"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 124 (12595), суббота, 25 сентября 2004 г. |
Россия живет под воздействием террористических актов, совершенных в Москве, Беслане и взрывов двух пассажирских самолетов, унесших сотни человеческих жизней. Страна оказалась в шоке от жестокости бандитов, от своей незащищенности. Власть уже в который раз проявила полную несостоятельность и беспомощность. И опять, в который раз, мы задаемся вопросом о причинах терроризма в России и о мерах, необходимых для его пресечения. Конечно, все ждали: а что скажет президент? Какие шаги он предпримет? И он сказал, нашел в основном правильные слова: о бедности людей, о слабой экономике, о социальной несправедливости, о чудовищной коррумпированности правоохранительных органов и судебной системы, о незащищенности страны от внешних и внутренних врагов. Казалось, после этого должны последовать радикальные меры. И они последовали, но довольно неожиданные. Путин объявил о необходимости нового порядка выборов губернаторов, глав республик и депутатов Государственной думы, а верного соратника Дмитрия Козака направил представителем в Южный федеральный округ. Вот, пожалуй, пока и все... Не хотелось бы обращаться к частностям, но придется, ведь они говорят о многом. Например, выделение главам субъектов Федерации для координации борьбы с терроризмом офицеров внутренних войск. Видимо, власть действительно находится в глубокой растерянности и не знает, что предпринять. Почему специальный офицер войск, а не ФСБ, орган, который по действующему законодательству является определяющим в противодействии террору? Опять мешают все в кучу, а ответственных потом не сыщешь. Или вот заявление руководства Минобороны страны о нанесении бомбовых ударов по базам террористов, даже если они находятся в других странах. Для нас это тоже неново. Такие угрозы и раньше звучали. Но лучше бы разбомбили у себя, на Кавказе, базы Масхадова и Басаева. Лучше бы потребовали от восьмитысячной службы безопасности, состоящей из чеченцев и подчиняющейся главе Чечни, уничтожить боевиков. Ведь эту армию мы кормим, обуваем, одеваем, платим зарплату. А какая отдача? Иногда создается впечатление, что они находятся в резерве Масхадова, а не на службе у президента. Мы вновь стали свидетелями того, что слова главы государства далеко не всегда подкрепляются делами. Ведь общепризнано, что причины террора не связаны напрямую с политической системой, тем более с парламентскими выборами. Однако поставленная президентом цель достигнута. Политологи, эксперты, ученые и специалисты наперебой бросились обсуждать предложения В.Путина, особенно его инициативы по выборам депутатов и губернаторов. Президент блестяще перевел стрелки, огонь критики результатов его пятилетнего правления совершенно в другую плоскость. Тут вовремя подставил ему плечо и его верный друг председатель Совета Федерации С.Миронов, предложив из послушных президенту «сенаторов» создать комиссию по расследованию обстоятельств трагедии в Беслане. Неудивительно, что членам комиссии запретили что-либо говорить о ее работе. Хотя заведомо ясно, что комиссия не будет глубоко анализировать социально-экономические, политические причины терроризма, грубые ошибки и просчеты в государственном строительстве. Ограничится констатацией того, что тот или иной чиновник среднего уровня не выполнил инструкцию или приказ, крайнего найдут. Но все это могла бы сделать и Генеральная прокуратура, расследующая бесланскую трагедию. Парламентарии должны во всеуслышание сказать, что в российском обществе накопилось достаточно противоречий. На социальной, экономической, национальной, религиозной, этнической почве. Противоречий, которые уже приняли нетерпимый характер, но, к сожалению, они не находят своего разумного и последовательного разрешения. Боюсь, что парламентарии этого не будут касаться. Не осталась в стороне и пропрезидентская партия «Единая Россия», выдвинувшая лозунг объединения общества вокруг Путина. Но как объединиться, коли даже в год 60-летия Победы над фашистами Путин без неприятия не может произнести слова СССР, Советская власть, а для многих граждан, в отличие от него, это не пустые понятия. За ними — целая эпоха, жизнь нескольких поколений наших граждан. Сегодня даже самые ярые путинские сторонники вынуждены признать, что определенный еще Ельциным социально-экономический и политический курс, насильно насаждаемый в стране, ведет российское общество к катастрофе. Власть пожирает общество, разлагая его духовно, нравственно, утверждая в качестве мерила человеческих отношений денежный мешок. Оно не может быть благополучным, если со всех сторон, и через средства массовой информации проповедуются и воспеваются разврат, культ насилия, секса, жестокости и равнодушия друг к другу. Разобщив людей, уничтожив зачатки коллективизма и взаимной поддержки, недруги России достигли своего. Путин попытается избежать критики того, что при его правлении обострились все имеющиеся противоречия в обществе, возникшие на экономической, социальной, религиозной, национальной основах. Надо вспомнить, что при его вступлении в должность президента в 2000 году в стране, исходя из экспертных оценок, было 7 долларовых миллиардеров. Через пять лет их стало больше ста. И в то же время свыше 80 миллионов человек нынче живут у черты или за чертой бедности. Путин заставил страну работать на обогащение узкого слоя дельцов и олигархов, но не на благополучие общества. А ведь бедность — это тот фактор, который не только не снижает уровень противоречий, но и множит преступность. Путин сквозь зубы, но все-таки вынужден был заявить о высокой коррумпированности правоохранительной и судебной систем, правда, забыл сказать, что этим злом поражена вся государственная власть. Но кто в этом повинен? Смею утверждать, президент. При его правлении социальная защищенность людей в погонах оказалась хуже, чем положение гражданских служащих, снизился уровень профессионализма, технической, материальной оснащенности правоохранительных органов. Постоянно срывалось финансирование антитеррористических программ и мероприятий. И даже после взрывов самолетов, бесланской трагедии правительство не нашло необходимых средств для спецслужб в бюджете на 2005 год. Комитет Госдумы по безопасности, состоящий в основном из «единороссов», и тот 20 сентября 2004 года единодушно отказался по этой причине поддержать бюджет и предложил вернуть его на доработку правительству. Проведенная президентом судебная реформа вместо независимости и объективности правосудия вызвала иной результат — полную бесконтрольность судов и безответственность служителей Фемиды. Правоохранительные органы и суды больше обслуживают власть, меньше защищают человека и общество. Прокуратура утрачивает последние надзорные функции, а ее структуры на местах зачастую превращаются в губернаторскую служанку. В проведении судебной административной реформы президент доверился несостоятельному в правовом аспекте, но весьма амбициозному Дмитрию Козаку. Боюсь, что и на Северном Кавказе он немало «наломает дров». Обо всем этом левая оппозиция в Государственной думе многократно говорила и предупреждала президента о неизбежности наступления тяжелых последствий. И разложение состоялось. Президент виноват в том, что у России нет своей национальной политики, государственной стратегии не только в отношении Северного, но и всего Кавказа. Видимо, его неподготовленность к президентской деятельности стала причиной того, что он, войдя на Олимп власти, упразднил существовавшие тогда Министерство по национальным и региональным вопросам, а также весьма важный федеральный Комитет по делам молодежи. Сейчас вынужден их восстанавливать. Я не случайно упомянул о государственной политике в отношении всего Кавказа. США фактически объявили этот регион зоной своих жизненных интересов. А почему молчит Россия? Причин много. И, к сожалению, приходится констатировать, что в большую власть пришли неподготовленные люди и зачастую не патриоты. Стратегическое, государственное мышление давно уже вытеснено оперативно-агентурным поведением. Начиная с ельцинских времен идет сдача интересов России, одна череда уступок Западу, и не только ему, сменяется другой. При этом наши дипломаты ссылаются на экономическую и военную слабость страны. А разве Прибалтийские республики или Грузия сильнее нас, постоянно предъявляя к России претензии? Кстати, о Грузии. Почему бы президенту и Федеральному собранию не рассмотреть вопрос о принятии в состав Российской Федерации Абхазии? В условиях сепаратистских настроений на Северном Кавказе этот шаг будет иметь колоссальное политическое значение. Он стал бы адекватным ответом Грузии на ее желание вступить в НАТО и разместить на своей территории американские военные базы. Должны же мы предпринимать реальные шаги по укреплению своей безопасности в кавказском регионе. Или опять только слова и пустые увещевания. Для такого шага есть все политические и правовые обоснования. Абхазия, как самостоятельное государство, в 1810 году вошла в состав Российской империи, а была введена в состав Грузии на правах автономии только в 1931 году. Но коли грузинское руководство полностью игнорирует советский период, то и нам надо исходить из оценки событий обозначенных лет. К тому же еще 23 марта 1993 года Верховный Совет Республики Абхазия, опираясь на волю своего народа, обратился к России с просьбой войти в ее состав. Так что все политические, юридические основания к решению столь важного вопроса, и в первую очередь в интересах России, имеются. Необходима политическая воля главы государства и Федерального собрания. Сепаратизм в России открыто заявил о себе после развала Советского Союза. Он вскормлен был ельцинским расстрелом в октябре 1993 года Верховного Совета страны, политикой «глотания» суверенитета субъектами Российской Федерации. Поэтому, пока не произойдет политического, а я бы хотел и правового осуждения преступных беловежских соглашений, октябрьской трагедии, идеология сепаратизма будет существовать и распространяться. К сожалению, Путин не только не сделал этого, а, наоборот, своим первым указом наградил главного разрушителя нашего Отечества Ельцина мыслимыми и немыслимыми льготами и привилегиями. После этого он несет такую же ответственность за произошедшее и происходящее в стране. И еще об одном важном аспекте, от обсуждения которого Путин блестяще уводит российское общество. Президент страны по конституции сконцентрировал в своих руках огромную власть. Он единолично вырабатывает внутреннюю и внешнюю политику, формирует правительство, судебную систему, является Верховным главнокомандующим, имеет огромные полномочия в законодательном процессе и т.д. Он непосредственно замкнул на себя руководство ведущими министерствами, всей правоохранительной деятельностью. Поэтому никто иной, а он несет ответственность за колоссальные провалы в их деятельности, в неумении пресекать терроризм на стадии подготовки или обнаружения умысла на совершение бандитских проявлений. Надо признать, что президент, сконцентрировав в своих руках огромную власть, не в состоянии умело и эффективно ей пользоваться. Таковы реалии. Власти много, но нет возможности везде успеть одному. В стране сформировался чудовищный абсолютизм в рамках формальной, показушной демократии. Из Федерального собрания сделали безликий, ничего не решающий орган, придаток аппарата президента. Законодатель полностью лишен каких-либо контрольных функций за исполнительной властью, за прокурорским надзором и судебной системой. Все это находится в руках президента. В России нет и правительства в полном понимании этого слова. Оно с урезанными полномочиями и обязанностями. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: а зачем оно нужно, коли все полномочия находятся в руках президента и его аппарата? Действительно, зачем? Ведь на протяжение последних пяти лет оно, например, ни разу глубоко не обсудило на своих заседаниях состояние преступности и меры по ее обузданию, не выработало единой всесторонне продуманной государственной программы по предупреждению правонарушений, и в первую очередь наиболее опасных их проявлений. Ничтожность правительства и его безответственность фактически определены опять-таки президентом. За доказательствами не надо далеко ходить. Заглянем в его указ от 13 сентября 2004 года «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом». В нем прямо записано, что правительству совместно с МВД, МО, МЧС и даже Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков поручается разработать меры по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме его проявления. Одна эта запись подчеркивает, что правительство — это ничего не значащая структура, если ему поручают совместно с министерствами и федеральными службами выработку мер, если министерства рассматриваются вне подчиненности правительству. Не думаю, что здесь была проявлена только правовая безграмотность составителей проекта указа. Они еще раз подчеркнули, что власть в стране — в руках небольшой кучки людей из окружения президента, и получили они ее вопреки конституции. Поэтому назрела острая необходимость в перераспределении полномочий между ветвями власти, и в первую очередь в их частичной передаче из рук президента другим государственным структурам. Это должно стать первым шагом к возвращению России к полнокровной парламентской форме правления. Сильный парламент и сильное подотчетное перед ним правительство. Судьба России не должна зависеть от воли и прихоти одного лица. От того повезет или нет ей на очередных выборах президента. Пора прекратить проведение экспериментов над страной.
В.И. ИЛЮХИН,
|