Уже после анонса я не ожидал ничего хорошего от 
            фильма Сорокиной «Русский плен» (ОРТ, 17.06.2005 г.). И не ошибся! 
            Любит дама знаменательные даты! Ленту «Каратели», посвященную предателям, 
            воевавшим на той стороне, приурочила ко Дню Победы, а эту — к черному 
            22 июня. И она, как и первая, — своеобразный «подарок» ветеранам, 
            оправдание для всех прошедших плен, без всякого исключения, и индульгенция 
            на будущее.
            Фильм построен на противопоставлении двух пленных, русского П.Астахова 
            и немца Детлефа Крамера. Оба попали в армию восемнадцати лет, оба 
            сравнительно быстро оказались в плену, и обстоятельства пленения автора 
            не интересуют.
            Выбор немца для иллюстрации понятен: рядовой, не запятнавший себя 
            преступлениями, без предрассудков, контактный, благодарный тем русским, 
            что хорошо отнеслись к нему в плену. Но отчего в центре фильма Астахов? 
            Казалось бы, для целей Сорокиной, которые она не скрывает, этот человек 
            не очень пригоден. Что за цели? Одна из первых — показать жестокость 
            сталинского режима, который якобы всех советских пленных объявлял 
            преступниками и сразу по прибытии на родину навешивал на них уже свои 
            лагерные сроки.
            Но в таком случае Сорокиной надо было выбрать «чистенького» пленного, 
            который ничего плохого не совершил, ни в чем предосудительном не участвовал, 
            и показать, как его, невинного, запечатали на долгие годы на Колыму. 
            Астахов же совсем не овечка. Достаточно сказать, что у него за плечами 
            лагерь Вустрау, как интересующемуся историей войны человеку все станет 
            понятно. Ниже я поясню значение этого слова. Здесь же скажу, что Сорокина 
            скорее всего не нашла подходящего пленного без пятна в биографии, 
            который бы прошел еще и советские лагеря, потому и появился Астахов 
            с его Вустрау.
            Журналистка рассуждает не только по поводу пленных, но и вообще о 
            перемещенных лицах, которых в 1945 году на территории Германии, по 
            ее данным, оказалось 10 миллионов. СССР хотел их вернуть, потому что 
            разоренной стране нужны были рабочие руки. Так утверждает Сорокина, 
            будто у государства не было других, не менее важных причин для их 
            возвращения. Ведь всех дома ждали родные и близкие. Кроме того, не 
            естественно ли для государства стремиться вернуть своих граждан? И 
            уж, конечно, за них сражались не для того, чтобы рассадить по лагерям. 
            Даже если иметь в виду единственную приведенную журналисткой причину: 
            заключенный — не работник, и не было смысла всех вернувшихся сажать 
            под замок.
            А было так. Как быстро выяснилось, война не кончилась, просто она 
            плавно перетекла из горячей в холодную. А потому пришлось разбираться, 
            как вел себя человек на чужбине, в плену, работая на немецком заводе 
            и ферме, не стал ли врагом, предателем, не завербовали ли его немецкая, 
            а позже английская, американская разведки. И в том, что какое-то время 
            выясняли, прежде чем отпустить по домам, нет ничего особенного. И 
            разборки-то, очевидно, сводились к тому, что искали, с кем сидел, 
            опрашивали, и коль не было нареканий — все в порядке. Подавляющее 
            большинство отправлялось по домам. Во время войны бывших пленных и 
            зачисляли в воинские части, и воевали они после фашистских лагерей 
            на «отлично».
            Отчего же Астахов не прошел сквозь сито органов безопасности? Посмотрим, 
            что могло произойти и, очевидно, произошло в этом конкретном случае. 
            Старик Астахов про себя плохого не скажет. Взывая к жалости зрителей, 
            он рассказывает, как в немецком лагере построили военнопленных и стали 
            выкликать специалистов. Затем удивляется, что его выбрали в числе 
            шести человек из шестисот для отправки в Вустрау. Сорокина не видит 
            в этом ничего удивительного. Она комментирует: «Именно такие интеллигентные 
            необученные и нужны были в лагере-школе Вустрау». Там готовили кадры 
            для работы на оккупированной советской территории.
            Г-жа Сорокина, кого учили в этой школе, как не надсмотрщиков с хлыстом 
            для помыкания русскими рабами? И как вы можете на полном серьезе говорить 
            о курсантах, что они считали себя русскими патриотами, не принимали 
            ни нацизма, ни коммунизма? Насчет коммунизма понятно, иначе они бы 
            не оказались в Вустрау, а вот как быть с нацизмом? Нельзя же служить 
            и не доказывать преданности! Хозяева этого не простили бы!
            Но удивляться тому, что Астахов попал в фашистскую школу, действительно 
            не стоит. Чего проще, потянул руку — вот и заметили, и оценили. Сегодня 
            он об этом факте молчит, но как же иначе? Или среди 600 пленных он 
            был единственным со средним образованием?
            Что затем еще следователи нашли за душой у пройдохи, можно лишь предполагать, 
            но приличный срок говорит, что нашли. Одним словом, не тот кадр выбрала 
            Сорокина для своего фильма. Но, повторюсь, видимо, другого и не было.
            Обратимся к иной интересной информации. Как вы думаете, чьими статистическими 
            данными должна пользоваться русская журналистка, отечественными или 
            бывшего врага? Каждый скажет: отечественными, ведь она работает на 
            ОРТ, в Москве, а не в Мюнхене.
            Отечественная статистика потерь (например, Литвиненко В.) говорит, 
            что наших пленных было 3,6 млн. чел., из которых половина не вернулась 
            на родину. Сорокиной эта цифра не нравится, она предпочитает другую 
            — 5,5 млн., из которых 3,5 млн. погибли. Почему? Очевидно, потому 
            что это немецкая цифра. Но и ею можно было бы воспользоваться в обвинение 
            бывшему врагу: 3,5 млн. погибших в фашистских лагерях русских военнопленных 
            — это не 320 тыс. немецких, не вернувшихся из советского плена! В 
            первом случае — шесть из десяти, во втором — всего лишь каждый десятый.
            Такое впечатление, что Сорокина на чужой стороне! Даже о Розенберге 
            она отзывается весьма уважительно. Он, мол, ужаснулся положением русских 
            военнопленных! О ком вы это говорите, С.Сорокина, не об ответственном 
            ли за все, что происходило на оккупированных территориях? Ему ли удивляться, 
            поражаться и ужасаться, если от него и исходили приказы? Или даже 
            этого вы не знаете?..
            «Его, как многих немецких солдат, попавших в русский плен, ожидала 
            неминуемая смерть!» Это Сорокина говорит про своего второго героя, 
            Детлефа Крамера. Ну какая же неминуемая, если 9 из 10 вернулись? А 
            вам известны цифры убыли нашего мирного населения во время войны? 
            А вы знаете, что сегодня русских убывает едва ли не больше, чем немцев 
            в лагерях для военнопленных?
            При всей положительности Детлефа Крамера, как его представляет журналистка, 
            он все же несколько своеобразен. Как вы думаете, соорудив медальон 
            в духе лучших немецких традиций, молодой человек жалеет отдать его 
            даже за деньги человеку, спасшему его, — русскому врачу, чья жена 
            ночей не спала, чтобы его выходить? Думаю, врачу и не нужен был его 
            медальон; скорее всего, он испытывал немца, и испытания тот не выдержал! 
            И много ли проку, что немец привез такой же подарок внукам русского 
            врача? Это — навязчивая инсценированная доброжелательность.
            И второго героя Сорокина выбрала не того! Что-то не везет ей с героями!
            Не в первый раз известная тележурналистка Сорокина обращается к военной 
            теме, и все невпопад. То она открывает, как много соотечественников 
            воевало против Красной Армии, то сочувствует бывшим советским пленным 
            и репатриированным, вынужденным проходить на родине через фильтрационные 
            лагеря. Можно бы и не обращать внимания на ее фильмы, но, судя по 
            всему, это ее «подарки» в юбилейный год Великой Победы.