Путешествия по рекам, особенно по Волге, — всегда праздник. Это,
с одной стороны, романтика, новые впечатления, знакомства с прибрежными
городами, селами. С другой стороны, водный транспорт, по определению,
гораздо выгоднее любого другого: не надо тратиться на строительство
и ремонт дорог, на дорогую систему сигнализации и диспетчерского управления.
В советские времена так и было: справочники тех лет сохранили для
нас копеечные цены на пассажирские речные перевозки. Именно тогда
в рамках сотрудничества стран СЭВ появились на наших реках чехословацкие,
немецкие и венгерские теплоходы, которые служат до сих пор.
Что же происходит сегодня на российском пассажирском речном флоте?
Нет уже ни Минречфлота, ни былых пароходств. Возникшие на их месте
акционерные общества делают ставку на дорогие круизы с прицелом на
иностранные тугие кошельки. Теплоходы перепродаются, евроремонтируются
и ждут богатого дядюшку. Так, известный по фильму «Китайский сервиз»
теплоход «Эрнст Тельман» скоро станет «Цезарем» и вряд ли будет доступен
среднему россиянину.
Особо печальна участь последней пассажирской линии в Волго-Камском
бассейне — Москва-Астрахань. В хорошие годы теплоходы отправлялись
каждый день, потом — через день, в эту навигацию — раз в шесть дней.
Лишь три теплохода остались работать на линии: «Никитин», «Кулибин»
и «Октябрьская революция».
Может быть, перевод теплоходов с пассажирской линии на туристическую
действительно выгоднее, ведь проезд на последней примерно вдвое дороже?
Очень сомнительно! Ведь суда пассажирской линии идут населенными почти
под завязку (а какое столпотворение творилось в Москве в день начала
продажи билетов!), а встречные туристические часто напоминают «летучих
голландцев» с пустыми палубами.
Сегодня пассажирская линия еще жива. На «Кулибине» (я пробыл на нем
почти три недели) экипаж старается воссоздать атмосферу 70-х годов,
то есть добрых человеческих отношений. Все объявления по радио начинаются
прекрасным словом «товарищи». По волжской традиции проводится ритуал
возложения пассажирами цветов на воду в районе Сталинградской битвы.
В Ульяновске с этого года теплоход подает гудок на месте катастрофы
теплохода «Александр Суворов».
Специальный сайт Интернета упорно предсказывает скорую смерть пассажирской
линии. Неужели это произойдет? В этом случае большая часть пассажиров
будет отлучена от речных поездок. Повторится то же, что сотворили
«реформаторы» с воздушным транспортом: он не только перестал быть
доступным для большинства населения, но и сам еле выживает в этих
условиях.
Уничтожение пассажирских речных линий, если оно произойдет, станет
еще одним свидетельством антинародной политики режима.