"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 105 (12576), четверг, 12 августа 2004 г. |
В течение всех этих трех «исторических» дней августа 2004-го — 3, 5 и 8 — почему-то упорно вспоминалась одна детская сказка. Сказка-то старая, и читал ее в последний раз лет 40 назад. А вот надо же — вспомнилась. Был такой персонаж — Урфин Джюс, обиженный на весь белый свет, но с большими претензиями. Настругал он себе деревянных солдат. Сколько — точно не помню, но и сам Урфин, и его солдаты считали, что они составляют большинство, и, что только они точно знают, что нужно трудолюбивому народу сказочной страны. Естественно, что эта группа дуболомов под руководством мастера-изготовителя попыталась провести в Изумрудном городе антиконституционный переворот. Кончилось все, как и положено в сказках, хорошо. Если правильно помню, дуболомы после небольшой переделки были направлены для выполнения тяжелых физических работ... К чему бы такие воспоминания. Да еще в эти судьбоносные дни?... Последний рубеж остался перед принятием закона, который в последние дни иезуитски стали называть «законом о льготных выплатах» — подписание закона президентом. Впрочем, если кто-то и сомневается в том, что рубеж этот тоже будет преодолен, то очень бы хотелось увидеть такого сомневающегося. Попробуем разобраться, что же напринимали услужливые депутаты из проправительственной «ЕР» и примкнувших к ним ЛДПРовцев. Не будем утомлять читателя сложными математическими выкладками и специальными экономическими терминами. Ограничимся лишь оценкой с использованием обычной бытовой логики и четырех правил арифметики. Одним из основных вопросов, который занимал всех, кто так или иначе участвовал в обсуждении проекта, можно свести к следующему: если льготники ничего не потеряют, зачем реформа? Ответ на этот вопрос можно считать полученным — в воскресенье перед сенаторами СФ ГД выступал главный по здравоохранению (и по совместительству один из «отцов реформы») — Зурабов. В обрывочных новостных выпусках официальных СМИ были показаны только те высказывания, из которых сквозила забота о простом народе. В понедельник в «Российской газете» был опубликован свободный пересказ речи Зурабова, в которой фактически раскрыты все основные причины и механизмы принятия закона. Но об этом — чуть позже. Так как основной новацией, отличающей проект закона, принятый во втором и третьем чтениях, от первоначального текста, является введение понятия «социального пакета», целесообразно ограничиться рассмотрением только этой части документа. Сначала о санаторно-курортном обеспечении. По данным того же Зурабова на эти цели уже в 2005 году будет направлено 9 млрд. руб. (удержанных с сумм компенсаций), что позволит предоставить путевки одному миллиону бывших льготников. Просчитаем арифметику. Льгота будет предоставляться один раз в три года. Следовательно, общее количество льготников составит три миллиона человек из 15 миллионов льготников, финансируемых за счет федерального бюджета (почему-то говорят о том, что таких льготников всего 12 млн., но сумма в 9 млрд. может получиться только умножением 600 руб. (по 50 руб. в месяц) именно на 15 млн.). Другими словами пятеро бывших льготников в течение трех лет будут ежемесячно «сбрасываться» по полтиннику, чтобы один из них мог съездить в санаторий. При этом остальные четверо ни в какой санаторий никогда не поедут. Некоторое сомнение вызывает и сумма — 9 тыс. руб. за одну путевку — что-то дешево. Зурабов разъяснил, что сумма вполне реальная, так как будут приобретаться путевки преимущественно в зимний период (по словам министра, льготникам все равно, когда ездить в санаторий). Теперь — почему. Зурабов, ничтоже сумняшеся, заявляет, что данная мера позволит обеспечить все санатории посетителями в течение всего года, а то сейчас в осенне-зимний период их заполняемость не превышает половины. Так о ком заботится министр здравоохранения — о льготных категориях или о собственниках соответствующих санаториев и курортов? И не здесь ли кроется причина столь активной рекламы нового законопроекта профсоюзными лидерами? А мы-то думали, что они тоже за народ!.. О льготных лекарствах. Минздрав (в лице министра) предупредил, что после того, как закон начнет работать, все льготники будут получать даже больше, чем раньше. И все — бесплатно. Интересно, с чего бы? Нас ведь уверяют, что живем в рыночных условиях. Аптеки в большинстве своем организации коммерческие, и, следовательно, будут приобретать товар (медикаменты) только при наличии уверенности в том, что смогут его продать — другими словами, при наличии соответствующего потребительского спроса. В крупных городах это возможно — то, что не будет выдано по льготным (бесплатным) рецептам, может быть реализовано обеспеченным категориям населения. А как быть в небольших заштатных городках и поселках, если точно неизвестно, сколько и каких дорогостоящих лекарств будет выписано в течение срока их годности? Наиболее вероятными здесь представляются два варианта. Первый — аптекари вступают в соглашение (не называем это сговором) с врачами, в соответствии с которым перечни и количество приобретенных медикаментов будут точно соответствовать количеству, которое будет выписано в ближайшем будущем. Здесь один изъян — врачам придется выписывать ненужные препараты, а нужных в аптеке может по-прежнему не быть. Впрочем, для рынка это не изъян — это эффективная работа. Второй вариант, который представляется более вероятным, — все останется по-старому — рецепты будут, медикаментов — нет. Врачи будут вынуждены направлять пациентов в районные или областные центры (а проезд-то уже небесплатный!), где весьма вероятна обычная бюрократическая процедура — «на ваш поселок деньги не поступили, заезжайте через месяц» (при этом не говорится, но подразумевается: «если доживете»). А после того, как другой министр (Греф) на всю страну неоднократно озвучил простейшую схему освоения бюджетных средств в этой отрасли, даже те, кому ранее подобное в голову не приходило, теперь посчитают за грех не воспользоваться... В порядке предоставления этой льготы есть одна страшная деталь, которая, как представляется, по достоинству еще не оценена. Дело в том, что те 350 руб., которые будут удерживаться с сумм компенсаций, гарантируют выдачу льготных лекарств только льготникам, финансируемым за счет федерального бюджета. Поэтому весьма вероятна ситуация, когда две соседки, отягощенные одним и тем же заболеванием в одной и той же степени, окажутся в очереди в аптеку рядом. При этом одна из них необходимые лекарства получит бесплатно, а другая уйдет ни с чем. Или тем категориям, оплата медикаментов для которых не будет полностью обеспечена (региональными или местными бюджетами), лекарства будут выписываться попроще, подешевле, с просроченными сроками хранения? Кажется, это где-то уже было. В Южной Африке, лет 30 назад... Теперь о льготе на проезд. Много говорили о том, что проезд на городском транспорте для льготников останется бесплатным. На практике же льгота осталась только для пригородных электричек. Много ли бывших льготников пользуется этим видом транспорта, и часто ли они им пользуются. Конечно, представить себе льготника, который каждый день мотается из пригорода в столицу и обратно, можно. Но с трудом. Количество таких пассажиров в масштабах страны будет исчисляться сотнями, в крайнем случае тысячами. А по 50 руб. будут удерживать у миллионов. Большая часть бывших льготников из городов, где имеется сеть пригородного железнодорожного транспорта, пользуется подобной услугой в летнее время (май—сентябрь), причем количество поездок ограничивается двумя-тремя в месяц. Посчитаем. Всего за 600 руб. (50 руб. в месяц) предлагается 10—15 раз в год проехать на электричке. Но, позвольте, за эти деньги большинство дачников могли бы и так купить соответствующие билеты. То есть практически каждый, кто будет пользоваться так называемым бесплатным проездом, фактически сам оплачивает свой проезд. А куда пойдут суммы, удержанные с тех, кто никогда и никуда не ездит? Зурабов объясняет просто: дескать, железнодорожники так «загнали» тарифы, что спрос на их услуги упал, и они стали терпеть убытки. После того как им станут поступать «льготные деньги», они поправят свое финансовое положение и смогут (если захотят) снизить все свои расценки на все виды перевозок. И при чем здесь льготники? И при чем здесь Минздрав? А, понимаю — это у нас административная реформа такая — теперь за финансирование РАО «РЖД» отвечает министр здравоохранения. Этакое «перераспределение функций между органами государственного управления». В общем, какую из составных частей «социального пакета» ни рассматривай, результаты безрадостны. Интересы льготников, ставшие в одночасье бывшими, где-то на заднем плане. На передний план выведены интересы тех, кто будет участвовать в очередном переделе бюджетного пирога. Все детали и тонкости нового закона начнут проявляться с января нового года. Однако последствия некоторых из них очевидны уже сейчас. Например, Зурабов в своем выступлении в Совфеде, рассказал о том, что теперь они могут приступать к формированию перечня льготников (только на федеральном уровне). То есть, разрабатывая проект закона и называя суммы компенсаций, «они» даже приблизительно не знали, сколько и каких выплат придется производить. Причем министр особо подчеркнул, что до конца года эти перечни будут готовы только на 85 процентов. Значит, каждый седьмой (преимущественно лица, не достигшие пенсионного возраста) в январе 2005 года не получат ничего — ни льгот (в составе пакета), ни компенсаций. Еще одна деталь, которая принципиально (диаметрально) меняет концепцию внесенной поправки. С большим воодушевлением и с большой помпой представители «ЕР» заявили о том, что им удалось добиться принятия поправки, обеспечивающей интересы работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет региональных и местных бюджетов — уровень оплаты труда не может быть меньше того, который зафиксирован по состоянию на 31 декабря 2004 года. А почему не 1 января 2005-го? Все просто — с этой даты тарифную ставку первого разряда работников бюджетной сферы, финансируемых за счет федерального бюджета, предполагается повысить на 20 процентов. То есть вместо обеспечения интересов региональных и муниципальных бюджетников, по существу, закрепляется право органов регионального и местного управления «заморозить» уровень оплаты труда указанным категориям. Подчеркнем, что 20-процентное увеличение не покрывает даже официального уровня инфляции за два года (12 + 10 процентов). Зато, когда речь идет об интересах «хозяйствующих субъектов», законы принимаются быстро и без лишнего шума. В течение всего трех суток проскочил все чтения и рассмотрение в СФ проект закона о внесении изменений в порядок уплаты НДС, в соответствии с которым экспорт нефти и газа в страны СНГ с нового года будет облагаться по ставке 0 процентов. Оппозиция на этот проект внимания не обратила, прикормленные же эксперты сразу начали давать комментарии, суть которых сводилась к тому, что экспортеры углеводородов в результате такого подарка не смогут возместить убытки, связанные с повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом как-то не рассматривалось то, что все убытки этими компаниями уже возмещены — полностью и с запасом. В течение только марта—апреля 2004 года (пока принимался закон о повышении ставок НДПИ) цены на бензин подскочили процентов на 20, в то время как ставка НДПИ повышается только с 1 января 2005 года, а размер повышения (даже при современном сумасшедшем уровне цен на нефть) не превысит 12—15 процентов. А нулевая ставка по НДС — это тоже ставка, и, следовательно, право на налоговые вычеты экспортеры будут иметь в общем порядке. Из этого следует, что законодатели «подарили» нефтяникам и газовикам 18 полноценных процентов по всей стоимости экспорта в страны СНГ. Одновременно и еще одна цель достигнута — соответствующие доходы теперь получат страны-импортеры, прежде всего Украина. То есть подарок еще и Кучме, и его «преемнику». А «дорогой Леонид Данилович» на следующий день после прохождения законопроекта через нашу Госдуму в интервью своим СМИ обозначил вступление в ЕС и НАТО как стратегические направления развития страны... В общем, законодательный процесс продолжается. Народные избранники работают не покладая рук (точнее, пальцев для нажимания кнопок). Интересы народа надежно защищены. Правда, не всего народа, а только его части — но зато какой части! Народу остается с нетерпением ждать, когда же его избранники вернутся в народное хозяйство и с той же энергией начнут восстанавливать все, ими же и разрушенное... В.Р. ЗАХАРЬИН.
|