Так повелось в новой России, что можно в пьяном
угаре хвататься за дирижерскую палочку духового оркестра, демонстрируя
на весь мир дурь удалую, или заваливаться в кресло командира стратегического
бомбардировщика в угоду своему «я хочу — и баста», наплевав на все
нормы морали, общепринятые правила, традиции и просто приличия.
16 августа в Жуковском открылся авиационный салон. На нем демонстрируются
русская школа пилотажа и достижения в авиационной технике нашего народа.
МиГи, Су, Ту, Ка, Ми и самолеты других творцов, увековеченных вместе
со своими коллективами в их марках. Есть чем любоваться, восторгаться
и поражаться. До сих пор живет наша авиация в учениках прославленных
конструкторских бюро! Символично, что салон проходит в авиаграде Жуковском,
носящем имя теоретика российской авиации, на испытательном аэродроме,
где получили путевку в небо практически все типы крылатых советских
машин. Мы любим авиацию, да и как ее не любить, эти чудо-машины, созданные
нашим талантливым народом, поднятые в небо лучшими пилотами, снискавшими
мировую славу: Чкаловым, Коккинаки, Галлаем, Анохиным и многими другими.
Ведь это праздник гордости за талант и мужество тех, кто покорял и
покоряет небо, предан ему беззаветно. Так любят мечту, и память о
тысячах подвигов советских и российских летчиков за всю историю ее
существования. Авиация — это призыв в небо, это вечное стремление
человека покорять бездну воздушного океана, это песнь счастливых людей,
познавших радость полета и связавших судьбу с небом, это непреходящая
молодость души познавших красоту земли с крыла самолета, это порог
устремлений в черноту космоса.
Всем, от детей до взрослых, захватывающе интересно оказаться среди
могучей техники, окунуться в мир фантазий и грез, в котором воплощен
труд многих и многих дерзновенных людей, наших родных и близких. Посмотреть,
потрогать и увидеть в небе чудо-технику, летающую, парящую, кувыркающуюся
в сложных пируэтах воздушного танца под гул могучих двигателей, и
рукоплескание восторженных зрителей. «Виражи», «штопор», «колокол»,
«петли» под грохот взлетающих самолетов, в секунды пронзающих небо,
падающих и взмывающих, как голуби разных мастей и окраса, или как
могучие птицы, раскрыв оперение, купающиеся в кипящем воздушном потоке.
Здесь не может спокойно биться сердце, оно настраивается на общий
ритм большого праздника, торжества человеческой мысли. Зачарованное
это зрелище для тысяч людей, собравшихся на аэродроме и мысленно испытывающих
великое чувство полета. Слава нашей авиации.
Однако нынче на Руси опять пошла мода на ряженых. В этот день на праздник
приехал президент Путин, и после осмотра, наверно, впечатленный увиденным,
он также, как взошел на свой пост по стечению обстоятельств, решил
приобщиться к лиге покорителей неба. Уже второй раз вопреки здравому
смыслу решил совершить полет на боевой машине, в этот раз на Ту-160.
Помнится, летал уже на Су, нарушая все писаные правила, пренебрегая
священным кодексом следовать букве летных документов, предписывающих
прохождение необходимой подготовки со сдачей множества зачетов, наличие
парашютных прыжков, тренировок по катапультированию и т.д. А тут просто,
пользуясь правом верховной власти, сам себе установил норматив и допуск,
при этом ставя всех в идиотское положение одним «желаю полетать»,
уверенный, что никто не посмеет воспрепятствовать. Это не чрезвычайные
обстоятельства, вызванные военно-политической обстановкой, а прихоть,
ставящая под угрозу жизнь самолета и экипажа. Попирая все общепринятые
каноны, дал сам себе право на полет, и никто не остановил. Президент,
видимо, сам того не понимая, оказался наряженным в летное снаряжение,
демонстрируя пренебрежение к законам авиации в глазах посвященных
людей, да и всех разумных, напялил на себя доспехи аса, не отдавая
отчета, если что случится, то всех поставят перед законом, требующим
ответа: кто позволил? Министр обороны, Главком ВВС, командующий армией,
командир полка, — кто документально и письменно взвалил на себя ответственность
за его жизнь, судьбу страны и многих людей, причастных к этому шоу?
Взлетев с Чкаловского аэродрома где-то под Вологдой, поразвлекался
пуском крылатых ракет и даже дозаправкой в воздухе. Он нарушил священный
закон, посягнул на место командира корабля. На это не решился за всю
историю авиации ни один руководитель страны, главный конструктор и
военачальник; никто никогда ни в одной стране мира не позволил себе
этого сделать. А тут нашелся ельцинский выдвиженец, считающий, что
толчка вверх достаточно и для верховодства в боевом самолете.
Я могу это квалифицировать только как самодурство и унизительную трусость
окружающих. Никто из прославленных авиаконструкторов не позволил себе
занять место командира в своем детище: ни Микоян, ни Туполев, ни Антонов,
Яковлев и т.д. Даже Королев при всем своем величии основоположника
практической космонавтики не посмел озадачить окружающих: «Я хочу
лететь в космос». А ведь мог бы, был еще нестарый, имел летный опыт
и мечтал о таком полете, имея призвание, а уж о знании техники и говорить
не приходится.
Этот поступок с устранением командира с его места можно было бы оправдать
только в том случае, если с него возможна выдача команд на принудительное
катапультирование экипажа в экстренных ситуациях, а охрана, предположим,
не ручалась за генерала Жихарева, пилотировавшего корабль. Вдруг ненароком
гарант окажется в водах Северного Ледовитого океана…
Примечательны два момента из этого политического спектакля одного
актера. Когда президент проходил медосмотр, врач говорит: давление
у вас как у космонавта. На что был ответ: в этот раз не полетим. Так
что у нас с вами это еще впереди. Один деятель от политики, бывший
секретарь Совбеза Батурин, уже налетался, стал Героем России. И еще
момент. После полета президента спрашивают: «Какое ваше впечатление?»
Ответ: «Интересно!» После паузы: «Думаю, так летают во сне». Подобное
откровение мы уже слышали от Путина после избрания президентом: «Мне
даже и в страшном сне это не могло присниться». Ну а нам, смертным,
тем более. Я бы Владимиру Владимировичу порекомендовал удовлетворять
свое любопытство иначе — в условиях, в которых живет народ. Пожить
с семьей на две тысячи в месяц прилюдно, в застеколье. Вот тогда бы
всем было интересно.