"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 125 (12596), вторник, 28 сентября 2004 г. |
Первокурсникам экономического и юридического факультетов Высшего института управления (г. Москва) в связи со 100-летием Н.А. Островского я предложил в качестве учебного задания по культурологии написать сочинение на тему «Что может человек?» (По книге Н.Островского «Как закалялась сталь».) Оказалось, что о книге, изданной фактически во всех странах мира, по которой не раз снимались многосерийные кино- и телефильмы, современные российские студенты почти ничего не знают. Из 40 моих первокурсников читали ее лишь 1—2 человека, некоторые подумали, что речь идет о знаменитом драматурге XIX в. А.Н. Островском, написавшем известную им «Грозу». Кто-то из присутствующих пробурчал: «Не хватало еще о Павлике Морозове писать...». Но учеба есть учеба. Сочинения были написаны (за двумя-тремя сознательными исключениями). Были среди них распечатки с компьютера. Но примерно половина студентов представила интересные самостоятельные сочинения, отразившие величие не только автора и героя книги, но и самой эпохи. Эти студенты размышляли о значении книги и для общества, и для отдельного человека и благодарили за знакомство с легендарной книгой. Евгений СОЛОПОВ, доктор философских наук, профессор. Виктор САФРАНКОВ: «Как закалялась сталь» — это не просто художественное произведение, где половина выдумка, это автобиографичный роман. Давайте разберемся в психологии героя: что заставило его и что может заставить другого человека прожить жизнь так, как прожил ее Павел Корчагин? Наверное, лучше всего начать ответ на вопрос: «Почему этот путь, а не другой?» — со слов Горького: «...Не жалей себя, — это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное.... Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя!». Эти слова наиболее ярко отражают жизнь Павла Корчагина. Он жил, не жалея себя, его жизнь — это один большой подвиг — подвиг во имя людей. Мы живем в обществе, и поэтому волей или неволей прислушиваемся к его мнению. Последнее время в обществе на вопросы о причине героизма начали давать такой ответ, что получается, что и никаких подвигов-то и в помине не было, одни подвиги — просто выдумка советских политработников, а другие факты, называвшиеся во времена СССР подвигом, — просто результат промывания мозгов обычным гражданам теми самыми же политработниками. Все эти рассуждения, на мой взгляд, не подходят ни под Николая Островского, ни под Павла Корчагина. Спросят: «Почему? Разве сам Островский не коммунист, пишущий на благо партии? Разве Корчагин не обычный советский гражданин, которому, как и другим, промыли мозги?». Будем отвечать на эти вопросы по порядку. Первое, сам я не коммунист, им не был, да, наверное, и не буду. Потому что быть настоящим коммунистом, в лучшем понимании этого слова, быть очень тяжело, а коммунистом по принадлежности к партии — слишком постыдно? А вот Островский был коммунистом в лучшем понимании этого слова, и именно поэтому он писал так, как чувствовал, как жил, для него коммунизм был действительно светлым будущим. Он не писал, как Иван Стаднюк в романе «Война» о добрых глазах Сталина, не писал, как Симонов в романе «Живые и мертвые» о том, что некому ни на кого жаловаться, потому что в глазах Сталина генералу Серпилину открылась «правда» сталинизма. Каждый из этих авторов пишет в духе своей эпохи (И.Стаднюк — апогей сталинизма; К.Симонов — правление Хрущева, «антисталинизм»), я не знаю, кто из них ближе к истине, одно могу сказать точно: и в том, и в другом произведении просматривается «линия партии». Островский писал о том, что не В.И. Ленин и не другие вожди мирового пролетариата направили его на «путь истинный», а такие же обычные люди, как он, прожили свою жизнь и дали прожить ему так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». Вот что может человек. Если следовать самой примитивной логике, то мы поймем, что главный герой, как и автор, не попадает под времена работы «мозгопромывательной» машины партии. Корчагин-Островский был из «комсы» первого выпуска, и уж кто-кто, но только не они могли быть продуктом «фабрики коммунистических героев». Так вот, герой выбрал этот путь, а не иной, только потому, что он верил в то, чем жил, и никогда не изменял своей вере. Вот что еще может человек. Сейчас у современной молодежи, многие из которой не могут найти, в чем выразить свои лучшие порывы, стало бытовать такое мнение, что, мол, тогда было героическое время, а сейчас места для подвига в нашей жизни нет. В одной из телевизионных программ ведущий заканчивает трансляцию такими словами: «не бывает плохих времен, бывают только плохие люди». В переложении на нашу тему эти слова будут звучать так: «не бывает героических времен, бывают только героические люди». Если перейти на современность, то можно сказать вот что. Почему-то у наших журналистов в большей чести репортажи о недостатках и проблемах современного общества. Чем уделять эфирное время обычным подвигам, наши СМИ с большим рвением будут рассказывать о том, как один идиот офицер заставил бежать в противогазе мальчишку непризывника, захлебнувшегося собственной рвотой, чем расскажут о том, как другой офицер закрыл собой рядового мальчишку в Чечне от пули снайпера. Примеров таких аналогий можно привести несметное количество. Но вывод можно сделать только один: в любое время и при любой власти всегда найдется место подвигу, другое дело, что не при любой власти этот подвиг будет воспеваться, но оставим это на совести общества и власти. Вот что может человек. Таиса КОЗЛОВА: Прочитав роман Островского, многие задаются вопросом: «Зачем?», для чего надо было так слепо, неоправданно и необдуманно бросаться навстречу смерти и каждый раз, вновь заглядывая ей в глаза, капля за каплей терять бесценное СВОЕ здоровье. «Нет! Не надо!» — скажет один, затем — два человека. Скорее всего в конечном итоге так скажут большинство — ТОЛПА. Но толпе присуще свойство выражать мнение, которое не требует глубоких размышлений, толпа всегда схватывает то, что легко доступно, что лежит на поверхности. И это — лишь «одна сторона медали»... Другая ее сторона заключена в великой движущей силе духа таких людей, как Николай Алексеевич, которые, не задумываясь о себе, бросаются навстречу всему, что стоит на пути к миру и спокойствию соотечественников, друзей, родных и близких людей. Они стремятся сохранить ВСЕ, что дорого сердцу. И без таких людей не было бы побед, не было бы, может быть, ни вас, ни меня, ни необъятной нашей страны, которой, без сомнения, каждый гордится, какая бы она ни была, ведь она дала вам жизнь и воспитала, и, без сомнения, каждый любит ЕЕ. Анна ХИМИНА: Книга Н.Островского «Как закалялась сталь» продолжает жить, и сегодня, заражая людей своим безграничным оптимизмом, побуждая к деянию подвига, несет в себе заряд высокой нравственной силы. Изменилась жизнь страны с той поры, о которой писал Островский. За истекшие десятилетия страна прошла через ряд испытаний. Молодое поколение во многом отличается от своих сверстников 20-х годов. И тем не менее книга продолжает жить. Книга действительно вышла за рамки своего времени. Современный читатель видит в ней не только отражение героической эпохи Гражданской войны, но и сокровищницу непреходящих нравственных ценностей. Секрет огромного эмоционального воздействия романа Островского в течение вот уже нескольких десятилетий прежде всего в том, что учит героике и оптимизму. Книга Островского воспитывает пронзительной искренностью и правдой того, о чем она повествует. Островский создал книгу о новом герое советской эпохи. В одной из статей Н.Островский так объясняет заглавие своего произведения: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится». Эти слова раскрывают основной смысл книги: «большой огонь», при котором закалялась советская молодежь, — это пламень событий советской эпохи; «сильное охлаждение», без которого немыслима закалка, — это организованность, дисциплина, разумная осознанность и целеустремленность действий. В основу сюжета романа положена биография молодого революционера Павла Корчагина. Жизнь героя неразрывно связана с историей советского общества... ...Павка Корчагин, писал Островский, «был жизнерадостный, страстно любящий жизнь юноша, и вот, любя жизнь, он всегда был готов пожертвовать ею для своей Родины». Островский не скрывает, что его герой по молодости, неопытности подчас «делал большие и малые ошибки». Но, беспощадно требовательный к себе, он боролся против слабостей и недостатков, умел извлекать из ошибок полезные уроки и непрерывно совершенствоваться. Эта особенность делает Павла Корчагина фигурой живой, правдивой, реалистической, еще больше привлекает симпатии и любовь читателей, пробуждает желание походить на него. ...Сегодняшняя молодежь живет в XXI веке. Другая эпоха, жизнь страны другая. Но и сегодня молодые люди совершают подвиги. Шестого февраля этого года был совершен теракт в метропоезде. Благодаря четким действиям машиниста Владимира Горелова удалось избежать паники и снизить число пострадавших. Владимир Горелов был награжден орденом Мужества. В Чеченской Республике во время боевых действий погибло очень много рядовых солдат. Свой подвиг совершают наши космонавты, гражданские и военные летчики. Наши шахтеры, каждый день спускаясь в шахту, добывать уголь, рискуют жизнью... Елена НЕКРАСОВА: ...То, что было самым главным для Островского, стало самым главным и для героя его книги, который, критически оценивая свою жизнь и находя в ней разные недостатки, выделял то, чем гордился: «Самое же главное — не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови». ...Что может человек? Человек может все! Я в этом убедилась, прочитав роман Островского «Как закалялась сталь». Все, и только так! Либо все, либо ничего! Благодаря герою этого романа можно понять и осознать, что нет ничего важнее яркой и полной смысла жизни и заслуженной смерти. Да, может, это звучит жестоко, смерть нужно заслужить, наш герой не сдался, хотя мог, он продолжал жить, чтобы достойно умереть! Почему либо «все», либо «ничего»? Да потому, что нет золотой середины между подвигом и ничего неделанием. Для Корчагина вся жизнь была подвигом, мечтой о мужестве, воплощением победы над всем в этом мире: над страхом, болью, врагами... над собой... Он победил все и всех — это важно. Да, конечно, можно говорить, что тогда, в его время, были войны, ну как тут без героев и подвигов, но это самое, на мой взгляд, глупое заблуждение. Нужно понять, что победа необходима не только в войне, но и в собственной жизни — победа над трудностями. Вот именно эту мысль Островский воплотил в образе Павла Корчагина, именно ее он хотел донести до читателей. Я думаю, главное — не остановиться в середине пути, а идти до конца... Дмитрий АЗАРНЫХ: Павел Корчагин не стареет, не тускнеет его образ, не отходит в прошлое. Напротив, прошли годы, и перед нами предстали поколения живых Корчагиных — людей, обладающих теми же чертами, какими обладает герой книги Н.Островского. «Самое дорогое у человека — это жизнь...» Сколько раз была повторена эта клятва Павла Корчагина в годы Отечественной войны! Сколько рук переписывали ее в тетрадки, в свои полевые книжки, сколько людей сделала она бесстрашными и неуязвимыми перед лицом гитлеровских извергов, сколько воинов повела она на подвиг, сколько раненых твердили ее, испытывая невыносимые муки! Как это прекрасно и глубоко закономерно, что молодые бессмертные герои советского народа — Олег Кошевой, Александр Матросов и другие — так горячо любили книги Н.Островского! Павел Корчагин стал старшим братом сегодняшней российской молодежи. Роман Островского написан так, как уже никогда и никто не напишет. Ведь эти писатели не копались в архивах, а писали о том, что пережили, и свято верили в свою правоту. Жизнь же Н.Островского — вечный пример героизма и высоты человеческого духа. Алексей ШУТОВ: Если рассматривать принципы, по которым люди живут сейчас, то среди них найдутся лишь единицы, способные совершить такие действительно бессмертные поступки. Времена, в которые мы сейчас живем, просто не заслуживают того, чтобы человек жертвовал жизнью даже за родину. В наше время, по праву считающееся жестоким, человек способен на многое, только вот это многое — явно не с лучшей стороны. Нас всех сейчас заботит только наше личное благосостояние и положение в обществе. Единственные люди, которым мы готовы помочь в сложной ситуации, — это наши родственники и лучшие друзья, до остальных нам нет никакого дела... Похоже, данная ситуация не изменится никогда. Но главное в жизни — это не сдаваться ни при каких трудностях или невзгодах. Человек способен добиться огромных результатов благодаря себе, своему интеллекту, целеустремленности. Главное — знать, какая у тебя жизненная цель. Принято считать, что нынешнее молодое поколение интересуется только спиртными напитками, наркотиками, курением, в общем, ведет абсолютно расхлябанный образ жизни, не интересуясь ничем, кроме развлечений. Несомненно, такие, «деятели» есть. Но приравнивать абсолютно всех к этому низкому уровню нельзя. На своем личном примере я могу смело заявлять, что человек XXI века спокойно может обходиться без курения, алкогольной продукции и тем более наркотиков.
|