"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 122 (12593), вторник, 21 сентября 2004 г. |
Уважаемый Олег Николаевич Смолин! Разрешите высказать некоторые соображения в связи с опубликованным 22 июня с. г. газетой «Советская Россия» вашим интервью! Высоко оцениваю все ваши высказывания и полностью солидарен с вашими оценками и предложениями. Вызывает большое огорчение, что ваше интервью увидело свет лишь в 300 тысячах экземпляров (тираж газеты), тогда как с ним необходимо ознакомить весь народ. И не просто ознакомить, а постоянно вести широкую разъяснительную работу в массах, чтобы они, все общество поняло опасность очередного наступления существующей власти страны против интересов народа и государства. Даже закрадывается подозрение: уж не заклятые ли враги нашего Отечества пробрались к рулю государства? И вы совершенно справедливо оцениваете перспективу: «Либо общество поймет, что оно вне зависимости от партийной принадлежности должно встать на защиту социальной политики, либо будет поздно. Только совместными усилиями можно остановить беспредел властей». Поэтому очень важно определиться: как же можно в современных условиях добиться правильного понимания обществом стоящей перед ним задачи? На мой взгляд, КПРФ сегодня не по плечу такая непростая задача, тем более что она сегодня обременена немалым количеством и своих внутрипартийных проблем, авторитет партии в народе неуклонно падает, руководство партии не пользуется необходимым авторитетом в народе, партия не в состоянии обеспечить достаточно большие тиражи своих изданий, и на выступления по телевидению с разъяснением своей политики и позиций у нее нет средств, она их не находит. А любые другие партии или партийки либо не станут по своей идеологии заниматься подобным просвещением общества, либо просто не в состоянии делать такую архитрудную работу. Так есть ли такой лидер, вождь, академик, мудрейший оракул или какое-нибудь организованное объединение борцов за народное счастье, которым было бы по плечу пробудить все общество к пониманию необходимости всем встать на защиту социальной политики? Похоже, что и у вас, уважаемый Олег Николаевич, были немалые сомнения, что наше общество САМО способно что-либо понять или что есть реальные силы, способные пробудить общество и заставить его что-либо понять. Да не только понять, но еще и организованно и активно действовать. Где же выход? Уже ль только в том, куда «кривая вывезет»? Оно, конечно, в реальной аморальной атмосфере в стране наверняка найдутся безответственные крикуны, готовые объявить себя лидерами, вождями, единственными, способными повести народ к «светлым зорям» и даже взять на себя ответственность. Это на словах! А на деле — сколько их безответственных говорунов кануло в Лету, народ же так и не дождался постоянно обещаемой ему светлой жизни. По поводу «невозможности» в 9-м классе определиться ученику в своих способностях и призвании вспоминаются телепередачи эн-летней давности (советских времен) об учителе Ильине (по-моему, из г. Харькова), который организовал множество различных кружков в школе, куда приглашались ученики по своему желанию «попробовать» себя по широкому кругу будущих специальностей, при этом можно было свободно переходить из одного кружка в другой. В результате основная масса школьников еще раньше 9-го класса уже четко могла определиться: рожден ли он играть на виолончели или в футбол. Ну а в реальной жизни бывает, конечно же, по-всякому, случается, что отдельные индивидуумы открывают свое призвание и после сорока лет жизни. Этим воспоминанием никоим образом не хочу поставить под сомнение ваше суждение о недопустимости ослабления гуманитарного образования. Полностью согласен с вами, что каждый человек должен быть и специалистом классным (по призванию), и одновременно гражданином и культурным человеком, в чем школа просто обязана ему помочь и научить. По поводу так называемой «перегруженности школьников» можно сказать, что она таковой представляется только тогда, когда ребенок полуголодный или просто нерационально организован его «рабочий день», включая и домашнее время. С другой стороны, как мне представляется, резерв и немалый состоит в правильном развитии и тренировке детской памяти. Сейчас можно найти ряд книг, посвященных развитию памяти. Известно, что проводятся даже чемпионаты мира по памяти. Например, чемпионом мира 1994 года стал Джонатан Хенкок, который на соревновании продемонстрировал знание телефонного справочника. Есть и его книга, как можно достичь если и не столь внушительных результатов, то на несколько порядков улучшить свою память. Из истории известны прирожденные феномены памяти. Например, Александр Македонский, имея 30-тысячное войско, знал каждого воина в лицо и по имени. Карл Маркс за шесть месяцев изучил русский язык настолько, что мог свободно читать русских классиков в подлиннике. Современный юрист Гарибян знает наизусть уголовные кодексы. Уверен, что современная школа может сократить срок обучения года на два, как минимум, если отработает «технологию» развития памяти у детей и внедрит ее в постоянную практику. Ваше интервью заканчивается словами: «У нас есть целый блок антикризисных мер в области образования, подготовленных еще в 1999 году». Считаю, было бы полезно и необходимо еще и еще раз проинформировать общественность обстоятельно обо всех упомянутых вами мерах. С большим уважением!
Леонард БОРИН.
|