27 января было официально объявлено
о том, что сформированная КПРФ рабочая группа по подготовке вопросов
Всероссийского референдума завершила работу над формулировками. Среди
14 формулировок есть и вопрос, который касается Федерального закона
№122, и звучит этот вопрос следующим образом: «Согласны ли вы с тем,
что Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ утрачивает силу в течение
месяца со дня официального подведения итогов референдума, при этом Федеральным
законом должно быть установлено право гражданина на выбор между восстановленными
льготами или соответствующими денежными компенсациями?» В тот же день
последовала реакция председателя ЦИК РФ Александра Вешнякова, который
заявил, что проведение Всероссийского референдума об отмене закона о
льготных выплатах невозможно из-за существующего положения закона о
референдуме. Согласно этому положению на референдум не могут выноситься
вопросы, связанные с финансовым обеспечением, в частности, с бюджетом.
Заявление Александра Вешнякова прокомментировал первый заместитель Председателя
ЦК КПРФ Иван МЕЛЬНИКОВ, который принимал непосредственное участие в
работе над формулировками вопросов.
— Подобное заявление Александра Вешнякова на данном этапе подготовки
референдума я считаю просто информационной провокацией. Я помню, как
в многочисленных телепрограммах в прошлом году Александр Альбертович
рассказывал о том, как хорош новый закон о референдуме, что закон только
расширяет возможности для свободного волеизъявления. А теперь не успели
мы даже озвучить наши формулировки, господин Вешняков сразу же заявляет,
что вопрос не пройдет. Да мы ведь и не подавали еще никаких вопросов!
Не инициировали ничего. Мы не Вешнякову, мы предложили политическим
и общественным организациям обсудить то, что подготовили. А в ЦИК, получается,
уже есть готовый ответ.
Тот факт, что в лице ЦИК мы имеем орган, который будет всячески препятствовать
проведению референдума, очевидно. Роль ЦИК на сегодняшний день — это
обслуживание интересов власти. Ведь заявление Вешнякова не носит характер
юридической экспертизы со стороны ЦИК, но носит характер пропаганды
со стороны государства. Тем более что дело касается Федерального закона
№122. Все мы помним, как представители власти на своих заседаниях «сожалели»,
что не особенно грамотно провели «информационно-разъяснительную работу»
по закону об отмене льгот, целью которой, видимо, было убедить людей,
что потерянные и фактически ничем не компенсированные льготы — это очень
хорошо.
Видимо, чиновники сделали выводы, и по отношению к референдуму по льготам
решили играть на опережение, хотят сразу же попытаться вбить в сознание
протестующих граждан и журналистов, что референдум по этому вопросу
невозможен. А это неправда. Разве можно трактовать нашу формулировку
вопроса, как вопрос о принятии и об изменении федерального бюджета?
Речь идет об отмене конкретного Федерального закона, о том, что в существующем
виде закон утратит силу. И закон этот касается социальных обязательств
государства, от части которых государство отказалось вовсе, а часть
авантюрно передало регионам. А «как» будут финансироваться эти социальные
обязательства, это другой вопрос. Речь в законе идет только о форме
предоставления материальной поддержки, о том, что одни и те же запланированные
деньги можно тратить по-разному.
А так, как предлагает господин Вешняков, можно про каждый закон, про
каждый вопрос сказать, что он «касается бюджета». В конечном счете все,
что происходит в стране, так или иначе касается бюджета. И напрасно
господин Вешняков думает, что рабочая группа формулировала вопросы без
учета нового законодательства. У нас, например, есть вопрос о возможности
отзыва президента, есть вопрос о нормах ответственности для президента,
невыполнение которых ведет к его отставке. Так что же, Вешняков нам
скажет, что по новому закону нельзя выносить на референдум вопросы о
досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента? Да,
такое в законе есть. Но в наших формулировках не идет речь о прекращении
полномочий конкретного президента. Мы не спрашиваем, «согласны ли вы
с тем, что с такого-то числа президент с такой-то фамилией лишается
своих полномочий?» Нет, мы предлагаем через референдум обязать законодателей
разработать законы, в которых будут прописаны механизмы отзыва президента
и его отставки. И это совершенно другой подход — подход, на который
в законодательстве нет ограничений. Мы, безусловно, отставляем за господином
Вешняковым право вести «информационную работу» с населением так, как
он считает нужным, но со своей стороны заявляем, что цель у господина
Вешнякова только одна: ввести граждан в заблуждение, посеять неуверенность
в возможности проведения референдума. Мы же продолжим наши консультации
по всем подготовленным рабочей группой вопросам, и, если обнаружится
такая необходимость, будем формулировать и этот, и другие вопросы ровно
столько раз, сколько потребуется.
Ведь очевидно, что это только пока словесные выпады, легко предугадать
отрицательное и по своей сути политическое заключение ЦИК. Но методом
«последовательных приближений» мы добьемся той цели, которую ставит
перед собой сегодня все российское общество. За нами сегодня — миллионы
справедливо возмущенных граждан, и именно по этой причине власти не
удастся сделать с референдумом то же самое, что и с нашим иском в Верховный
суд. Это совершенно новая, другая ситуация.