Красной Шапочки и взять в руку флажок ЕС, как наши горе-политики готовы лезть с волками в одну постель, пускать слюни умиления по поводу некой особой европейской политики, которую неизвестно кто и насколько вообще серьезно проводит в этой нашей горячо возлюбленной Европе. Нам могут возразить, что, проводя такую дифференцированную политику в отношении европейских стран, мы через ЕС будем постепенно оттягивать Европу от США, способствовать «осамостоятивальнию» Европы и т.д. Свежо предание. На самом деле не видно даже намека на подобную политику. В отношении и НАТО, и ЕС действует один принцип: одобрям-с! Игры в так называемый треугольник Москва — Париж — Берлин, было начавшиеся в ходе иракского кризиса, быстренько закончились пшиком. Достаточно оказалось нескольких телефонных звонков Буша незадачливым фрондерам. Струсившие немцы хоть и не послали своих солдат в Ирак, все же предпочли больше не ссориться с США, отправить бундесвер в Афганистан и извиниться за доставленное американским друзьям беспокойство. Шредер отправился с этой целью в Вашингтон, где смиренно поцеловал туфлю. Французы туфлю не целовали по причине своего великого гонора, но и ссору со свойственным им декартовским прагматизмом продолжать не стали. Американские страхи по поводу возможности создания отдельных европейских вооруженных сил, назначения единых европейских министров иностранных дел и обороны на глазах развеиваются. Ловкий маневр с приемом в НАТО и ЕС целой ватаги восточноевропейских государств, которые видят во всей этой комбинации для себя лишь один смысл — стать военными союзниками (вассалами) США и получателями халявных денег от ЕС, как кажется в Вашингтоне, вновь все вернул на круги своя. Американская заявка на мировое господство опять стоит в Европе на двух надежных подпорках — НАТО и ЕС. И продолжает движение на Восток, с чем себя вполне может в очередной раз поздравить наша «горчаковская» дипломатия. А что же Шредер? Чего это он пустился в пляс на 1 мая? Все очень просто. Происходящее очень устраивает Германию. После разгрома в 1945 году Германия под угрозой всеобщего остракизма не смела больше говорить о своих национальных интересах. Но они у нее, естественно, сохранялись и требовали своей реализации. Для их маскировки и были придуманы так называемые европейские ценности. Нет и не было более ретивых сторонников европейской интеграции, чем немцы, нет и не было ни одного успешного национального немецкого политика после войны, который бы не рядился в тогу европейца и евроатлантиста. ФРГ упорно добивалась восстановления единства Германии, а затем и возврата в свою традиционную сферу влияния в Восточной Европе и на Балканах. Когда она поначалу пыталась говорить об этом открытым текстом, ее клеймили за реваншизм. Когда она стала маскировать свои цели под коллективный интерес НАТО и ЕС, ее дела пошли на лад. Канцлер Шредер, к слову сказать, почитает себя большим искусником по этой части. Сейчас Германия вернулась на довоенные позиции и начинает заговаривать об Украине и Кавказе. Имея такие амбиции, стоит смирить гордыню и не ссориться с Вашингтоном. Всему свое время. Вашингтон, Париж и Лондон, в отличие от наших московских дилетантов, отлично понимают, с кем имеют дело, когда сознательно открывают Германии дорогу на Восток. Только крайне наивные люди могут полагать, что 50—60 послевоенных лет могут полностью зачеркнуть многовековую традицию германской имперской политики «Дранг нах Остен». Как не раз в прошлом, Запад начинает откупаться от Германии землями ее восточных соседей и Балканами. Немецкий канцлер имеет все основания быть довольным. Он того гляди и совсем голову потеряет от счастья, если, пользуясь нашей безмерной любовью к ЕС, сумеет оттяпать все то, что не сумели заполучить ни кайзер Вильгельм, ни Адольф Гитлер. Ю. КОТОВ.
|