"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 138 (12609), четверг, 28 октября 2004 г.

 

ПЛОСКИЙ МЯЧ

 

Ярцев как зеркало несостоятельности «новых русских»

     Я не буду комментировать, описывать игру 14 октября 2004 года — она уже в истории русского футбола, с этого дня будут отсчитывать время конца «новых русских» и начала просто русских. Не только в спорте. Просто в Ярцеве наиболее отчетливо выразилась дистанция между позой, словом и делом.

     Неминуемость футбольной катастрофы была видна накануне первенства Европы. Я писал об этом. Ни одна газета не опубликовала материал — неприкасаем. Главный редактор спортивной газеты «Футбол-Ревю» назвал ее политикой, хотя в ней предлагается методика формирования внутренней среды игрока и команды... А теперь, пожалуйста, национальный позор, — это политика? Статья лежала у Драганова — никакой реакции, а сегодня реакция моментальная — «выхожу из футбольного союза».

     Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет актуальной, интересной в связи с любым матчем команды Ярцева.

     

ДАР, ТРУД, МЕТОД

     Происходящее в российском футболе накапливалось лет 10. Команда России не выйдет в полуфинал — назовите меня предателем, «непатриотом», как хотите, но разве может выиграть команда, капитан которой не видит ситуацию на поле? Кому пришла в голову мысль назначить капитаном сборной Смертина? Он еще внутренне не сформировавшийся футболист, неужели Ярцев этого не видит? Видит, назначает, продвигает. И дело не в протеже и даже не только в психологии команды, а в ней есть пять игроков, которые при определенной методе могут организовать разгром любой команды континента, но этого не произойдет.

     Помимо того что футбольным достоянием страны распорядились в угоду местечковым интересам, весь вопрос в методике подготовки команды: и тактической, и психологической, и технической. Команда России находится в физической форме, но этого недостаточно для того, чтобы стать лидером современного футбола.

     В последнее десятилетие европейский и латиноамериканский футбол, сама игра изменились качественно. Эти изменения упорно не замечали Романцев и Газзаев, не замечает их и Ярцев.

     Я верю, когда Кержаков, Сычев, Булыгин, Аленичев или некоторые другие футболисты с уверенностью говорят о победе — каждый из них чувствует свое мастерство, свое превосходство над европейским игроком, и будь игра индивидуальна, каждый из них стал бы чемпионом. Но футбол — коллективная игра, с единым мозговым центром управления, с новыми тактическими и комбинационными заделами, с новой методой для победителя.

     Оглянемся в недавнее прошлое. Западный футбол демонстрировал виртуозную игру «солиста», и действительно это было загляденье: с каким мастерством, неожиданностью, остроумием игрок владел мячом, отобрать мяч можно было только силовым приемом — так казалось. Но это была команда «солиста и хора». Наш «дисциплинированный» советский футболист успешно выполнял задачи коллективной игры, уступая в плане индивидуальном, зрелищном. На поле воплощались схемы, разработанные тренером. Поэтому индивидуальное мастерство «звезды» в западной команде неспособно было преодолеть методу «коллективного напора». Под этим организованным напором рассыпались команды-противники. Индивидуальное мастерство «звезды» не спасало команду. СССР побеждал.

     Однако Запад за эти годы многое успел — сегодня пять лучших команд показывают высокий класс коллективной игры, и при этом почти каждый игрок демонстрирует качества «звезды».

     С психологией внутреннего роста футболиста сборной у нас неблагополучно — что получил игрок у своего первого наставника, что принес в сборную, то и эксплуатируется: показываешь результат — играешь в сборной, нет — до следующего свидания. А в иных случаях, как с Сычевым, и вообще угнетение. Разве можно без отрицательных последствий держать на скамье запасных такого игрока, как Сычев? «Командир» команды Романцев начал угнетение футболиста, и оно продолжается. В такой ситуации Сычев не покажет роста, ему бы сохранить то, что он принес в сборную от своего первого наставника.

     Конфликты молодых дарований, начавшиеся при Романцеве, продолжавшиеся при Газзаеве, не утихли, скорее всего ушли вглубь.

     Талант футболиста — это достояние страны, его учили, воспитывали для страны, развивали дар не для того, чтобы очередной главный тренер его разрушал (с умыслом или по неведению — не имеет значения). Чтобы углубить этот дар, его нужно распознать, развить — талант надо лелеять. Да, это сопряжено со звездной болезнью, но сама эта болезнь является следствием былого угнетения, неоправданного зажима, несвоевременной реализации дара. Все это отчетливо проявилось на примере с Сычевым, но у него хватило мужества, уважения к своему дару бороться доступными ему средствами с неблагоприятной средой.

     Талант футболиста — краткосрочное явление, его надо ценить и уважать и развивать в полный рост. Будь я министром от спорта, я бы сказал тренерам: вам вручено богатство страны, распорядитесь и приумножьте его. Вы не хозяин, вы не начальник — вы наставник, с вас спросится. Речь идет о России, а не о вотчине Романцева, Газзаева или Ярцева.

     В советское время — да, тренер — начальник: будешь рыпаться — не возьму в загранку. Ныне времена другие.

     Мне скажут: значит, нашим футболистам необходимо работать над этим самым индивидуальным.

     Безусловно, только вопрос в том, что подразумевается под словом «индивидуальное». Если имеется в виду физическая подготовка, если мы научим команду переигрывать противника в воздухе (игра головой), на земле (финты, обманные движения, проходы и т.д. и т.п.), подсекать мяч, чтобы он в воздухе менял направление, или ударом с центра поля пробивать защиту, обгонять крайних нападающих и пр. пр., все равно это не гарантирует стабильные победы, не гарантирует лидерства в футболе — все устремления русских «звезд» будут нейтрализованы главным пороком методы воспитания сборной — игроки не видят поля. Нет, они видят игроков, видят направление мяча, но, за исключением пяти игроков России, команда не предвидит ситуацию — каждый игрок не просчитывает возможное действие игрока, ведущего мяч.

     Подойдем к этому с другой стороны: есть игроки (в том числе и в России), на кого мяч летит. Разумеется, дело не в мяче, это игрок просчитывает возможные действия игрока с мячом (своего или противника) и устремляется туда, где должен быть мяч, — так мяч летит на «счастливчика».

     Мне скажут: это просчитать невозможно!.. Неужели и тренеры так думают? Скорее всего. Но ведь просчитывают! Назовите это другим словом, скажем, «гениальностью», но поймите суть процесса, ибо главное звено, процесс формирования футболиста перешел из внешнего во внутренний мир. Надо сохранить былое, хорошую физическую и тактическую подготовку, но надо формировать внутреннюю среду будущего чемпиона — человека и команды.

     Разумеется, книжнику это недоступно, а вот гению (гению от футбола) это возможно.

     Нет такого компьютера, который может просчитать и выдать решения в непрерывно динамически изменяемой ситуации, а вот «компьютер» одаренного решает. Здесь мы подходим к механизмам, обеспечивающим формирование сукцессивного и симультанного образов, а из этого возникает ОБРАЗ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА. Речь идет о полифоническом мышлении.

     Эти вопросы уже не к тренеру, во всяком случае не только к тренеру, здесь компетенция психологов, нейропсихологов.

     Собственно говоря, эти проблемы должны ставить и решать психологи, если таковые имеются в сборной команде России. Впрочем, если специалисты-психологи работают в футбольных клубах высшей лиги, их надо немедленно уволить — это они в течение десятилетий не видели нарастающий нарыв, это они защищали диссертации «о пользе массажа в послетравматический период» (или нечто подобное) и... бездействовали. Национальный позор — это тягчайшее последствие.

     Мне скажут: наказание негуманно. Разумеется, негуманно: Россию отбросили на десяток лет назад — гуманно; телевидение загажено порнухой и чернухой — гуманно; в школах заставляют детишек изучать третьесортных писателей — гуманно; а сколько талантов, оставшихся в России, особенно в искусстве, отодвинуто, занижено, удушено, — в стране гордиться нечем. Посредственность рекламируется по всем каналам ТВ, как в песне: «серость вышла в «первые ряды». Это в искусстве можно штамповать «известных», делать из посредственности «известного»: выступил пару раз на телевидении — и, пожалуйста, известный! И люди верят. А на поле надо играть и выигрывать, противник ничему не верит, он добивается результата. Нашей команде надо забивать и забивать, надо, чтобы мяч «летел» на «известного», а он не летит. Это в торговле можно прятаться за рекламу, это в искусстве можно апеллировать к «общественному мнению», выражаемому в своих СМИ, во власти можно сваливать на «объективные трудности», а здесь, в футболе, надо действовать, нужен реальный результат, сегодня России нужен духоподъемный результат, а не амбиции и не самооправдание тренера.

     Талант футболиста тоже от Бога.

     Нужна в футболе, между прочим, и душа.

С. ДАВЫДОВ.

      P.S

     

Игра первая

     Ну вот, доигрались. А вы чего хотели? Капитан команды, который за всю игру коснулся мяча восемь раз, сбил с ног трех противников, получил желтую карточку в начале игры, упомянут телекомментатором сотню раз. «Футболист с характером» Мостовой говорил о том, что «в сборную берут кого попало», все это относится к капитану команды. То, что у Ярцева нет своей методы выведения сборной в лидеры, было видно после встречи с ирландцами. Но мой голос тогда не был услышан — восторги! Победа! Началось!

     Мне думалось, еще есть время, можно сформировать или переориентировать команду. Но выяснилось противоположное: команду формировали не по духу, не по спорту, не по технической оснащенности, а по родству крови, другого вразумительного объяснения нет.

     Почему Смертин сам не отказался от титула капитана, а может, он сам домогался его? Но как он может смотреть в глаза коллегам, которые создают победы: забивают в ворота противника или защищают свои, компенсируя то, что на своем месте не выполняет капитан, — в команде не рабы, там не серость — там личности в своем роде. Он же это знает, знают и футболисты. Так в чем же дело? Теряюсь в догадках: неужели Ярцев не видит игроков? Не считается с мнением производителей результатов? В этой ситуации, на грани разгрома сборной, даже если бы игрок сам отказался и ушел из сборной, его надо было бы остановить, найти нужные слова, уговорить — ведь от этого зависит результат, а стало быть, и кресло Ярцева; но должность Ярцева не зависит от результата первенства, от какого-то там Мостового, Сычева, Кержакова или кого другого; я не спрашиваю от кого: протеже не по способностям — враг футбола, но почему Ярцев так настойчиво продвигает Смертина, игрока «Челси»?.. Все тайное становится явным. Придется ждать, а время уходит — сборная идет ко дну. А «связи», «телефонное право», ну что ж, мы собирались его уничтожить еще в 1990 году... Ан нет... Ныне «право мешка с долларами».

     Может, сборная по футболу уже приватизирована? А Ярцев ее хозяин?

     Может, не без основания по Петербургу и Москве ползут слухи, что за «вход» в сборную страны футболист платит?

     Победа нашей команде могла достаться только чудом или испугом противника. Без хорошо организованного нападения победы быть не может, без хорошо организованной защиты поражения не миновать. Это все о нашей сборной.

     Метода нападения была настроена на индивидуальные проходы: прорвусь — не прорвусь. Не прорвались, г-н Ярцев, или не хотели? Это вам не кабинеты правительства брать, повторюсь: протеже в футболе — резидент. Установка на силовой испуг противника не оправдалась, да и не могла — судья быстро распознал и пресек.

     Времена иные. У вас на скамье запасных — лучшие нападающие, когда в конце проигранного матча вы их выпускаете, они уже ничего изменить не могут — они 70 минут были в нервотрепке, дергались, наблюдая размазанность команды; они внутренне перегреты, психологически истощены.

     Что это такое: порочная метода или умысел? В контексте общих проблем страны — это умысел, а ведь стране нужны духоподъемные акции, нужна вера в свои силы сегодня как никогда. Но это нужно не всем.

     А может, это метод выведения «Челси» в «первые ряды»? Не случайно хозяина «Челси» несколько раз показывали как зрителя на стадионе. Уж не исполнение ли заказа он принимал? Может, вот это и есть средство удержания кресла главного тренера?..

     Былые конфликты ведущих игроков с Романцевым и Газзаевым не утихли, как выяснилось, игроки борются с главными тренерами за выведение российского футбола в мировые лидеры.

     

Игра вторая

     В зеркале португальской команды многое прояснилось в нашей команде: сборную России тренер изначально поставил под разгром (сознательно или «так получилось» — не важно): команда «Порту...» имеет уязвимые места, ее нельзя назвать «решетом», но победить ее наша сборная могла, если бы:

     1. Убрать на скамью запасных Смертина и залатать «дыры» в защите.

     2. Выпустить в первом тайме группу нападающих: Сычева, Булыкина, Кержакова, а не по одному и по очереди, — повторю, время «солиста и хора» кануло в вечность.

     3. Отозвать главного тренера на пару дней в Москву, в Китай или на кулички, чтобы снять напряжение и нервозность в команде — все равно никаких тренерских наработок команда не показывала, играла как получится, «на победу через желтые карточки».

     В этой игре судья дважды не показал «желтую», а мог, были основания, а вот «красную» показал по ошибке. Но даже если бы вратарь остался до конца на поле, все равно это не изменило бы ситуацию: победа методично передавалась португальцам.

     Возможности у нашей команды есть, и не только потому, что, оставшись без одного игрока, футболисты показали себя борцами, играли на пределе, но играли хаотично, кто как сможет, — системы нет. Кержакову не с кем было играть, до и после удаления вратаря никакой блокады противник ему не устраивал, его блокировал изначально сам тренер, выпустив в одиночку (Сычев так и остался на скамье), а игроки по необъяснимой причине не играли на Кержакова, но и сами ничего не сделали. Была ли это установка или так получилось у «новеньких»?

     Чемпионат Европы показал: в России есть первоклассные игроки, «звезды» футбола, но нет команды, нет стратега-тренера. Из наших игроков можно составить команду-победительницу, но для этого нужен тренер без амбиций хозяина и в то же время мыслящий, разрабатывающий концепцию «коллективной игры» на победу.

     

* * *

     Черный день российского футбола — 14 октября 2004 года — был виден еще накануне чемпионата Европы. Этот день все приближали как могли... Описывать, комментировать, анализировать эту игру не имеет смысла: все повторилось в худшем варианте: нет коллективной игры, нет предвидения ситуации, нет тренерских заделов. Ну а спрашивать с игроков, как выразился один из боссов от футбола: «Игроки не выполнили задания главного тренера, с них надо спросить», — такого даже в советское «командное» время не бывало; спрашивали с главного тренера. «Нужна в футболе, между прочим, голова...» — это из тех времен, это ему ставили задачу подготовить команду к первенству мира, вывести в чемпионы. Ну а не выполнил — кресло другому, кто может. А ныне Ярцев неприкасаемый — футболистов отправят в отставку, а главный останется.

     Тут тема иная: Ярцев как зеркало несостоятельности «новых русских».

  С.Д.

 


В оглавление номера