"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 76 (12550), вторник, 8 июня 2004 г.

 

ПОКЛОНЮСЬ ТЕБЕ, БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ

 

50 лет назад Россия воздвигла памятник князю Юрию Долгорукому, основателю Москвы

     Овеществленной волей нации называл памятники русский философ Николай Бердяев. По ним можно с достоверностью читать книгу истории Родины. У каждого времени — свои идеалы, свои кумиры, свои представления о прекрасном и безобразном, свои выразители и носители национальной идеи. Случайно ли, что ельцинская эпоха цепко ухватилась за Петра и непотопляемый Церетели отгрохал ему помпезный, в стиле «вампир», — чуждый всему, что только ни есть и было на Москве за все 850 лет ее истории? Что хотели подчеркнуть тогда этим памятником московские и российские власти предержащие? Свою псевдосилу и мощь? Свою прозападную ориентацию, свое высоковыйное, античеловеческое реформаторство? Во всяком случае этот Петр (не петербургский Медный всадник!) остался — надолго ли? — чужеродным Москве уродцем и напоминанием о временах нашего национального лиха.

     Но, слава Богу, еще живы и другие памятники Первопрестольной нашей столицы! Стоит Александр Сергеевич, и так же как в XIX веке Тургенев и Достоевский, говорившие пред ним свои знаменитые речи, как в начале прошлого века Есенин и Маяковский, посвящавшие любимому памятнику стихи, так и ныне утомленный московский люд утешается у Пушкинского подножия дорогими воспоминаниями. Сидит андреевский Гоголь, скорбный, мудрый, думающий свою нелегкую думу о России... Величественно гарцует на мощном коне князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы.

     Этим памятником мы обязаны нашей Победе, нашей великой многовековой воинской славе. И — Сталину, которому пришла эта благая мысль —поставить к 800-летию Москвы памятник ее историческому основателю. Не так даже важны те свидетельства летописей и других древних исторических документов, которые непосредственно относятся к личности князя Юрия. Важно другое: что в 1946 году, после Великой нашей Победы, появилась у народа потребность воздать благодарностью и великим своим предкам, созидавшим 1000 лет могучую православную державу, и осознать свое неразрывное единство с ними, возвеличить Москву, собирательницу русской земли, выразительницу и носительницу национального духа, национального идеала, национальной воли. Ведь только нынешние правители считают себя вправе игнорировать тысячелетний путь великого народа, путь им сознательно избранный. Они не боятся навязывать народу и России чуждый и враждебный по духу и направленности «их» путь. Ох, уж эти правители-«переправители»! Им — и русло Волги повернуть нипочем, надо — они и Москву полностью в Нью-Йорк превратят. Вот уже властям московским небоскребов — или «скребонебов», как называют их в мелком московском народе, — мало. Ездили в США перенимать опыт, как строить суперскребонебы!

     Так что пока не закрыли нам солнце и свет и московское небо эти вавилонские башни, пойдем и поклонимся молчаливым нашим сродникам, которые в бронзе, граните, чугуне... Вот и князь Юрий на площади Советской: вглядимся, ведь это наш русский богатырь, не колченогий церетелиевский Петр, шлем на нем и кольчуга, рубаха русская... Забытый наш костюм национальный! А ведь и воинское обмундирование солдат Великой Отечественной — оно ведь тоже сохраняло все черты национальной одежды. Не то, что нынешний интернациональный армейский модерн. А конь у Долгорукого вперед рвется, но князь его сдерживает: такая уж была силушка русская, что надо было под уздцы ее придерживать, такая удаль была и широта. А длань — рука правая у богатыря — вперед на Запад, между прочим, показывает и как бы жестом этим властным говорит: здесь — Москва. Ее же не прейдеши... Стояла и стоять будет.

     Автором памятника был молодой и мало кому известный скульптор Сергей Орлов. Он ни с какими властями и знатными людьми не якшался, скромный художник был и жил искусством. И в такие вот тогда времена жили люди, что мог простой и неизвестный молодой скульптор выиграть конкурс на столь, как бы теперь сказали, престижный памятник. Ни тебе коррупции, ни тебе миллионных взяток. Хоть и не просто было человеку от искусства порой с вождем общаться на темы эстетики и политики, тем не менее дорога талантам закрыта не была, и ничего такое не продавалось и не покупалось, как ныне.

     Много воспоминаний навеивает этот памятник... О том, как праздновала свой юбилей победная Москва, какая тогда была чистая столица! Только в старых фильмах послевоенных можно увидеть эти умытые улицы, эту благодатную мирную жизнь без ужаса рекламы, без всего этого чудовищного московского «лас-вегаса», от которого давно уже задыхаются и Москва, и вся Россия.

     Вот и ты, прохожий, поклонись русскому князю-воину и тем, кто памятник этот создал и душу свою в него вложил, и тому, кто задумал его воздвигнуть во славу России. Вспомяни их всех, прохожий, поклонись им и духом укрепись. Ведь недаром предки говорили: «Русь долго запрягает, да быстро ездит». Москва не сразу строилась и не враз ненавидящие сумеют ее одолеть. Призовет своих великих предков на помощь, обогатится достоинством и духом и проглотит как муху все эти лас-вегасы с их разжировавшимися хозяевами. И пойдет дальше своей исторической дорогой, а впереди на боевом коне среди других — Юрий Долгорукий.

  Екатерина КОЖУХОВА.

 


В оглавление номера