"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 75 (12549), суббота, 5 июня 2004 г. |
В последние годы в Москву зачастили туристические группы и различные большие и малые делегации из Китая. Одной из наиболее популярных у них достопримечательностей столицы, наряду с Красной площадью с Мавзолеем, Парком Победы с его величественным ансамблем, музеем Н.Островского на Тверской, сталo Новодевичье кладбище. Многие идут туда по собственной инициативе, даже если этот пункт не входил в заранее составленный для них маршрут. Со слов самих гостей из Поднебесной, объясняется это тем, что на Новодевичьем покоится «единственный китаец, удостоенный такой почести», а именно — Ван Мин. У его могилы китайцы по древней традиции троекратно низко кланяются и кладут к подножию памятника живые цветы... (В действительности на Новодевичьем кладбище похоронены также жена Ван Мина — Мэн Циншу и их дочь Ф.Г. Димитрова (Ван Фан), которая всю жизнь прожила в Москве, проработав инженером в одном из авиаконструкторских бюро.) Ван Мин родился в мае 1904 года (9 числа 4 месяца по китайскому лунному календарю) в уезде Цзиньчжай провинции Аньхой на востоке Китая, в семье бедного учителя. В молодые годы, захваченный вихрями социальных перемен, происходивших в Китае, и увлеченный революционной романтикой, он вступил в ряды Коммунистической партии Китая и до конца жизни оставался верным однажды избранным идеалам. Не мог он знать тогда, какая трагическая ожидает его судьба. Всей душой он искренне поверил в идеалы коммунизма как олицетворение добра и справедливости и устремился в Советскую Россию, где хотел найти ключ к освобождению от колониального ига для своей родины, путь к счастью и процветанию многострадального народа. В Москве он сначала учился, а затем и работал бок о бок с идейными соратниками со всех концов света. В 30-е годы XX века его имя стало широко известно в международном коммунистическом и рабочем движении наряду с такими именами, как К.Готвальд, Г.Димитров, С.Катаяма, В.Пик, Э.Тельман, П.Тольятти, М.Торез, Хо Ши Мин и другие. Он сумел глубоко проникнуться духом интернациональной солидарности и братства, что впоследствии разительно отличало его взгляды и высказывания от всех тех, кто привык рассуждать об интересах Китая и китайцев лишь с узконационалистических или великодержавно-шовинистических позиций. В Москве у молодой четы — Ван Мин и Мэн Циншу — родилась дочь, которая позже, в возрасте 5 лет, когда родителям предстояло уехать в Китай, охваченный в то время непрекращающимися войнами, была по предложению Георгия Димитрова официально им удочерена. В 1931 году Ван Мин в 27-летнем возрасте стал членом Политбюро ЦК КПК, а затем — членом Президиума Исполкома Коминтерна и представителем КПК при Коминтерне. В период с 1932 по 1937 год он выступал с речами и докладами не только в Коминтерне, но и часто на собраниях и митингах партактива и трудовых коллективов в Москве. По воспоминаниям очевидцев тех событий, речи Ван Мина слушали внимательно и часто прерывали шквалом аплодисментов, так как он всегда говорил «без бумажки», проникновенно, а слушатели заражались пафосом и аргументированностью его выступлений. Многочисленные труды Ван Мина стали серьезной теоретической основой и руководством к практической работе для китайских коммунистов тех лет. Он был инициатором фронта против японских агрессоров посредством заключения перемирия и союза между КПК и правительством Чан Кайши — этот факт в наши дни признают и многие китайские историки. В начале 40-х годов, воспользовавшись тяжелой ситуацией, сложившейся на советско-германском фронте, перехватившая власть в КПК группировка развернула кампанию по очищению партии от влияния т.н. «русского марксизма», направив острие нападок против его «главного представителя» среди китайских коммунистов — Ван Мина. Особенно ожесточенной была борьба против инициативы Ван Мина, Пэн Дэхуэя и других, выступавших за активизацию действий против японских оккупантов с целью недопущения открытия второго фронта против СССР на Дальнем Востоке. Ван Мин, в отличие от многих других своих соратников по партии, не склонил голову перед лицом шантажа и угроз, не стал заниматься, как от него требовали, самобичеванием и покаянием, проявив непоколебимую стойкость и мужество. Тогда по отношению к нему были применены самые изощренные методы «внутрипартийной борьбы», и лишь благодаря преданности и самоотверженности жены, владевшей унаследованными от своих предков секретами древней китайской медицины, удалось чудом спасти жизнь Ван Мина после перенесенного им тяжелейшего отравления «лекарственными» препаратами. Однако его здоровье было сильно подорвано — с той поры и до конца своих дней он фактически оставался прикованным к постели. После образования КНР в 1949 году Ван Мин по мере возможности отдавал свои силы делу строительства нового государства: он руководил разработкой первой конституции нового Китая, был автором закона о браке, впервые в многотысячелетней истории феодальной страны фактически предоставившего китайским женщинам равные права с мужчинами. Когда в феврале 1956 года Ван Мин приехал в СССР на лечение, в Москве проходил XX съезд КПСС. Ван Мин всегда с большим уважением относился к И.В. Сталину, тепло вспоминал о своих встречах и беседах с ним. Тем не менее наступившую «оттепель» он воспринял с нескрываемым энтузиазмом. Он хорошо понимал, что новый курс КПСС неизбежно вызовет сильнейший резонанс среди китайских коммунистов в условиях насаждения культа собственного «вождя». В кругу родных в те дни Ван Мин говорил: «Хорошо, что мы успели уехать из Китая до начала работы XX съезда, потому что после съезда вряд ли бы нас всех выпустили в Москву». Ван Мин еще не знал тогда, что ему больше не суждено вернуться на родную землю. Находясь на подмосковной даче, где он и прожил вместе с семьей всю оставшуюся жизнь, Ван Мин искренне одобрял все позитивные перемены в жизни СССР — России, которую успел всем сердцем полюбить еще в годы своей молодости и которая снова приютила, защитила и стала для него и членов его семьи второй родиной. Как ребенок, он радовался и запуску первого искусственного спутника Земли, и полету Юрия Гагарина в космос; с глубокой любовью относился к русской культуре, учил своих детей уважительному отношению к религиозным чувствам русских людей. Он говорил, в частности, о том, что русский народ традиционно почитает деятелей культуры и искусства намного больше политических деятелей разных эпох: «В политике слишком много грязи и жестокости... Политики приходят и уходят, их памятники то возводят, то сносят; произведения же писателей и художников принадлежат к вечным ценностям, а памятники в их честь будут стоять веками!» Несмотря на непрестанно мучившие его тяжелые болезни, Ван Мин тем не менее всегда старался по мере своих сил внимательно следить за событиями, происходившими как на его родине, так и на международной арене. Во время своих многочисленных встреч и бесед с советскими товарищами он раскрывал подлинную подоплеку и скрытые мотивы внутрипартийной борьбы в КПК, предупреждал об опасных, далеко идущих последствиях деятельности тогдашних китайских лидеров. Дальнейшее развитие событий в Китае полностью подтвердило, к сожалению, опасения Ван Мина. В конце 50-х годов прошлого века руководство КПК того времени открыто взяло курс на раскол международного коммунистического движения, на борьбу против всех инакомыслящих в собственной стране, и прежде всего против тех людей в Китае, кто питал искренние дружеские чувства к советским коммунистам и выступал за братский союз с СССР. В конечном счете это вылилось в пресловутую «культурную революцию» 60—70-х годов в Китае, позднее охарактеризованную новым руководством КПК как беспрецедентную общенациональную катастрофу. Остро переживая трагедию, разыгравшуюся на его родине, Ван Мин выступил на страницах советской печати с разоблачительными статьями. Одновременно приступил к созданию главного труда своей жизни — книги о полувековом пути КПК. Эта книга стала подведением итогов не только жизненного пути автора и его почти сорокалетней борьбы со своим главным оппонентом, но и подведением итогов полувековой борьбы в КПК двух противоположных позиций и подходов по вопросам социально-политического развития страны, роли и места Китая на международной арене, в том числе и по вопросу о том, кого в мире следует выбирать в качестве друзей и союзников. Мобилизовав остаток душевных и физических сил, Ван Мин закончил свой фундаментальный труд в марте 1974 года, за три дня до кончины, совершив последний в своей жизни подвиг. События, произошедшие буквально спустя пару лет после написания этой книги, свидетельствуют о том, что усилия Ван Мина не были напрасны, а его голос был услышан и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие ситуации в Китае: в 1976 году умер Мао Цзэдун, почти сразу за этим последовал арест бывших ближайших сподвижников «великого кормчего» — т.н. «банды четырех» во главе со вдовой Мао Цзян Цин; в Китае наступили «иные времена». После прихода к власти Дэн Сяопина в Китае вышеупомянутое произведение было издано «для внутреннего ознакомления», правда, под несколько измененным названием: «50 лет КПК». Мысли автора с той поры стали получать все большее распространение среди широких кругов китайской общественности. Многие высказывания Ван Мина оказались пророческими: китайский народ проснулся от дурмана прошлого и заставил весь мир восхититься своими достижениями, между Китаем и Россией все успешнее развивается сотрудничество во всех областях... Конечно, мир стал сегодня другим, и многие перемены, произошедшие в нем, Ван Мин не мог предвидеть; скорее всего они бы его разочаровали и шокировали, как было шокировано большинство китайцев распадом СССР... Однако не потеряли своей актуальности идеи Ван Мина, красной нитью проходившие через все его произведения и получившие подтверждения на разных этапах истории отношений между нашими странами: лишь вместе, сохраняя отношения дружбы, сотрудничества и добрососедства, помогая и поддерживая друг друга и в горести, и в радости, наши народы могут достичь благополучия и процветания каждый в отдельности; напротив, конфликт и вражду между ними могут сеять лишь те, кто на деле действует против коренных интересов как русских, так и китайцев. Вот каким Ван Мин видел будущее отношений между нашими странами и народами: ...Одна душа, едины идеалы,
...Корабль летит
...Завершится победой
По улицам Шанхая и Гуанчжоу свободно прогуливаются, обнявшись, модно одетые влюбленные юноши и девушки, не опасающиеся того, что на них могут натравить хунвэйбинов и обвинить в «буржуазном растлении». А их земляки старшего поколения, сидя в китайских ресторанчиках в Москве или Питере, с удовольствием распевают задушевные русские песни, которые запали им в душу еще в студенческие годы, когда они учились в советских вузах. Павка Корчагин, Зоя и Шура Космодемьянские... для них по-прежнему служат нравственными ориентирами. Однако в отличие от прежних времен люди ныне не склонны слепо поклоняться различным идолам. Жизнь привила им способность к критическому анализу фактов и явлений, к независимым суждениям и выводам, стремление до всего докопаться самостоятельно, отличить правду от кривды. Пусть ценой мучительных раздумий и нелегких душевных страданий, ничто не остановит извечный человеческий поиск смысла жизни и подлинных духовных ценностей, как и истинных идеалов и героев для подражания... Настоящие герои не умирают, они живут в памяти людей, в сердцах и делах нынешних и будущих поколений! Гуан ЯН.
|