"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 63-64 (12540), суббота, 15 мая 2004 г.

 

ВАЖНЕЙШАЯ ИЗ ЗАБОТ

     Мы уже привыкли к тому, что так называемые «двойные стандарты» или, другими словами, политическое лицемерие, пронизывают нынешнюю экономику. В области идеологии черный пиар стал привычным компонентом всякой избирательной кампании, с которой хоть как-то соприкасаются представители правящей элиты — «единороссы». Но верхом политического ханжества и лицемерия стало вторжение «двойных стандартов» в педагогику, в жизнь школы и детских учебных заведений.

     Невольно приходит на память разговор с руководителем департамента образования, куда накануне начала школьного учебного года наш коллега обратился с просьбой дать ему возможность рассказать старшеклассникам гимназии небольшой факультативный курс истории коммунистической идеи. «Это невозможно, — был категоричный ответ руководителя департамента. — Сейчас в нашей стране плюрализм в формировании мировоззрения, и о коммунистической идеологии поэтому детям говорить нельзя». А на следующий день тот же руководитель открывал традиционное общегородское августовское совещание учителей, начавшееся выходом на сцену старшеклассниц, державших в руках горящие свечи и поющих православные молитвы.

     На столе в руководстве департамента образования непременно лежит Закон об образовании. И безошибочно чиновник от образования открывает страницу этого закона, где говорится о том, что «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается».

     Одной из первых и главных забот «демократической» власти во главе с перевертышами ельцинской выучки стали изобретение и внедрение всевозможных ограничений для пугавшей эту власть коммунистической партии, которая оставалась сильной и популярной в народе, несмотря на активную деятельность высоких (по чинам) предателей. Да это и понятно — компартия всегда была (и осталась!) главным и самым сильным противником буржуазной «демократии». Именно в такой обстановке родился указ горе-президента Ельцина, запрещающий создание партийных ячеек на производственных предприятиях. Конечно, «демократические» лицемеры утверждали, что указ направлен не адресно против коммунистов, а против любой партии вообще, хотя ни для кого не секрет, что в организованности, в ее первичных организациях — главная сила Коммунистической партии.

     Но вот власть «демократов» обрела силу, а горе-президент, разрушивший страну и так горячо эту «демократию» поддерживающий, вынужден был под давлением всенародного презрения уйти в отставку. И «демократия» поставила вопрос о создании своей полезно-послушной поддержки — партии. И тут, играя в «демократию», надо было придумать, как власть-заказчик смогла бы обойти ею же придуманные противопартийные препоны.

     Первые шаги в этом направлении были келейными: речь идет об обращенных к руководителям местных администраций и верхушке управленческих региональных служб прямых указаниях — вступать в ряды пропрезидентской и проправительственной партии «Единая Россия». Но очень скоро стало ясно, что из одних только высокопоставленных чиновников партию не сколотить.

     Куда же обратить взгляд? Ясно, что к тем, кто состоит на государственной службе — врачам, учителям. И вот из районного центра в сельские школы, и большие, и даже в малокомплектные, помчались эмиссары-чиновники соответствующих мастей создавать партийные первичные организации, вопреки их же властителями предписанным законом.

     На столы школьных учительских комнат легли листки афиш-листовок, в которых содержались не только призывы вступать в «Единство», но и профессионально, типографски заготовленные заявления, в которых излагаются и преданная верность новой партии, и нижайшая просьба принять в ряды, и искреннее выражение готовности материально и морально поддержать. Все выразительно сказано... Оставлено не заполненным лишь место для верноподданой подписи. Подписывай, не размышляя!

     Раскладывание листовок на столах школ шло в параллель с агитационными речами. Учителей просто приглашали «влиться». На директоров учебных заведений времени было затрачено больше — ведь их надо было не только убедить «вступить», но и напомнить, что они на службе у «государя», а значит, и у поддерживающей его партии. Директору не пристало, если он дорожит креслом, быть партийно безразличным. Более того, ему четко объяснили, что это кресло предназначается только для тех, кто «шагает в ногу», то есть, состоит в рядах «Единой России».

     После одной из таких бесед у нас состоялся разговор с директором сельской школы в Ярославской области — человеком, сочувственно относившимся к коммунистам и даже ностальгически вспоминавшей свои молодые пионерские и комсомольские годы. Словно извиняясь, директор откровенно сказала: «Но вы же должны меня понять, я не могу войти в другую партию, кроме «Единой России». Ведь надо дотянуть до пенсии. Мне семью кормить надо». А в том, что такие скромные планы могут оказаться под сомнением для тех, кто пренебрежет членством в «Единой России», чиновники из райцентра говорили, не смущаясь. Немного нашлось таких, кто решился бы отстаивать верность Закону об образовании. Страшный результат: учитель, призванный воспитывать гражданина, говорит ученику о высоких моральных принципах, чести и честности, а за страницами своего учебника школьник мало-мальски умеющий видеть жизнь, понимает что учебник и учитель (на которого призывают смотреть как на эталон) ведут его в разные стороны. Молодое поколение по образу своих учителей принимают основной линией своего поведения ложь и лицемерие, страх за свою судьбу и подхалимство. Недаром же изгнаны из школьной программы по литературе горьковский герой Данко, а из программы по истории образы героев, на которых воспитывались отцы нынешних школьных учителей. Можно посочувствовать учителям, которых заставляют жить во лжи, можно даже понять их («надо же зарабатывать на жизнь»), но зачем же лицемерить, говоря, что нынешняя российская школа формирует активного гражданина.

     Нет философов или политиков ни среди ушедших в историю великих людей, ни среди наших современников, которые ни декларировали бы, что главное богатство страны — это ее подрастающее поколение. Потому и заботы о формировании молодого поколения всегда рассматривались как важнейшие проблемы государственных руководителей (если они не безграмотные), превосходящие по своей значимости и оборонные задачи, и стабильность валюты, и инвестиции в промышленность.

     Кому же доверить эту важнейшую из забот?

     Государству? Вряд ли. Если посмотреть на такого государственного мужа, как ярославский губернатор, который за два срока своего губернаторства пять раз (!) менял свою партийную принадлежность, говоря каждый раз при этом «высокие» слова, то мало кто захочет увидеть в представителях молодежи, которая придет на смену ныне живущим, такие черты.

     Вы скажете, школе? И уж точно будете не правы. Запуганные своим административным начальством и дорожащие своими рабочими местами, руководители школ настойчиво внушают своим учителям (а те обязаны нести эту идеологию детям) — никакой внешкольной деятельности, отклоняющейся от генеральной линии главного начальника и его партии «Единой России». Чтобы угодить и выслужиться, в ход идут и ложь, и лицемерие, и просто административные угрозы. Вряд ли такие качества молодого поколения кто-нибудь хочет видеть у будущих российских граждан.

     Может быть, семье? В наше время в нашем обществе, пропитанном криминалитетом и денежными отношениями, не трудно понять мать, наставляющую своих детей — не высовывайся, не дуй против ветра, побольше молчи в тряпочку, принимаясь за дело, интересуйся прежде всего, что ты от этого будешь иметь. Можно понять и отца, который в меру своих сил поможет своему дитяти «откосить» от армии, и мать, которая хочет, чтобы у ее ребенка было обеспечено место в жизни даже ценой лжи и обмана. Такие ли граждане нужны нашей стране?

     Может быть, улице? Смешно говорить об этом, когда кое-как сдерживающийся в годы школьной учебы выпускник в ответ на замечание о матерщине говорит убежденно: «Это — не мат, это — русский язык!». Впрочем, ни для кого не секрет, что нынешняя «улица» способна воспитать у молодежи такие качества, на фоне которых ненормативная лексика может показаться высоким уровнем морали.

     Или церкви? Нынешние властители всячески поддерживают такое решение проблемы. Еще бы: это лучший и испытанный способ одурманить, отвлечь от деятельности и борьбы массы людей, которые не могут найти в себе силы, чтобы действовать, и готовы принять за панацею, что некие высшие силы сделают за них все, что требуется от активного гражданина страны.

     Нет, надеяться на государство и его школу, на улицу или церковь (любой религии!) — это пустое. Путь один — сильная и тоже проверенная годами педагогической работы пионерская организация, умеющая воспитывать в молодежи гражданственность, коллективизм, смелость, доходящую до самопожертвования, честность, совесть. И давайте говорить откровенно: единственный способ организовать такую работу с детьми — только под красным знаменем, под которым росли тимуровцы и сражались пионеры-герои войны. Все искусственно создаваемые команды скаутов и кадетов — это, в силу всего сказанного, лишь средство обмана (или самообмана), лицемерия или желания выслужиться перед власть имущими. Да, они умеют хорошо одеться и красиво отдохнуть (за деньги, щедро и с пониманием выделяемые послушной партии). Но никто из этих скаутов и церковных служек не может, да и не пытается решать гражданские задачи формирования молодого поколения великой страны.

     Не будем по-страусиному прятать голову в Закон об образовании и скажем честно: никакие «идущие вместе», нарядно одетые «Единой Россией», не смогут решить гражданские педагогические задачи, если займется этим пресмыкающаяся партия. Педагогика — наука политическая, и ее проблемы могут быть решены только партией высоких принципов человеческой морали. К счастью, есть такая партия!

     Не случайно так боятся красного знамени пионерской организации все нынешние приближенные к власти, в какую бы словесную шелуху они не рядились — будь то прямое властолюбие толстосумов или страх, чинопочитание, угодничество и лицемерие затравленных. Не случайно охаян и «забыт» А.С.Макаренко (это нужно сегодняшней властеугодной педагогике). Кто из дорожащих своих местом нынешних учителей, решится вспомнить о борце с беспризорностью Ф.Э.Дзержинском, чьим именем были названы лучшие из детских пионерских организаций? А сколько палок в колеса ставят нынешние чиновники-«единороссы», как только в школе возрождается, поддержанная и детьми, и родителями пионерская организация. Надо только удивляться тому, что за этот учебный год в сельских школах только одного Переславского района родились две пионерские организации — в Филимонове и в Бремболе.

     

     Пионеры Филимоновской сельской школы Ярославской области с депутатом Ярославской областной Думы коммунистом А.М.Дыма.

  В.П. ПАУТОВ,
первый секретарь Переславского РК КПРФ;
Ю.А.ПЕРВИН,
доктор педагогических наук.
Переславль-Залесский.

 


В оглавление номера