"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 112 (12725), вторник, 23 августа 2005 г.

 

НА ЗАМКНУТОМ МАРШРУТЕ

В Жуковском завершил работу авиасалон МАКС-2005

Авиасалон в Жуковском за шесть дней посетили более 650 тысяч человек. Говорят, МАКС-2005 стал самым крупным за двенадцатилетнюю историю проведения в России подобных выставок.
Были на МАКСе и другие рекорды. Российские летчики на самолетах Су-27 установили два мировых рекорда скорости. На замкнутом маршруте 100 километров летчиком Александром Павловым была достигнута скорость 1510 км/ч. А на замкнутом маршруте 1000 километров заслуженный испытатель, Герой России Анатолий Квочур достиг скорости 1644 км/ч.
С пятницы МАКС был открыт для всех желающих. Заплатив триста рублей за вход на выставку и отстояв очередь к металлоискателям, можно было увидеть своими глазами все то, о чем на протяжении нескольких дней с упоением рассказывали средства массовой информации.
По иронии стоянка для автомобилей посетителей МАКСа была организована на территории аэропорта Быково, когда-то по интенсивности движения занимавшего одно из первых мест среди всех московских аэропортов. Сегодня он почти не подает признаков жизни.
Как бы то ни было, из аэропорта, на котором не слышно шума взлетающих самолетов, человек попадает туда, где истребители проносятся прямо над головой. До ЛИИ имени Громова посетителей довозят на автобусах. Их, очевидно, сняли с других маршрутов — какие-то ежедневно работают в Балашихе, другие прибыли на МАКС из Коломны. Значит, удобство пришедших на МАКС неминуемо обернулось проблемами для тех, кто на таких автобусах обычно добирается до работы.
Встречал посетителей выставки транспортный самолет «Атлант», созданный на базе межконтинентального стратегического бомбардировщика. «Атлант» был создан для перевозки на космодром Байконур блоков ракеты-носителя «Энергия».
Кроме модели нового многоразового космического корабля «Клипер» на МАКСе был выставлен космический корабль «Союз», а также настоящий спускаемый аппарат с обгоревшей при входе в плотные слои атмосферы обшивкой, который вернулся на Землю в 1992 году.
Из военных самолетов отечественного производства приковывал внимание, конечно же, многофункциональный истребитель МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги. По словам специалистов, применение ОВТ не только будет давать самолету серьезные преимущества в воздушном бою, сделает самолет сверхманевренным, но и существенно снизит нагрузку на летчика, позволив ему сосредоточиться на решении боевых задач. Собственно говоря, МиГ-29ОВТ уже демонстрировался на предыдущем МАКСе. Отличие заключается в том, что на этот раз самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Павлом Власовым, можно было увидеть в небе над Жуковским.
Не мог оставить равнодушными посетителей салона и стратегический бомбардировщик Ту-160. В Жуковском был выставлен Ту-160 «Иван Ярыгин». Не стоит, однако, надеяться на то, что таких «белых лебедей» будет производиться в России много. Главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов заявил, что для обновления парка российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 достаточно выпускать одну машину в год. Как сообщает информационное агентство «Армс-ТАСС», в парке стратегической дальней авиации России имеется 15 таких машин, еще два Ту-160 российские ВВС должны получить до конца 2005 года.
Впервые в летной программе МАКС-2005 принял участие учебно-боевой самолет Як-130. Серийное производство таких самолетов освоено сейчас на Нижегородском авиазаводе «Сокол». Как сообщает РИА «Новости», начата работа по строительству 12 самолетов Як-130 для ВВС России. Потребность в них оценивается примерно в 250 машин. Первые самолеты должны поступить на вооружение в 2006 году.
«К сожалению, мы не увидим новинки западного авиапрома — суперсовременного американского Boeing 777-200LR — пассажирского самолета, способного пролететь дальше всех своих конкурентов, и самого большого лайнера в мире — европейского Airbus A380», — сетовали журналисты Страны.ru. Зато гражданское авиастроение зарубежных стран было представлено, например, самолетами фирмы «Bombardier». На МАКСе были выставлены небольшие машины, ориентированные на богатых людей, способных позволить себе иметь собственный лайнер. Основное внимание в этих случаях уделяется не техническим возможностям самолета, а роскоши отделанного деревом салона с широкими кожаными креслами.
В авиасалоне в Жуковском приняли участие и США. Их самолеты, выкрашенные в традиционный темно-серый цвет, резко выделялись на фоне светлых российских. Вряд ли в планы американцев входила реклама достоинств своих самолетов перед потенциальными покупателями. B1-B, бомбивший с 2001 года Афганистан — наглядная демонстрация мощи ВВС США. Было в этом что-то для устрашения. И, как заметил с веселым смешком американец, охранявший самолеты Соединенных Штатов, на неуклюжий вопрос русского посетителя МАКСа, «если бы был Советский Союз, мы бы сюда никогда не прилетели». Взгляд невольно переходил с этих темных ястребов на выставленную напротив американских самолетов продукцию российского завода «Алмаз-Антей», специализирующегося на создании средств ПВО — на знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300, «Бук», «Оса».
Много усилий было предпринято для того, чтобы сделать МАКС, по крайней мере, три его последних дня, как можно менее серьезным, адаптировав выставку под вкусы обывателя. Так, «Сухой» организовал конкурс боди-арта и фотосъемку на колпаке кабины или крыле истребителя марки «Су». Заглушая рев двигателей самолетов, гремела реклама не имеющей отношения к авиастроению фирмы 1С, зазывающей посетителей выставки за автографом к летчикам из «Стрижей», с которыми можно будет сразиться в разработанной 1С компьютерной игре. Кроме того, на МАКСе предлагалось проголосовать за понравившегося летчика, отправив СМС-сообщение. Приз зрительских симпатий в итоге достался Вячеславу Аверьянову.
Выступления пилотажных групп, наверное, самая красочная часть МАКСа. Вместе с тем не стоит забывать о том, что демонстрируемые летчиками фигуры высшего пилотажа, от которых захватывает дух, необходимы не для проведения таких шоу, а для того, чтобы быть неуязвимыми в настоящем воздушном бою.
Девять реактивных учебно-тренировочных самолетов пилотажной группы «Фречче Триколори» эффектно раскрашивают подмосковное небо в цвета итальянского флага. И все-таки выступления российских пилотажных групп ждешь с особенным нетерпением. «Русские витязи» — единственная в мире группа, выполняющая групповой пилотаж на тяжелых истребителях.
МиГ-29 или Су-27 по одиночке стремительно взмывают вверх и в высоте сбрасывают скорость до нуля — самолет замирает в воздухе и начинает падать, а потом снова с ревом проносится над полем, играючи крутясь в «бочке» и рисуя в небе «петлю Нестерова». «Мама, я хочу летать!» — только и выдохнет, провожая его глазами, мальчишка лет пяти. Выполнила ли выставка свою воспитательную роль? Станет ли этот мальчик, когда вырастет, летчиком? И если станет, сколько часов удастся ему налетать при нынешнем отношении к авиации?
Место в эскадрилье «Фречче Триколори» может занять летчик боевых самолетов ВВС Италии, имеющий налет не менее 1000 часов. Требования к кандидатам в летчики «Патруль де Франс» еще строже — налет не менее 1500 часов. Самым старшим из участников «Фречче Триколори» и «Патруль де Франс» образца 2005 года — по 37 лет. Общий налет, например, командира группы итальянцев — 3300 часов; самого младшего, 30-летнего итальянского капитана — 1300 часов.
А у «Стрижей», к примеру, 40-летний ведущий группы имеет налет 2100 часов. 32-летние «русские витязи» с налетом по 750 часов, получается, не прошли бы отбор в пилотажные группы Италии и Франции. А ведь в составе «Русских витязей» и «Стрижей» — одни из самых подготовленных летчиков в ВВС России.
Что касается контрактов, ради которых МАКС вроде бы и задумывался, их было заключено не так много. Большая часть подписанных документов, утверждает «Коммерсантъ», являются промежуточными. По оценкам газеты, общая сумма продаж авиатехники и комплектующих составит около $4 млрд., если будут исполнены обязательства по всем подписанным на салоне контрактам и более многочисленным предварительным соглашениям.
К подписанному в первый же день авиасалона соглашению между «Рособоронэкспортом» и индийской корпорацией «ХАЛ» об организации лицензионного производства авиадвигателей АЛ-55И вскоре добавилось еще несколько сделок. Король Иордании Абдалла Второй заключил контракт с «Рособоронэкспортом» и Федеральным агентством по промышленности на поставку в Иорданию двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ. Кроме того, он заявил о своем желании купить у России пять спортивных самолетов Су-31.
Еще пять российских самолетов намерены купить кубинцы. Компания «Ильюшин-Финанс» подписала соглашение с авиакомпанией «Кубана» на поставку трех самолетов Ту-204 (два пассажирских и один грузовой). Кроме того, была достигнута договоренность об условиях сделки на поставку двух самолетов Ил-96-300 в 2006 году.
«Камов-Холдинг» и корпорация «Роллс-Ройс» подписали соглашение о закупке 50 двигателей RR-250, которые будут установлены на российские вертолеты Ка-226.
Впервые Международный авиакосмический салон был проведен в 1993 году. До этого особой потребности в рекламе отечественных достижений в самолетостроении не было — авиазаводам и конструкторским бюро работы хватало и без иностранных заказов. Накопленный тогда потенциал и позволяет даже двенадцать лет спустя показывать самолеты, заставляющие людей на летном поле надолго замирать с задранной головой.

 

 


Ольга ГАРБУЗ.


В оглавление номера