"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 87-88 (12559), суббота, 3 июля 2004 г. |
Живет в Пушкино прекрасная женщина, ветеран-педагог, комсомолка Ленинского призыва. Ее жизнь, ее судьба, ее мысли обращены сегодня к молодым, к тем, кто наперекор пропагандистским пиаровским козням власти пополняет комсомольскую рать и отстаивает идеи социализма. А вся жизнь Саиды Гатовны Садыковой, хрупкой женщины с такой необычайной добротой и улыбчивостью в глазах, что о возрасте ее просто забываешь, и есть беззаветное служение этой идеи, своей социалистической Родине. Я держу в руках самое ценное, что есть у нее, 97-летней, такой стойкой к житейским бурям женщины, и что хранят в семье как самую дорогую святыню, — комсомольский билет за номером 0383508, выданный комсомолке Ленинского призыва С.Г. Садыковой 18 февраля 1924 г. Она получила его в самый трагический для всей Советской страны год — смерти В.И. Ленина. И он стал словно завещанием всей ее жизни: трудиться, не покладая рук, во имя построения самого справедливого общества на земле. Когда несколько лет назад в стране, глубоко травмированной лжереформами и погоней за западными ценностями, развернулась антиленинская истерия, докатившаяся и до Мавзолея В.И. Ленина, она взяла свой комсомольский билет и отправилась в Москву, чтобы увидеть вождя, а если потребуется, и защитить его от гонений. Даже охранник с почти непроницаемым лицом, увидев дату на ее комсомольском билете, будто смягчился, пропустил Саиду в Мавзолей без очереди. Один лишь маленький эпизод из всей ее очень большой жизни, а сколько новых душевных сил он прибавил и влил в нее уверенности в том, что те, кто лишил ее, как и миллионы людей сегодня, спокойной старости, не сломят их духа, не добьются слепой и тупой покорности всему, что творят. И душа ее живая сегодня всюду, где беда, произвол и насилие: она с голодающими шахтерами разоренных шахт, с каждым из тех, кто стоит в рядах сопротивления против попрания своих социальных прав. И против тех, кто эти права растаптывает ради достижения личных корыстных интересов, ненасытной алчности. И потому газета «Советская Россия» — народная защитница всех обездоленных и беспартийных и поддерживающая всех людей, стойких духом сопротивления, давно уже стала другом семьи. И ей, Саиде, как бальзам на душу. И каждый день начинается с чтения этой газеты. Правда, зрение Саиде Гатовне изменило. И теперь ее главный чтец — дочка Лия, у которой это — первый долг, помимо заботы о двух внуках, и которой мама передала такую же необычайную силу духа и тонкость души, аналитическую способность ума, высокие нравственные и гуманные принципы, тягу к знаниям и саморазвитию. Диву даешься многогранности ее талантов: Лия окончила Химико-технологический институт, философский факультет МГУ и музыкальное училище им. Гнесиных, вырастила хорошего сына, врача по профессии, и теперь опекает маму, внука и внучку. Но при трех высших образованиях в сегодняшней жизни она с трудом нашла себе временную работу. Меня и постоянную гостью этой семьи — члена КПРФ З.Г. Токареву встретили с большим радушием и теплотой, сердечностью. Разговор наш кипел событиями последних дней и недель: об антисоциальных законах правительства, о съезде Коммунистической партии и усилиях Г.А. Зюганова по укреплению и сохранению ее единства. Поражали ясность и живость ума и памяти Саиды Гатовны, у которой за плечами почти 50-летний педагогический опыт и труд по воспитанию советского поколения людей, того самого, которое победило страшную «чуму» XX ве- ка — фашизм. Сама она вышла из очень интеллигентной, по тем дореволюционным временам, семьи, но всю свою жизнь отдала становлению рабоче-крестьянского государства. И Геннадий Андреевич Зюганов, близкий ей по духу человек, которого в этом доме любят и чтят, в самые трудные для Родины времена возглавил истинных патриотов России рабочих и крестьян, техническую и творческую интеллигенцию, учителей, врачей, ветеранов и молодежь и направил их душевный заряд на спасение страны от развала и хаоса, сохранение духовного и нравственного богатства наших великих предков, объединил в борьбе за подлинное народовластие и социализм. А Саида Гатовна созидала этот большой и удобный для всех народом дом — социализм, в одночасье разрушенный предателями и перерожденцами, с любовью и большим упорством закладывала самые первые камешки в его основание. «Здесь вся юность моя обозначена постранично» — о ней и ее поколении комсомольцев писал поэт Гафур Гулям. И потому она верит: он все равно возродится, дух первооткрывателей и первопроходцев, дух стахановцев, дух Павки Корчагина, несмотря на запреты временщиков, убить нельзя. Он пробьется и встанет во весь свой рост, как сквозь черный бурелом пробивается к солнцу сочная и сильная зеленая трава, а сквозь мглу — луч света. ...Недавно в одной из телепрограмм не без злого ехидства сообщили, что в Липецкой области какой-то священнослужитель разрушил и выбросил памятник В.И. Ленину, а другой — молодой священник — его в этом поддержал. Удивительное варварство по отношению к истории своей страны и целой судьбы народа, а точнее, противоХристово действо, недостойное сана священника, — злоумышленное разжигание розни между людьми, не поощряемое, между прочим, в Евангелии. Местный коммунист, взявшийся восстановить памятник, преподнес свой урок разрушителям. Ну чем можно ответить, что противопоставить нынешним варварам-ниспровергателям? Только мудрость и опыт жизни таких, как Саида. О ней документально свидетельствует и большой семейный фотоальбом: здесь фотографии близких, друзей, ее учеников и коллег по труду, а вот и сама Саида — молодой педагог, почти былинная красавица: темные брови вразлет, пышные волосы и особый свет от лучистых больших глаз, она рядом с мужем, горячо любимым и преданным ей и семье человеком — и другом Муратом. И тоже почти былинным богатырем. Прекрасная пара! А вот Саида девочка в 13 лет, только что окончившая школу. Тогда, в 1920 г., она впервые услышала речь всемирно известного вождя, председателя правительства первого в мире советского государства В.И. Ленина на III съезде комсомола «О задачах Союза молодежи» и на всю жизнь ее запомнила. В не он наметил программу работы комсомола, программу деятельности для всей советской молодежи и советской школы. Он говорил: «Быть членом Союза молодежи — значит, вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом и состоит коммунистическое воспитание». Наверное, уже тогда у Саиды и созрело желание вступить в Ленинский комсомол и стать педагогом, чтобы научить ребят мыслить масштабно и широко, по-ленински. Ведь это Ленин, призывая к глубокому освоению всего богатства человеческой культуры, указал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех богатств, которые выработало человечество. В то же время он предостерегал молодежь от начетничества, от зубрежки, книжного усвоения основ коммунизма. Коммунизм превратится в пустую вывеску, а коммунист останется только простым хвастуном, если не научится глубоко осмысливать и перерабатывать полученные знания. В 14 лет Саида Садыкова поступает в Казанский педагогический техникум, а по окончании его — в Московский педагогический институт. В 1924 г., как уже упоминалось, она вступила в ряды Ленинского комсомола, чтобы строить и созидать по-ленински. А дел было невпроворот: днем училась сама, а вечерами и по выходным учила людей в ликбезе, обучала их грамоте и одновременно просвещала; многие не понимали, чем отличается новое строящееся общество от старого. А без этого понимания невозможно было возродить экономику и построить промышленность, заложить основы индустрии и коллективных хозяйств. Вот тут-то нередко и приходилось прибегать к ленинским формулировкам разоблачения звериной морали буржуазного общества, основанного на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И какую радость она, Саида, испытала, когда из первых букв алфавита на грифельной доске сложились первые слова, начертанные ее учениками: «Мы не рабы. Рабы не мы». Вот из таких людей выходили потом профессиональные рабочие, инженеры и техники, врачи, учителя и даже ученые и академики. А.В. Луначарский, подводя итог всей этой титанической работы по ликвидации неграмотности, в которой и она, Саида Садыкова, так активно участвовала, сказал: «Мы справились с ней в короткий срок. И своими силами!» И это была победа такая же, как и раскрепощение женщины, завоевание для нее таких широких социальных прав в труде, лечении, образовании, отдыхе в течение двух лет, каких не сделали, по выражению Ленина, все «демократические республики всего мира». А ведь именно это и помогало женщинам найти свое место в труде и заниматься своей семьей. Советская власть постоянно заботилась и о росте их квалификации. Вспоминает Саида, как в самое нелегкое для страны время Н.К. Крупская собрала в Москве педагогов из всех советских республик и краев для повышения их профессионального уровня. Нужны были и хорошие кадры для сельской школы. И она, Саида Садыкова, оставила тогда на мужа 6-месячную дочку и поехала в Москву. Многим же из этих педагогов приходилось решать и еще одну трудную задачу — собирать в школы и колонии беспризорников для их перевоспитания. Ныне же 4 млн. их брошены на произвол судьбы. 223-я московская школа, в которой позднее работала Саида, и предназначалась для этой цели. Выискивая таких ребят вместе со своими коллегами, она ходила от дома к дому, от улицы к улице. Это была нелегкая работа, так как заранее договорились обходиться без милиции. И этому правилу остались верны даже тогда, когда из школьной библиотеки, которую тоже собирали сами, вдруг стали исчезать хорошие книги, особенно приключенческого жанра. Тогда Саида первой догадалась, кто это мог сделать, и нашла к этим ребятам свой подход. Книги были возвращены. В этой школе царил удивительно слаженный творческий коллективный дух. Именно в ней училась позднее и комсомолка, Герой Советского Союза, совершившая величайший подвиг в войне с фашистами, Зоя Космодемьянская. Когда началась Великая Отечественная война, С.Садыкова получила направление на работу в Казань, в фельдшерско-акушерскую школу, которая готовила санитарок для фронта. И тут пригодились ее педагогический талант, опыт, душевность и организаторские способности. В семье вспоминают о подвиге, который совершила их мама в Отечественную войну, когда она вместе с учителем физкультуры, тяжело раненным еще в Финскую войну, почти каждый день, стоя в ледяной воде, вылавливала из Волги топляк, чтобы натопить и согреть школу. И такие подвиги совершали советские люди во имя будущего своей страны, которая и после войны, благодаря невиданной силе духа и воли советских людей, неимоверными шагами шла к своей цели, возрождаясь из пепла и руин, улучшая жизнь народа, сохраняя для него государственные гарантии в науке, культуре, здравоохранении, образовании. А сегодня ветеран труда, педагог С.Г. Садыкова с горечью и душевной болью узнала, что правительство предлагает из действующего законодательства исключить Положение о федеральной Программе развития образования, что готовится Закон о погроме социальной сферы, включая образование и науку, уничтожение всего, что касается развития человеческого потенциала страны, а значит, ее будущего. Правительство намерено разрушить российское социальное законодательство путем отмены 41 социального Закона и ликвидации важнейших правозащитных норм в 155 других Законах. 15 миллионов учителей почти неизбежно потеряют все социальные гарантии в оплате труда, 9,5 млн. ветеранов труда (в том числе и она, С.Садыкова) и столько же тружеников тыла — все льготы, кроме жилищно-коммунальных. Почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1,25 миллиона студентов вузов, которые в 2005 г. будут переданы в регионы без достаточного финансирования, рискуют остаться без профессии и диплома, сократятся и бюджетные учебные места для студентов. И все это называется путем в цивилизованное общество? Нет, по-настоящему цивилизованным было советское общество, в котором все ее дети и внуки смогли получить образование. Лжедемократами давно запущена матрица о благостной жизни до Октябрьской революции. А вот из 9 детей семьи Садыковых до Октябрьской революции, при царизме, высшее образование удалось получить только одному человеку. Зато сын Саиды Равиль в советское время окончил Московскую консерваторию и работал в Детском театре. Высшее образование и у двоих ее дочерей. Дядя Саиды — Н.В. Мухутдинов — после революции был наркомом народного образования в Татарстане. Ее муж Мурат Валиевич тоже получил высшее образование, работал в газете вместе с замечательным поэтом-патриотом, принявшим мученическую смерть в фашистском застенке, но не сдавшимся врагу — Мусой Джалилем. Это он вместе с ее мужем Муратом переводил на татарский язык произведения В.И. Ленина. И такие строки оставил он нам: «Стоит жить, чтоб в землю врезать Это о большом поэте-герое и о ней, Саиде Садыковой, и ее поколении советских людей. И она верит: страна, которую они созидали и отстояли от фашистов, непременно поднимется с колен и, стряхнув с себя безродных временщиков-псевдореформаторов, вновь возродится на идеях справедливости и добра.
А. ЗАСИМОВА.
|