"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 97 (12568), суббота, 24 июля 2004 г.

 

ШКОЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК

 

Бизнес на среднем образовании

     В наше время издать книгу, продать ее может любой. Цензуры нет, моральных, этических преград тоже. Главное — прибыль. И здесь многое зависит от «раскрутки», «рекламы», «информационной поддержки»...

     Совершенно другое дело — выпустить учебник для общеобразовательных учреждений. Тут не понадобится никакой рекламной суеты, а вот затраты мгновенно окупятся со стопроцентной гарантией и даже прибыль не огорчит количеством нулей после первой цифры.

     Только представьте: в России десятки тысяч городов, сотни тысяч школ, десятки миллионов школьников!. Да что там говорить — бизнес прибыльный. Спрос на учебники не падает круглый год. Есть только периоды резкого и длительного подъема и кратковременного незначительного спада. Так что финансовое состояние творческого коллектива, чей учебник в новом учебном году удостоится чести оказаться в федеральном списке обязательной литературы, не может не вызывать чувства зависти.

     Но справедливо говорили древние: «Все течет, все меняется». Так и в нашей жизни ничто не стоит на месте. И десятки лет демократии не прошли даром: «дорогие россияне» на собственном кошельке ежегодно и многократно ощущают всю прелесть этих перемен.

     Их кошельки особенно резко «худеют» в канун всероссийского праздника — 1 сентября.

     Россияне давно гордятся приобретением величайшего права — права на выбор. «Выборы здесь, выборы там...» Не те выборы, что ежегодно по нескольку раз случаются, как стихийное бедствие, для бюджетов различных уровней в разных уголках страны. А многократные выборы учителя. Теперь учитель вправе сам выбирать программу. Только для того, чтобы выбор учителя был удачным, предупредительные вышестоящие органы заранее спускают безоговорочный, необсуждаемый, непререкаемый федеральный перечень учебников на новый учебный год.

     Итак, учитель быстро делает свой выбор, а затем доводит спущенные сверху инструкции до сведения учащихся, вернее, их родителей. Что тут начинается?! Озадаченные мамы и папы (даже самые занятые из них) бросаются за помощью к родственникам, друзьям и даже случайным знакомым, с которыми когда-то стояли в очереди на оформление детского пособия с единственным вопросом: не осталось ли у них учебников от прошлых лет...

     Но, поверьте, все эти усилия напрасны, потому что учебники в нашей стране действуют ровно один год. В лучшем случае — два. Очень редко — три года. И совсем уж фантастично, когда продолжительность пользования одной программы задерживается до четырех лет. Жизнь учебных программ, как и жизнь россиян в демократической России, с каждым годом сокращается...

     Поняв это, озадаченные мамы и папы, только что получив зарплату, аванс или сняв со сберкнижки все свои скудные сбережения, приступают к штурму городских книжных магазинов. Но при выходе из этих хранилищ знаний единственным утешением некоторым особенно рачительным хозяйкам послужит осознание того, что у них — один школьник, а у лучшей подружки — трое!

     Стоимость комплекта учебников на одного школьника для родительского кошелька почище «Бури в пустыне».

     Многие семьи еще долго не смогут оправиться от предсентябрьского «шока и трепета». Но здесь на помощь им непременно придут дежурные спасатели с голубых экранов — психологи, врачи, писатели, композиторы, депутаты от «Единой России», вездесущий Жириновский и другие суетливые соотечественники. Они напомнят терпящим убытки родителям, в какие же беспросветные времена мы когда-то жили! Они сообщат, что до пришествия демократов «государство учило людей лгать с самого детского сада», а тоталитарная школа являлась жестокой машиной по переплавке мозгов, «воспитывая лишь отпетых лжецов, христопродавцев, стукачей...». От справедливой кары «совков» освобождает лишь то, что их зомбировали еще в эмбриональном состоянии...

     После таких разоблачений и «честных открытий» герои и гости телестудий произнесут с телеэкранов немало прекрасных слов в адрес новых российских школ, где царит демократия во всем.

     Они сделают упор на главное завоевание реформаторов — за какие-то десять лет из общеобразовательных учреждений полностью вытравлен сам дух ненавистного им тоталитаризма и опасного интернационализма. Участники дискуссий на всех каналах будут воспевать образ нового гражданина мира, человека, лишенного каких-либо нравственных преград, уверенного, что главное в жизни — личное обогащение, этакого современного эгоиста, который знает, где ему отдыхать, куда вкладывать деньги, в каких странах предпочтительно иметь недвижимость... Именно такими предстают перед нами многие герои ток-шоу — люди, проживающие основную часть жизни где-нибудь на Майами-бич, говорящие с легким акцентом, семьи которых проживают далеко за пределами России. Они-то и учат нас, как жить, как думать, чему учиться, от чего отказываться...

     Реформы России проводились, проводятся и будут проводиться... до тех пор, пока задача не будет выполнена на все 100%! И родителям школьников придется раскошеливаться ровно столько, сколько потребуется.

     Хотя в то же время говорить о расходах государства на выпуск учебников, переподготовку учителей в институтах повышения квалификации, зарплаты преподавателям, консультантам, творческие командировки и прочие мероприятия, связанные с внедрением новых программ, не принято; здесь действует правило коммерческой тайны, как бюджет блокбастера «Ночной дозор».

     Чаще предпочитают говорить о доходах: государства ли, новых олигархов или среднестатистической семьи. О государственных доходах рапортуют как на первомайской демонстрации середины семидесятых годов прошлого века. Доходы среднестатистическим семьям особенно яростно обещают в разгар предвыборной кампании. Но о доходах, развлечениях, прихотях и невинных дорогостоящих приобретениях новоиспеченных олигархов в России говорят до, во время и после избирательной кампании. Меняются только акценты. Причем всегда очень трудно различить позицию государства: защищает ли оно интересы «дорогих россиян», коих большинство, или в очередной раз взывает к олигархам: «Ребята, давайте жить дружно!». Но при этом периодически показывают по ТВ картинку «олигарх в клетке», как бы напоминая охваченным демократической «дурью» россиянам: «Все по камерам! За железные двери! За решетки! Всем сидеть, молчать и смотреть!»

     В неполитизированных учебниках по истории, написанных демократами-историками, такие метаморфозы пока не разъясняются. Но Познер во «Временах» уже произнес «золотое слово»: «все великие состояния — морганов, рокфеллеров, ротшильдов... были нажиты не только ценой нарушения закона, но и кровавыми преступлениями». Эти слова можно понимать, как грядущую легализацию всех состояний, нажитых в годы «перестроек» и «демократических реформ» с «равными возможностями».

     Да, россиянам давно растолковали и вдолбили в голову, что в демократической России «деньги не пахнут» (об этом и в известной передаче говорят по выходным). Так что скоро вопрос о легализации состояний, наверное, будет освещен в каком-нибудь новом «Обществоведении», «Человеке и обществе», «Обществознании» или другом «ведении» и «знании». Если некоторые родители, «рожденные в СССР», не научились разъяснять своим наследникам происхождение миллиардных состояний у горстки соотечественников и в то же время беспросветную нищету и уныние основной части россиян, то государство через школу, через «познавательные», «культурные», «патриотические», «криминальные», «сексуальные» программы поможет в этом родителям и детям. Как говорится, «Все лучшее — детям!».

     Говоря о новых учебных программах и учебниках, нельзя забывать и о «скрытой угрозе»: вдруг ученику придется поменять школу посреди учебного года? Тогда родителям придется раскошеливаться на второй комплект, несущий знания.

     Другая «скрытая угроза» — возможность перехода на другую программу по некоторым предметам в новом учебном году. И здесь никто не будет объяснять, почему в программе оказались выпущенными целые блоки и темы, почему школьники не понимают, не любят и не хотят изучать тот или иной предмет, почему падает успеваемость, но зато за год накапливаются тысячи часов пропущенных по неуважительной причине уроков. Всегда и везде будут виноваты лодыри-дети, их безответственные родители и непрофессиональные учителя. А чиновники от министерств и департаментов образования «сохранят хорошую мину при плохой игре».

     Борьба за право издавать учебники обостряется с каждым годом. Преподаватели в бессилии разводят руками: нашего мнения никто не спрашивает! Издаются огромными тиражами различные «шпаргалки», «краткие пересказы классических произведений», рекомендации, «как сдать ЕГЭ». Учителя сначала возмущались, пытались запрещать приобретать «решебники» и «подсказки». Но издательства, расцветающие на издании «пособий» в системе образования, не останавливаются ни перед чем ради явных прибылей. Учитель не в состоянии бороться с государством, которое само же и развращает, отучает думать, отлучает от школы детей.

     Все продается, и все покупается, все поставлено на поток во имя прибыли. Когда в государстве основой основ объявляется «купля-продажа», то в нем нет места для иных ценностей.

  И.Г. ЕДРЕЦ.
Иркутск.

 


В оглавление номера