"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 86 (12558), четверг, 1 июля 2004 г. |
Враги Руси в древние времена вторгались в наши пределы зимой, когда замерзали непроходимые болота и вставали реки — дороги сквозь дебри. Наполеон и Гитлер начинали свои безумные походы «двунадесяти языков» Европы в июне, намереваясь взять Москву и покорить Россию до морозов. Все эти продуманные агрессивные планы рушились среди необозримых просторов и русского моря сопротивления…. Что же мы видим сегодня? Якобы «замоченные» и рассеянные боевики собираются в ударный кулак и тоже действуют по календарю: взрыв на стадионе на 9 мая, и вот — новое массированное нападение: на силовые структуры Ингушетии в День памяти и скорби 22 июня, когда против всех тактических законов, соотношения потерь при атаке и обороне на 2 погибших боевика пришлось почти 70 жертв с федеральной стороны . Снова картина Репина — «Не ждали»… Странно, что спецслужбы не ведают, не просчитывают символов и рубежей этой внутренней войны. А вот многие наступления власти на жизненные права и свободы многострадального народа теперь тоже начинаются летом, когда притупляется бдительность и расплавляется в дачный сезон на непривычной для нас жаре остаток воли, теряется стойкость перед лицом поработителей. Весь июнь шла подготовка к новой социальной контрреволюции, к уничтожению и разворовыванию последних реальных достижений социализма. Поражает не гнусная линия «партии власти», не привычный цинизм и бездушие кремлевских чиновников — лишать льгот, загонять в очередь за подаянием последних Героев и ветеранов войны в канун 60-летия Победы, а позиция местных властей, губернаторов, которые останутся лицом к лицу с обездоленными, мечущимися с пустыми бумажками земляками. Неужели карьеризм и корысть уничтожили остатки совести, сострадания, патриотизма, наконец! В следующем месяце мы будем отмечать 100-летие со дня рождения великого Чехова. Весь год я перечитываю его записные книжки и дневники. Вот зарисовка из так называемой IV записной книжки. «Вновь назначенный (мечта Жириновского и иже с ним — назначенный! — А.Б.) губернатор обратился к своим чиновникам с речью. Призвал купцов — речь. На акте в женской гимназии — речь об истинном просвещении. Представителям печати — речь. Собрал евреев: «Евреи! Я призвал вас…» Но проходит 1—2 месяца — ничего не делает. Опять созывает купцов — речь. Опять евреев. «Евреи, я призвал вас…» Надоел всем. Наконец говорит правителю канцелярии: «Нет, не под силу мне это, голубчик. Подаю в отставку». Читаешь, поражаешься точности, узнаваемой беспомощности, но воспринимаешь, как фантастику: губернаторов, можно сказать, теперь администрация президента почти назначает через видимость выборов, но кто сегодня с такой видной да хлебной должности подаст добровольно в отставку? Страшные вековые итоги политической да и художественной жизни! А вот такой факт разве не пугает? Во МХАТе имени Чехова прошла премьера новой постановки «Вишневого сада», осуществленная сбежавшим из Риги Альфредом Шапиро, которого «призвал» Олег Табаков. Роль Раневской сыграла слабая, но раскрученная телевидением артистка Рената Литвинова. Прямо в день премьеры теледива манерно заявила с экрана: «Чехова я ненавижу». Кривлянье, конечно, но до чего же верно выразила она глубинную позицию всех участников шапировского спектакля, включая и главного режиссера театра Олега Табакова!
Начало июня осенено этим подлинно народным праздником. В этом году я не смог принять в нем участия, хотя всем сердцем откликнулся на приглашение снова проехать по Пушкинскому золотому кольцу тверской земли. Оргкомитет, который возглавил недавно избранный губернатор Дмитрий Зеленин, решил отмечать праздник так же широко, как это было в советские времена. Впервые за пятнадцать лет в Торжке и Бернове снова выступали московские поэты. Как всегда, прошел задушевный праздник в Псковской области, о котором писал замечательный украинский лирик Борис Олейник: Как потускнел в сиянье горнем здесь Впрочем, о подлинной культуре и дешевом балагане, о пушкинских традициях и о нынешней спеси пустых ристалищ я расскажу и в этих июньских заметках, и в будущих публикациях «Вспоминая съезд писателей России».
В программе «Вести недели» с таким современным, продвинутым, ироничным ведущим прошел репортаж из Ивановской области. Не часто нас радуют информацией о жизни глубинной, коренной России. Начал с интересом смотреть и тут же понял: топорная «заказуха» Кремля! Из окружения президента поступил приказ мочить губернатора Тихонова, которому стали прочить какой-то высокий пост в КПРФ. Причем мочить пока не в сортире, как грозили и поныне здравствующим головорезам, или в созданном фальшивом доме-музее, как Геннадия Зюганова перед выборами, а в своем кабинете. Пока — не в полную мощь, на всякий случай, для острастки, так сказать. И тут всякое лыко годится в строку. Тяжелое положение в текстильной области? — годится. Как будто это губернатор Тихонов разваливал СССР и рвал связи с хлопкосеющими республиками Средней Азии, без которых ивановским предприятиям не выжить. Кто работал по исконной культуре — льну, и сегодня работает, не может удовлетворить спрос по импорту, на выставках ВВЦ выглядит вполне респектабельно: видел, беседовал, твердо знаю. А корреспондент-то не знает ничего, ни одной цифры не приводит или тщательно скрывает. Ведь были бы убийственные факты — привел бы. А так — никакого анализа: что было в Ивановской области при ельцинистах, что стало при Тихонове? Жалкий пропагандистский материал. Вот, мол, интернат разваливается. Да пусть Брилев откроет газеты, войдет в Интернет и посмотрит, что творится с другими интернатами. Пусть, наконец, вспомнит репортажи собственных корреспондентов о пожарах в интернатах для детей-инвалидов и в домах престарелых. Тогда никому и в голову не пришло связать эти трагедии с правлением губернаторов, преданных Владимиру Путину. В июне, например, сгорел Савеловский рынок в Москве и рухнул спортзал «Спартак» в Новосибирске. Тоже Путин виноват? Скажи об этом вслух — Брилев бы глаза округлил: «При чем тут преступная халатность и «дважды Святой Владимир», как назвали президента лизоблюды во Владимирской области! А при чем тут общий развал сельского хозяйства и отсутствие успехов в нечерноземной области, где и без того скудные земли перестали получать минеральные удобрения, вывозимые за рубеж? В вину Тихонову ставится даже элементарная кадровая политика: три заместителя, мол, ушли в отставку. Ну и что? Путин популистски отправил в отставку перед выборами целое правительство, которое и без того через два месяца сложило бы свои полномочия. Но это, на взгляд лжедемократов, — мудрое государственное решение, а тут вытащили перед камерой заместителя с лицом неудачника и бездельника, который заявляет: «Не хочу участвовать в развале области! Губернатор сказал, что сам за все будет отвечать». Детский лепет какой-то — ты ведь был вторым человеком, почему раньше молчал, мирился, способствовал? И кто особо яро на экране обвиняет — депутат Госдумы от Ивановской области Бабич, деятельность которого в правительстве Московской области и Чечне до сих пор расхлебать не могут! Тут одно лишь можно в вину Тихонову поставить: неумение подбирать соратников, мудрых подчиненных. Об этом же свидетельствует и громкий, уже ставший всероссийским скандал с писательским особняком в центре города Иванова, который начальница управления культуры с попустительства губернатора намеревалась отобрать без объяснения высшей целесообразности. Можно только догадываться о причинах… Три суда по этой тяжбе состоялось, включая федеральный, и все суды, как и вся общественность Иванова, включая областное телевидение, высказались в пользу писателей. Вот подобные действия заслуживают критики, и я лично высказывал ее в эфире и на этих страницах. Но когда высасываются из пальца голословные обвинения, подтасовываются факты, выискивается и раздувается дутый компромат вроде бастовавшей две недели мебельной фабричонки на фоне голодающих шахтеров в Ростовской области, где правит ярый ельцинист и преданный путинец Чуб, становится не по себе: и это называется у них свободой слова! Противно смотреть на того же лощеного и самовлюбленного Брилева, который понимает, в какие грязные сурковско-добродеевские игры играет, но иронию свою тщательно скрывает. Ведь если уволят Добродеева или выкинут из эфира его самого, то и слова никто, как замам Тихонова, в свое жалкое оправдание не даст. А уж дважды обыгранное имя-отчество губернатора Тихонова — Владимир Ильич — вообще отдает беспросветной дешевкой и провинциализмом государственного телеканала. Какой пещерный уровень и какая восточная изощренность: пока, на всякий случай, полумочить в кабинете еще не состоявшегося лидера, держать ситуацию под контролем и намекать на свое информационное всесилие по масштабам выливания грязи.
Отвратительна роль государственных телеканалов, того же РТВ, в обсуждении острейших проблем, имеющих общенародное значение. Например, готовится очередное ограбление народа — лишение реальных льгот, замена их эфемерными выплатами, то есть «выгребание остатков социализма из карманов», как образно выразился Александр Проханов. И вот вместо того, чтобы дать слово ответственным политикам, а не проправительственным пешкам, серьезным ученым и публицистам, представителям законодательных собраний областей России, наконец, которые выступили против отмены льгот, идет демагогическое забалтывание общенациональной грабиловки, оболванивание и стравливание народа. Вот Евгений Андрющенко, доктор социологии, профессор, убежденно рассуждает: «Проблема глубже и касается всех слоев общества, всех людей, производящих материальные и духовные ценности. Кто-то из временно пригретых (до очередного дефолта) «делает вид», желая отсидеться, а кто-то и не понимает, что в действительности продолжается борьба за привилегии между общественными и профессиональными группами. И под лозунгом «Деньги вместо льгот», по сути, продолжается экспансия финансового, ростовщического, компрадорского, паразитического капитала в стране. Радоваться ли этому?.. Господство денег делает мир одномерным, безнравственным, создает новую форму рабства: кто не может расплатиться кошельком, «расплачивается собой». Забывается древняя истина: мера всех вещей сам человек, а не деньги. Не случайно еще Ш.Монтескье сказал: «Финансисты поддерживают государство точно так же, как веревка поддерживает повешенного». Вспомните, что писали об этой публике Пушкин («Скупой рыцарь»), Бальзак («Гобсек»), Достоевский… » Ну уж до таких воспоминаний и параллелей «временно пригретые», по выражению профессора, телепропагандисты не поднимаются, Андрющенко не приглашают, зато дают слово новому губернатору Тверской области, который защищает упомянутый ростовщический, паразитический капитал и при этом ссылается… на одну треть сельского трудового населения подвластной области. Бред какой-то! А остальные две трети, городские, не в счет? Но надо довести акцию забалтывания до конца, стравить разные слои населения, и слово дается старой колхознице, которую научили говорить: «Я никуда не езжу, мне лучше — деньги». Тетя Маня, ты не ездишь, зато не платишь, как твои сограждане-горожане, за дорогу до своего огорода, за возможность дышать чистым воздухом, но знай: тебе никогда не установят льготный бесплатный телефон, чтобы вызвать врача или услышать внуков, не дадут в фельдшерском пункте лекарств, а всю прибавку ты отдашь за нельготное топливо, например, если ее сразу же не сожрет взлетевшая от такой массы доплаченных денег инфляция. Ну и наездиться тебе уже не бесплатно придется в собес для оформления документов. Это не знающий жизни или сознательно врущий депутат Госдумы может говорить по РТВ: «Надо доплачивать деньгами, чтобы человек меньше зависел от чиновника». Полный бред! Ведь начисляет доплаты (причем дифференцированные!), оформляет документы, берет подношения, тянет и теряет бумаги — мелкий чиновник, а устраивает дефолты, способствует инфляции, перекрывает бюджетные потоки, баснословно обогащаясь, — крупный. Так что зависимость от растущего паразитического класса — неимоверно возрастает. Подключился к пропагандистской фрадковской компании и Первый канал. Тоже сельских жителей вытащили (давненько не показывали гибнущую русскую деревню!), а какой-то функционер из мифического Союза фермеров нагло заявил: «Никто не отнимает у Героя его звания. Просто его труды, его заслуги будут выражаться в денежном выражении». Слушая подобную агитпроповскую дешевку, хочется только крепко выразиться! Совсем стыд потеряли.
Мировые цены на нефть в июне продолжали расти, но на уровне жизни народа это никак не сказывалось, вернее, склонные к роскоши олигархи и государство, как скупой рыцарь, продолжали увеличивать счета в зарубежных банках, а народ роптать по поводу дальнейшего расслоения в обществе, роста цен (в том числе и на бензин!) и лишения последних реальных льгот. Кстати, прочитал в поездке газетное сообщение о встрече Святейшего Патриарха с депутатами Госдумы и, честно говоря, надеялся прочитать слова осуждения нынешней социальной политики государства и законотворцев. Увы, не нашел их. А ведь Русская церковь прекрасно знает из векового опыта, что сирым, немощным, свихнувшимся надо помогать не деньгами, а реальными деяниями. Состоятельные люди милостыню мелочью подадут, многим из просящих — на пропой, но в монастыре или при храме людей прежде всего приютят, обогреют, накормят, дадут посильную работу. Та же задача и у государства, если оно объявляет себя наследником православной России, но президент и правительство Фрадкова хотят отделаться разовой денежной подачкой: на тебе в рваную шапку и пошел вон! Почему же священнослужители, хранящие вековую мораль и принявшие на Соборе социальную концепцию Церкви, — молчат, не проповедуют против этого не богоугодного намерения? Я не смею давать советы — лишь пребываю в ожидании… Зато о чиновниках президент продолжает отечески заботиться. Он подписал федеральный закон, по которому при начислении пенсии госслужащим теперь будут исходить из 2,3 должностного оклада (раньше — из 1,8). Поэтому и без того немалые пенсии вырастут на 20—30 процентов. Примечательно, что чиновничьи пенсии на фоне обещанной отмены льгот будут пересчитаны аж с 1 июля 2002 года. Им-то этого пересчета на транспорт и отдых хватит, а ветераны — пусть сидят и охают дома: за кого же мы голосовали?! Чиновничье, полицейское государство всегда укрепляется в пользу класса богатых. Они свое урвали — им нужна теперь рутина, порядок, собственная безопасность. И ведь есть что охранять — в Нью-Йорке проживает 31 миллиардер, а в Москве — аж 33. Все 277 миллиардеров США владеют 6 процентами от огромного ВВП, а в России 36 воротил владеют 24 процентами от хилого для такой огромной страны ВВП. Кстати, в проекте бюджета на 2005 год доходы государства, якобы борющегося с бедностью, уменьшились со 104 миллиардов долларов до 102,7 миллиарда. В результате доля расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальную политику в федеральном бюджете снизилась с 13,3 процента в 2004 году до 11,5 процента в будущем году. Эта доля равна или даже меньше состояния Абрамовича. Вдумайтесь: вся социально-духовная сфера огромного государства и состояние одного губернатора далекой Чукотки! Президент Путин во время последней переписи населения назвал себя «наемным работником», чем вызвал восторг либеральных СМИ, принадлежащим олигархам. Они правильно поняли эту остроту с оттенком горькой правды: президент законченного классового государства, где вся власть и средства принадлежат богатым, нанят правящим классом и должен проводить политику — налоговую, социальную, культурную, ценовую — только в интересах нуворишей вопреки интересам народа и даже опыту цивилизованных стран. Новый министр природных ресурсов Юрий Трутнев возмущен: «В нашей стране существует такое безобразие, как «трансферная цена»: разные подразделения одной нефтяной компании продают друг другу нефтепродукты по стоимости, значительно ниже рыночной. И платят налоги с этих «смешных» денег. А в конце цепочки они продают топливо за границу — в свою же «дочку» или «маму» — фирму, которая находится в оффшоре. И опять налоги в России платят по минимуму. А эта оффшорная компания продает нашу нефть по мировым ценам». Уже всем понятна и эта схема, и дикость плоского налогообложения, и экономическая нецелесообразность долларовых накоплений (копится этот валютный запас только в политических целях: вдруг цены перед выборами 2007—2008 года резко упадут!), но тупиковый путь продолжается с нарастающим маразмом. Министр финансов Алексей Кудрин отбивается от упреков и оценивает сверхприбыли от «нефтянки» всего в 2 миллиарда долларов (в шесть раз меньше состояния самого богатого болельщика «Евро-2004» — Абрамовича Челского!), а президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, хорошо знающий проблему, называет другую цифру — 6 миллиардов долларов. Тоже не бог весть что для скудного бюджета, но все-таки поразительно, что государственные мужи так запросто миллиардами швыряются. Но я был потрясен, когда узнал, что ежегодный доход Турции от туризма составляет около 10 миллиардов долларов. А ведь это не просто деньги, а еще и рабочие места: у нас-то в «нефтянке» занято немного людей, потому что все запасы были разведаны, освоены с возведением промыслов, заводов и городов при Советской власти. Нынешние паразиты — только выкачивают да еще умудряются работать куда менее эффективно, чем прежний собственник — государство. Смех, а не рынок! Но смех-то сквозь нефть, кровь и слезы…
В 2003 году в Турции отдохнуло около 1 миллиона россиян, в этом году ожидается уже 1,5 миллиона российских отдыхающих. Подсчитайте, сколько денег они вывезут на Анатолийское побережье! Путевки дорожают с каждым годом, особую лепту в стоимость вносит цена на авиаперелеты: ведь отечественные вместительные лайнеры Ил-86 ветшают и списываются, а сознательно разгромленная авиационная промышленность новых отечественных машин не производит. Не представляю, на чем станут летать через несколько лет любители заморских стран — на арендованных лайнерах иностранных авиакомпаний, наверное. Какой позор для страны Туполева, Антонова, Ильюшина! Между тем туризм и курортное дело в самой России развивается крайне медленно, со скрипом, с отсутствием всяких законов, налоговых льгот, крупных государственных программ, связанных с оздоровлением, полноценным отдыхом в привычных климатических условиях, воспитательно-познавательным эффектом, который дает туризм особенно подрастающему поколению. Вот куда могли бы с быстрой отдачей пойти деньги из политического валютного резерва, будь у нас действительно социальное государство, как это записано в конституции. Куда там… В майских заметках я высказал свое нелицеприятное мнение о нашей так называемой политической элите, пирующей во время чумы. Здесь же, коснувшись турецких впечатлений, хочу заметить, что и пресловутый средний класс, который был выращен у нас за годы грабительских реформ, — ниже среднего, мягко выражаясь. В клубе «Фазелис», где я провел с внучками несколько дней, отдыхают в основном русские и украинцы — представители среднего класса торгашей, мелких коммерсантов, охранников, «братков» средней руки из провинции. Это, доложу я вам, зрелище. Демонстративная развязность с распиванием импортных напитков стаканами, откровенный молодежный мат в разговоре с подружками возле бассейна, где купаются дети, курение на детской дискотеке, развязная торговля возле прилавков с барахлом, наконец, золотые цепи на мужиках и массивные кресты с распятием, которые, я наивно полагал, остались в начале 90-х. Бизнесмены и деятели поприличней, наверное, ездят в более дорогие отели, а подлинные интеллигенты, люди науки и культуры, теперь вовсе не могут куда-то поехать. Вот и получается — такой контингент. И тут не снобизм восприятия, а наглядное осознание того, кто же преуспел в основном на постсоветском пространстве. И на этот «класс ниже среднего» сделана ставка олигархическим государством! Попытался взять интервью у генерального менеджера клуба «Фазелис» Неджми Йилмаза, но вежливый разговор в баре так и не позволил прояснить, как и чем помогает турецкое государство развивать туристский бизнес и что думает о нашем «среднем классе» успешный хозяин сложного хозяйства? А впрочем, этого и не надо: гостями, которые везут деньги, осторожный турок доволен, а сравнение в области туризма всегда будет не в пользу России, пока мы не перестанем получать меньше всех в Европе, а цены за гостиницы, рестораны и другие услуги заламывать чуть ли не выше всех. Это косвенно подтвердил и мэр Москвы Лужков, который в передаче «Лицом к городу» обещал постараться скомпенсировать действие рассматриваемых законов, направленных против ветеранов. Он логично заметил: «Ну, как пожилой человек с двухтысячной даже добавкой сможет пройти курс лечения в санатории, когда путевка туда стоит 40 тысяч!» Не знаю, почему правительство Москвы отправляет ветеранов в такие дорогие санатории, я знаю курорты, где один день пребывания стоит 700 рублей, но вдумайтесь: 1300 долларов! Кто поедет за такие деньги даже из работающих? В Турцию слетать стоит в три раза дешевле. Вот и весь расклад и секрет успеха.
Надо признать, что нынешняя сборная России по футболу является типичной, символической сборной современной России: есть память о былой славе, остатки отечественных традиций, проблески способностей и неординарной игры, но никакой реальной силы (уж не говорим: победительной мощи) — не представляет. Скорби куда больше, чем стойкости. Сборная, как и современная Россия, может победить в одном эпизоде, столкновении-матче, может спутать карты другим, напугать своей непредсказуемостью, даже подложить свинью той же Испании, обыграв Грецию, но реально вмешаться в распределение ведущих ролей, диктовать свою волю — даже не мечтает, как и Россия в лицемерной «восьмерке». По существу, потерпела крах задача, поставленная президентом перед всей страной: догнать хотя бы беднейшую из ЕС — Португалию. В футболе безнадежно проиграли, ударив по воротам один раз, и еще раз доказали, что болен весь российский футбол, загубленный коммерциализацией, безнравственностью, откровенным воровством. Только ленивый уже не пишет об «откате» при приобретении ненужных, но дорогих игроков (самый дорогой Иржи Ярошек не играл даже за сборную Чехии), о пагубной практике приглашения зарубежных тренеров-временщиков (загублены остатки самобытности команд «Спартак», «Динамо», ЦСКА), о договорных матчах и политиканском давлении. Символично даже то, что тренер Ярцев является верным сыном и членом партии «Единая Россия»: он говорит одно, думает — другое, делает — третье. Если бы была малейшая победа, этот факт обыграли бы, но, поскольку обыграна вчистую сборная, об этом помалкивают. Если судить по набранным очкам и пропущенным мячам, то сборная Болгарии вроде бы даже хуже нашей команды. На самом деле, команда Болгарии наверняка выиграла бы у нас в очной встрече, как победила в товарищеском матче. Она, как и команда Латвии, все-таки команда, а не сборище безвольных игроков. Наша сборная первая выбыла из борьбы, не забив ни единого мяча в нужных матчах, первая закатила демонстративный скандал с отчисленным Мостовым, первая оправилась от позорного выступления: игроки получили свой бонус в один миллион за победу над не рвавшейся Грецией, причитающиеся деньги за бесславное участие и в День памяти и скорби возвратились в Москву без всякой печали на лице. Брошу и я переживать о нашей сборной или спорить о ее судьбе. Бесполезно и смешно, если болельщики переживают больше непотопляемого руководителя Колоскова, показушно матерящегося Ярцева или загорелых и улыбающихся игроков. Кстати, ни один из них после «смотрин» в Португалии не получил пока предложения даже в захудалый европейский клуб.
За два дня до памяти святой Анны Кашинской — 23 июня по новому стилю, 115 лет назад, под Одессой родилась Анна Горенко (поэтический псевдоним — Ахматова). В новой книге «Поэзия русских имен» я вскользь привел этот календарный факт, но прочитал в свой адрес отповедь одной околоцерковной дамы, которая набросилась на вольную книгу поэта с кондовой канонической точки зрения почище всякой партийной цензуры, огульно осудила все попытки описать духовный и литературный мир имен как убиенного отца Павла Флоренского, так и меня, грешного. А из краткого упоминания о дне рождения православной поэтессы раздула целое обвинение в ереси. «Анна Кашинская, — пишет неистовая ревнительница, — не была самой почитаемой Анной, поскольку почитание ее официально прерывалось (якобы из-за того, что она стала знаменем старообрядцев). Возобновили его в 1909 году. Анне Ахматовой, кстати, уже было 20 лет. Крестили ее, естественно, в честь другой Анны, и вряд ли она сама считала Анну Кашинскую своей покровительницей. Вообще вся история Анны изложена как-то коротко и сбивчиво, хотя эта Анна уж никак не хуже Керн». Но я и не собирался выяснять, какая из Анн «лучше» — Кашинская, Горенко или Керн — это все равно, что пытаться кощунственно сравнивать иконописный образ с реалистической, порой критической картиной передвижника, например. Но уж если меня начетнически пытаются поучать, хотя церковная цензура по отношению к светским книгам была отменена еще Николаем I, то я могу изложить историю подробнее, а заодно показать, до чего мы докатились в наши фарисейские времена. Церковные политические нестроения и, как следствие, прихотливость посмертной судьбы и почитания даже русских святых доказываются тем скорбным фактом, что Собор 1649 года в Москве причислил преподобную Анну Кашинскую к лику святых, 12 июня 1650 года в присутствии царя Алексея Михайловича («религиозная весна» — называли его время!) было совершено перенесение ее мощей в каменный Воскресенский собор. В Кашине особую службу на открытие мощей новоявленной святой Анны написал протопоп Иван Наумов при участии посадского человека Семена Осипова Сухорукова; в Москве канон на тот же высокий предмет написал лучший ученый своего времени Епифаний Славинецкий. Продолжалось почитание Анны Кашинской и при следующем царе — Федоре Алексеевиче. Однако политическая борьба все яростнее вторгалась в духовную жизнь, и в 1677 году патриарх Иоаким созвал в Москве так называемый малый собор архипастырей, который запретил совершение святой Анне особых служб и молебнов ввиду якобы некоторых разногласий жития княгини со Степенною книгой и летописцами (дальнейшими исследованиями, кстати, совершенно устраненными). Истинной причиной этого «прещения» явилась грубая политика: начался трагический для России церковный раскол, а на иконе Анна Кашинская изображалась с рукою, сложенной для двуперстного крестного знамения, которое тогда преследовалось как «армянская ересь», но во времена духовного подвига самой Анны являлось обычным. И вот вместо того, чтобы в двуперстии почившей три века назад многострадальной Анны Кашинской (в Орде был мучительно убит муж — князь Михаил, потом хан казнил старшего сына и, наконец, в начале лета 1329 года, ровно 675 лет назад, княгиня проводила в Орду на верную смерть сына и внука), так вот, вопреки тому, чтобы усмотреть спасительное доказательство равночестности обоих перстосложений и тем самым устранить одно из внешних оснований страшной церковной распри, патриарх Иоаким на соборе, составленном только из лиц подчиненной иерархии, приостановил чествование истинно народной русской святой! Почитателям ее, которых особенно много было в Тверской льняной земле, он пригрозил отлучением от церкви и строгим наказанием, а ведь прошло только 27 лет с годовщины царских торжеств, живы были умиленные и оскорбленные свидетели. Конечно, память об Анне Кашинской сохранялась прежде всего среди кашинцев, которые неоднократно возбуждали ходатайства о возобновлении молитвенного ее почитания. В 1860 году кашинцы обратились с нижайшей просьбой к императору Александру II, но получили отказ. В 70-х годах ХIХ века после видения образа Анны настоятельнице Кашинского Сретенского монастыря Антонии (Мезенцевой) начинается усиленное переписывание и подпольное распространение жития благоверной Анны. Народ шел молиться ко гробу Анны, постоянно велась запись исцеления около него, свидетельств набралось свыше сорока. Семь раз расторопные кашинцы направляли ходатайства в ХIХ веке, начали они с этого и ХХ век: в 1901 году очередное ходатайство рассматривалось в Священном Синоде, но обер-прокурор Победоносцев, превозносимый сегодня некоторыми неофитами, сделал все, чтобы просьба осталась даже безответной. Только после потрясений первой русской революции, в 1908 году, вопрос о восстановлении церковного почитания Анны Кашинской был снова возбужден тридцатью епископами, съехавшимися в Киев на торжество 800-летия Михайловского Златоверхого монастыря. К ним присоединилось осмелевшее духовенство Кашина и Твери, и уже ослабевший Синод, раздираемый противоречиями, принял 7 ноября 1908 года высочайшее утверждение — разрешил восстановить почитание святой княгини через 231 год после запрета, назначив для этого первое почитание 12 июня 1909 года (25 июня по новому стилю). В восьмитысячный уездный городок прибыло около 100 тысяч (!) богомольцев, приехала и великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая святая благоверная княгиня. В годы Советской власти церкви закрывались, и мощи преподобной Анны переносились из храма в храм. Наконец, в городе остался один действующий, как тогда говорилось, храм Петра и Павла, в нем и пребывали мощи с хрущевского 1962 года по перестроечный 1987 год. В 1987 году из-за разногласий между настоятелем и церковным приходским советом Петропавловского храма, уже без вмешательства заигрывающих с церковью властей, с плачем и обидами верующих мощи под видом ремонта были скандально перенесены в разоренный храм Рождества Пресвятой Богородицы на окраине города. Тогда-то одной из его прихожанок было чудесное вразумление — сама преподобная Анна Кашинская предстала перед ней, бросила клубок перепутанной веревки с узлами и сказала: «Видишь, сколько напутано, а распутывай ты». Вот — чисто русское явление: цари, иерархи, священнослужители вступали в яростные, кровопролитные и изматывающие народную душу распри, вязали страшные узлы, а распутывать — ей, кашинской простой прихожанке, которая теребила, пряла или продавала лен... Тем не менее видимый мир восстановился, 25 июня 1993 года, накануне кровавых событий в Москве и окончательной победы дикого капитализма с показной набожностью, торжественный крестный ход перенес мощи святой во вновь открывшийся кафедральный храм Вознесения Господня, где сегодня под прекрасным ликом-картиной на крышке раки они и пребывают, напоминая, что имя преподобной означает «благодать». Ох, и не легкая благодать, которая не на каждого нисходит, и уж во всяком случае — не должна являться разменной монетой в начетнических играх. Что касается неуместных домыслов и поучений по поводу Анны Ахматовой, то достаточно прочитать ее стихи, и все сомнения, знала ли она о своей святой, мигом развеются. В 1922 году Анна Андреевна пишет стихотворение «Причитание»: И выходят из обители, Любимые русские святые знали земные ремесла, ведали людские горести и заблуждения, но несли свой крест и не поучали, а сострадали, думали прежде всего о ближнем, о спасении души, а меньше всего — о показной набожности («ризы древние отдав»), о внешней стороне обрядов или указаниях упомянутой Степенной книги. Увы, пример их над сегодняшней Россией — похоже, не воссиял. Десять лет назад, 25 июня 1994 года, состоялся прощальный парад солдат бывшей Западной группы войск, прошедших по Берлину. Оркестром дирижировал и пел «Калинку» пьяный Ельцин на позор России и на потеху всему миру. Российские войска волей бездарных правителей стали отбывать домой, в чистое поле, бросая отстроенные городки, дорогое оборудование, аэродромы и другое уворованное потом имущество, уступая геополитическое пространство, политое кровью солдат-победителей, даря его НАТО. Переворачивалась с глумлением и страшными потерями очередная черная страница новейшей истории. И это бесславье мы тоже не должны забывать! То звон щитов, то шум знамен, Александр БОБРОВ
|