"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 100 (12714), четверг, 28 июля 2005 г.

 

Нечеловеческая забота о людях

Я не буду много говорить о прибылях и об их отсутствии, я расскажу о тех проблемах, с которыми столкнулись рядовые пассажиры после введения АСКП (автоматизированная система контроля проезда — тот самый валидатор с турникетом), так как это касается каждого из нас.
Когда я первый раз столкнулась с АСКП, я как-то сразу перестала верить в справедливость. Шел мокрый снег, народ выстраивался в очередь, чтобы влезть в автобус, доставал и заботливо прятал в ладошках проездные, иначе намокнут и размагнитятся. У меня в руках было две сумки. Свой билет мне было безумно жалко, да я и не знала, зачем люди заранее их достают. Поняла только в автобусе. Пройти надо было максимально быстро. До кармана мне было не так просто добраться, народ сзади напирал (еще бы: водители, оказывается, не всех ждут и часто закрывают двери просто так). Так что я схватила одну из сумок в зубы (а у меня они не самые здоровые) и быстро принялась нашаривать проездной. С тех пор я часто засовываю сумку в зубы заранее, достаю проездной и нежно баюкаю, чтобы не намок (мне еще на метро по нему ездить). Иногда еще приходится прижимать к себе мокрый зонт, чтобы мне не мешал и окружающих не мочил. С тех пор АСКП с турникетами я отчаянно недолюбливаю, если не сказать больше.
Это было бы еще не так страшно, подумаешь, зубы ломит после таких упражнений (а бесплатная стоматология у нас только задекларирована), но есть еще и человеческое хамство. Как-то я вошла в трамвай. Передо мной стояла бабушка, и я, как всякий честный человек, ждала, когда она найдет свою карточку пенсионную. Она отошла в сторону. Я подумала, что пропускает меня. Но когда я сунула свой проездной в «рот» АСКП, бабушка вдруг решила, что ей обязательно надо пройти под перекладиной, как заправскому «зайцу». Конечно, в результате она его повернула, то есть забрала мою поездку. А мне пришлось лезть в обход, поскольку снизу я не могу, у меня межпозвонковая грыжа, а в следующий раз проездной сработает только через 7 минут. Это чтобы по нему сразу двое человек не входило.
Другой случай: юноша перепутал и вышел не на своей остановке, но сразу понял свою ошибку и «влетел» вновь в переднюю дверь автобуса, спросил у водителя, что же ему теперь делать, а тот ответил ему: «Иди пешком». Это летом хорошо, а зимой? К тому же что будут делать те люди, которые выпускают других пассажиров? Ведь все мы знаем, что бывают ситуации, когда другого пути нет. Им что, тоже пешком идти, или все будут ехать, пока не придет время выходить из транспортного средства?
На трамвае 17-го маршрута уже довольно давно ввели систему АСКП. Он следует от Останкино до метро «Медведково». Раньше народу на этом маршруте было не так много, но там построили маркет «МЕТРО», так что теперь количество пассажиров заметно увеличилось, несмотря на то, что ходит он достаточно часто. Моя последняя поездка этим трамваем оставила неизгладимое впечатление. На каждой остановке ручеек людей, входящих через переднюю дверь, превращался в салоне в полноводную реку, продвигающуюся к концу вагона. При этом пока ручеек людей на остановке не иссякнет, из трамвая никто выйти не мог, поэтому тех, кто хотел выйти, прижимало к дверям и мирно об них «плющило». Я упорно держалась за перекладину, но меня регулярно отрывали от нее и давали зацепиться только за следующую.
Моя беременная подруга перестала выносить транспорт вообще: слишком длинные остановки, слишком долго ждем, когда все сядут, ее начинало быстро подташнивать. Выезжать теперь приходится на полчаса раньше. Многие сменили маршруты, пусть на менее удобные, с пересадками, зато без аскопизаторов (так прозвали турникеты в народе). Многие ушли на маршрутки, лишь бы не хватать сумки в зубы.
Унижены и пенсионеры. В салоне плачет бабушка-ветеран из другого города: «Я за эту страну воевала, а теперь в столице родины не могу бесплатно проехать». Кстати, все-таки неплохо было бы объяснить, почему иногородние пенсионеры льготой не пользуются. Люди так толком и не знают: это федеральная льгота или местная. Многие пенсионеры-москвичи периодически остаются на передних площадках или вынуждены выходить: электроника — не человек, ее, бывает и «глючит» и почему-то чаще всего именно на социальных картах.
Еще веселее, если вы купили билет, а валидатор его не читает. К счастью, дело редкое. Если вам не лень, то придется приехать именно к тому киоску, в котором он был куплен, и потребовать возмещения.
Так что те преимущества, которые рекламировал Мосгортранс, с лихвой перекрыты недостатками. Вот лишь некоторые из них. Теперь валидатор пропускает молодых по пенсионным карточкам их родителей — сравнивать он не умеет. А также пропускает старых по школьным и студенческим, то есть лазеек для «зайцев» стало больше, а не меньше, как нам обещали. Сокращение кондукторов — это, конечно, большая экономия. Зато на каждой остановке, как минимум, одна касса с билетиками, то есть работников пришлось взять еще больше. К тому же выяснилось, что без контролеров все равно не получается, так что их сократить не удалось. Количество транспорта необходимо увеличить, иначе люди просто не могут вовремя добраться на работу. Сокращается количество пассажиров, увеличивается число автомашин, а ведь для Москвы это как раз и не выгодно. Люди обозлены не только на власть, но и на сами турникеты. Рано или поздно по Москве может прокатиться волна вандализма, поэтому умные водители поздним вечером турникеты отключают, чтобы они не взбесили горячую молодежь.
В конце концов люди находят решение проблемы: ходят пешком (это можно отнести к заботе о нашем здоровье), ездят на частниках (не дадим умереть товарищу с голоду и ни капли налогов государству), пересаживаются на все, что еще аскопизатора не имеет. Так стоил ли он таких усилий МГТ и правительства Москвы?
Власти утверждают, что стоит, потому что они смогут увеличить количество вагонов, улучшить качество проезда за счет полученной прибыли. Однако пока никто о сверхприбыли не сообщал. К тому же за рубежом общественный транспорт на самоокупаемость тоже не выходит, даже при их высоких зарплатах и стоимости поездки. Конечно, можно возмущаться, что у нас так мало стоит проезд, не то что за рубежом. Но никому в голову не приходит, что он стоит почти всю минимальную зарплату; что там, за границей, вряд ли кто-то может прожить на 300 долларов, которые у нас считаются неплохой зарплатой. Сначала было бы неплохо увеличить эту самую зарплату, а потом цены на транспорт, но у нас мольбам нищего народа давно никто не внемлет. Поэтому «зайцев» становится все больше, а способы борьбы с ними все жестче. Но нельзя допускать методов, которые создают неудобства тем, кто честно платит за проезд.
Оказывается, способов решения проблемы было намного больше. Турникет — не единственный метод борьбы с неплательщиками. Противники АСКП предлагают следующие меры:
1. Выдача всем льготным категориям граждан проездного билета единого установленного образца. Проездной должен иметь фотографию и соответствующие степени защиты. Одновременно с этим действие всех ведомственных, пенсионных и других удостоверений необходимо отменить. Контролеры и кондукторы физически не могут запомнить 67 видов льготных удостоверений и их особенностей, чем некоторые недобросовестные пассажиры и пользуются.
2. Установка электронных компостеров. В его качестве подойдет и валидатор от существующей АСКП. Компостер должен пробивать время посадки, номер машины, рейса и направление движения. Пробитый билет действует в течение полутора часов, то есть пассажир платит не за пересадки, а именно за поездку из пункта А в пункт Б независимо от количества пересадок.
3. Одновременно с этими мерами, облегчающими процесс оплаты проезда, необходимо ввести более жесткий контроль. Контролерам нужно создать необходимые условия для того, чтобы они не брали взяток, а именно: поднять зарплату, тогда риск потерять хорошую работу не перевесит желание взять «десяточку без квитанции».
И льготники будут согласны на эти меры, потому что они не зайцы, они платят за проезд не такие уж маленькие деньги и не хотят прижимать к себе мокрый зонт и брать сумки в зубы.
И всем хотелось бы, чтобы о нас, пассажирах, которые несут МГТ и Москве свои деньги, подумали, чтобы нас любили, а не ставили перед нами бездумный турникет, имея ввиду «Проход воспрещен». Мы ведь можем и поверить в это.




Дарья БУЙМОВА,
рядовой пассажир.
Москва.


В оглавление номера