"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 138 (12609), четверг, 28 октября 2004 г.

 

РАКЕТЫ НА СКОВОРОДЕ

 

Можно ли преодолеть бедность на «Пермских моторах»?

     6 декабря 2003 года в «Советской России» была опубликована моя статья под названием «Положение ниже травы», где говорилось о насущных проблемах завода: о нищенской зарплате слесарей-ремонтников, об изношенности оборудования, о необходимости объединения 7 дочерних предприятий и 11 разных ООО в один завод и передаче всех полномочий по руководству предприятием государству и трудовому коллективу.

     Прошел без малого год. Что изменилось за это время?

     В «РЭМОСе-ПМ» (дочернее предприятие холдинга), где я тружусь слесарем-ремонтником 6 разряда, тарифные ставки вспомогательным службам подняли на 10%. Моя ставка теперь составляет... 19 руб. в час. Такая ставка, по международным нормам, — бедность. В США, к примеру, ни один работодатель не имеет право платить своему работнику ниже 180 руб. в час — иначе он может оказаться на скамье подсудимых.

     Моя зарплата за сентябрь этого года составила 5020 руб. Одну тысячу рублей приходится оставлять за питание в заводской столовой. Вторая тысяча уходит на оплату коммунальных услуг. На оставшиеся деньги «тянешь резину» до следующей получки. И так без конца. А на какие шиши покупать обувь, одежду — одному Богу известно. О таких покупках, как, скажем, автомобиль, сложная бытовая техника, квартира.., и мыслей даже в голове нет. Такие замыслы сегодня канули в Лету.

     Чем же я провинился перед обществом, перед страной, что мне, 57-летнему специалисту с 30-летним стажем, платят зарплату чуть большую, чем уборщице?

     Тут я добавлю: средняя зарплата у станочников в целом по заводу составляет 8 тысяч рублей — словом, они тоже недалеко ушли от вспомогательных служб. Исключения в ту или иную сторону я отбрасываю — они роли не играют в трудовом процессе большого коллектива.

     Не видя никакой перспективы на улучшение жизни, я и В.Малейкович, 32-летний слесарь механосборочных работ, коммунист, член РКРП-РПК, пришли к управляющему директору ЗАО «РЕМОС-ПМ» С.С. Сердюченко и задали вопрос:

     — Когда слесари-ремонтники будут получать достойную зарплату?

     На что мы услышали в ответ:

     — Мы здесь никого силой не держим, не нравится — ищите другую работу.

     Вот так. Коротко: если не нужна даже эта нищенская зарплата — зеленый свет на улицу.

     А ведь директор прекрасно осведомлен, что на других заводах Перми заработная плата трудящихся тоже нищенская. У нефтяников, газовиков положение с зарплатой получше, но там свободных мест нет.

     Не останавливаясь на полпути, мы, ремонтники, вышли на конференцию с предложением: повысить тарифные ставки на 30%, чтобы покрыть хотя бы инфляцию.

     На конференции все услышали: никаких повышений зарплаты не будет.

     Все. Как говорится, приехали. Можно делать вывод: мирным, цивилизованным путем улучшить жизнь трудящихся невозможно.

     Профсоюзы при «Пермских моторах», куда мы не раз обращались, помочь трудовому народу никак не могут. При существующем Трудовом кодексе профсоюзы сегодня превратились в совещательный орган. Они могут советовать, предлагать те или иные меры, но обязать руководителей не в силах. Думаю, такие профсоюзы на сегодняшний день обществу не нужны. Параллельно, то есть не выходя из шмаковского профсоюза, надо создавать свои рабочие народные профсоюзы, далее вытеснив первых.

     Чтобы глубже понять суть происходящих событий на «Пермских моторах», приведу высказывания разных людей, с которыми мне пришлось немного побеседовать. Имена изменены по одной причине: после публикации статей некоторые руководители начинают отказываться от своих слов, упорно твердя при этом: «Я этого не говорил».

     — Николай Гаврилович, — сказал я директору одного из дочерних предприятий, — оборудование в цехах старое, изношенное, опытных ремонтников не хватает, а их зарплата — ниже некуда, скоро пенсионеры догонят...

     Я услышал стереотипный ответ:

     — Надо наращивать объемы, брать дополнительные работы...

     — Но у вас, — вставил я, — чиновники даже самого низшего ранга получают минимум 10 тысяч руб. в месяц. Они тоже наращивают объемы, берут дополнительные работы?

     — Знаете, у них ответственность большая...

     Я дальше не стал его слушать. Противно стало. Эти чиновники-частники за последние 10 лет полстраны развалили, а еще талдычат о какой-то ответственности.

     По этому поводу хорошо высказался станочник Савелий:

     — Сегодня чиновники деньги гребут лопатой, а у работяг каждый рубль считают.

     Малость поговорил с одним заместителем директора другого дочернего предприятия — Константином Михайловичем. Пожаловался ему на низкую зарплату, на нехватку качественных инструментов, запчастей.

     — Конечно, слесарям-ремонтникам надо хорошо платить, — поддержал он меня. — На них сегодня завод держится. Знаешь, — тут он улыбнулся, — недавно мне слесари мой «Мерседес» отремонтировали — класс, как часы работает...

     Я попытался направить разговор в нужное русло:

     — Вы, наверное, скажете, что на достойную зарплату нам нет денег. Но ведь не секрет, что месячный доход у руководителей предприятий в 30 — 40 раз выше, чем у рабочих.

     Тут я дам для размышления небольшую информацию. Весной этого года в пермской прессе прошло сообщение, что, по данным налоговых служб, в Перми насчитывается 235 миллионеров в долларовом исчислении.

     После моих слов мой собеседник на секунду замешкался, но потом, как бы очнувшись, выдавил из себя:

     — Да, есть такая проблема. Но что такое сегодня 100 — 150 тыс. руб. в месяц? Это 3 — 5 тыс. долларов. Для Москвы — это тьфу! Вот зарплата Потанина, Абрамовича — это я понимаю...

     Мы, то есть, я, рабочий, и чиновник не понимали друг друга. Я — такой же мужик, как и он, а должен жить впроголодь, еле-еле сводить концы с концами, а он, который в десять раз зависимее от моего же труда, катается как сыр в масле. Идет самая настоящая эксплуатация, чего не было до Ельцина и Путина.

     А вот как буквально выпалил на меня всю накопившуюся боль механик второго дочернего предприятия Афанасий:

     — Не поверишь, Анатолий, — сказал он, — на днях на оперативке чуть ли не до инфаркта раскричался. Говорю: ну сколько можно латать старье, покупайте новые станки. Повышайте зарплату слесарям! Ну кто нынче придет работать на 5 тыс. рублей? Работа очень сложная, ответственная, к тому же грязная. И что ты думаешь? Сидят чиновники, молча ухмыляются, хоть бы что.

     Продолжая мысли механика, я скажу еще больше. По роду занятий мне приходится ремонтировать станки, которым 50 — 60 лет. У многих из них нет даже чертежей. Инструмент идет некачественный — быстро изнашивается. Готовых запчастей к тем или иным узлам станков нет. Дочерние предприятия, чтобы выжить, постоянно повышают цены на свою продукцию, а в итоге страдают все. Заказов со стороны — от 3 до 5 процентов. Госзаказ — тоже в этих пределах от требуемого.

     Я, наверное, не открою Америки, если скажу: все наши сегодняшние беды, оттого что у руля власти оказались не государственники, а частники-хапуги.

     А слово «хапуга» я случайно увидел, когда рассматривал свои старые рукописи 30-летней давности. В своем неопубликованном рассказике я прочитал слова: «Лет через 30 к власти придут хапуги, и начнется революция». Так я ненароком оказался для себя пророком. В первом случае я оказался прав, а во втором — немного ошибся: не революция пришла, а террор. Впрочем, от террора до революции — один шаг.

     Если на происходящее смотреть с этих позиций, то напрашивается вопрос: кто же хозяин завода?

     Поверив пермской деловой и политической газете «Компаньон» от 14 сентября 2004 года, узнаем: 75% акций завода принадлежат частным компаниям и только 25% — государству.

     Как бы снимая с себя ответственность за данную проблему, интересно ответил мне крупный руководитель Михаил Михайлович:

     — Мы здесь выпускаем ракеты и самолеты, а не тарелки и сковороды, пусть Москва решает, как нам дальше работать и жить.

     В этом году на заводе произошло одно немаловажное событие. Все дочерние предприятия «объединили» в одно целое, создав «Пермский моторостроительный комплекс».

     На первый взгляд вроде бы хорошо получается: директора осознали пагубность лозунга: «Берите суверенитета столько, сколько хотите» и что в одиночку сегодня никому не выжить.

     Но не все так просто. Бывшие генеральные директора дочерних предприятий в одночасье превратились в управляющих директоров, напрямую подчинившись генеральному директору комплекса — это факт. Какие полномочия остались у первых, мы не знаем. Да нам и не скажут. «Дочки» сохранили статус юридического лица — тоже факт. Директорская инфраструктура сохранена — факт. Высокие оклады у директоров, думаю, тоже сохранены. Какие, мы не знаем. И не скажут, ссылаясь на коммерческую тайну, хотя по действующему законодательству зарплата таковою не является. Этот вопрос — спорный. Чтобы не было разночтений, Госдуме пора бы подумать об отмене этого воровского закона.

     Поэтому, даже исходя из вышесказанного, можно заключить: настоящего объединения дочерних предприятий в одно целое пока еще не произошло.

     Как же я представляю будущее «Пермских моторов», учитывая сегодняшний бум капитализации общества?

     На первом этапе, ликвидировав всех мелких «дочек», надо оставить на плаву три крупных головных предприятия: «Протон» (ракетоносители), «ПМЗ» (самолеты, газотурбинные установки), «Редуктор» (вертолеты). Это будет мощное производственное объединение «Пермский моторостроительный комбинат» — 85% акций завода принадлежат государству. Американцев, как потенциальных шпионов, не должно быть на военном заводе. Чтобы предприятие выстояло, выжило и не превратилось в груду металлолома, в разы надо поднять зарплату людям трех специальностей: слесарям-ремонтникам, электрикам, сантехникам, чтобы старые опытные работники успели передать свое мастерство молодым.

     Вы только вдумайтесь: по оценкам специалистов, для обновления «Пермских моторов» нужно минимум 12 млрд. руб. Где найдет частник такие сумасшедшие деньги? Да нигде. Эта задача посильна только государству. Несколько лет старым опытным работникам придется работать на старом оборудовании, поддерживать в рабочем состоянии все старые коммуникационные системы. Поэтому без должного материального стимулирования труда рабочих, а не чиновников, не обойтись.

     В последнее время главные руководители «Пермского моторостроительного комплекса» стали часто выступать в пермской прессе в мажорных тонах, что де в скором времени завод начнет выпускать самолеты нового поколения, отвечающие мировым стандартам...

     Мечтать, конечно, хорошо и невредно, но пора бы опуститься на грешную землю и взглянуть на то, что мы имеем и что мы можем. А то ведь, ей-богу, пахнет сущей маниловщиной.

     Я — реалист до мозга костей и никогда не отрываюсь от реальности. Уверен: если будут хорошо работать такие предприятия, как «Пермские моторы», будут жить мои дети, мои внуки, будет жить наша страна, а если развалятся, то натовские войска, которые окружили сегодня страну, без промедления набросятся на нас, как шакалы, и растерзают Россию на мелкие кусочки. Так давайте же будем бдительны!

  Анатолий КУЗЯЕВ,
рабочий, народный корреспондент газеты.
Пермь.

 


В оглавление номера