"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 100 (12714), четверг, 28 июля 2005 г.

 

МРОТ-2005


МРОТ и общество
Призыв президента «преодолеть бедность» — решение мудрое. Массовая бедность и нищета в обществе — это не только его позор, не только страдания от нужды десятков миллионов граждан. Это взрыв криминала, это общее падение качества жизни наших сограждан (здоровья, образования, культуры). Это сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке и связанное с этим разрушение производства, его обслуживающего. С массовой бедностью прямо связано патологическое обогащение верхушки бизнеса и власти. Это в их мошну перемещаются ресурсы ущемленных, и там они совершают свою разрушительную работу: стимулируют расточительство, растление, криминальную алчность, разрушение моральных устоев. Если массовая бедность питает криминал снизу, то неправедное патологическое обогащение является источником еще более жестокого и изощренного криминала сверху. Его масштабы выходят за рамки личностных преступлений. Приватизации (расхищению) подвергаются ресурсы государственного бюджета, национальных фондов. Приватизируется законодательство, штампующее криминальные, по сути, законы. Приватизированы информационные структуры, зомбирующие зрителей-потребителей и прикрывающие бесчинство толстосумов... И все это имеет отношение к российскому МРОТ? Как же такое получается?
Если посмотреть на МРОТ не как на некий выраженный в рублях размер довольствия работников, а как на экономическую сущность этого института (установления), то обнаружится, что это не что иное, как инструмент, защищающий общество от массовой бедности. Посмотрим, как обстоят дела в этой области в «цивильном» мире, на который (на словах) ориентируется наш экономический курс. Это иллюстрирует цитата из весьма солидного американского учебника: «Со времен принятия в 1937 г. закона о справедливых условиях труда в Соединенных Штатах существует федеральный минимум заработной платы. Минимум колеблется в пределах от 40 до 50% средней заработной платы, выплачиваемой рабочим обрабатывающей промышленности, и составляет в настоящее время $ 5,15 в час» (Макконнелли, 2003 г.). В России сегодня МРОТ в почасовом выражении составляет примерно 3 рубля (это 0,1 доллара). Разница огромная, более чем в 50 раз. Таким образом, там МРОТ — основа благополучия американского общества, у нас — источник нищеты. Чиновники утверждают, «для бедноты денег нет». Эта ложная и вредоносная мысль внедрена в общественное сознание тысячекратными повторениями власть имущих, назначенных управлять распределением совокупного общественного продукта. В действительности в России денег прорва. Сегодня этого не ведает только самый тупой. Кроме неоднократно упоминаемых многомиллиардных резервов ЦБ, Стабилизационного фонда и профицита в государственном бюджете, существуют сверхдоходы монополистов крупного бизнеса. Как раз эти последние и питают высокий уровень МРОТ в странах Запада. Для перераспределения этих доходов служит прогрессивное налогообложение. Итак, повторимся, в этом суть: с одной стороны, обнищание там отсекается законами о достойных величинах МРОТ, и, с другой, сверхобогащение жестко ограничивается законами о прогрессивном налогообложении. В совокупности это гарантирует стабильность общества, обеспечивает платежеспособный спрос и развитие его обслуживающего производства, сокращает базу криминализации общества, обеспечивает высокое качество жизни населения. Для ясности и лучшего запоминания нарисуем на схеме (таблица №1) взаимоотношение, взаимосвязь бедноты, богатства, власти и законодательства.
Ответ на вопрос «почему так?» очевиден. Там МРОТ — дело профсоюзов, выражающих и защищающих интересы труда. У нас профсоюзы сотрудничают с властью, занимаются привычными еще с советских времен вопросами распределения внутренних ресурсов предприятий. При защите интересов труда в противостоянии с капиталом и властью их роль имеет декоративный характер. С одной стороны, представители труда при составлении договора с властью и капиталом вроде имеются. Однако, судя по результатам, показателем которых, в частности, являются нищенские оклады по ЕТС, интересы труда не защищены. Задача преодоления бедности к 2010 году президентом поставлена. Но нет признаков, что в правительстве, назначенном исполнителем этой задачи, принимают ее всерьез. А профсоюзы молчат. По-настоящему их нет, как нет и других институтов гражданского общества. Оно беззащитно.
Сегодняшней власти, произволу капитала гражданское общество без нужды. Те крохотные элементы его становления, которые стихийно появляются, власть быстро и жестоко подавляет. Вот прорвались на экран картинки толп наших химкинских бабушек, протестующих против ограбления законом о «монетизации» советских льгот. И тут же для их разгона бросаются колонны омоновцев с собаками. Вот посмели мальчики и девочки, романтики народного сопротивления, заявить о поддержке своих дедов-ветеранов, и они уже за решеткой. Вишь, они мебель в кабинете ненавистного монетизатора, господина Зурабова, поломали. Спасибо вам, ребята, история вас не забудет. Вы первые герои становления гражданского общества в нашей разоренной стране.
Разъясним по-простому, что громкие заявления о повышении с 1 сентября минимального размера оплаты труда (МРОТ), предназначены усыпить внимание обобранных работников государственного бюджета, зарплаты которых вот уже третий год заморожены на позорно низком уровне. По существу, (в натуре) эти утверждения лживы. Реального повышения не будет.
Владимир Владимирович! Не пора ли навести порядок в авгиевых конюшнях, доставшихся вам по наследству? Промыть потоком свежих решений затхлую мразь, что скопилась в тамошних кабинетах? Выставить взашей агентов влияния чужой державы, защитить отечественные интересы? Вспомните Геракла!
Это не оплата труда. Оплата труда — это один из элементов стоимости наряду с расходами на материалы, износом оборудования, налогами и предпринимательскими доходами. Оплата, не восполняющая расходы работника на полное воспроизводство его сил и обязанностей, это ограбление его.
Это олигархия нашептала президенту порочную идею о том, что налоги для всех должны быть одинаковыми. Поверил, и расколол единство народа. Подлинное моральное и политическое единство возможно на основе экономической гармонии (неравенство в пределах приличного соотношения богатства и бедности).
Об олигархах говорить много не будем. Их богатство нам все равно не понять, оно за пределами воображения простого человека. Оно чрезмерно, и оно естественно стремится трансформироваться во власть. Как у Пушкина:
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Так у Пушкина, а у Березовского слова иные: «Мы власть содержим, и она должна нам служить». А еще по-иному, в модном ныне блатном варианте: «Кто девочку ужинает, тот ее и танцует». Слова разные, а содержание все то же, подмеченное нашим классиком два века тому назад.

Замечательно быть богатым: тут тебе доступно все, что ни пожелаешь. Тут и роскошь во всех ее проявлениях. Тут тебе и досуга полный рот, и почитание окружающих. Отдых на теплых островах, девочки длинноногие и мальчики крутые в охране.... То есть, свобода и пресловутые «права человека» во всех их проявлениях. Даже от закона откупиться можно. Одно огорчение, право на жизнь попадает под угрозу. Гигантские расходы на охрану, на пятиметровые заборы, стальные решетки и двери плюс банда охранников, все в купе не дает права на безопасное существование. Мочат их в десятки раз больше, чем обитателей иных социальных групп.

Хорошо быть состоятельным. Сыт, приодет, с жильем проблемы решаемы. Опять же отдых на теплых островах и образование детей обеспечено. И жена может по бутикам шастать, скупать там что нужно и что не нужно, чтобы затем перед товарками бахвалиться. И при всем этом право на жизнь не очень ограничено. Отстрел просто состоятельных во много раз меньше, чем в категории богатеев. Жизнь их относительно спокойней.

Некрасиво быть малообеспеченным, таким, каким в наше время является большинство россиян. Ты сыт, если питаешься скромно, пользуешься блошиными рынками. Копейки считаешь, лишнюю потратить боишься. Приодет по минимуму, и крыша над головой есть, если досталась она тебе в наследство от советского прошлого. А если такой нет? Если по характеру службы государству ты ее получить не смог? Тогда беда.
Вот показал нам «ящик» в канун сочельника плачущего офицера. Десятки лет служил он Родине. Воевал в Афгане, скитался по стране, куда начальство назначит, а сегодня без крова остался. Намыкался горя и унижения, доказывая в кабинетах власть имущих свои права, и пришел к заключению — жилья не будет. Из этой страны, где даже своих героев поддержать не желают, нужно отваливать. Просится бедолага в эмигранты. Политического убежища от родной бюрократии на чужбине ищет. Но кому он теперь на исходе лет нужен? Будь ты еврей, тебя бы без проблем приняли в Израиле. И не только, но и в благополучную Германию им двери открыты. Есть там у них такой закон. И немцев из разных стран они к себе принимают без ограничений. Там им и кров предоставляют, и пособие для безбедного существования назначают. А на нашей родине своему герою малоимущему места нет. Что уж говорить о правах попавших на чужбину сородичей наших. Родных по языку и культуре, по советскому гражданству.

Позорно жить в нищете. Граница между бедными и нищетой проходит на статистическом рубеже, называемом «МНП», что значит «минимальный набор продуктов питания». Сегодня такой набор стоит 1250 р., и, таким образом, работники нижних разрядов Единой тарифной сетки обитают на горизонте нищеты. Позор тем, кто ограничивает себя в питании хлебом и картошкой, кто не может сам прокормить своих детей. Но трижды позор государству (и обществу!), которое строит свое благополучие, отбирая последний кусок у ближнего своего.


 


Б.ВАЛЕНТИНОВ.


В оглавление номера