"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 87-88 (12559), суббота, 3 июля 2004 г.

 

ДЛЯ КОГО СТАРАЮТСЯ ОСКВЕРНИТЕЛИ?

 

Наедине с экраном — продолжение темы
Очередной «прикол» на сытое брюхо

     Уважаемая редакция!

     Позвольте откликнуться на опубликованное в вашей газете от 28 июня письмо Анны Яковлевой, учительницы музыки из Сарова. Письмо просто замечательное, я от всего сердца благодарю эту умную, интеллигентную, душевную женщину. Повезло ее ученикам!

     Верю, что в нашей стране, среди людей всех поколений немало тех, кому не безразлична судьба отечественной культуры, кто не может смириться с поруганием наших святынь. Нас много, и мы не должны молчать, когда наглые, бесстыжие дельцы от искусства превращают нашу классику в «попсовый прикол».

     Я тоже видела этот «шедевр оперного искусства», но, в отличие от Анны, не нашла в себе сил досмотреть гнусность до конца. Сначала все, что происходило на сцене, воспринималось как бред сумасшедших, но потом стало ясна четкая логика. А состоит она в том, что нами сейчас правят, нашей культурой распоряжаются чужие, для которых один кадр американской «стрелялки» дороже всей русской литературы и музыки. Они уже облили грязью советский период, теперь полезли дальше, в глубь веков. Иногда мне представляется, что у них даже особый каталог заведен, и они время от времени туда заглядывают: «не пропустили ли мы чего-либо?, не осталось ли неоскверненным какое-либо имя или событие?» Разумеется, Иван Сусанин и его славные современники — Минин, Пожарский, Ляпунов и вообще народ, отбивший иностранную интервенцию, — для них просто дураки, над которыми нужно смеяться. Еще бы: жили бы сейчас под властью «цивилизованного Запада», и умные люди (бояре, тогдашние олигархи) поняли, присягнули полякам, так нет, приспичило этим будущим «совкам» сдавать Минину все свое имущество, собирать армию, учреждать «Совет всея земли», класть жизни за «эту страну»! И Сусанин тоже: ну, показал бы полякам дорогу, глядишь — «бабки» заработал бы!

     Так они думают, так и интерпретируют историю — нашу, разумеется, не обожаемую ими американскую: посмел бы кто-то поставить пародию на гражданскую войну в США — нет, здесь полагается только рыдать над «Унесенными ветром»! Они изгаляются над нами, а мы хлопаем! Гнуснее всего было слышать бурные аплодисменты в зале. О, если бы эту псевдооперную стряпню, как это у Маяковского, «оглушить трехпалым свистом»! Я уверена, что многим, сидевшим в зале, было так же противно, как нам с Анной, но они либо смолчали, либо аплодировали, как заводные, а потом шли домой и ругались. Так и подумают Гергиев с Черняковым, что создали шедевр. Да случись такое в стране, где уважают свою историю, у театра встали бы пикеты с протестом и призывом к бойкоту. А мы все проглотим!

     Кстати, предлагаю г-ну Гергиеву с партнерами еще интересные идеи «нового прочтения» русских опер. Например: в центре сюжета — разборка между двумя бандами, одной руководит авторитет по кличке «Князь», другой — восточный мафиози Кончак. Князь попадает в руки противника, его держат в подвале, жгут паяльной лампой, но он убегает... Или еще: драка между бандитами Вовчиком и Женькой из-за путаны Ольки... Спецназовец Руслан освобождает похищенную авторитетом Черномором дочь конкурента... Не стесняйтесь, господа, за такое «современное прочтение» и «бабки» будут, и премию огрести можно, а роскошно одетые господа в зале похлопают — им на сытое брюхо как раз очередной «прикол» нужен. А мы с вами, милая Анна, достанем старые записи и вспомним, что когда-то у нас была великая культура...

Е. ВАНИНА.
Москва.

Яичница на сковородке

     Не все так уж плохо в наше время. Кажется, никто еще не покушался по-новому прочитать пушкинского «Пророка». Партитуру «Жизнь за царя» Глинки тоже пока не тронули. А вот в режиссуре поток новаций не иссякает. Правда, в этой области у нас были богатые традиции, весьма способствовавшие, в частности, процветанию сатирического жанра. Так, у Ильфа и Петрова читаем: «На афише значилось: «Женитьба». Текст — Н.В.Гоголя... К удивлению Воробьянинова, привыкшему к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было... Женихи были очень смешны, в особенности Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковородке». Можно вспомнить и М.А.Булгакова, упоминающего великого режиссера, «погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского «Бориса Годунова», когда обрушились трапеции с голыми боярами».

     В дальнейшем новаторство несколько полиняло, чтобы в последние годы распуститься ярким цветом. Автор этих строк по детским впечатлениям неплохо представлял себе оперу «Риголетто». Однако, прочитав в газете рецензию на спектакль, поставленный заезжим режиссером в Новосибирском оперном театре, понял, что ходить на эту постановку ни в коем случае не следует. А тут прочитал статью Анны Яковлевой «За что ж вы Ваню-то Сусанина» и не могу смолчать: доколе будут продолжаться хулиганские эксперименты снобов над классикой? Не думаю, что они привлекут молодежь, а уходящее поколение они просто оскорбляют. Надеюсь, что мой голос не окажется единственным в отклик на статью учительницы музыки из Сарова.

  В.М.ГАВШИН,
геолог.
Новосибирск.

 


В оглавление номера