"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 118 (12589), суббота, 11 сентября 2004 г.

 

ЖИЗНЕСТОЙКОЕ КИНО

 

В черный сентябрь советские актеры вновь спасают наши души

     После того как в очередной раз грянул гром среди непродолжительного прояснения в небесах, телевизионные каналы главных российских медиа-холдингов судорожно похватали кассеты с запылившихся полок с советскими фильмами и одну за другой вот уже вторые сутки непрерывно демонстрируют нам. Так в дома во время чумы неожиданно пришел кратковременный праздник хотя бы для измотанной души.

     Вновь на нас с экранов смотрят приятные, светлые лица, слышится мелодичная правильная подзабытая русская речь, разворачивается удивительная, насыщенная, чистая, героическая жизнь советских людей: «Летят журавли», «А зори здесь тихие...», «Государственная граница», «Любовь земная», «Они сражались за Родину», «Экипаж»...

     Как же мы соскучились по открытым, искренним образам настоящих женщин, верных, любящих, гордых, желанных и любимых, красивых и необыкновенно нежных! Не то что не вылезающая из штанов неумеха и куряга Каменская, заливающая жизненные неурядицы и трудности водкой или «Мартини». Или какая-нибудь коллега «ментов» женского пола, которая ежедневно вместе с ними распивает в рабочее время на рабочем месте любимое пиво «Балтика». Или очередной «героический» женский образ колдуньи, воровки и убийцы в одном флаконе, созданный невероятно красивой и сексуальной актрисой в сериале под интригующим названием «Черный ворон»...Есть еще один «чудный» пример современной российской девушки: милая, очаровательная актриса воплощает на экране образ девочки из провинциального городка, которая в течение четырех суток спит с двумя мужчинами, плачет, страдает и никак не может выбрать между десантником и молодым двадцатилетним американским миллионером, нобелевским лауреатом русского же происхождения...Победа, конечно, достается миллионеру! Другого финала в новорусском фильме «Все будет хорошо!» и не предполагалось. Но десантник тоже доволен, у него хоть и нет мечты, зато есть завод, рыбалка по выходным и выпивка с друзьями по праздникам, а еще — бурная переписка с бывшей женой, которую он почему-то теперь называет «сестренкой»...

     Настоящие женщины, верные боевые подруги, любящие жены и заботливые матери остались в советском кино, как пережиток прошлого. Такие образы даже не мелькают на постсоветском экране. Ведь нынче равнение на Америку, а там «Оскаров» дают за «Чикаго», ужасающий до безобразия и совершенно безвкусный фильм, краткое содержание которого умещается в двух строчках вульгарной песенки «Шика-блеска дай!...И никто не вспомнит, что ты убийца...Шика-блеска дай!» Эту песенку подхватывает Филипп Киркоров с рыжеволосой зеленоглазой до неприличия оголенной длинноногой Стоцкой: «Шика-блеска дай!..»

     Новорусские героини «догоняют» мировые стандарты по всем параметрам, на их лакированных кукольных лицах, в их застывших глазах угадывается одна-единственная мысль: «Нужны деньги!» Они вступают в очередную схватку со своими соперницами за обладание богатым самцом, бесконечно интригуют, строят козни бывшим лучшим подружкам, набивают гардеробы дорогими нарядами от мировых домов мод, звенят драгоценными побрякушками, заигрывают и строят глазки за бокалом шампанского или дорогого вина на очередном великосветском рауте. Если это не городские львицы, а деревенские простушки, то обычно дурочки до омерзения, неряхи и неумехи, попадающие то в смешные, то в глупые ситуации, а иногда, как Золушка, — на бал. Там они мгновенно преображаются, вызывая всеобщий восторг, демонстрируют знание придворного этикета и, конечно же, отхватывают самого богатого парня. Но и они улыбаются натужно, как будто им платят не долларами, а рублями...

     Героями советского кино были исключительно благородные, честные, героические мужчины: искатели-первопроходцы, ученые, воины, писатели и художники, хирурги и летчики. Советское кино отражало жизнь всей страны. И у граждан этого государства были гораздо более возвышенные, интересные мечты и устремления в отличие от «героев нашего времени», которые убоги в своем мелочном желании к личному обогащению, во имя чего они готовы предать, продать, убить, подставить кого угодно, хоть родную мать. Чтобы устранить конкурентов, они ночей не спят — изобретают хитроумные комбинации, нанимают шпионов, киллеров, подкладывают проституток, дают взятки в особо крупных размерах, в том числе и правоохранительным органам... Словом, все, как в нашей жизни! И «герой» новорусского сериала тот, кто больше украл, быстрее разбогател, переспал с большим количеством женщин. Такой вариант поведения нынче преподносят молодому поколению как образец для подражания.

     Очень «патриотичный», «жизненный» фильм, надо полагать, «Принцесса на бобах». Не случайно его так часто показывают то под Новый год, то на 8 Марта. Хотя содержание этого «шедевра» современного российского кино способно уместиться в нескольких строчках (но и этого слишком много для него!): один сказочно богатый (хотелось бы знать, каким образом?), располневший, начинающий лысеть, совершенно безнравственный мужчина от 30 до 40 лет, пресытившись от жизненных излишеств, задумывает вдруг сменить свою неяркую, незвучную, несерьезную фамилию Пупков на аристократическую, желательно княжескую. Исполнительные лакеи быстро подбирают ему несколько старых и бедных дев, представительниц древних княжеских родов. В их ряду — сама княжна Шереметева! Но «царевна» по крови и не догадывается о своем происхождении. В советские времена она преподавала на кафедре научного коммунизма, а в новой России не нашла другого применения, как утром продавать газеты в переходе метро, днем — мыть подъезды, а ночью — посуду в том самом ресторане, в котором любит отдыхать наш мнимый принц Пупков...

     Герой-любовник бесцеремонно врывается в квартиру избранницы, в краткой и внятной речи излагает свои намерения — заключить как можно быстрее фиктивный брак и стать Шереметевым, заткнув за пояс всех конкурентов. Но девушка почему-то оказалась несговорчивой. Он ее и цветами задаривал, и последнее родовое гнездо обещался отреставрировать и подарить, и в свой магазин возил, чтобы приоделась, как леди, и в салон красоты, — все напрасно! Но внук лавочника, как он себя рекомендовал невесте княжеских кровей, оказался на редкость напористым в своем желании пробраться в почетные члены городского дворянского собрания — он взялся интенсивно «окучивать» семейку принцессы: начал с арбузов, закончил долларовыми пожертвованиями на митинге коммунистов, в которых принимала активное участие мамаша-Шереметева... После чего произошло несколько стычек с бывшим мужем «принцессы», ее дочкой и мамашей. Наконец Пупков всех уломал и не заметил, как сам влюбился!

     Фильм заканчивается сценой любовного признания,— Пупков уже не желает быть Шереметевым, а предлагает «принцессе» стать мадам Пупковой. Шереметева смеется ему в лицо и уходит в глубокое подземелье... Он бежит за ней, но в метро проходят политические митинги. Влюбленных разлучают «белые» и «красные». Девушка едет по эскалатору наверх, навстречу красным флагам, но на полпути механизм замирает. Она садится на ступеньку и молча улыбается стоящему внизу, под развевающимися белыми стягами Пупкову...

     Суть сего фильма такова: «люди от мала до велика покупаются, надо только цену знать».

     Удивительно современный и жизненный фильм «Принцесса на бобах».

     Сюжет новорусских фильмов, подбор актеров, линия взаимоотношений между персонажами выстраиваются таким образом, что отрицательные образы советских фильмов гораздо симпатичнее положительных в современном российском кино. Здесь вовсе нет границы между положительным и отрицательным персонажем: они стоят друг друга. Один обманывает другого после того, как тот украл, подставил, предал. Один убивает другого за то, что тот поджигал, насиловал, взрывал. Один уводит жену у другого после того, как тот похитил его невесту. И по такому абсурдному кругу водят несчастного зрителя авторы сериалов от серии к серии. Калейдоскоп одних и тех же лиц доводит до тошноты. Куда ни глянь, отовсюду торчат надоевшие физиономии неистребимых «ментов», «ментяр», «ментиков» и «ментовок» (уже считаем до шести, но и это не предел!). А сюжетная линия все та же: нажимаешь на одну кнопку — кто-то кого-то терзает, мучает, убивает, догоняет, грабит, берет в заложники; нажимаешь на другую — кто-то от кого-то убегает, отстреливается, отбивается, вырывается, прячется...

     Если так просидеть перед телевизором хотя бы одни сутки, то можно очень быстро попасть с диагнозом «абсолютный дибилизм» в какое-нибудь медицинское учреждение. «Вот это кино!» — поют «Иванушки», намекая, что пора бы хоть раз в жизни присудить «Оскара» какому-нибудь российскому сериалу. Все равно они все одинаковые...

     Но «во дни торжеств и бед народных» руководители телевизионных каналов, словно кость, бросают измученным, изголодавшимся российским зрителям ретроспективный показ любимых советских фильмов. Президент на днях обнаружил в России интервенцию. Это произошло намного раньше, Владимир Владимирович. Нам, как заложникам из осетинской школы, сегодня не дают глотка родниковой воды, плотно закрывают окна и двери, и мы задыхаемся от недостатка свежего воздуха. Еще немного, и задохнемся или погибнем, совершенно обезвоженные...

     Родниковый источник и целительный воздух дают нам любимые старые советские фильмы, неподражаемые, талантливые, выдающиеся советские актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Юрий Яковлев, Леонид Филатов, Александра Яковлева, Георгий Жженов, Василий Шукшин, Анна Каменкова, Георгий Бурков, Василий Лановой, Георгий Юматов, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Татьяна и Евгений Самойловы и многие другие. Их имена известны каждому, их называют «народными артистами», а не тех самозванцев, актеришек, актрисок-однодневок, которых кто-то самостийно объявляет «народными артистами» вслед за звездульками шоу-бизнеса и эстрады.

  И. ЕДРЕЦ.
Иркутск.

 


В оглавление номера