"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 74 (12548), четверг, 3 июня 2004 г.

 

КОММУНАРЫ ИЗ ОБЩИНЫ

     Руководство КПРФ намерено возвратить в Россию обновленный социализм. А верно ли это действо? Вода из той реки давно плещется в морях и океанах — войти в нее вряд ли возможно. И смысла нет. Советский социализм улучшить уже нельзя. Еще в пятидесятых годах он полностью выполнил свое предназначение — подготовил благодатную почву для организации в СССР коммунизма. Когда бесплатный хлеб в общепите лежал на столах! Помните? Руководители КПСС не поняли момента, не воспользовались им, а вместо дела занялись показухой.

     Партии коммунистов надо сейчас исправить ту оплошность и двигаться не назад, а вперед — в нынешней России организовать коммунистические отношения, используя из советского социализма все лучшее, пригодное для дела. Ленин так бы и поступил, наверное.

     Прежде всего различным отрядам коммунистов необходимо объединиться. Хотя бы потому, что все они — преемники КПСС и обязаны проводить в жизнь ее политику. В частности, выполнять Программу построения коммунизма, принятую XXII съездом партии. Она осталась невыполненной. Ответственность за это лежит и на нынешних партийцах. И вообще организация коммунизма в обществе — главная и постоянная задача для каждого коммуниста во все времена. Годы-то идут...

     А социализм свою программу выполнил, возвращаться к нему — значит потерять бесполезно историческое время. Ceйчac следует критически, полностью разобраться в причинах неудачи коммунистической Программы КПСС и по-новому, другими методами, в необычных условиях возобновить в подготовленных для этого коллективах организацию коммунистических отношений.

     Теория рекомендует организовать общины, в которых на принципах общности имущества, в обязательном порядке, объединиться городским и сельским коммунистам. Почему именно коммунистам? Больше некому, рабочего класса и крестьянства, таких, которые совершили революцию в 1917-м, нет и, по-видимому, уже не будет. У коммунистов есть идея, организация, сила для начального периода. Им остается создать новые коллективы типа колхозов, но на более высоком культурном, научном уровне, в которых объединить городских и сельских жителей — членов партии.

     После победы индустриализации, коллективизации, культурной революции именно этого шага не хватало социализму — объединения в единой организации горожан и сельчан, чтобы коммунизм в СССР получил естественное, постепенное развитие, продолжение и завершение. Партия этого шага не сделала.

     Беспартийные в общину будут вступать добровольно, как только увидят свой интерес, что будет полностью зависеть от эффективной работы общинников-коммунистов. Когда убедятся, что «люди, живущие общиной, живут лучше, затрачивая меньше труда, имеют больше свободного времени для своего духовного развития и что они лучше и нравственнее, чем их соседи, сохранившие частную собственность» (стр. 102).

     В этих нынешних общинах должна сохраняться частная собственность, но она будет общей. Теория допускает это для начального периода. По-другому сейчас нельзя. «Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом» (стр. 61).

     Такая община, видимо, сможет соответствовать нынешней структуре, то есть станет конкурентоспособной. Внешне в отношениях с властью, государством, бизнесом, община будет соблюдать «демократическую» конституцию, законы, а внутри общины должны действовать коммунистические порядки и правила, как в большой и дружной семье, примерно.

     Не может быть, чтобы в конкурентном противостоянии община не одолела частного предпринимателя. И как только это произойдет и народ это увидит, песенка буржуя будет спета — люди уйдут от него в общину. И тогда начнется коммунистическая глобализация, которая должна в конце концов вытеснить капитализм на обочину жизни. Клин клином вышибают: как капитализм когда-то вытеснил феодалов, так общины вытеснят капиталистов одного за другим. Может быть, даже без революции?

     Внутри община должна представлять собой миниатюрное государство со своим бюджетом, который мог бы сложиться из прибыли общинного производства и из зарплат, пенсий, всех других доходов общинников, независимо от места и способа их получения. Все суммы объединяются в общую кассу (бюджет) и используются поровну на нужды общинников и общинного хозяйства. Члены общины сами разберутся с этим вопросом, установят порядок. В природе нечто подобное происходит у пчел: они собирают нектар с разных цветков и несут его в общий улей. Так же «трудятся» муравьи.

     Деньги внутри общины не должны играть привычной роли. Питание, одежда, жилье и т.д. могут быть бесплатными — оплату организует община. Впрочем, как выше сказано, общинники сами определят нужный порядок, им будет виднее, как это сделать. В данном случае и ленинская кухарка получает возможность управлять общиной, следовательно, государством. Возможно, Ленин таким и видел этот процесс управления. А наши «демократики», глупо утрируя этот момент, своим умишком слишком мелко пашут поле ленинской философии, истину не обнажают, не видят ее.

     Управлять общиной мог бы совет, избираемый общинниками. Советы разных общин смогут объединиться для решения общих вопросов. Так возродилась бы Советская власть.

     Внутри общины члены Совета работают, как все, на общественных началах — никаких льгот и привилегий, кроме знаков должностного уважения и почета старших. Все эти вопросы, повторяю, решат при объединении сами общинники. Во внешних отношениях председатель Совета мог бы действовать как частный предприниматель со всеми вытекающими последствиями. Каждый общинник будет обязан помогать ему всеми способами, ибо в эффективной деятельности общины каждый ее член заинтересован материально, каждый в ней хозяин.

     Как говорится, один ум — хорошо, а два — лучше. Участие каждого в управлении общими делами — это и есть коммунизм. Для такого управления в общинных домах не потребуется собирать съезды, собрания, заседания, вопросы смогут решаться за общим обеденным столом, во время еды, без всяких проволочек. Как в семье.

     Каждая община построит своими силами, на свои средства (в кредит) четырех-, пятиэтажные дома в неперспективных и заброшенных деревнях (возродив их на научной основе) с общим садом, огородом, фермой для домашних животных и птиц, чтобы обеспечивать бесплатное питание общинников. В таких домах могли бы постоянно, зимой и летом, жить, воспитываться, получать начальное (возможно, семилетнее) образование дети общинников. В городах детей не должно быть, это дополнительное беспокойство для взрослых. В летнее время деревенские дома, общинные хозяйства могли бы использоваться для горожан-общинников вместо дач.

     Там же общинники могут построить гаражи для объединенного (общего) автотранспорта и сельскохозяйственных механизмов. Автотранспортом мог бы пользоваться любой общинник, имеющий документ на управление им. Так решалась бы проблема наиболее эффективного использования транспорта. Ведь это можно было начать сразу после XXII съезда, когда автотранспорта в массовой продаже еще не было. Именно массовая продажа автомобилей в частном порядке наиболее всего способствовала мелкобуржуазному воспитанию населения в СССР.

     В общинах без проблем могут решаться положения и требования марксистской теории, например:

     — Устранить противоречие между материальным и духовным трудом — все и каждый будут иметь возможность и условия для занятий и тем, и другим.

     — Уничтожить противоположность между умственным и физическим трудом, между промышленным и сельскохозяйственным трудом — все и каждый будут иметь условия и обязанность заниматься то одним, то другим по очереди или по желанию.

     — Упразднить наемный труд — в общине каждый становится хозяином; наниматься на работу к себе бессмыслица, нонсенс.

     — Устранить различие между городом и деревней — общинники построят для себя удобные, городского типа, практичные дома-дворцы, в которых будут созданы все условия для жизни, труда, быта, отдыха, учебы и т.п.

     Все это могло бы решаться в общих интересах открыто, прозрачно, наглядно.

     Без практического решения данных положений и требований марксизима-ленинизма коммунизм в обществе невозможен. И сделать эту работу негде — только в общинах. Вот как об этом изложено у Маркса: «...разрешение теоретических противоположностей само оказывается возможным только практическим путем, только посредством практической энергии людей, и что поэтому их разрешение отнюдь не является задачей только познания, а представляет собой действительную жизненную задачу, которую философия не могла разрешить именно потому, что она видела в ней только теоретическую задачу» (стр. 69). Яснее ясного.

     Почему КПСС не организовала практическое разрешение теоретических противоположностей? Ведь это было ее прямым делом.

     Разрешение теоретических противоположностей выполняет основную задачу социализма — при переходе к коммунизму организует социальное равенство между людьми. Сейчас уже можно, пожалуй, сформулировать новый закон развития общества: если при социализме не организовано социальное равенство между всеми членами общества, в нем произойдет реставрация капитализма. В СССР это и совершилось.

     В общинах создаются необходимые условия и возможности для социального равенства всех. Следовательно, общинный строй может установиться всерьез и навсегда.

     Основным занятием общинников будет труд на научной основе. Наука в общинах с самого начала должна стать массовой, «войти в плоть и кровь» каждого общинника с малых лет: не просто трудиться на общинном промышленном предприятии, не просто посеять и вырастить урожай, ухаживать за садом, посадить овощи, вырастить животных, а все это делать с использованием новейших научных знаний. Привить такое стремление каждому общиннику с детства, выработать привычку к такому труду, ибо «принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь» (стр. 70).

     Научное видение и ведение общего хозяйства — это могучий интерес, который может и должен увлекать общинников с детства и до конца жизни. На это и обязаны настраивать всех и каждого общинника, особенно молодежь, коммунисты общины. Это становится их главной обязанностью, революционным действием. Все остальное, в том числе и стремление к власти, не стоит внимания. Власть придет к ним сама, когда общины размножатся по всей России.

     Многое хотелось бы сказать о преимуществах общинной организации жизни людей — в области управления, учета, контроля, воспитания, образования, здравоохранения... Борьбу с вредными привычками: курением, алкоголизмом, наркоманией по-настоящему можно организовать лишь в общинах: ни у кого не станет денег, но все, что необходимо для жизни, будет иметь каждый.

     Приведу последнюю цитату марксизма, которая звучит особенно современно: «Если этот вопрос важен для всех вообще, то в высшей степени он важен для бедных рабочих, у которых нет никакой собственности, которые уже назавтра проедают полученную сегодня заработную плату и в любой момент могут остаться без куска хлеба из-за непредвиденных и неизбежных случайностей. Рабочим здесь открывается перспектива независимого, обеспеченного и свободного от забот существования, полного равноправия с теми, кто в настоящее время благодаря своему богатству может превращать рабочих в своих рабов. Этих рабочих данный вопрос затрагивает больше всего...» (стр. 103).

     Практика создания общин сама подскажет, как и что делать, чтобы в них развивались коммунистические отношения. Думается, начинать надо с одной общины, чтобы набраться опыта. Затем — две, четыре и т.д. по геометрической прогрессии.

     Все цитаты — из сборника «К.Маркс, Ф.Энегльс, В.И. Ленин: О коммунистической общественной формации» (том 1). 1987.

  Г. АНИКИН,
пенсионер.
Вязники,
Владимирская область.

 


В оглавление номера