Главная международная интрига последних недель — готовящаяся реформа ООН. Дело вроде бы необходимое. Ведь через 60 лет после создания этой организации расклад сил в мире сильно поменялся. Тогда державы-победительницы создавали ООН «под себя» и все решалось, по большому счету, между США и СССР. Ныне баланс сил в мире стал более сложным. Появилось много государств, не без основания считающих, что их мнение должно иметь больше веса, чем раньше.
В их числе, например, Германия, являющаяся экономическим локомотивом Европы. Гораздо более уверенно чувствует себя Латинская Америка, высвобождающаяся из-под диктата США. В Азии возникли мощные государства, которые в момент создания ООН просто не существовали: например, Индия, бывшая английским доминионом. Африка объединилась и требует, чтобы к ее голосу прислушивались более внимательно. То есть как бы ни претендовали США на роль пупа земли, мир становится многополярным. И это должно неизбежно отразиться в главной международной организации — ООН.
С другой стороны, США давно ведут необъявленную войну против ООН, желая превратить ее в нечто подобное Госдуме при администрации президента РФ — в штамповочный цех, где будет безмолвно выдаваться санкция «мирового сообщества» на любые действия США. Согласитесь, что у лидеров США должно вызывать чувство здоровой зависти то, как делаются дела в России. Из президентской администрации в парламент спускают указивку и...готово дело: льготы у полстраны отобрать — пожалуйста, леса и земли в частные руки передать — тоже пожалуйста. Причем хочешь в одном чтении, хочешь сразу в трех чтениях.
Вашингтону хотелось бы чего-то такого же, но во всемирном плане. Чтобы бац — и согласие ООН на вторжение в Иран и Северную Корею (там, мол, атомную бомбу делают), бац — согласие на интервенцию в Сирию (там, мол, террористов поддерживают), бац — согласие на вторжение в Россию (у них там, мол, ядерные объекты плохо охраняют). Вот это был бы новый мировой порядочек. Вот это была бы вертикаль власти. В глобальном масштабе.
Но на пути благородных помыслов США возникают немалые утыкания. В ООН стран-членов поменьше (191), чем в Госдуме депутатов (450). Но мороки с этими странами гораздо больше. Путину хорошо, у него правящая фракция по-военному организована: хочешь — поворот направо дружно выполнят, хочешь — всем строем налево повернут. Запросто могут гуртом и на 180% развернуться. А Бушу в ООН приходится туго. Многие вообще в строй становиться не желают. Все больше напирают на ветхозаветные понятия насчет независимости и суверенитета. Напомним, что на интервенцию против Югославии в 1999 году ООН своего согласия так и не дала. Получается, что НАТО совершило агрессию — преступление против мира. И в Ирак вторгаться ООН разрешения не давала — еще одно преступление против мира. Так что регулярные отказы ООН санкционировать их разбой американцам все-таки мешают. Нужно с этой самой ООН что-то делать.
Позволяет себе вольности и ооновская бюрократия. Даже генсек ООН Кофи Аннан, поставленный на этот пост американцами, временами говорит не то, что хотелось бы слышать США. И это при том, что и жена у него — американка, как у Ющенко, и учился он в Америке, как Саакашвили. А туда же — в независимые метит, как Лукашенко.
На Аннана, чтобы приструнить, навели напраслину, что он, мол, лично иракской нефтью на мировых базарах торговал. А ооновской бюрократии пригрозили сокращением штатов. Все сделали вид, что напугались, но пока все остается по-старому. Поэтому давление на Генерального секретаря и на Секретариат ООН продолжается. Америка прекрасно понимает, что оседлать Генеральную Ассамблею ООН (где каждая страна — что США, что Бурунди — имеет один голос) не получается. Поэтому задача США в ходе реформы — полностью подчинить себе Секретариат ООН, то есть аппарат этой организации.
Но и для развивающихся стран их нынешнего внушительного большинства на Генассамблее уже недостаточно. Ибо главные вопросы — войны и мира, введения или снятия санкций — по Уставу ООН решаются совсем в другом месте — в Совете Безопасности. Поэтому основная борьба в ходе реформы ООН идет в отношении членства в Совбезе. Сейчас там 15 членов. Россия, Китай, Франция, Англия и США — постоянные члены СБ, обладающие правом вето на любое решение этого органа. Еще 10 стран — непостоянные, которые меняются каждый год и, главное, правом вето не обладающие. Самая престижная категория, разумеется, — постоянные члены СБ. Но и «непостоянные» — тоже категория немаловажная.
Теперь посмотрим на происходящее. Наиболее активные соискатели места в Совбезе ООН — Германия, Индия, Япония и Бразилия — предлагают расширить этот орган с 15 до 25 членов, добавив шесть постоянных и четырех непостоянных членов. Причем дабы снять сопротивление нынешних лидеров ООН, предлагается, чтобы новые постоянные члены получили право вето только через 15 лет. Африканские страны предлагают свой вариант, близкий к «четверке», но требуют предоставления новым постоянным членам права вето немедленно. Еще одна группа стран, называющаяся «Единство ради консенсуса» (Италия, Испания, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Мексика, Алжир), недовольна притязаниями «четверки» и в пику им предлагает ограничиться расширением числа непостоянных членов Совбеза до 10 и продлением срока их пребывания в СБ ООН до двух лет с возможностью продления. Вот такой разброс мнений. Пока все изрядно запутано.
Ну а у России-то какой во всем этом деле интерес? Вот тут полный туман. Российская дипломатия энергично маневрирует между многочисленными соискателями мест в Совбезе. Это, конечно, правильно. Но временами это маневрирование приобретает абсурдный характер. Теряется понимание, в чем все-таки заключаются российские интересы. Представитель России при ООН А.Денисов в интервью одной из газет заявил, что «мы согласны с любой формулой расширения Совета Безопасности ООН в целях большей географической представленности при принятии ее максимально широким кругом стран — членов ООН». Вот такой винегрет, в котором Россия заранее согласна на любой состав ингредиентов. Не МИД, а кот Леопольд с его легендарным «ребята, давайте жить дружно!» Прямо самопожертвование какое-то в интересах мирового сообщества.
Котов Леопольдов ныне мало. Например, США четко заявили, что им идея расширения Совбеза вообще не очень нравится. Но если мировое сообщество так настаивает, то они согласны включить туда еще пару-тройку членов. Но не более того. Причем они твердо поддерживают кандидатуру своего ближайшего союзника — Японии и, отчасти, Индии, с которой США в последнее время усиленно флиртуют. К кандидатуре Германии американцы относятся, мягко говоря, с прохладцей в порядке наказания за непослушание в вопросе об Ираке. Китай, в свою очередь, решительно против Японии, ибо у этих двух стран есть крупные неурегулированные проблемы.
Есть проблемы с Японией и у России. Но в отличие от Китая, у российской верхушки с ее вечным «давайте жить дружно» национальных интересов как бы и нет. И это при том, что нам хуже горькой редьки надоели притязания Японии на Курильские острова. Казалось бы, чего проще! Сделай отказ от притязаний на острова условием поддержки кандидатуры Японии — и тема островов закрыта. Но нет! Такой подход — для простых людей, которые по своей неграмотности мыслят категориями интересов России. А высший пилотаж — это сделать что-то вопреки интересам России, да еще и напрашиваться на похвалу, ибо это, мол, в «интересах мирового сообщества».
Когда г-на Денисова спросили, поддержит ли Россия кандидатуру Японии при наличии ее территориальных претензий к нам, г-н Денисов сделал поразительное заявление: «мы не хотели бы, чтобы вопросы глобальной политики, от которых зависит будущее системы международных отношений, стали заложниками нерешенных вопросов двусторонних отношений». Проще говоря, реформа ООН нам столь близка к сердцу, что мы готовы проигнорировать наглые притязания японцев на наши земли.
Если следовать такой логике, то можно было бы пойти еще дальше. В порыве самоотверженности и в интересах будущего «системы международных отношений» можно было бы отдать Японии не только Курильские острова, но еще и Васильевский остров в родном для г-на Путина граде Санкт-Петербург. Вот мир удивился бы щедрости и загадочности русской души. Вот восторг был бы в Токио!
Бред, скажет удивленный читатель. Не скажите. От нынешних начальников в Кремле можно ожидать чего угодно. Сдают ведь все налево-направо. Только что базы из Грузии согласились выводить в пожарном порядке, теперь богатейший Арктический шельф продают неведомым иностранцам. Спасает нас пока только то, что в ООН все переругались довольно крепко. Дело до голосования по реформам вряд ли дойдет. Так что ленинградцы могут за принадлежность им Васильевского острова до поры до времени быть спокойными.
Однако в ноябре Путин собирается в Японию. Примерно в то же время в ООН вновь начнут обсуждать реформу. Может статься, что в интересах «мирового сообщества» придется Васильевским островом и поступиться...