"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 99 (12570), четверг, 29 июля 2004 г.

 

Короткие письма

Не хватает автомата

     Полностью разделяю мнение А.Яковлевой об оскорбительной для всякого русского постановке оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки в одном из лучших оперных театров страны («Советская Россия», № 85) и хочу предложить постановщику спектакля г-ну Д.Чернякову, кроме предполагавшегося на сцене трактора, наделить главного героя оперы автоматом Калашникова. Это даст Ивану Сусанину возможность в два счета расправиться с врагами, а уж ассоциации у зрителей будут необычайно разнообразными и соотнесенными не только с Великой Отечественной войной, но и с реалиями нашей криминализованной повседневности.

     Пели, однако, очень хорошо, особенно солисты. Оркестровая часть представления тоже была на высоте. Но режиссерские «находки» привносят в спектакль элементы примитивного «капустника» с неосознанными (или осознанными?) последствиями.

     Этого ли заслужил М.И. Глинка в год своего 200-летия?

Валерий ДЕМИДОВ,
композитор, преподаватель Новгородского
областного колледжа им. С.В. Рахманинова,
заслуженный работник культуры РФ.
Великий Новгород.

Другого ждать не приходится

     Уважаемая редакция «Советской России»!

     Драматическое впечатление производит статья «За что ж вы Ваню-то Сусанина?» учителя музыки Анны Яковлевой, опубликованная в «Советской России» 29.06.04 г. Надо отдать должное автору статьи, что она досмотрела до конца оперу «Иван Сусанин» М.Глинки на телеканале «Культура». Когда я увидел этот бред, то сразу выключил телевизор.

     Обычно считается: чтобы создать новую трактовку оперы, надо подняться до уровня композитора. В данном случае дирижер и постановщик занимаются авангардистскими изысками в угоду убогим «новым русским». Ведь такого уровня люди, как М.Глинка, появляются раз в 200 лет, и здесь В.Гергиев явно не дотягивает до уровня великого композитора.

     А.Яковлева в своей статье справедливо пишет, что «лирические сцены» (так определил Чайковский жанр своей оперы «Евгений Онегин») превратятся в «эротические сцены».

     В Краснодаре уже сделан шаг в этом направлении. В 2002 году в Музыкальном театре ТО «Премьера» (художественный руководитель Леонард Гатов) осуществлена весьма экзотическая постановка оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Владимир Понькин). Артисты разъезжают на сцене на роликовых коньках, да и многие лирические сцены трактуются весьма фривольно. Все это разбавляется псевдорусским фольклором.

     Еще дальше пошли постановщики оперы «Кармен» Ж.Бизе (2002 год) — режиссер Алексей Степанюк (кстати, из Мариинского театра оперы и балета) и дирижер заслуженный деятель искусств России Владимир Зива. Действие оперы перенесено в 30-е годы XX столетия, в фашистскую Испанию. По сцене маршируют колонны фашистов, разъезжает джип... Хорошо хоть, что вместо главного героя не выступает фюрер Гитлер или диктатор Франко.

     Можно согласиться с автором публикации, что если хочется новизны, то «Вот и пусть напишут современную оперу». Однако тут-то и зарыта собака. Почему-то так называемый расцвет «демократии» в России не подкрепляется расцветом искусства, тем более оперного.

     Вся эта оперная халтура объясняется очень просто — дирижеров и режиссеров никто не контролирует. Художественные советы театров практически прекратили свое существование. А выступающие в СМИ оперные и музыкальные критики пишут то, что угодно театральным боссам и их тупым спонсорам. В результате под топор горе-экспериментаторов идет русская оперная классика на потребу олигархам-космополитам.

     Что же касается канала «Культура», то это детище космополита М.Швыдкого, и от этого телеканала ничего другого ждать не приходится.

     Необходимо поддержать автора статьи А.Яковлеву в том плане, что защиту русской национальной культуры патриотам надо брать в свои руки. В противном случае вместе с развалом русской культуры исчезнет и великий русский народ.

     В заключение необходимо выразить благодарность редакции «Советской России» за то, что она на своих страницах поднимает актуальные проблемы русской национальной культуры.

С уважением
Геннадий МАТКОВСКИЙ,
преподаватель Краснодарского
музыкально-педагогического колледжа.
Краснодар.

Поганый ящик

     Уважаемая редакция газеты «Советская Россия»!

     Статья Анны Яковлевой из г. Серова о постановке коллективом Мариинского театра оперы «Жизнь за царя» 29.06.2004 г. отразила отношение всех истинных россиян к этому «действу». Мы с семьей не могли досмотреть весь этот низкопробный фарс. Игра в расхристанный народ отвратительна, и во избежание нервного расстройства выключили этот, извините за выражение, поганый ящик. Складывается впечатление, что «спецы», которые работали над постановкой оперы, плебеи по рождению и хамы по воспитанию — это грубо, но, я думаю, с ними нужно разговаривать их же языком, чтобы не замахивались своими грязными щупальцами на прекрасные русские святыни.

С уважением
ПИМЕНОВЫ, МАНСУРОВЫ, МИТИНЫ,
ПЧЕЛЯКРВЫ, ЛАТЫШЕВЫ и другие.
Сызрань, Самарская область.

 

 


В оглавление номера