"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 100 (12714), четверг, 28 июля 2005 г.

 

Президентский самолет для учителя

Куба получила первый из двух сверхсовременных Ил-96-300

В Воронеже произошло редкое по нынешним временам событие — церемония передачи кубинскому экипажу первого из двух самолетов Ил-96-300, строившихся по заказу правительства Кубы. Огромный красавец лайнер, ничем не уступающий хваленым «Боингам» и «Аэробусам», вызывает чувство гордости — все-таки можем делать самолеты не хуже других. Число пассажиров — 300 чел. Крейсерская скорость — 850—900 км/ч. Высота полета — 10000—12000 м. Дальность полета с полной загрузкой — 11000 м.

Раньше, во времена СССР, такие махины сходили со стапелей авиазаводов десятками. И это не воспринималось как нечто необычное. Но теперь это событие особенно приятное, ибо во времена всеобщего упадка и развала, когда только и слышишь о катастрофах и преступлениях, очень хочется чего-то светлого.
Во всех сообщениях подчеркивается, что это первые два самолета Ил-96, проданные за рубеж. И закупили их не наши «западные партнеры», которые на всех углах верещат об их заинтересованности в укреплении экономики России, а на деле через свою клиентуру в России душат отечественный авиапром, чтобы их «боинги» и «аэробусы» полностью захватили мировой рынок. В том числе и российский. (Только что в прессе проскочило скупое сообщение, что российская кампания «Трансаэро» приобретает еще 4 американских «Боинга-747». Значит, четыре наших Ил-96-300 этой самой «Трансаэро» теперь не нужны).
А покупают российские самолеты наши истинные друзья — кубинцы, обеспечивая работой и не давая уходить в челноки воронежским высококлассным инженерам и рабочим. Точно так же, кстати, Ульяновскому авиазаводу с его прекрасной машиной Ту-204 не дают рухнуть заказы из Египта и Китая. Но никак не от наших западных «партнеров» или «Аэрофлота», тоже то и дело норовящего купить подержанный «Боинг». Правда, «Аэрофлот» собирается-таки закупить шесть Ил-96. Но это же при масштабах нашей страны сущий мизер.
С учетом того, что первый самолет принимал шеф-пилот Фиделя Кастро, все дружно сказали, что это «президентская» машина. Охочие до горячих новостей телевизионщики показали салон кубинского самолета. Что-то в нем показалось странным. Не было никаких признаков роскоши, которую оправдывают необходимостью «поддерживать престиж нации». Рядом, кстати, на поле Воронежского авиазавода, стоял на профилактическом ремонте путинский президентский Ил-96. Его салоны, как сообщала в свое время пресса, отделывали в Швейцарии, заплатив за это десятки миллионов долларов.
А кубинский «президентский» лайнер выполнен в обычной рейсовой комплектации. Летать на нем будут прежде всего простые кубинские врачи, учителя и спортсмены, тысячами выезжающие в страны Африки и Латинской Америки, чтобы помогать там развитию медицины, образования и спорта. Убежден, что у самого Фиделя Кастро и в мыслях не было заказывать себе престижную машину. Да и авторитет Кастро — самого выдающегося мирового политика второй половины прошлого и начала этого столетия — таков, что он просто не нуждается в представительских прибамбасах.
Но кубинцы не просто взяли то, что дают. Они хотят иметь самую современную технику. На обоих Ил-96-300 в соответствии с Техническим заданием кубинской стороны установлен новый комплекс бортового оборудования — интегральная навигационная система НСИ-2000 с использованием лазерных гироскопов. Разработчик новой системы — наша российская фирма «Лазекс» (г. Долгопрудный). Такие же системы будут устанавливаться на всех шести самолетах Ил-96-300, заказываемых «Аэрофлотом».
И последнее. Вчера по лживому телеканалу «Евроньюс» показывали сюжет про Кубу. При этом не упустили возможности в очередной раз соврать про «глубокий экономический кризис» там. А тут Куба, оказывается, способна без перенапряжения сил купить два новейших суперсовременных авиалайнера общей стоимостью 100 миллионов долларов. И это без ущерба для колоссальных кубинских социальных программ, особенно в области здравоохранения, образования и спорта, которые являются предметом жгучей зависти всей Латинской Америки, да и не только ее.
А российская верхушка не только губит остатки великих социальных завоеваний СССР, но и оказывается не в состоянии закупать в год больше двух десятков гражданских и боевых самолетов, держа на голодном пайке нашу авиационную промышленность, пока еще способную не просто создавать прекрасные машины, но и конкурировать с «боингами» и «аэробусами». Вот и думайте, у кого на самом деле «глубокий экономический кризис», а кто бурно развивается, несмотря на отсутствие нефти и полную блокаду со стороны США.

 

 

 

 


А.САФАРИН.


В оглавление номера