"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 136 (12607), суббота, 23 октября 2004 г. |
Пошло второе десятилетие «реформирования» народного хозяйства страны и важнейшей его составляющей — агропромышленного комплекса. Бездумная экономическая и социальная политика сначала режима Ельцина, а затем и Путина отбросила Россию далеко назад, лишила ее продовольственной безопасности, поставила село на грань вымирания, а сельскохозяйственное производство обрекает на деградацию и уничтожение. Только КПРФ вместе с другими патриотическими силами страны имеет научно обоснованную программу спасения агропродовольственной отрасли и готова немедленно приступить к ее реализации.
Политика реформ в АПК, которую проводят президент В.В. Путин и его правительство, а ранее, с конца 1991 года, проводили президент РФ Б.Н.Ельцин и его правительство,отбросила наше сельское хозяйство на 40—45 лет назад. Это не голословное заявление, а теперь уже и исторический факт: производство зерна и молока сегодня находится на уровне, который был достигнут в 1958 году, мяса — в 1959 году. И теперь, комплексно оценивая ситуацию социально-экономического развития АПК, у аграриев не осталось надежд, что власть начинает понимать и собирается оказать помощь в решении проблем сельского хозяйства. Анализ положения дел на селе свидетельствует, что деструктивные процессы в экономике и социальной сфере после известного совещания с участием президента РФ в Краснодаре в феврале 2000 года катастрофически нарастают. Так, динамика бюджетных инвестиций в основной капитал АПК наглядно ежегодно сокращается, в т.ч.их федеральная и региональные составляющие. А именно, начиная с 1995 года: с 16,8% и 13,8% до 1,9% и 2,5% соответственно в 2003 году. За последние 4 года долги АПК возросли в 1,7 раза и составляют 450 млрд. руб., что чуть больше стоимости годовой валовой продукции сельского хозяйства. На селе перестали строить дороги, линии электропередачи, школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и культуры. Статистика показывает, что жилье на селе возводится в основном в порядке индивидуального строительства людьми, не имеющими никакого отношения к сельскохозяйственному производству. Все это свидетельствует о полном провале Федеральной программы «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА». Бюджетные ассигнования для сельского хозяйства и рыболовства на 2005 год в размере 24,1 млрд. руб.определены со снижением к уровню 2004 года, что еще больше усугубит глубокий экономический кризис, поразивший АПК.
В первую очередь речь идет о преодолении бедности и восстановлении производства. В многочисленных обращениях в ГД ученые, хозяйcтвенные руководители, законодательные собрания регионов, общественные организации, граждане в своих коллективных письмах единодушно требуют от государства действенных мер по бюджетной поддержке сельского хозяйства. Усугубляется положение дел и отсутствием государственного регулирования. Сегодня на селе верховодит пришлый посредник, скупающий у селян по дешевке зерно, мясо, молоко, овощи и другую продукцию, произведенную нелегким трудом. Страна лишилась продовольственной независимости, импортирует до 60% мяса, 40% сахара и др. сельхозпродукции. Подорваны основы сельскохозяйственного производства, в первую очередь в животноводческой отрасли: вырезаны десятки миллионов голов КРС, свиней, овец. 35 миллионов гектаров сельхозугодий зарастают кустарником. Уничтожается производственная база. Деревня испытывает острый дефицит в новой сельхозтехнике, качественных семенах, удобрениях, в новых научных разработках. Сельскохозяйственная наука отправлена на задворки, где и ожидает приговора себе. Предложенная Миннауки реформа предусматривает резкое сокращение институтов, их акционирование и приватизацию. Приведу лишь одну выдержку из коллективного письма ученых ОАО «ВИСХОМ»: «В связи с предстоящей продажей государственного пакета акций над институтом нависла реальная угроза его практической ликвидации, и он может повторить участь ОАО НИИ «Тракторсельхозмаш», ОАО «ВНИКОМЖ» и других институтов, которые полностью ликвидированы. А ведь ОАО «ВИСХОМ» на сегодня остается, по существу, единственной в стране работоспособной научно-исследовательской организацией по созданию новой техники для села. При этом незавидная судьба у самой РАСХН. И сколько можно пользоваться известной формулой В.С.Черномырдина «Хотели как лучше....». К чему подобные меры привели сельскохозяйственные и промышленные предприятия, нам хорошо известно. Зачем же повторять ошибки. Но самое страшное последствие реформ — уничтожение профессиональных кадров на селе. Сегодня, как и в 50-е годы, 40% руководителей не имеют высшего образования, повсеместно закрываются профессионально-технические училища, молодежь не желает работать за мизерную зарплату, спивается и деградирует. Все разговоры о кооперировании мелких и средних товаропроизводителей остались разговорами. Последний пятилетний период отмечен новым увеличением диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. По этой причине в 2003 году из сельского хозяйства изъято 37 млрд. рублей. По нашим прогнозам, в 2004 году эта сумма увеличится до 40—42 млрд. руб. Так, цена на электроэнергию (производственные нужды) увеличилась в 2003 г. к уровню 2002 г. в 2,4 раза, дизельное топливо — в 2,2 раза, на грузовые автомобили — в 2,4 раза, на тракторы — в 2,4 раза, на зерноуборочные комбайны — в 2 раза, на минеральные удобрения — в 3 раза. К сожалению, рост цен не остановлен. Только с апреля по сентябрь т.г. в напряженный период полевых работ цены на дизтопливо и бензин увеличились на 27%.Средние закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, реализованную с/х организациями в 2003 году к 2000 г., повысились на зерно на 20% (при 20% снижении в 2002 г.), на картофель и овощи — на 30% и 12% соответственно, на мясо и молоко — на 50% и 60%, на яйцо и мясо птицы повышение составило также 50%. Приведенные цифры убедительно доказывают, что главные причины разорения АПК экономические. Экономический геноцид против крестьянства, организованный в 1992 году командой Ельцина, продолжается сегодняшней властью. Выбытие техники в несколько раз опережает ее поступление на село. Сельхозмашиностроение сократило свои мощности в 12—15 раз. На полях страны в 1990 году работало в 2 раза больше тракторов, в 2,5 раза больше комбайнов. Сегодня, по существу, речь идет о деиндустриализации села. Деградирует и его социальная сфера. Вот что пишут президенту и депутатам ГД жители села Новая Таяба Челно-Вершинского района Самарской области: «Наше село в течение 4—5 лет, как и сотни других населенных пунктов Самарской области, живет, как на пороховой бочке. В селе царит атмосфера паники, безысходности. Покинули свои дома и переехали в город многие многодетные семьи, а виной всему — массовые ликвидации 5—11-х классов сельских малокомплектных общеобразовательных школ. Село чахнет, начинается необратимый процесс его гибели». Какими же странными на этом фоне выглядят высказывания министра Минэкономразвития г-на Грефа, который все проблемы села сводит к перенаселенности сельских территорий. Оплата труда на селе остается самой низкой среди всех отраслей экономики страны. В 1990 г. она составляла 95% от средней по стране, сегодня составляет 39% от общероссийского уровня. Она даже ниже прожиточного минимума предусмотренного трудоспособного работника. Половина сельского населения живет за чертой бедности. Развитие села явно не входит в число главных целей нашего руководства: в 2003 году там было построено втрое меньше (по протяженности) водопроводных сетей, в 10 раз — автомобильных дорог, чем в начале 90-х. Линий электропередачи введено вчетверо меньше. К началу текущего года тракторов, сеялок и зерноуборочных комбайнов в нашем сельском хозяйстве имелось в 2—2,4 раза меньше, чем в 1992 году, доильных установок и агрегатов — втрое.
В период последней выборной кампании власть и партия «Единая Россия», ее представляющая, твердили о том, что они озабочены положением в аграрном секторе, берут на себя ответственность за катастрофическое положение в АПК и сделают все для деревни, если она проголосует за Путина и «Единую Россию». А в результате правительство внесло в Государственную думу проект бюджета, предусматривающего снижение поддержки села по сравнению с предыдущим годом, а до этого «Единая Россия» отменила ранее действующие законы «О социальном развитии села», «О государственном регулировании» и др. И все это происходит на фоне того, что профицит федерального бюджета по итогам 2004 года превысит запланированный и составит примерно 650—700 млрд. руб., а размер целевых поступлений в течение 2004 года в Стабилизационный фонд ожидается на уровне 500 млрд. руб., что на 400 млрд. руб. больше запланированного. И все эти деньги (3—3,5 трлн. рублей) вывозятся под низкие проценты в зарубежные банки и работают на экономику США и Западной Европы. Очередное заявление президента страны о необходимости государственной поддержки прозвучало 30 сентября т.г. на заседании Президиума Государственного совета, которое прошло в Саратове. И как же на это отреагировало правительство? Оно по-прежнему торпедирует проект ФЗ «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка Российской Федерации» к рассмотрению в первом чтении в Государственной думе. Об этом свидетельствуют последние заседания рабочей группы 14—16 октября т.г. по доработке закона, где ожесточенно выхолащивались наиболее значимые его статьи. Решение о разработке документа правительством было принято еще в 2000 году. Потребовалось более 4 лет, чтобы оно дошло до ГД. Если первоначальный вариант проекта закона включал механизмы и минимально необходимые средства для восстановления сельского хозяйства, то после прохождения через сито согласования с экономическими ведомствами правительства РФ из него исключаются не только ресурсное обеспечение федеральных программ, в целом объем государственной поддержки, но исключаются даже такие понятия, как продовольственная безопасность страны и количественные значения, ее характеризующие. Все это свидетельствует о том, что осуществляется целенаправленная политика удушения отечественного сельского хозяйства. Особенно это тревожно в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, поскольку экспансия импорта продовольствия еще более усилится и отечественный рынок будет недоступен для российских сельхозпроизводителей. А принятие серьезного закона в значительной степени сбалансировало бы ситуацию. Так, США, требуя от партнеров по ВТО прекращения поддержки их сельхозпроизводителей, одновременно направляют из своего бюджета, выполняя свой закон о продовольственной безопасности, ежегодно 20—25 млрд. долларов на поддержку собственных фермеров. Конкретные предложения депутатов ГД от КПРФ и видных ученых — членов рабочей группы по доработке проекта ФЗ «О развитии сельского хозяйства...» по федеральным программам, их ресурсному обеспечению; по государственной поддержке АПК; по механизмам государственного регулирования; по параметрам продовольственной безопасности; по устранению диспаритета цен и другим значащим статьям закона не воспринимаются правительством. Правительство устраивает ситуация на селе. Его устраивает засилье импортного продовольствия на нашем внутреннем рынке. В проекте бюджета РФ-2005 бюджетные ассигнования на Агропром составляют менее 1%, причем инициативу сельхозотрасли об увеличении финансирования до 2% от бюджета власть отклонила. Напомним, что ассигнования на Агропром в Советской России (до 1920 года) составляли 20% бюджета страны, в Советском Союзе — 24% бюджета. Однако министр финансов А. Кудрин отметил, что в Агропром не следует направлять деньги, как в «убыточную» отрасль, предлагая в качестве альтернативы выводить рабочую силу из сельскохозяйственной в другие, «более прибыльные» отрасли экономики. Не ясно, чего больше в таком заявлении — дремучего невежества или сознательной антигосударственной и антинародной позиции. При этом ведущие департаменты Минфина и Минэкономики не видят разницы между импортными и отечественными продуктами питания, которые потребляет население. То есть открыто провозглашается колониальная зависимость России по одной из стратегических составляющих национальной независимости любого государства — продовольственной безопасности.
Таким образом, дальше заверений и обещаний исполнительной власти и «Единой России» дело не продвинулось, и обстановка на селе осталась критической. Именно поэтому профсоюзы АПК приняли решение о Всероссийской акции протеста, которая состоится 28 октября т.г. Ее поддержат многие общественные и политические организации. Против, естественно, выступают «Единая Россия» и правительство. Никак не проявили себя в этой тяжелой для крестьян ситуации новые глашатаи на селе — от «Родины» и Аграрной партии, прикормленные властью. Представляя «Единую Россию», г-н В.Плотников усердствует на региональных выборах, критикует КПРФ, но ни разу не выступил, как депутат и лидер Аграрной партии, ни в ГД, ни в правительстве в защиту интересов крестьян. Требования крестьян основаны на решениях Всероссийского крестьянского собрания. Они выстраданы жизнью, и среди них основные: - прекращение политики ценового геноцида сельского хозяйства и восстановление нормального соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; - создание условий для доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к инвестициям; - недопущение дальнейшего банкротства сельскохозяйственных организаций, которое приводит к выводу пашни из оборота, безработице, росту разрушения основных фондов; - погашение государством задолженности АПК, т.к. именно государственная политика, не согласованная с крестьянством, — главный виновник образовавшегося долга; - коренное изменение государственной политики в формировании социальной сферы сельских территорий. Бюджетная поддержка Федеральных программы развития села явно недостаточна как на федеральном, так и на региональных уровнях и должна составлять не менее 100 млрд. руб. в год. Особо надо сказать об инициативах правительства РФ по вступлению в ВТО. Невольно приходит мысль, что это — целенаправленная политика разрушения основных отраслей сельского хозяйства, и в первую очередь отрасли животноводства, перед вступлением России в ВТО, как и усиленное лоббирование вопроса об увеличении экспорта зерна. Это вредная для страны политика. Мы не против экспорта реальных излишков зерна, если это приведет к росту доходов сельского хозяйства. Но в условиях сноса животноводства и присвоения основной части доходов посредниками считаем такую политику недопустимой. Некоторые во власти полагают, что крестьянин согласен с этой политикой, в очередной раз промолчит, поверит очередным обещаниям и заверениям. Но они ошибаются. Протестное сознание в деревне нарастает. Свидетельством тому станет предстоящая Всероссийская акция протеста. И это — только начало. Только комплексный подход, внедрение научно обоснованных систем, включающих в себя современные достижения в биологии растений и животных, в технике и технологиях, развитие производительных сил, сельской инфраструктуры, поможет с опорой на государственную поддержку достичь высоких результатов в производстве и возродить село.
В.И. КАШИН,
|