КАК ГРОМКО названы эти последние островки подлинно
народной песни: всероссийский праздник, всероссийский фестиваль. А
видела ли и слышала ли их Россия? В дни Сасовского фестиваля, посвященного
70-летию замечательного композитора Александра Аверкина, шел в лучшее
время парад бездарностей из Сочи «Пять звезд», где даже постаревшие
«звезды» не могли достойно представить современную песню. Вышел Лев
Лещенко, который, оказывается, купил квартиру в центре Сочи, прилетел
наведать ее, собачку выгулять. Ну и спел заодно нафталинный шлягер
«Прощай и ничего не обещай!». Вот и молодые исполнители — безголосые,
лишенные вкуса, а главное — свежего, задорного, содержательного репертуара
— ничего ровным счетом не обещали. Попробуй определить по их песням,
что волнует, бесит или радует современных молодых — так, дешевка ресторанная
и перепевы из Пугачевой, которой посвятили аж целый вечер. Погрузневшей
примадонне самой уже петь нечего, а уж из ее репертуара старье извлекать
— и вовсе нонсенс.
Сразу после Фатьяновского праздника, который даже репортажно не показали
федеральные каналы, в лучшее время пошла «Новая волна» из Юрмалы.
Не знаю, какой свежестью дышали волны Балтийского моря, но грязной
пены с когда-то достойной советской эстрады — на сцене плескалось
с лихвой. Те же обветшавшие «звезды» и члены жюри пели индивидуально,
в дуэтах и трио шлягеры прежних лет, а современные песни рождали не
ужас, а просто смех. Вышла в розовом пеньюаре, опухшая как с постели
Алла Борисовна и начала петь про какого-то «моего маленького» — про
одного хрупкого пародиста, что ли?
Зачем вообще канал НТВ столь щедро отдавал вечернее время этому прибалтийскому
междусобойчику? От России участвовали совершенно невыразительные исполнители,
первый приз латышу — был предрешен, а украинка Тина Кароль, на которую
пролился валютный дождь (Вайкуле во столько-то личный приз оценила,
а Пугачева по-купечески 50 тысяч отстегнула с барского плеча) — заурядное
явление голосистой украинской эстрады. В других программах НТВ нам
твердят, что СНГ никакого нет, что Прибалтику нам трогать вообще не
надо, а когда пахнет деньгами — ну прямо советская идиллия с объятьями
на Рижском взморье. А песен-то — снова нет! В чем она, «новая волна»?
Решил потратить один вечер, хоть посмотреть, что нам завтрашний день
готовит — тщетно! Перед конкурсантами какие-то безголосые кабацкие
«Сливки» попами вертят, Меладзе одну бесконечную мелодию стонет, а
уж молодых — и сил слушать нет.
По инерции молодежные издания освещали эту попсовую тусовку, но о
самих песнях, об искусстве ни словечка — только о том, кто как на
конкурс прорывался, в каких апартаментах живет Игорь Крутой, что сказала
Пугачева по поводу своей типовой пенсии в 69 долларов 50 центов. А
она сколько хотела — 10 тысяч, как дала в Сочи безголосой певице?
И вот думаешь: ну хотя бы на фоне этого полного безрыбья для контраста,
для отголоска реальной жизни показали бы фрагмент народного «всероссийского»
празднества, торжества первозданной песни. Дудки! Все схвачено, поделено,
задушено пеньюарами Пугачевой и стоящей за ее пышными формами рати!
Мне лично не удалось побывать на всероссийском Фестивале народного
творчества имени Александра Аверкина, который прошел уже в 8-й раз
в на живописной реке Цне, в городе Сасово Рязанской области, где снимал
я красивейшую программу для канала «Московия», где в доме-музее Аверкина,
отметившем свое 5-летие, работала, кстати, и съемочная группа НТВ,
когда Парфенов делал юбилейный фильм о Людмиле Зыкиной. На родине
Аверкина, по рассказам очевидцев, праздник тоже удался на славу: собралось
около 10 тысяч любителей русской песни, почитателей таланта моего
друга и соратника Саши. Концерт, как и в Вязниках, длился больше 5
часов, но перед этим в Сасово прошла научно-практическая конференция:
«Народная песня и патриотическое воспитание». Особо глубокое выступление
было у профессора Рязанского университета Ольги Вороновой — автора
книги «Сергей Есенин и русская духовная культура». Вот бы послушали
мудрые мысли и высказывания практиков о наболевшем те, кто будет в
ведомстве Швыдкого осуществлять недавно принятую правительством программу
«Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы». Правда, деньги выделили небольшие — порядка 500 миллионов рублей
или 15 миллионов евро — почти столько, сколько Абрамович предложил
итальянскому «Интеру» за одного Андрея Шевченко.
Не знаю, как средства будут тратиться, но для начала на Фатьяновском
празднике премию министерства культуры уже не вручали. Так и осталась
последней кляксой премия, зачем-то данная Надежде Бабкиной в 2003
году. А потом пошла реформа, деление департаментов, взаимные оскорбления
с подачей иска в суд на министра Соколова его подчиненным Швыдким.
Ну до русской ли песни и нужных премий тут?
А все-таки в России есть что восторженно послушать и достойно отметить!
Творчество истинно народного поэта Алексея Фатьянова замалчивают сегодня
электронные СМИ, игнорируют многие властные структуры, но верные «фатьяновцы»,
лауреаты премии его имени — глава округа Вязники Евгений Виноградов,
статс-секретарь Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко, неутомимый
организатор Галина Рыбникова, заслуженный артист России Леонид Шумксий,
секретарь Московской писательской организации Владимир Силкин, давнишние
друзья праздника, включая нижегородца Валерия Шамшурина, питерца Олега
Чупрова, москвича Юрия Паркаева, ивановца Юрия Иванова, Юрия Фанкина
из Мурома, ну и, конечно, местные писатели, делают все, чтобы не только
на «Солнечной поляночке», но и по всей России звучали строки Фатьянова,
стихи и песни о нем. Ведь праздник для нас не замыкается только июльскими
днями! Но и о них позволю поделиться своими соображениями. Ведь это
только некоторым критиканам кажется, что вот, мол, приехали из Москвы,
поют и пляшут на свежем воздухе, а то и чуть позволят себе вслед за
Фатьяновым... Нет, всякий раз мы соучаствуем, думаем, спорим, делаем
выводы. Вот мои.
В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ, как я не раз отмечал, вследствие сознательной
политики разрушения прошлого, национальных традиций и врожденного
народного чутья на талантливые явления, сложилась страшная, не виданная
прежде и не виденная мной ни в какой из стран, где я побывал и пытался
постичь культурную жизнь, ситуация — у нас все поставлено с ног на
голову: не подлинный талант, творческое горение и свершение ведет
к ступеням признания и частоте появления в эфире, на полосах специальных
и гламурных изданий, а наоборот — деньги и постоянное присутствие
на телеэкране ведет к дутой популярности и «звездности» нужных персонажей,
что и продемонстрировали летние бездарные шоу, перечисленные выше.
Какой-нибудь продюсер Йося Пригожев отмахнется: это, мол, мировые
законы шоу-бизнеса. Да, и там вкладывают бешеные деньги, раскручивают
«звезд», но чтобы лепить их в стране подлинных талантов вот из таких
бездарностей, навязывать бесплодных, а то и вредных для отечественной
культуры типов — нельзя себе представить ни во Франции с ее настоящим,
а не блатным шансоном, ни в Италии, где хотя бы ставят одно условие:
научись сперва петь, ни в Греции и Турции, где чтут, а не оскорбляют
национальные традиции. У нас эти аншлаги с похабными куплетами и попсовые
тусовки бесчинствуют в лучшее эфирное время и задают позорный эталон
(сокрушительные провалы самой Пугачевой и ее «фабриканток» на конкурсе
Евровидения только подтверждают мои слова!). Более того, навязавший
себя всей стране руководитель культуры Швыдкой вдруг ведет телеконкурс
советской песни, которую он презирает, и... сам поет. Выведи на сцену
поющего Ходорковского — публика взревет от восторга: она ж его каждый
вечер по телевизору видела, пусть за решеткой. Уже и президент Путин
поверил, что теперь лучший писатель — Ерофеев, говорит на приеме в
Париже: «Мы вас с женой любим смотреть по телевизору». Как можно любоваться
этим циником с перекошенной физиономией?
Дольше всего такому дурману противостояла русская провинция, но и
она дрогнула. Я уже писал, как горько мне стало, когда Юлиан в черном
кафтане с дьявольски развевающимися фалдами спускается к народу, и
люди ликуют, тянутся прикоснуться к идолу, дерутся с телохранителем
за право сфотографироваться с поп-идолом. Как же, его показывали по
телевизору, пусть в прошлом. А то, что после песен Пахмутовой и Добронравова
у певца почти и нет удач, что голос, даже под «фанеру» стал невыразительным
— плевать. Эти наивные, охмуренные люди даже не понимают, что подлинный
свет духовности струится от их лиц и неиспорченных душ, когда они
подпевают на поляне песням Фатьянова, а не когда прихлопывают бездушным
попсовым ритмам. Все это сделало с ними современное ТВ и сознательное
построение искаженного культурного пространства.
Теперь уже и Вязники — не прекраснодушное исключение, хотя традиции
подлинно народного праздника тут заложены глубоко. В этом году позором,
конечно, выглядела выскочившая посреди программы (скорей бы отбацать
под «фанеру», получить и укатить!) Екатерина Шаврина, которая вообще
забыла традиции народной песни, ударившись в одесские ритмы. Ведь
взрослая, если не сказать резче, женщина и — такой позорный репертуар!
Еще один тонкий момент: на праздник приехал замечательный ансамбль
казачьей песни «Криница», которым руководит уроженец Вязников Владимир
Капаев. Когда на берегу Клязьмы, возле валов старинного города Ярополча,
они грянули вживую свои казачьи песни — душа нарадоваться не могла.
Когда открыли гостевой блок первозданными песнями Кубани, записанными
в дальних станицах — снова радость поднялась. Когда решили закрывать
блок московских гостей... энтузиазма поубавилось. Когда вообще стали
разыгрывать концовку всего торжества с казацкими обрядами — недоумение
и досада одолели: все-таки Фатьянов, по-моему, казаком не был. И вообще,
что-то российская культура сильно принялась «оказачиваться». Когда
это — Шолохов, Кубанский хор или та же «Криница» в разумных пределах
— ради Бога, но тут уже и Розенбаум с Бабкиной казацкие песни запели,
и все торжества без казацкой малины не мыслятся. Такое впечатление,
что многим устроителям нравится эта декоративность: пусть спивают
этнографические песни, без аллюзий и пробуждения тоски по родному.
Да и то еще славно, что многие казацкие песни — на украинской мове.
Весело поют, а про что — не всякий уразумеет.
Как филолог и фольклорист сделаю еще одно важное замечание: песни
Украины и юга России сильны своей мелодичностью и игровой основой,
песни Центральной России, ярким сыном которой является Фатьянов, сильны
своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными
словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, о которой
Толстой сказал: «Это когда поется с убеждением, что главное в песне
— слова», родилась в Московской губернии — Мерзляков, Дмитриев, Давыдов,
Цыганов, Григорьев — вот родоначальники всех ее жанров. Фатьянов,
обладавший голосом и слухом, зачастую приходил к композиторам не только
со стихами, но и с почти готовой мелодией. Вот такая содержательная
песня и должна царить на его празднике! Он выпевал, вынянчивал свои
стихии, потому так естественны и песенны они.
ВЭТОМ ГОДУ премию «Соловьи, соловьи...» за верность гражданским традициям
получили земляки Фатьянова — поэт из Суздаля, автор Суворовского марша
Анатолий Евсеенко, а за многолетнюю пропаганду творчества Фатьянова
— председатель общества книголюбов (оказывается, еще живет и действует
такое!) Клавдия Васильева из Гусь-Хрустального. Еще одну премию организаторы
торжеств почему-то решили вручить Александру Маршалу. Конечно, у него
и «батя военный», как он сам сказал, и после многолетнего пребывания
за границей глаза на родное раскрылись, но нам, не покидавшим родных
осин, все-таки принципиально непонятно, зачем давать премию поэта
Божьей милостью деятелям шоу-бизнеса? В этой сфере — свои награды
и преференции. Что значит символическая денежная составляющая «Соловьев...»
по сравнению с десятками тысяч пугачевских у.е. Но у фатьяновской
премии должна быть своя суть и гордость! Кстати, и Маршал, как прежде
Бабкина, а на этот раз Шаврина ничего из репертуара Фатьянова спеть
не соизволил: фонограммы, наверное, не было.
Вот в этом мне видится особое неуважение всех перечисленных «звезд»
к празднику, к его духу, к имени Фатьянова. Когда кого-то из них приглашают
на концерт в честь Аллы Пугачевой — все разучивают ее песни как миленькие,
да еще и за свои деньги новые аранжировки заказывают. Из заурядного
события — 30-летия исполнения молодой Пугачевой в Сопоте болгарской
песенки «Арлекино» — сделали событие отечественной поп-музыки. А тут
на самого бессмертного Фатьянова — плюют. Вот о чем надо бы озаботиться,
если уж мы не можем избежать тлетворного влияния времени и хотим готовить
сюрпризы — «изюминки», как любит выражаться уважаемый нами поющий
мэр Виноградов. Вернее, глава округа Вязники, который скоро должен
сложить свои полномочия. Грядут выборы, разворачивается борьба. В
Вязниках ударными темпами, как и по всем городам Владимирщины, создаются
отделения «Партии жизни». Купил в киоске газету с хорошим, вроде,
названием «Наша малая Родина». Она выходит в Коврове и несет под логотипом
свой девиз: «Русская национальная идея — процветание малой Родины
каждого россиянина». Вроде нормально: из множества процветаний сложится,
мол, общее, а все-таки, согласитесь, отдает философией запечного таракана,
кажется чем-то жалким по сравнению с песнями фатьяновского времени:
«Была бы только Родина богатой да счастливою, а выше счастья Родины
нет в мире ничего!». Хотя и малую родину — Вязники — тот же Алексей
Фатьянов боготворил.
А на первой полосе — анекдотическое объявление крупными буквами: «Ковровское
отделение Российской партии жизни приглашает честных, порядочных,
неравнодушных людей вступать в партийные ряды. Контактный телефон»...
Каков призыв! — разве порядочный человек незнамо во что вступает?
Вот как нынче строятся партии, и все — от президента до председателя
ЦИК — называют этот цирк «укреплением партий». Да как вообще такие
балаганные команды могут участвовать в выборах? Председатель Вязниковского
отряда в 150 Алексей Ковезин хорохорится: «К власти должна прийти
новая команда, которая решит многочисленные проблемы округа». С какой
программой прийти к власти, будет реально решать проблемы — ни словечка.
Оно и немудрено: на вооружении одна лишь демагогия: «Вот слух прошел,
что грядут массовые сокращения на заводе «ОСВАР», не у дел окажутся
около 600 человек. Отчего это происходит? От равнодушия властей».
Хочется выругаться и сказать: Ковезин, городок всего в 40 тысяч, спроси
у людей, слухи это или факт? Потом включи телевизор, купи газету (кстати
«Советская Россия» есть во всех киосках) и сообрази, зависит ли что-то
от местных властей, когда «ОСВАР», делающий осветительную аппаратуру
для Самарского объединения, входит в систему Автопрома, а тот взял
курс на либерализацию, на внедрение иномарок. Для той же питерской
«Тойоты» вязниковская продукция будет не нужна! И вот деятели с таким
кругозором — рвутся к власти!
А уж в Вязниках-то, с могучими валами соседнего города-крепости Ярополча,
с неповторимой картиной бескрайних заклязьминских далей, открывающихся
с Венца, есть где приучить свой взор к необъятному русскому простору,
который пуст и убог без раздольной и задушевной песни. Такой, какую
умел сложить сын этой земли — Алексей Фатьянов. Выйдешь на Венец,
вдохнешь полной грудью эту ширь, и хочется шагнуть с обрыва, взлететь
над любимой землей, выдохнув: «Помогай, родная песня!».