"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 122 (12593), вторник, 21 сентября 2004 г. |
Ключевой проблемой современного российского общества является русский вопрос. То есть вопрос о положении русского народа в сегодняшней России и в окружающем ее мире. Мире, который в условиях глобализации по-американски бросает нашей стране смертельный вызов, ставя вопрос о самом существовании российской державы. Впрочем, возникла эта проблема не сегодня и не вчера. Она насчитывает самое малое три столетия и тянется еще с XVIII века. Вопрос этот возникал на каждом решающем повороте истории. Если он игнорировался и его удавалось замолчать, то Россия, как правило, оказывалась ввергнутой в самые жестокие испытания. Она несла колоссальные потери. Утрачивала кровью и потом завоеванные позиции в мире. Ей приходилось бежать очередной «штрафной круг«, догоняя другие страны. Так было во времена Бирона, Петра Третьего, Павла, при Николае Втором, Горбачеве, Ельцине, а теперь и при Путине. Если же в стране, наоборот, брала верх патриотическая политика, опирающаяся на русский народ, его волю, трудолюбие и культуру, то Россия совершала стремительные броски вперед. Она изумляла даже весьма неблагожелательных к ней соседей, решительно заставляя их считаться с собой. Так при всей неоднозначности оценки их действий было при Петре Первом, Елизавете и Екатерине Второй. Так было при Александре Втором и Александре Третьем, Ленине, Сталине и Андропове. Именно борьба за русскую идею воодушевляла и вдохновляла творчество таких гениев России, как Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин, Рубцов. А в наше время талантливо и целеустремленно эту борьбу вели Леонов и Бондарев, Распутин и Белов, Алексеев и Исаев, Высоцкий или Тальков. Они нередко дорого расплачивались за свою позицию. Однако создавали ту великую атмосферу русской культуры, которая сегодня питает и нас, наши духовные и нравственные позиции. Формирует то, что мы называем русской идеей.
Особенность русской идеи состоит в том, что ее отличает вселенский размах, ей чужда национальная ограниченность, но свойственна всечеловечность. Это превосходно выразил великий Достоевский. В своей знаменитой речи о Пушкине он спрашивал: «Что такое сила духа русской народности, как не в стремлении ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?». И тут же утверждал: «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите... Для настоящего русского Европа и удел всего арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Правда и справедливость во вселовечности, братство народов и единение их в братстве — вот национальная идея русского народа, сформированная веками его многотрудной истории. И с тех пор неизменная, во всяком случае пока жив русский народ. Перед нами, с одной стороны, идеал, хотя и достижимый, но к которому придется еще очень долго идти. А с другой — реальность, преломившаяся, например, в практике строительства социализма в России. Реальность, которая сегодня подвергается самым оголтелым и циничным атакам. И которую мы обязаны защитить.
Известно, что главным двигателем разрушения Союза и прогрессирующего распада России стал воинствующий национализм, который нагнетался самыми провокационными способами. При этом с первых же шагов обнаружилась странная на первый взгляд двойственность в тактике провокаторов. Начиная с конца 80-х годов минувшего столетия возрастание национального самосознания любого народа рассматривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные же процессы в национальном самосознании русских однозначно расценивались как явление резко отрицательное и реакционное — национализм, шовинизм, антисемитизм и т.д. Всячески поощряя нарастание националистических настроений в нерусской среде, демпропаганда одновременно внушала русскому народу комплекс неполноценности, вины и покаяния. Русофобия стала одним из основных орудий перестройки. Я не хочу сказать, что у нерусских народов нет будто бы никаких проблем. От последствий «перестройки» и «реформ» страдают все, и в помощи нуждаются все. И мы никогда и ни при каких условиях не скажем, что кого-то можно бросить на произвол судьбы. Но политика есть искусство добиваться целей в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому политика есть система приоритетов. Если наша цель — спасение и укрепление единства Отечества, то приоритет — возрождение русского народа. Ибо центробежные факторы, под воздействием которых разваливается Россия, сегодня другие, нежели 80 лет назад. Тогда это было ущемленное положение национальных меньшинств. А сегодня это ослабление русского народа как естественного центра притяжения. Продолжение этого процесса не принесет счастья и благополучия ни одному из живущих в Российском государстве и рядом с ним народов, ибо их судьба теснейшим образом связана с судьбой русских. Государственное будущее России зависит не столько от улещивания региональных князьков, сколько от восстановления русским народом своих материальных и духовных сил, своего национального единства. На сепаратизм окраин существует только один действительно серьезный ответ: укрепление единства и мощи русского народа — не для завоевания окраин, а ради восстановления его роли как центра притяжения. Слабый народ таким центром быть не может. Коммунисты — последовательные интернационалисты, приверженцы идей дружбы народов. Мы исходим из принципа, что все народы равноправны. Но они не равны по численности, по общему весу, по выпавшей им исторической роли. И попытки ликвидировать это естественное положение означают, по сути, попытку расчленения страны и разрушения государства. Враги государства Российского чутко уловили, что русский патриотизм, русское национальное самосознание есть главный противник антисоветских и антикоммунистических сил. И уже в 80-е годы они направили все свои усилия на его подрыв. Задача разрушителей в значительной мере была облегчена тем, что ей фактически способствовала тогдашняя официальная политика КПСС, выглядевшая карикатурой на национальную политику 20—30-х годов. Именно карикатурой, ибо она руководствовалась принципами, переставшими отвечать изменившимся условиям.
Учеными давно замечено, что синдром «генетического» страха перед всем русским изживался в отечественном комдвижении долго. Более того, как раз по этой «линии» и пролегала своего рода межа в самой партии: чаще потаенная и размытая, реже — во времена глубоких потрясений — явная и четкая. И когда говорят о «двух компартиях», существовавших в рамках КПСС: компартии номенклатуры, мало что общего имевшей с народом, и компартии патриотов, людей-тружеников, видевших в КПСС гаранта справедливости и государственной прочности, — речь, по существу, ведется именно об этой внутренней грани. Той грани, которая чем дальше, тем бескомпромисснее отделяла космополитизированную верхушку партийного руководства от пронизанной национальным духом партийной массы. Конечно, наиболее громко и зримо «раздвоение» это проявилось в раннюю послереволюционную эпоху. Вспомним знаменитую формулу Бухарина: «Мы в качестве бывшей великодержавной нации, — говорил он на XII съезде РКП(б) в 1923 году, — должны поставить себя в неравное положение... Только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить доверие прежде угнетенных наций». Призыв этот сразу же встретил резкую отповедь в партии. Прежде всего со стороны И.В.Сталина, назвавшего «несообразностью» бухаринскую теорию, звавшую «поставить великорусский пролетариат в положение неравноправного в отношении бывших угнетенных наций». Однако следы бухаринского подхода ко всему русскому сохранялись в партии и потом, лишь меняя свои обличья. Во многом реанимированный во времена хрущевской «оттепели», он спровоцировал и многие нынешние проблемы. Трещина не затягивалась. Наоборот, ее пытались всемерно расширять. Иногда это не удавалось, и «энтузиасты» борьбы с русским патриотизмом ставились на место. Как это случилось с будущим «архитектором» перестройки Александром Яковлевым, чья деятельность, по свидетельству очевидцев, заслужила возмущенную оценку самого Л.И.Брежнева: «Он хочет меня поссорить с русской интеллигенцией». Но все чаще такие попытки падали, будто семена, на благодатную почву. Не случайно ведущие западные советологи в разгар «перестройки» говорили о возрождении идейного наследия Бухарина, как о мощном катализаторе процесса «дерусификации», разрушительного и для европейского, и для российского коммунистического движения. Именно по этой разграничительной линии произошло размежевание верхушки КПСС и основной части партийной массы и всего народа в начале 90-х годов. Весьма интересны итоги социологических опросов, предпринятых Центром исследований политической культуры России в то время. За то, чтобы русские и спустя семь десятилетий после Октября оставались в неравноправном положении, высказывались всего 11 процентов жителей РСФСР. Тогда как 59 процентов из них заявляли, что «пора и союзным республикам вернуть России долги». А на взгляд еще 13 процентов, РСФСР вообще оказалась превращена в общесоюзную колонию... Многое говорит за то, что гибель КПСС и распад СССР в немалой степени были предопределены именно таким состоянием умов, порожденным народной реакцией на несправедливый подход, прежде всего к русскому вопросу.
Русский народ сегодня оказался фактически в униженном положении в своей собственной стране. Его состояние не имеет прецедентов в новой и новейшей истории. Русские стали крупнейшим в мире разделенным народом. И это разделение настолько глубоко и многомерно, что заставляет говорить о реальной угрозе исчезновения русских, как нации. Русские разделены географически. Двадцать пять миллионов человек в одночасье превратились в иностранцев в своем Отечестве, где они подвергаются дискриминации и вытеснению. Не лучше их положение и в некоторых так называемых национальных окраинах Российской Федерации. Русские разделены экономически и социально на «новых» и «старых», пропасть между которыми углубляется с каждым днем. Русские разделены идеологически. Идет беспримерное по масштабам наступление на русскую культуру, в том числе на такую составляющую национального самосознания, как православие. Русских пытаются лишить национальной самоидентификации. Ликвидация упоминания о национальной принадлежности в паспорте нового образца есть попытка убить одним выстрелом двух зайцев: замести следы хозяйничанья националистов и еще больше подорвать национальное самосознание русских.
Мы утверждаем: происходит убийство русского народа — сознательное, постоянное. И об этом знает власть. Знает президент Путин. На нем, как гаранте конституции, лежит вина за эту страшную напасть. Его политика — экономическая, государственная и культурная — усиливает эту катастрофу. Имитация государственной деятельности, экономическое, культурное и духовное вырождение народа — вот смысл нынешней политики Кремля. Мы считаем президента ответственным за величайшую в истории России трагедию — гибель народа.
Из всего сказанного вырисовывается главная задача нашей партии — спасение русского народа. А вместе с ним и государства Российского, а также всех народов, которые встроены в эту великую государственность. Нельзя не заметить, что в современных условиях наиболее успешно действуют именно те компартии, которые смогли опереться на национальную идею, защитив и взяв ее на вооружение. Такова Компартия Китая, которая неуклонно опирается в своей деятельности на глубокие народные корни, выступая в роли авангарда рабочего класса. Она вместе с тем последовательно остается авангардом всего китайского народа. Отсюда и небывалые темпы экономического, социального, культурного развития современного Китая. Сегодня, когда «глобализация по-американски» поставила в повестку дня вопрос о тотальной диктатуре «золотого миллиарда» над подавляющим большинством жителей планеты, партия должна решительно выступить в качестве защитницы наших национальных традиций, культурной и духовной самобытности. Только такая самобытность — наряду с сильной отечественной экономикой и мощной армией — сможет быть прочным фундаментом государственного суверенитета. Только она сможет эффективно противостоять растлевающему влиянию «либерального агитпропа», агрессивно внедряющему в массовое сознание суррогаты «нового мирового порядка». Борьба с угрозами и вызовами глобализации есть борьба и национально-освободительная. Тем более что именно русские всегда — и в Российской империи, и в СССР, и в нынешней Федерации — составляли не просто ядро, а подавляющее большинство рабочего класса, трудящихся, производящего «среднего слоя» общества. Поэтому деиндустриализация сегодняшней России — это уничтожение русского народа, самих основ его существования. Спасение России, сбережение русского народа — главная задача патриотизма реального, а не мнимого. Этим измеряется истинность патриотических намерений тех или иных движений, того или иного лидера. Проверяется их способность открыто, предельно откровенно, энергично бороться с режимом, проводящим колониальную социально-экономическую политику, охарактеризовать нынешнюю реальность, указать виновника. Задача национального спасения формулируется нами как национально-освободительная борьба с вовлечением в нее всех мыслящих и чувствующих слоев и сословий общества. Мы — политическая партия. И поэтому, говоря о русском вопросе, обязаны прежде всего говорить о проблемах политики, то есть о проблеме «русские и власть». Сегодня, как свидетельствуют данные социологии, подавляющее большинство наших сторонников — 80-90 процентов — видят в КПРФ партию народных масс, партию национальных интересов. Она сочетает в себе лучшее из марксизма с русской идеей и борьбой за национально-государственное возрождение России. Российские коммунисты — плоть от плоти народа. Они — его авангард, передовой отряд трудящихся. На нас лежит великая историческая миссия — возрождение русской нации, всего многонационального народа России. Это задача мирового уровня. Это — наш интернациональный долг.
X съезд российских коммунистов выдвинул свою программу по русскому вопросу, сделав ее одним из стержней всей нашей деятельности. В ее основу легли следующие программные положения и требования. 1. Пропорциональное их удельному весу в населении представительство для русских, как и для всех исторических народов России, в государственных органах управления снизу доверху. 2. Практическое равенство возможностей для русских и всех других народов России в области предпринимательства. 3. Устранение всяких препятствий для национально-культурной самоорганизации русских на всей территории России. 4. Адекватное их месту в населении присутствие русских в информационной и культурной сферах. Особенно в средствах массовой информации. 5. Твердое использование существующих законов — особенно предусматривающих наказание за разжигание межнациональной розни, — в тех случаях, когда имеет место оскорбление, ущемление прав, интересов русских по национальному признаку. 6. Принятие законодательных мер, наказывающих по всей строгости закона за проявление русофобии. Будь то высказывания первых лиц государства, оскорбляющие русский народ, или бытовые конфликты на транспорте, рынках и т.п. 7. Защита русского языка. Прекращение искусственной «американизации» публичной лексики, особенно в СМИ и на телевидении. Охрана исторических святынь и памятников русской истории. 8. Защита наших соотечественников за рубежом. Использование всех возможных форм государственного и общественного воздействия на правящие режимы тех государств, где попираются культурные, гражданские, национальные и социально-экономические права русских. 9. Сопротивление всем попыткам духовной агрессии против русского народа, его национально-культурных традиций. Противодействие насаждению тоталитарных сект, других религиозных суррогатов «нового мирового порядка», дискриминации православных на территории исторической России. Естественно, это — основа программы наших действий. Здесь необходимо дальнейшее подключение ученых и специалистов. Необходим анализ ситуации в стране, и особенно в тех ее регионах, где русский вопрос встал за последние годы наиболее остро. Необходимы информационный и юридический мониторинги ситуации. Наша партия должна знать, где и что происходит с русскими людьми. И если надо, вмешиваться в ситуацию, оказывать посильную помощь и поддержку.
В условиях тотальной агрессии Запада против всего самобытного и самостоятельного на нашей планете в современной России все большее значение приобретает духовный, нравственно-религиозный фактор. Мы, коммунисты, не можем, просто не имеем права закрывать на это глаза. Тяжкие потрясения на долю нашего народа выпали в истекшем столетии. В их числе сложные, часто трагические взаимоотношения Церкви с государственной властью. Властью, ряд представителей которой, прикрывая свою неприязнь к нашей истории и культуре высокими словами о партийности и светлом будущем, запятнали себя разрушительными для страны и человеческих душ гонениями на Церковь и священнослужителей. И сегодня, вспоминая ошибки прошлого, мы думаем, не о таких ли говорил Иоанн Богослов: «Они вышли от нас, но не были наши...». Так и нынешние правители России, отдавшие на поругание страну и ее народ, никогда не понимали его исторической сути и призвания. Более того, их страшит, что из сегодняшних испытаний — как бывало всегда — русский народ неминуемо выйдет духовно чище, просветленней, сильней. Впрочем, мы не осуждаем тех представителей властей предержащих, что пытаются через формальное приобщение к церковной обрядности прикрыть свою никчемность и пустоту. Бог им судия. Кто знает, не коснется ли их помимо собственной воли благодать, не просветлятся ли их блуждающие во мраке безверия души? Пока же хочу подчеркнуть, что в отличие от них мы — верим. Верим в Россию, как воплощение очищающей мир стойкости и преданности высшим, непреходящим ценностям Добра и Справедливости. Мы верны Матери-Родине, интересам и традициям трудового народа, идеалам Правды, Любви и Праведности, Знамени Победы. Вера для нас — символ патриотического служения Отечеству. Жизнь убедила нас, прошедших через трудный, мучительный поиск смысла жизни и личного достоинства, не показное покаяние и духовное самоочищение, что все мы — дети Земли Русской. Земли героической, освященной великими трудами и выдающимися победами, Земли, родившей дружбу и братство многих народов, которыми мы очень дорожим. Поэтому и в делах созидательных, политической деятельности, в борьбе за возрождение и счастье нашего Отечества все мы обязаны стоять за одно. Стоять мужественно и непреклонно.
Современные коммунисты делом доказали, как они относятся к историческому духовному наследию, к вере и верующим. Уже в начале 90-х годов наши депутаты в Верховном Совете РСФСР способствовали принятию закона о свободе совести. Закона, который создал необходимые правовые условия для полноценной деятельности Русской Православной Церкви, других конфессий. Именно депутаты — члены КП РСФСР — еще в 1990 году проголосовали за придание празднику Рождества Христова государственного статуса. Почему-то многие забывают, что именно благодаря депутатам-коммунистам удалось преодолеть и сопротивление президента Ельцина, который под американскую диктовку накладывал вето на поправки в закон о свободе совести. Поправки, позволившие остановить нашествие инославных проповедников и сектантов, которые рассматривали Россию как духовную пустыню. Именно наши депутаты Государственной думы решительно поддержали обращения Священного синода против законопроектов, связанных с установлением тотального контроля власти над частной и общественной жизнью человека с помощью всевозможных электронных карточек и введения ИНН как нового «наименования» каждого из россиян в виде числа вместо имени, данного человеку при крещении. Последовательно патриотическая позиция КПРФ проявляется и сегодня, когда именно Компартия, зачастую единственная из политических сил, противостоит законодательным инициативам, вызывающим возмущение верующих. Кстати, именно КПРФ решительно поддержала введение факультативного изучения школьниками основ православной культуры, чему противостояли многие правительственные чиновники. Таким образом, не на словах, а на деле сложилась качественно иная общественно-политическая ситуация. Именно КПРФ стала в современной России партией, наиболее последовательно выражающей и отражающей интересы верующих граждан. Подавляющее большинство — до 70 процентов населения Российской Федерации — декларируют себя как православные христиане. И этот фактор прямо отражается на избирательном корпусе партии, ее членской базе. Общепризнанный факт: в электорате КПРФ верующих, причем воцерковленных, соблюдающих основные каноны православной жизни, сегодня треть — больше, чем в избирательном корпусе любой другой политической организации России. Много верующих и среди членов КПРФ. Коммунисты активно работают в различных религиозных общественных объединениях и движениях.
X съезд КПРФ вновь, и со всей четкостью, подтвердил свое отношение к свободе совести. «...Верующие люди разделены на эксплуататоров и угнетенных точно так же, как и атеисты, — говорится в резолюции «Коммунисты и русский вопрос». — Именно к трудящимся слоям верующих обращаемся мы в первую очередь. И убеждены в реальной возможности взаимопонимания и совместных действий». Перед нами, коммунистами и религиозными организациями, лежит огромное поле деятельности. Это — защита нравственности и морали, которые буквально с гиком и топаньем ежедневно с экранов телевизоров втаптывает в грязь обнаглевшая и разухабистая публика, сводящая свои вековые счеты и с православием, и с не отделимой от него культурой. Это — защита русского языка, который дорог нам, коммунистам, так же, как и верующим. Поскольку мы тоже несем свое слово в этот мир. И жизненно заинтересованы, чтобы оно сохраняло чистоту, значимость и силу воздействия на человека. Это — защита духовного и физического здоровья нации, которые деградируют в последние полтора десятилетия так, как этого не бывало даже в самые страшные времена ордынского ига или фашистской оккупации. Это — забота о детстве и материнстве. Поскольку и для нас, и для православия материнство есть символ вечности России — страны, опекаемой Богородицей. Но и материнство, и детство в современном российском обществе, по сути дела, опрокинуты в грязь. Наконец, для нас и для верующих священен труд, без которого немыслимо существование, исполнение человеком своего призвания на Земле. Защитить труд и человека труда; дать твердые гарантии занятости и справедливого, обеспечивающего достойную жизнь вознаграждения; поднять на пьедестал общественного уважения и дать человеку труда реальную возможность решать свою судьбу — вот те задачи и ценности, которые объединяют всех честных и совестливых людей. Требуют энергичных совместных усилий. Я думаю, нам предстоит здесь очень большая работа. Мы обязаны, наконец, вырваться из скорлупы давно привычных и ставших рутинными действий. Сама жизнь заставляет найти такие формы взаимодействия всех патриотически настроенных граждан, без которых мы не сможем обойтись, решая жизненно важные проблемы сбережения, духовно-нравственного возрождения нации. Все это — огромная и новая для нас работа. Однако в начале ХХI века в России нет более важного дела. Внести в него свою лепту — долг каждого настоящего патриота. Г.А.ЗЮГАНОВ
![]() Вышла в свет брошюра Г.А.Зюганова «Смотреть вперед». (Х съезд КПРФ и «трудные вопросы» российского коммунистического движения), в которой Председатель ЦК КПРФ рассматривает ряд важнейших вопросов, определяющих стратегию и тактику КПРФ в ближайшие годы. В брошюру включены такие материалы, как «КПРФ и русский вопрос» (о положении русского народа в нынешней России, о русской идее); «Коммунисты и классы в России» (о современной социальной структуре нашего общества»); «Кризис фракционности» (о попытках «приватизировать партию»; «Российский ключ международной безопасности» и «О путях прихода партии к власти». Некоторые темы, такие, как социальная структура российского общества, столь основательно развернуты в нашей партийной печати впервые. В сильной, концентрированной форме рассмотрен «русский вопрос». Так что брошюра несомненно будет полезна каждому, кого интересуют взгляды КПРФ на острейшие проблемы нашей жизни.
|