"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 124 (12595), суббота, 25 сентября 2004 г. |
После летних каникул в среду, 22 сентября начала работать Государственная дума РФ. С места в карьер (но лишь через три недели после событий в Беслане!) парламентская фракция пропрезидентской «Единой России» начала изображать рвение в борьбе с терроризмом. Лидеры «единороссов» сурово заявили, что первый день работы парламента будет посвящен исключительно этой теме. При этом вполне в духе высказываний Путина о необходимости единства нации в борьбе с этим злом было сказано, что нужно объединяться всем. Но как дошло до дела — благие намерения куда-то испарились. Разумные и своевременные предложения депутатов из других фракций, прежде всего КПРФ, отвергались. «Единороссы» упорно проталкивали заранее подготовленные решения и недоумевали по поводу желания других депутатов что-то изменить: какие могут быть поправки, если «все согласовано» с Кремлем. На этом малоутешительном фоне ответственно прозвучало выступление руководителя фракции КПРФ Г.А.Зюганова, который четко и убедительно проанализировал истоки трагедии в Беслане и внес конкретные предложения о том, что нужно делать в этих условиях. Предлагаем нашим читателям текст выступления Г.А.Зюганова. Преступно и смертельно опасно рассматривать терроризм как одномоментное явление, как нечто, родившееся только сейчас, после того как оно залило детской кровью и наполнило страданиями страну. Терроризм — это всегда болезнь того общества, в котором он проявляется. Поэтому истоки терроризма надо искать в самом обществе, в его истории, нынешнем состоянии и в том направлении, в котором оно развивается под действием управляющих им сил. Все попытки бороться с терроризмом лишь по следам совершенных преступлений, любые судорожные экстраординарные действия, любые истеричные заклинания и обещания властей не сегодня, так завтра все исправить и всех виновных наказать — либо абсолютная профнепригодность правящих сил, либо сознательный обман и стремление властей использовать политическую преступность в своих собственных целях. Чаще всего — как средство давления на общество, как повод для открытых либо маскируемых акций, направленных против оппозиции.
Мировой опыт полностью применим для анализа современной российской ситуации. Для любого мало-мальски грамотного человека сегодня ясно, что волна терроризма, с головой захлестнувшая современный мир и смертельно душащая Россию, есть прямое порождение невиданного преступления — разрушения СССР. Даже недавние фанатики либеральной идеи не могут не видеть, что сегодня терроризм буквально сочится из всех пор созданной за последние 15 лет антинародной государственности. Статистика говорит, что после распада СССР терроризм на планете вырос десятикратно, а на территории России — в сотни раз. Еще в середине 80-х годов существовал безусловный порядок: любое обращение к оружию со стороны правоохранительных органов рассматривалось, как вещь чрезвычайная и требующая особого расследования. За год в десятимиллионной советской столице милиционеры только 14 раз извлекали из кобуры табельное оружие. А стреляли еще реже. Причем по каждому использованному патрону заводилось отдельное дело и доводилось до конца. А что сегодня происходит в Москве? От Каширки до Государственной думы на всех углах и перекрестках стоят люди в бронежилетах с автоматами. Каждую ночь в столице стреляют, каждую неделю — взрывают... Безопасность не гарантирована никому. Списывать все на Северный Кавказ и на трагические события типа Беслана бесчестно. Такие трагедии являются лишь следствием того хаоса, что творится в самой Москве, Кремле, во властных инстанциях всех уровней. Именно здесь та раковая опухоль российского общества, что дает свои метастазы повсеместно — от Северного Кавказа до Дальнего Востока.
На обещания властей чудесным образом все исправить уже никто не обращает внимания. Такие посулы стали своего рода обязаловкой. Год назад «Единая Россия» взяла на себя полноту ответственности за положение дел в стране, приватизировав аппарат и Государственную думу. И каков результат? Только за последний год в результате терактов в России погибло более тысячи человек. Это столько же, сколько потеряли США за полтора года войны в Ираке. Никогда наши спецслужбы не несли таких потерь, как в Беслане. Здесь они потеряли 15 человек убитыми и 22 ранеными. А ведь известно, что во время штурма дворца Амина в Афганистане советские спецподразделения той поры потеряли лишь трех человек, двое раненых умерли потом. Иначе говоря, у нашей страны не только нет системы безопасности, но и достаточно квалифицированного руководства спецоперациями. И все знают, почему. Мы помним, как в 1993 году группа «Альфа» была расформирована за отказ участвовать в преступном разгроме парламента. Сегодня наше общество пожинает кровавые и позорные плоды расправы над элитой силовых структур. Мы помним, как после каждого нового теракта исполнительная власть, «Единая Россия» ограничивались только соболезнованиями, не делая никаких выводов, не решая необходимые вопросы обеспечения спецподразделений необходимым вооружением, ресурсами, системой социальной защиты.
Сегодня мы живем в государстве, у которого, по сути, нет границ, и поэтому оно проницаемо для любых преступных и подрывных вторжений. Это государство не в состоянии себя элементарно защитить. А тут еще упорные попытки и дальше продолжать разрушительную политику так называемых реформ. Скоро начнут землю продавать на Северном Кавказе. Вот тогда-то все и запылает. В сущности, Россия стоит на грани очередного общественно-политического и государственного краха. Многое напоминает ситуацию лета 1991 года: полная беспомощность власти, бесконечная симуляция ею якобы «решительных» мер, реальная сдача остатков собственных позиций уже не вовне, а внутри страны. Разрастание «горячих точек» в один громадный костер разрушающих страну событий. Мы знаем, чего ждать дальше. Еще два-три теракта, подобных Беслану, и страна начнет рушиться по принципу домино. Незащищенная инфраструктура страны — железные дороги, нефте— и газопроводы, система водоснабжения, а также множество опасных производств, включая ядерные погреба, — все это легкая добыча для террористов. События типа Беслана служат для них чем-то вроде наркотика вседозволенности. А для нынешней российской власти — паралитическим газом, лишающим ее остатков воли и решительности. Погрязшая в симуляции «решительной» борьбы с терроризмом, увлеченная подавлением оппозиции исполнительная власть, похоже, не отдают себе отчета, что еще две-три катастрофы типа той, что произошла в Беслане, и распад общества примет необратимый характер. Во всяком случае та система власти в стране, которая и так еле-еле держится, может рухнуть мгновенно, и собирать будет нечего. Поэтому мы говорили и говорим: необходимо предельно ответственно и честно смотреть на проблему терроризма, не пытаясь использовать ее для решения каких-либо узкополитических задач.
Россия оказалась сегодня под ударом сразу двух волн террористической активности — волны международной и волны внутренней, российской. России объявлена война, и вместе с тем эту войну определенные власть имущие круги стремятся превратить и в классическую войну гражданскую — против коммунистов, против всех патриотических сил. Дает о себе знать традиция государственного терроризма, которая тянется еще с расстрела парламента в 1993 году. Не случайно ужасные кадры, заснятые в бесланской школе, так похожи на хронику расправы над защитниками Дома Советов. И то, и другое является плодом антинародной государственной деятельности людей, привыкших принимать глобальные решения, от которых зависят судьбы народа в узеньком кругу подельников. Эти люди лишены не только политического опыта и чутья, но они не знают и нашей истории. Им неведомо, чем может обернуться для России тот хаос на Северном Кавказе, который еще с горбачевских и ельцинских времен раздували псевдореформаторы. Раздували, одновременно уничтожая всю правоохранительную систему страны, превращая ее в «крышу» для криминала и чиновников, готовых на все ради присвоения всенародной собственности. Что же, своей цели они достигли: страна в очередной раз поставлена на грань катастрофы. И никакими разглагольствованиями о консолидации и объединении этого не предотвратить, не победить преступность и бандитизм. Все лето говорили об угрозе терроризма, но вместо борьбы с ним власть расправлялась с единственной оппозиционной партией страны — КПРФ. Вот вам и консолидация. Казалось бы, власть давно должна была, как минимум, проанализировать ситуацию, выявить те силы, которые способствуют развитию террористической активности в стране, и принять по отношению к ним самые жесткие меры. Г-н Путин, неужели не понятна двойная игра тех, кого вы называете вашими друзьями и союзниками на Западе? Разве мы не знаем, кто стоит за террористами, окопавшимися в Панкиском ущелье в Грузии? Разве не известно, что центром интернетовской системы связи, обслуживающей террористов, является член НАТО — Литва? Разве секрет, что финансирование бандитов и руководство ими идет из Лондона, где обитает «друг Тони Блэр»? Все это известно. Но почему же тогда ничего не предпринимается властью для противодействия этим силам?
Наверное, потому что у этой власти есть другой интерес — борьба, а может быть, уже и война с оппозицией, с коммунистами и патриотами. Иначе нельзя охарактеризовать такой вопиющий факт, как арест по смехотворному и надуманному обвинению с помощью ОМОН председателя Краснодарской гордумы, члена ЦК КПРФ Кирюшина А.И. Ветерана, честного, уважаемого человека захватили и связали прямо у него в кабинете в Думе. Более двух недель голодает в знак протеста против произвола руководитель крупнейшего города юга России, ежедневно в Краснодаре идут митинги и пикеты протеста, но ни парламент, ни прокуратура, ни милиция не реагируют. Ни одна, с позволения сказать, демократическая система власти не работает. Как это назвать? Фашизм в действии, и никак иначе. Люди, облеченные властью, видят преступные действия против оппозиции в Краснодаре и молчат. Им будто и невдомек, что если сегодня расправляются с их коллегами, то завтра так же поступят и в отношении их самих. Попрание закона под вывеской борьбы с терроризмом — опаснейшая тенденция, прямо ведущая к установлению полицейского режима. Причем полицейского режима, направленного не против преступности и вооруженного экстремизма, а против рядовых граждан и остатков демократических свобод. Спецслужбы должны быть спецслужбами, а не крышей для очередных политических операций и расправ над оппозицией.
Сколько сказано с самых высоких трибун очень громких и демонстративно решительных слов насчет необходимости самых жестких наказаний для террористов. И тем не менее вопрос о восстановлении смертной казни для организаторов, заказчиков и исполнителей террористических актов, как говорится, и ныне там. Убийцы, загубившие жизни сотен людей, в самом крайнем случае получают пожизненное заключение. И вся страна оказывается обязанной их содержать. Отказ от моратория на смертную казнь давно назрел. Я против того, чтобы убивать человека. Но за зло надо карать соразмерно. Иначе зло терроризма окончательно парализует страну. Похоже, что нашей власти неведомо, как на деле надо бороться с терроризмом. Ей недосуг ознакомиться с колоссальным опытом борьбы с преступностью, включая политический экстремизм, который был накоплен в нашей стране. Последнюю организованную преступную группировку — банду Митина в Москве — ликвидировали еще в 1956 году, и до прихода Горбачева с Ельциным в столице вообще не было организованной преступности. Я уже не говорю про опыт других стран — Франции, Италии, Испании, Ближнего Востока. Вспомните, как поступал де Голль, когда пришел к власти. В 1962 году в Париже каждый день взрывались две-три бомбы, царила паника, люди не знали, что делать и куда бежать. А он договорился с Законодательным собранием, приняли необходимые решения, в том числе и секретные. Открыли антитеррористическую кампанию, и в кратчайший срок от терроризма не осталось и следа. А ведь весь этот опыт нам в советскую пору был прекрасно известен. Его обобщали наши специалисты, на нем учились наши профессионалы. Убежден, что у нас еще остались классные специалисты по борьбе с терроризмом, прекрасно знающие, как проводить такие операции. Но где они? Куда их задвинули? Почему их опыт так упорно остается втуне? Это вопрос к президенту, к правительству, к министрам-силовикам.
При нынешнем социально-экономическом курсе невозможно создание и содержание эффективной правоохранительной системы. Тридцать процентов нынешнего российского бюджета идет на силовые ведомства. Внешне это весьма солидная цифра. А на самом деле? Ведь бюджет-то этот мизерный, нищенский, позорный — 100 миллиардов долларов на всю огромную Россию, на 145 миллионов населения? Да на такой бюджет можно с горем пополам содержать лишь четверть россиян. Какая уж тут армия, какая госбезопасность, какая милиция? Как может прожить участковый с семьей на четыре тысячи рублей, а следователь — на четыре с половиной тысячи? Причем даже этих денег у государства подчас нет, все растащили и продолжают растаскивать. Нынешний госбюджет необходимо самое малое удвоить. Но все отдается на откуп спекулянтам и олигархам. И после этого власть с серьезным видом изображает размышления насчет того, откуда ей взять деньги на борьбу с терроризмом и коррупцией. Один пример: 10 октября исполняется сорок дней бесланской трагедии. Казалось бы, понятно, что надо удесятерить бдительность. Тут возможны самые серьезные провокации. Того гляди заполыхают Дагестан, другие регионы. Тогда этот пожар не остановить, у власти для этого просто нет сил. А значит, уже сейчас необходима самая качественная профилактика ситуации. Она ведется? Большие сомнения на этот счет.
Страна не понимает, откуда такой непрофессионализм и такая беспечность. Казалось бы, господа хорошие, соберитесь вместе, вызовите специалистов, проанализируйте обстановку, отработайте планы действий, подготовьте реальные меры. Но нет, ничего этого не происходит. Да, обсуждение проводится, в том числе и у президента. Выражается большая озабоченность обстановкой, произносятся правильные слова о том, что необходимо готовить соответствующие решения. А отдачи — никакой. И каждый новый шаг на пути эскалации террористической активности оказывается все более громким, разрушительным, кровавым. Так что становится очевидно: нынешняя власть к объявленной войне терроризма против России абсолютно не готова. Тем более что речь идет о войне нового типа. Войне не просто автоматов и пушек и даже не о войне моторов, какой была Вторая мировая, а о войне умов, новейших технологий и информационных систем, глобальной психологической войне. Имитация «решительных шагов», которой занята сегодня власть, не в состоянии дать необходимого результата. Все эти меры являются, как и прежде, банальной ширмой, скрывающей бессилие существующей власти и всей общественной системы, навязанной стране.
Президент Путин предложил недавно три меры: назначение президентом губернаторов (с одобрения законодательных собраний регионов), проведение выборов по партийным спискам и создание Общественной палаты. Но что все это может на самом деле дать для отражения террористической угрозы, укрепления государства? Повысить эффективность деятельности глав регионов? Но если прежние губернаторы и президенты, как правило, проталкивались в кресло с благословения Кремля, то нынешние будут в эти кресла уже практически назначаться. Желающим представить себе коллективный образ будущих губернаторов рекомендую посмотреть на спикера Совета Федерации г-на Миронова и его палату, и тогда все станет ясно. А выборы по партийным спискам без утверждения положения о том, что победившая на выборах партия формирует правительство, так и останутся фикцией. Всевозможные кремлевские сурковы как назначали практически на руководящие посты нужных им людей, так и будут их назначать. Назначаемость губернаторов вообще никогда не решала крупных общественных проблем. Скажем, у нас, в России, до 1917 года губернаторы и генерал-губернаторы тоже назначались. Ну и что? Проиграли две войны, разрушили державу, потеряли империю. Авторы этой реформы забыли, что и Ельцин в первые годы своего правления тоже назначал глав регионов. Помните, какое жулье пришло тогда к власти? Никакие полицейские меры, никакая назначаемость губернаторов проблемы не решат. Все это заплатки на дырявый коррумпированный костюм государственной власти!
Мы считаем, что государственная реформа в стране должна проводиться всерьез. Во-первых, должно быть законодательно принято решение, согласно которому партия, победившая на выборах, формирует ответственное правительство. Во-вторых, необходимо произвести перераспределение полномочий от президентской власти к парламентской. В-третьих, парламент должен быть наделен функциями контроля за исполнением законов и действиями правительства. Вот в этом случае назначаемые президентом его представители в регионах будут вполне уместны и эффективны. В сферу их полномочий должны быть переданы: обеспечение единства страны, соблюдение конституции, защита прав и свобод граждан. Тогда и Общественную палату можно будет создавать, причем настоящую, а не такую, как планируется сейчас. Ведь есть же позорный опыт той палаты, которую в свое время возглавлял Рыбкин. Да и другие новации в этом духе были не лучше. Кого собирали все эти палаты? Все ту же публику, которая трется вокруг «партии власти» и которую раз за разом отбирают во все возможные структуры все те же сурковы и вешняковы. Вот когда будут у нас полноправные партии, авторитетный и ответственный парламент и подконтрольное ему правительство, вот вокруг них и можно будет собрать Общественную палату не из мелких карьеристов, а из серьезных и ответственных людей.
И наконец, русский вопрос. Власть либо обходит его, либо отделывается клоунадой, либо пускается в более или менее откровенные русофобские виражи. Она боится этого вопроса. Что и понятно: русских в России сегодня 82 процента. Плюс к ним украинцы и белорусы. Это основа российского общества, которая в наибольшей мере страдает от нынешнего положения вещей. Нельзя говорить о возрождении Российского государства, открещиваясь от русского вопроса. Пока русский дух, русская культура и русская история не начнут вновь выполнять свою роль базиса нашего общества, страна не выберется из той ямы, в которую ее столкнули либеральные горе-реформаторы. Тем более что именно русофобия сегодня является тем стержнем, вокруг которого генерируются и антиарабские, и антиисламские и прочие разрушительные настроения. Именно она служит почвой для разного рода провокаций на межнациональной почве. И, конечно же, огромную роль здесь играют средства массовой информации. Обратите внимание: самыми любимыми для наших СМИ темами были и остаются две: информационная чернуха — где кого убили, распяли, ограбили, а во-вторых — «жития» «партии власти» и ее представителей. Если посмотреть на наши телеэкраны и послушать радиопередачи, то невозможно понять, а как, собственно, живет страна — что производит промышленность, сколько собирается урожая, какие технические новинки появились, какие картины написали художники и сколько открытий сделали ученые. Созидательная сторона жизни наши СМИ не интересует. При этом их руководители очень любят ссылаться на якобы западный опыт. А это откровенная ложь. Посмотрите хотя бы «Евроньюс». Там есть информация и о производстве, и о науке, и о культуре. Наше государство должно принципиально изменить свою информационную политику. В телеэкране народ должен видеть свою жизнь, свои духовные и национальные корни, а не тупую пропаганду, бесконечные игрища и бездарные поделки. Мы можем сломить терроризм. Решение проблемы терроризма возможно только при условии отказа от той губительной политики во всех отраслях, которая ведется на протяжении последних полутора десятков лет. Мы предлагаем обществу настоящую альтернативу. Только на этом пути возможно действительное решение всех проблем, в том числе и терроризма.
|