"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 87-88 (12559), суббота, 3 июля 2004 г. |
Более чем 12-летняя история существования Содружества Независимых Государств (СНГ), образованного в декабре 1991 года после развала Советского Союза, — это по большей части медленная дезинтеграция еще совсем недавно единого народнохозяйственного комплекса СССР, деиндустриализация (если не сказать резче — дегенератизация) экономик бывших союзных республик, ставших теперь суверенными странами, и закрепление за большинством из них статуса второстепенных в мировом хозяйстве и мировой политике стран. Все это касается и самого крупного на постсоветском пространстве государства — Российской Федерации, руководство которой определило для своей страны малопочтенную роль поставщика сырьевых товаров на мировой рынок. Фактически смирилось российское руководство и с усиленно навязываемой странам мира концепцией «глобализации по-американски», предполагающей безусловное доминирование в международных делах одной-единственной державы — Соединенных Штатов Америки; доказательства этой сервильной политики мы, к сожалению, наблюдаем чуть не ежедневно. НА ЭТОМ ФОНЕ ярким исключением предстает Республика Беларусь. Не имея на своей территории никаких сколько-нибудь значительных запасов природных ресурсов, Белоруссия первой из всех стран — участниц СНГ восстановила докризисные объемы промышленного и животноводческого сельскохозяйственного производства; она не допустила деградации национальных систем наук, образования (в том числе высшего) и других отраслей социальной сферы, проводит подлинно независимую внешнюю политику в интересах собственного народа. Говорят, в истории не бывает совпадений. И все-таки более чем символично, что в истории братского народа в первые дни июля нынешнего года совпадают сразу две знаменательные даты: 60-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков войсками Красной армии в ходе прославленной операции «Багратион», отмечаемое как День независимости, и 10-летие восстановления народной власти после трехлетнего периода правления «демократических» демагогов и националистов. За последние 10 лет, прошедших с момента прихода к власти президента А.Г.Лукашенко и возглавляемой им команды политиков, Белоруссия — единственная из стран СНГ — закрепилась в группе государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала по классификации ООН и уверенно продвигается по пути формирования социально ориентированной смешанной (многоукладной) экономики со значительным удельным весом государственного сектора и сильной поддержкой отраслей социальной сферы. Феномен социально-экономического развития Республики Беларусь за последние 10 лет позволяет нам с полным основанием говорить о «белорусском вызове» сторонникам однополярного мира и «глобализации по-американски», представителям их «пятой колонны» как в России, так и в самой Белоруссии. «Реформаторы», захватившие политическую власть во многих тогда еще союзных республиках СССР в период 1990—1991 годов, провозгласили своей целью строительство рыночной экономики, основанной на так называемых «либеральных» принципах. За прошедший период социально-экономический курс ряда теперь уже независимых государств, развивающихся на постсоветском пространстве, был несколько скорректирован в сторону усиления регулирующей роли государства. К сожалению, эти изменения не коснулись основ социально-экономической политики таких крупнейших стран СНГ, как Российская Федерация и Украина, которые остаются практически неизменными с тех самых пор, как они были заложены на рубеже 1991—1992 годов. И сегодня мы вновь становимся свидетелями того, как представители высшего руководства России постоянно, с достойным лучшего применения усердием подчеркивают «преемственность курса» на гибельные «либеральные реформы», в частности — на продолжение уменьшения роли государства в экономике (хотя, казалось бы, куда еще уменьшать-то!). Все это было хорошо знакомо и белорусскому обществу. К чести братского народа, ему — в отличие от наших соотечественников — вот уже более 12 лет терпящих развальную политику Ельцина и его преемника Путина, — хватило менее трех лет, чтобы разобраться в сущности как внутренней, так и внешней политики, проводившейся участником преступного Беловежского сговора С.Шушкевичем и его командой. Хлебнув власти националистов и собственных «демократов», 10 лет назад народ братской страны вовремя, не дожидаясь окончательного развала экономики страны, отверг курс губительных «реформ» и призвал в результате демократических президентских выборов летом 1994 года во власть новую команду политиков. Возглавил ее депутат тогдашнего Верховного Совета Республики Беларусь Александр Лукашенко. С этого момента и начинается уникальный, не имеющий аналогов в современном мире путь белорусского государства и народа по преодолению катастрофических последствий применения на своей территории «либеральной» модели социально-экономического развития с одновременной сменой одностороннего прозападного внешнеполитического вектора развития. Многим из нас наверняка доводилось слышать, как подчас некоторых даже убежденных сторонников народно-патриотических сил в России под воздействием всеобщего развала экономики, социальной сферы, правовых отношений, морали и нравственности в нашей стране охватывает чувство своеобразной апатии и безысходности: а есть ли вообще, мол, выход из этого порочного круга? Белорусский пример однозначно свидетельствует: да, выход есть, причем оставленные «либералами» и «демократами» завалы надо чистить, при всей сложности этой задачи, одновременно, на всех направлениях — иначе выхода из трясины не будет. При этом, разумеется, необходимо помнить про первичность экономических отношений в любом обществе. Поэтому сразу подчеркнем, что базисом формирования нового социально-экономического, внутри- и внешнеполитического курса Республики Беларусь стала экономическая политика вновь избранного руководства страны. Что же касается объединяющей и направляющей развитие общества идеи, то она в Белоруссии есть — это патриотизм, коллективизм, приверженность принципам социальной справедливости, верность восточнославянским традиционным цивилизационным ценностям. Именно на базе этой идеи воспитывают подрастающее поколение, исходя из нее формируют общие основы внутренней и внешней политики. За прошедшие 10 лет в Республике Беларусь окончательно оформилась модель социально ориентированной рыночной экономики. Подобно тому как в КНР развивается социалистическая рыночная экономика при доминировании общественной собственности, в случае с Республикой Беларусь мы имеем дело с многоукладной экономикой, в которой развиваются и пользуются поддержкой все формы собственности, однако при этом определяющая роль остается за государственной собственностью. Основными характерными чертами белорусской экономической модели являются сильная регулирующая роль государства (отсутствующая в сегодняшней России) и наличие в народном хозяйстве мощного государственного сектора. Именно прибыль от работы сохраненных и успешно функционирующих предприятий в Белоруссии является основным источником средств для проведения «сильной» социальной политики в интересах большинства населения, перспективного социального развития всего общества, а также на развитие реального сектора экономики. Последнее, в свою очередь, обеспечивает расширенное воспроизводство установившихся прогрессивных общественных отношений. Альтернативой такой системе могут быть только порядки, установившиеся в России, где большая часть прибыли от разбазаренных государством в ходе «прихватизации» 90-х годов предприятий используется на покупки особняков и «элитных» квартир, на поездки представителей «демократической» элиты на зарубежные курорты и проведение нескончаемых «фестивалей», «конкурсов», «творческих вечеров», более похожих на пир во время чумы. Сохранение в Белоруссии за государством командных высот в ключевых отраслях экономики сочетается с активным развитием: - крупных агрохолдингов в сельском хозяйстве, которые обычно сами состоят из целой группы колхозов и смежных производств и представляют собой кооперативную собственность; - пользующихся государственной поддержкой частных предприятий в торговле, легкой промышленности и сфере услуг, в которых доля частного капитала доходит до 75 процентов; - акционерных обществ со смешанным капиталом. Белорусской экономике свойственно гибкое сочетание рыночных принципов хозяйствования в мелком и среднем производстве и сфере услуг и ценообразования на потребительские товары с жестким государственным регулированием ценообразования на продукцию естественных монополий, арендных платежей, в налоговой области и т.д. Последнее означает, что государство (в отличие от России) строго контролирует ситуацию в ценообразующих сферах экономики (газо- и электроснабжение, почтовая и телефонная связь, транспорт, аренда помещений для занятия предпринимательской деятельностью и др.), то есть в тех сферах, цена на продукцию или тариф в которых определяет, в свою очередь, общий уровень цен в народном хозяйстве. Подобная регулирующая и направляющая деятельность государства сдерживает рост потребительских цен и услуг, в том числе торговой и других видов предпринимательских наценок, позволяет производителям всех форм собственности уверенно планировать собственные затраты и, соответственно, себестоимость и прибыльность производимой ими продукции и оказываемых услуг. Со своей стороны, использование подвижной шкалы налогов, в том числе подоходного, реально, а не на словах отвечает интересам мелкого бизнеса, не имеющего крупных производственных и личных доходов. В Белоруссии вовсе не отказываются от использования и позитивного зарубежного опыта по акционированию части государственной собственности, однако там полностью учли негативный опыт России, в которой, как вынуждена сегодня признавать даже официальная правительственная «Российская газета», «приватизация, декларировавшаяся как массовая, стала за редчайшим исключением приватизацией для избранных». В Белоруссии исключены даже какие-либо намеки на возможность продажи любого из акционируемых предприятий «из-под полы», а тем более — по бросовой цене, как это сплошь и рядом происходило в ходе российской приватизации. Напомним, что в 90-е годы за мешок бумажек — пресловутых ваучеров — металлургические комбинаты и нефтяные компании ценой в миллиарды полноценных советских рублей непонятно как, в одночасье переходили в собственность вчерашних шустрых младших научных сотрудников и профессиональных комсомольских работников горбачевского набора, моментально поменявших политическую ориентацию и убеждения. Выступая на «круглом столе», специально организованном по теме «Итоги приватизации и стратегия развития экономики России» 17 апреля 2004 года, председатель Счетной палаты РФ С.Степашин сообщил, что в свое время от приватизации 145 тысяч предприятий российский бюджет получил смехотворно малую сумму в 9,7 миллиарда долларов — ровно столько, сколько оставили российские туристы за рубежом в одном только 2003 году. Приватизация-то ведь проходила по ликвидационной стоимости, в результате чего, по высказыванию участников упомянутого «круглого стола», произошло подлинное «обесценение страны». Что же, точнее не скажешь! Имея все это в виду, в Белоруссии предусмотрели при проведении акционирования передачу в частные руки лишь части пакетов акций, принадлежащих государству. Во всех случаях этой процедуры верхний предел доли передаваемых в частные руки пакетов акций не будет превышать половины уставного фонда предприятия. Таким образом, контрольные пакеты акций сохраняются за Белорусским государством и послужат гарантией того, что акционированные предприятия будут и в дальнейшем развиваться при регулирующей роли государства и в интересах всего общества. Активно используется и правило «золотой акции», позволяющее государству блокировать возможные антисоциальные действия новых собственников, наносящие ущерб общественным интересам, порядку, нравственности, экологии и др. Президент Белоруссии еще раз вернулся к теме возможной приватизации части госсобственности во время своего выступления перед депутатами Национального собрания Республики Беларусь с президентским посланием 4 апреля. Четко и предельно ясно он повторил: «За бесценок у нас никто ничего не получит». Правильно выбранный вектор социально-экономического развития вкупе с активной экономической политикой белорусского государства не замедлил принести впечатляющие результаты. В условиях, когда в Белоруссии отсутствует имеющаяся в России нефтегазовая «подпитка» (нефти добывается в абсолютном выражении 210 раз меньше, а в расчете на душу населения — в 15 раз меньше, чем в Российской Федерации), страна обеспечивает устойчивый рост всех основных экономических показателей. Еще по итогам 2001 года Белоруссия — первой из стран СНГ — достигла уровня производства ВВП советского, «дореформенного» периода. В 2002 году достигнут еще один качественный результат в социально-экономическом развитии Белоруссии: республика полностью восстановила поголовье крупного рогатого скота до уровня, имевшегося на территории Советской Белоруссии накануне «демократического» переворота в августе 1991 года. Тенденция к росту продолжилась в 2003 году. Валовой внутренний продукт увеличился по итогам прошедшего года на 6,8 процента, производство промышленной продукции возросло на 6,8 процента, в том числе производство потребительских товаров — на 7,3 процента. Инвестиции в основной капитал белорусской экономики по итогам 2003 года возросли на 18 процентов. Продолжился и рост в сельском хозяйстве, составивший 6,8 процента в сравнении с показателями 2002 года. Наконец, по самым последним данным, по итогам первых четырех месяцев 2004 года объем промышленного производства в Белоруссии вырос на 13,3 процента — против 7,4 процента в России, которыми, кстати, так гордятся путинские министры-«реформаторы». Согласно официальному заключению представительства Всемирного банка в Белоруссии, озвученному летом 2003 года, «за период с 1995 по 2000 годы Беларусь достигла значительного прогресса по сокращению количества людей, живущих в бедности». Весьма показательно, что среди главных причин подобного неоспоримого прогресса, достигнутого Белоруссией в социальной области, эксперты Всемирного банка называют, во-первых, достаточно высокую для стран всего СНГ планку средней зарплаты в Беларуси и, во-вторых, жесткий контроль со стороны руководства страны за ее своевременной выплатой. Эти характеристики — зримые подтверждения расставания страны с порочной «либеральной» моделью организации социально-экономической жизни. А в России, где с этой моделью (равно как и с носителями этих порочных идей в лице Гайдара, Чубайса, Ясина и им подобных) никак не расстанутся, власти вынуждены стыдливо признавать, что невыплаченные долги по зарплате работникам бюджетной сферы по-прежнему существуют и составляют около миллиарда долларов. В целом, принимая во внимание то место, которое занимает в деятельности Белорусского государства социальная политика, а социальная сфера — в структуре государственных расходов, можно утверждать, что сегодняшняя Республика Беларусь представляет собой высокоразвитое социальное государство. Так, в последние годы государственные расходы на образование составляли в Белоруссии в среднем 6 процентов от объема ВВП (для сравнения: в России — 4,4 процента), а государственные расходы на здравоохранение — 4,7 процента от ВВП (против 3,8 процента в России). В перспективе, согласно принятому в Республике Беларусь Закону «Об образовании», предусмотрено увеличение ежегодных расходов на образование до 10 процентов от ВВП. Что касается охраны здоровья, то, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2001 году общая сумма медицинских расходов на душу населения составила в богатой нефтью и газом России 454 доллара против 464 долларов в Белоруссии. При, как отмечают эксперты ВОЗ, количество выделяемых (так сказать, «по валу») средств еще не гарантирует успеха общественной системы здравоохранения в масштабах всего государства. Так, лучшей в мире общественной системой здравоохранения признана французская, на втором месте — Италия, Соединенные Штаты Америки при их баснословном богатстве заняли лишь 35-е место. С этой точки зрения, согласно приведенным данным, из постсоветских государств в лучшем состоянии находятся как раз общественные системы здравоохранения Беларуси, Казахстана и Литвы. Белоруссия в указанном списке заняла 72-е место, а, например, Российская Федерация — малопочтенное 130-е место. Думается, что комментарии к этим фактам являются излишними. Высокий уровень качества жизни, достигнутый в Республике Беларусь в целом, получил столь же высокую оценку со стороны международного сообщества. В российской прессе уже сообщалось о выводах, содержащихся в ежегодном специальном Докладе о развитии человека за 2003 год, подготовленном по заказу Программы развития ООН (ПРООН). В этом докладе представлен рейтинг государств мира в соответствии с индексом человеческого развития — сложным показателем, исчисляемым независимыми экспертами на основе данных о продолжительности и качестве жизни, уровне образования, использовании новейших технологий и др. Напомним еще раз читателям, что, согласно этому докладу, Белоруссия является единственной из входящих в СНГ стран, которая включена в группу государств с «высоким уровнем развития человеческого потенциала». Показательно, что богатая природными ресурсами «либеральная» Россия отстает от Белоруссии на целых 10 пунктов, относясь к группе стран лишь со «средним уровнем развития человека». Вот уж точно, что со «средним»… Все приведенные факты являются лучшими из доказательств правильности того пути, который Республика Беларусь выбрала 10 лет назад. Еще одна причина той ненависти, которую испытывают к Республике Беларусь и доморощенные, и российские «демократы», а также их западные хозяева, — это, безусловно, тот положительный пример, который страна подает как ближним, так и дальним соседям. Это пример того, как можно развиваться свободно, в интересах собственного народа и с опорой на его вековые традиции, а не подчиняться, как это, к сожалению, сделали во многих странах Центральной и Восточной Европы, навязываемым из Вашингтона ценностям однополярного мира — «мира по-американски». При этом Белоруссия не хочет ни с кем никакой конфронтации, желает жить в мире и дружбе со всеми своими соседями, в том числе на западном направлении, и ждет от этих соседей аналогичного поведения — как это и предусмотрено нормами международного права. Как еще раз недавно подчеркнул президент Республики Беларусь А.Лукашенко, «Белоруссия является частью, своего рода центром Европы, и быть вне ее мы не можем». Вместе с тем отношения с нашей страной являются безусловным приоритетом для народной власти Белоруссии. Говоря же о значении российско-белорусского политического и военно-политического союза для нашей страны, как-то даже не хочется подыскивать специальные аргументы — настолько ситуация представляется ясной и понятной с позиции любого здравомыслящего гражданина России, в котором есть хоть капля патриотизма. Достаточно просто посмотреть на географическую карту. 1 апреля 2004 года блок НАТО принял в свои ряды — причем совсем не в качестве первоапрельской шутки, а самым серьезным образом — очередное пополнение. Полноправными участниками Организации Североатлантического договора стали 7 новых стран, включая все три прибалтийские государства — бывшие союзные республики СССР. После этого события натовские военные самолеты, взлетая с бывших советских аэродромов в Латвии, Литве и Эстонии, с легкостью ведут воздушное наблюдение вдоль сухопутной границы с Россией на протяжении сотен километров. Подлетное время для пуска ракеты по Ленинграду сократилось буквально до нескольких минут. Вряд ли в такой ситуации в России найдется здравомыслящий человек (за исключением нескольких жалких процентов голосующих за партии, откровенно представляющие интересы США в нашей стране), который бы не осознавал значение дружественного и союзного Российской Федерации государства на ее западных рубежах. Сегодня и российская элита, и рядовые граждане должны четко отдавать себе отчет: единственной гарантией того, что завтра или послезавтра натовские самолеты не будут взлетать с аэродромов вблизи Смоленска (подобно тому, как они сегодня взлетают в небо рядом с Псковом), является наличие нынешней народной власти в Республике Беларусь. С другой стороны, и Вашингтон, и его ближайшие союзники прекрасно понимают: до тех пор, пока экономическое, политическое и военное развитие Белоруссии определяют сам белорусский народ и выбранная им (а не навязанная американскими послами и агентами спецслужб, как это происходит на наших глазах в ряде стран СНГ) власть, натовский сапог не ступит на землю этого союзного России государства и не сможет непосредственно угрожать российской столице. В настоящее время, помимо экономических и политических партнерских отношений в рамках Союзного государства, Республика Беларусь имеет с Российской Федерацией договор о совместной охране западных границ и об общей противовоздушной обороне, обеспечивающей с воздуха безопасность гигантской российской территории от юго-запада до северо-запада. Неоднократно звучавшие экспертные оценки свидетельствуют: чтобы самостоятельно содержать и поддерживать в боеготовности и погранвойска, и таможню, и войска ПВО вместе с новейшими объектами (включая радиолокационную станцию у белорусского города Барановичи), российскому федеральному бюджету потребовались бы дополнительные расходы порядка 20 миллиардов долларов, что вряд ли возможно даже представить себе при нынешнем его состоянии. Конечно, было бы неправильным утверждать, что Республика Беларусь, ее общество и экономика развиваются без всяких проблем. Это, конечно, не так, и главная из этих проблем — недоиспользование тех значительных возможностей потенциала Белоруссии в экономическом сотрудничестве с соседями. Вспомните, уважаемые читатели: экономика Советской Белоруссии представляла собой наиболее развитую в научно-техническом отношении часть общесоюзного экономического потенциала, единого народнохозяйственного комплекса СССР. Экономику республики не зря называли «сборочным цехом» Советского Союза, она обслуживала потребности всей нашей гигантской общей державы в электроприборах и средствах транспорта, в изделиях радиоэлектроники и бытовой химии, в предметах одежды и продуктах питания. Поэтому неудивительно, что сегодня возможности восстановленной белорусской экономики значительно превышают потребности собственно Республики Беларусь и ее населения; зато белорусские производственные мощности могут быть в любой момент задействованы в совместных с Россией и другими заинтересованными странами СНГ производствах — хоть оборонной, хоть мирной продукции. Возвращаясь к проблеме белорусского экспорта на российский рынок, достаточно напомнить москвичам и жителям целого ряда других крупных российских городов о том, где и кем произведены новенькие троллейбусы, которые стали бегать по их улицам. Это — продукция (причем далеко не вся) Минского автомобильного завода. В целом же основу белорусских товарных поставок в Россию составляют продукция металлопроизводства и металлообработки, средства транспорта и связи, линии по производству промышленной продукции, сельхозтехника и бытовая электроника, изделия текстильной и легкой промышленности. Повторим: все это — лишь часть потенциальных возможностей российско-белорусского экономического сотрудничества; в полную меру они могут быть реализованы в ходе успешного строительства Союзного государства. «Советская Россия» неоднократно информировала своих читателей о кознях противников российско-белорусского союза, Союзного государства Беларуси и России. Можно с уверенностью сказать, что постоянно возникающие «газовые» и иные конфликты в наших взаимоотношениях, о которых наша газета подробно рассказывала, есть прямое следствие активных действий этих сил, находящихся как за пределами границ России и Белоруссии, так и внутри наших стран. Провокационно-оскорбительные «предложения» по фактическому поглощению суверенного белорусского государства вместо развития равноправной и всесторонней экономической интеграции, откровенно неприемлемые условия, выставляемые белорусской стороне в ходе переговоров о введении единой валюты на территории Союзного государства или поставках природного газа, — суть события из того же самого ряда. Остается восхищаться государственной мудростью, проявленной президентом Республики Беларусь А.Лукашенко (признаваемой, кстати, даже ярыми противниками белорусской народной власти), который в разгар февральского «газового конфликта» заявил в ответ на провокационные действия противников российско-белорусского стратегического сотрудничества, что «как бы ни складывались наши отношения, Россия — это исторически наш стратегический партнер по Союзному государству». «Белорусский вызов» врагам славянства необходимо использовать для нашего собственного возрождения, а не самоубийственно помогать этим самым врагам и кучке их подголосков внутри России с этим вызовом бороться.
Олег ЧЕРКОВЕЦ,
|