"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 129 (12600), четверг, 7 октября 2004 г.

 

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ СОБРАНИЕ УЧЕНЫХ

 

Наука в тисках «стратегии» реформаторов

     «Мы, представители научных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Жуковского, Зеленограда, Протвино, Пущино, Троицка, Фрязино и Черноголовки, — говорится в резолюции чрезвычайного собрания, состоявшегося в конце сентября, — выражаем тревогу научного сообщества относительно предлагаемой схемы реформирования научно-технической сферы России.

     Участники собрания считают концепцию реформирования российской науки, представленную Министерством образования и науки РФ, неприемлемой, противоречащей национальным интересам России и грозящей уничтожением отечественного научно-технического потен- циала».

     На чрезвычайном собрании утверждены обращение к научным коллективам, руководителям и ученым советам научных и образовательных организаций России и требования, содержащиеся в обращении.

     

Обращение к научной общественности

     Дорогие коллеги!

     До каких пор мы будем позволять Министерству образования и науки безнаказанно глумиться над российской наукой, над научным сообществом России?!

     Вместо реализации принятых ранее стратегических планов модернизации научно-технической сферы России, направленных на вывод отечественной экономики на инновационный путь развития, вместо глубокой оценки уже сделанного и коррекции ошибок министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, собирается в очередной раз свернуть на заезженную колею экономии государственных расходов за счет науки. Вместо четко сформулированной и утвержденной президентом России цели государственной политики в области развития науки и технологий — перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов — предлагается другой набор стратегических целей с явным намерением заболтать и увести в сторону.

     Делается это накануне утверждения Государственной думой федерального бюджета на 2005 год. Из проекта бюджета, представленного правительством в парламент, очевиден провал всех предыдущих намерений органов стратегического планирования. Предложенное правительством РФ для работников науки повышение в 2005 году оплаты труда значительно отстает от роста цен. 21 сентября Министерство финансов России выступило против индексации зарплаты в 2004 году, которую Государственная дума в конце прошлого года признала необходимой. Недопустимо низкое финансирование материально-технической базы научных исследований. Приостанавливается ряд федеральных научно-технических программ. Среди них такие актуальные, как «Развитие медицинской промышленности» и «Создание методов защиты населения от особо опасных патогенов». Федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» на 2002—2006 годы», «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», обозначенные как один из важнейших механизмов реализации «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий?, будут профинансированы на уровне 2004 года, значительно ниже утвержденных паспортами этих программ.

     Что остается делать чиновникам от науки в этой критической ситуации? Как уйти от ответственности?

     На этот раз в отличие от всех прежних попыток делается существенный шаг вперед. Предлагается значительное сокращение числа государственных организаций путем их объединения, ликвидации и приватизации. Ставится задача сократить к 2006 году количество бюджетных учреждений в сфере науки в два раза. С этой целью на первую половину 2005 года запланировано провести существенную корректировку значительного числа действующих законодательных норм и принятие новых нормативных актов, направленных на разгосударствление научных организаций, на уточнение правового статуса государственных научных центров, правового положения Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус.

     Таким образом, суть «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года» и «Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки» фактически сводится к разгрому государственного сектора науки. Предлагаемая стратегия не позволит достичь главной цели — перехода к инновационному пути развития страны. Из шести разделов Концепции пять разделов посвящено критериям и способам формирования спрессованного ядра «государственного сектора» науки, сокращения его в 4—5 раз, определяются практические механизмы разгосударствления и приватизации научных организаций и принятия соответствующих решений, определяются основные направления минимизации государственного сектора науки и перспективный облик его остатков.

     Радикальный характер названных намерений проявился и в том, что данные документы готовились под завесой «монетизации льгот» в тиши министерских кабинетов, готовились без какого-либо участия представителей научного сообщества.

     Может быть, мы что-то не понимаем в реформаторских намерениях?!

     Хорошо, если бы так было, но самое отвратительное заключается в том, что предлагаемый путь был уже пройден в первой половине 90-х годов отраслевыми научными организациями. То, что почти никто из них не только не вырос в солидную фирму, но и вообще не уцелел, почему-то не учитывается и не рассматривается авторами данной концепции. Этот факт свидетельствует не столько о некомпетентности разработчиков, сколько об их недобрых намерениях и злом умысле. Тем более что они уже полностью готовы представить свои опусы на утверждение правительства России.

     Научное сообщество России не питает особых иллюзий относительно возможности в сложившейся ситуации убеждениями и логикой остановить намеченную авантюру и направить преобразования в конструктивное русло.

     Собрание считает, что представленные Минобрнауки России документы по реформированию науки неприемлемы, противоречат национальным интересам России и ведут к уничтожению отечественного научно-технического потенциала.

     В связи с этим чрезвычайное собрание считает необходимым:

     1. Потребовать от президента России В.В.Путина отставки министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, его заместителя Г.А.Свинаренко и других разработчиков названных документов.

     2. Просить президиум РАН с участием Совета ректоров вузов РФ, других академий, имеющих государственный статус, Ассоциации ГНЦ РФ и руководителей организаций отраслевой науки подготовить альтернативный вариант стратегии и концепции реформирования российской науки.

     3. Выдвинуть требования к правительству Российской Федерации:

     — отклонить документы, представленные Минобрнауки России;

     — наметить на 2005—2006 годы план реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, предусматривающий коррекцию допущенных в 2002—2004 годах негативных отклонений от цели и важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий, а также дальнейшие шаги к заявленной стратегической цели.

     — Разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающего направление в 2005 году из стабилизационного фонда 40 млрд. руб. на дополнительные меры по реализации указанного плана.

     — Безотлагательно провести переговоры с представителями руководителей и профсоюзов организаций науки и образования по реализации предложений о преодолении кадрового кризиса в науке и высшем образовании, радикального изменения социального положения работников науки и образования.

     4. Просить научные коллективы, ученые советы и руководителей научных и образовательных учреждений направить свое мнение о предлагаемом реформировании науки и высшего образования в адрес Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию и поддержать требования собрания.

     5. Обратиться к профсоюзам научной и образовательной сферы, общественным научным обществам и движениям, к политическим партиям с предложением объединить усилия по отстаиванию интересов работников науки и образования.

     6. Провести 20 октября 2004 года в поддержку выдвинутых требований общероссийскую акцию протеста. Определить центральным мероприятием общероссийской акции протеста —  митинг в Москве, у Дома правительства Российской Федерации.

  В.Н. СОБОЛЕВ,
председатель чрезвычайного собрания.

 


В оглавление номера