Театральный сезон 2005—2006 гг. МХАТ им. М.Горького открыл 1 сентября 
            2005 г. новой постановкой пьесы Максима Горького «Васса Железнова» 
            (режиссер-постановщик — заслуженный артист России Б.Е.Щедрин, в роли 
            Вассы Борисовны Железновой — народная артистка СССР Татьяна Доронина).
            
            О чем она, эта самая загадочная пьеса «буревестника революции» и основоположника 
            социалистического реализма, столь не любимого нынешней российской 
            властью и нашей буржуАзией?
            На первый взгляд, вовсе даже не о буржуАзии, а о женском счастье. 
            Вот и во МХАТе на Тверском бульваре еще занавес не открылся, а уже 
            зазвучало ностальгическое: «В сияньи ночи лунной тебя я увидал...» 
            Только где они, «ночь любви волшебной» и женское счастье? Пятнадцать 
            лет назад, едва не проиграв в карты все свое состояние, муж Вассы 
            Сергей Петрович Железнов (народный артист России Горобец) лишь пьет 
            с тех пор да распутничает. Тем же занят и веселый братец Вассы Прохор 
            Борисович Храпов (заслуженный артист России Самойлов). А все дела 
            пароходства Храповых—Железновых, выбиваясь из сил, тащит на своих 
            плечах Васса. И в семье не все слава Богу. Единственного сына увела 
            за собой революционерка Рашель (Заслуженная артистка России Матасова). 
            Сейчас сын в Швейцарии, к тому же настолько болен, что вот-вот умрет. 
            Старшая дочь Наталья (заслуженная артистка России Зыкова) откровенно 
            не любит мать, поскольку характером в нее, а младшая Людмила (артистка 
            Соломяная), хоть и любит, но мала еще и глупа — да и что с них, с 
            девок-то, возьмешь? Замуж их хотя бы выдать. Ну а прислуга только 
            и знает, что подглядывать, подслушивать да наушничать — веры нет никому. 
            И остается последняя надежда — внук Коля, сын Рашель, которого Васса 
            прячет от матери, поскольку намерена не только вырастить и воспитать 
            Колю, но и передать в его руки свое ДЕЛО. Так ведь и над последней 
            надеждой нависает угроза, и исходит она от самого близкого Вассе человека, 
            ее мужа, против которого подготовлено обвинение в растлении малолетних: 
            догулялся бывший капитан Железнов. А это конец ДЕЛУ, а значит, и всему 
            тому миру, что создан тяжкими трудами Вассы и держится на ней. 
            Но на то она и Железнова, чтобы найти выход даже из безвыходного положения. 
            И когда Васса Борисовна осознает, что обвинению уже дан ход и подкупить 
            прокурора не удастся, она уговаривает мужа во имя будущего дочерей 
            принять «порошок». Смерть Железнова отводит угрозу позорного для всех 
            Железновых и Храповых суда. Но тут в доме Вассы появляется приехавшая 
            нелегально в Россию Рашель и требует вернуть ей сына, которого она 
            намерена увезти в Лозанну к своей сестре. 
            Но это лишь фабула. Стержень же пьесы — мировоззренческая дуэль собственницы 
            и свекрови Вассы («свекровь — вся кровь», говорит она про себя) и 
            революционерки Рашель. И дуэль эта звучит во МХАТе на Тверском настолько 
            современно, что зрители забывают о времени действа. 
            Большинство своих пьес («Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», 
            «Последние») Горький написал в 1901—1908 гг., то есть накануне и во 
            время потерпевшей поражение первой русской революции, а вот на последнюю 
            редакцию «Вассы Железновой», речь в которой о тех же годах, писатель 
            решился лишь в 1935 г., через восемнадцать лет после победы Великой 
            Октябрьской социалистической революции и во время бурного социалистического 
            строительства в СССР, когда многим казалось, что возврат в буржуАзное 
            прошлое в России уже невозможен. Но пьеса-то как раз о нем, о буржуАзном. 
            Не есть ли это свидетельство того, что, уже зная советские реалии, 
            за год до своего ухода из жизни великий исследователь человеческих 
            душ провидчески предупредил потомков о том, что обольщаться не следует, 
            что собственнический инстинкт — феномен намного более глубокий, чем 
            то представляли себе марксистские теоретики, что инстинкт этот в полном 
            соответствии с диалектикой может как активизировать созидательную 
            человеческую деятельность, так и разрушать людей, возвращая их в животное 
            состояние? Что решение проблемы заключается вовсе не в уничтожении 
            собственнического инстинкта как такового, поскольку уничтожить его 
            невозможно, а в жестком общественном и государственном контроле над 
            ним. В обуздании низменных человеческих страстей. И что никакие заезжие 
            еврейские революционеры России тут не помогут. А помочь может лишь 
            ежедневная борьба миллионов за свое человеческое достоинство и свои 
            гражданские права. Лучше борьба бескровная, но все равно борьба. Иного 
            не дано. 
            «Вы — зверь!» — в материнском негодовании кричит Рашель Вассе. 
            Нет, хладнокровно отвечает та, я не зверь, просто «тебе революцию 
            надо делать, а мне надо хозяйство поднимать... Коля — единственный 
            наследник пароходства Храповых-Железновых, единственный наследник 
            миллионного дела... А что ты... можешь дать сыну?» И, похоже, убеждает 
            в своей правоте Рашель. Что же касается революции, то она «вспыхнула 
            — и прогорела», считает Васса. А что до зверей, то «люди хуже зверей... 
            люди такие, что против них неистовства хочется... голодом их морить... 
            как тараканов вытаптывать... Богатые умнее бедных». Именно эти «глубокие» 
            мысли в течение последних полутора десятилетий и вбивают нам в головы 
            с телеэкранов. Вбивают, дабы подавить волю к объединению людей. 
            «Мир богатых разваливается... начиная с семьи» и в России, и за границей, 
            утверждает Рашель и бросает в лицо Вассе: «Вы живете автоматически, 
            в плену хозяйства, живете ненавидя, презирая друг друга... вы умная, 
            сильная, но рабыня... чернь, плесень».
            Васса и сама признает, что была рабыней — это когда, будучи юной женой 
            Железнова, по сути девчонкой, нечаянно пролила сливки на сапог мужа, 
            после чего по его требованию слизала их с сапога языком. Но то в прошлом. 
            А теперь она говорит: «Это я — класс!» и «Больше всего я бы хотела, 
            чтобы губернатор за мной урыльник выносил... чтобы поп служил не святым 
            угодникам, а мне». За пережитые ею унижения, огораживая лишь детей 
            и внука, она готова мстить всему остальному роду людскому. Такова 
            ее мораль. Но как она похожа в ней на тех, кто уже в наши дни, продолжая 
            поносить несуществующую более Советскую власть, каковой якобы были 
            некогда обижены, издевается над своими наемными работниками или так 
            называемыми бюджетниками, чернобыльцами или обычными пенсионерами! 
            Недавно в одном из московских отделений Сбербанка России сорокалетняя 
            женщина тихо повесилась только потому, что заложила по ошибке в автомат 
            пластиковые карточки более высокого номинала. Ну а в Курской области 
            на исконно русской земле, из века в век поливавшейся русскими потом 
            и кровью, предприниматели-азербайджанцы содержали своих русских наемных 
            работников хуже скотины. Не только не платили обещанных за работу 
            от зари до зари денег, но и били, сажали на цепь. Современная российская 
            буржуАзия ушла не так уж далеко от рабовладельческого строя. 
            Мировоззренческим кредо Вассы Железновой и одновременно ее заклинанием 
            звучат горьковские слова, произносимые с театральной сцены Татьяной 
            Дорониной как бы от имени нынешних «хозяев жизни»: «Социалисты должны 
            объединить рабочих в интересах промышленности и торговли... революции 
            тогда законны, когда они моему классу полезны... я здорова, мое дело 
            в моих руках... и никто помешать мне не сможет, и застращать меня 
            ничем нельзя... на мой век хватит... и многое внуку оставлю!» Замечательный 
            пример формальной логики чадолюбивой хищницы, в буржуАзной гордыне 
            своей воспарившей над человеком и обществом. Возомнившей себя небожителем. 
            
            Не лишена талантов Васса Борисовна Железнова и вроде бы именно она 
            выигрывает словесную дуэль с революционеркой Рашель. Не уступает той 
            ни в чем. И внука при себе оставляет. Однако умирает Васса, а все 
            ее «миллионное ДЕЛО» достается отнюдь не подающему надежды внуку Коле, 
            а пьянице и развратнику Прохору Храпову. 
            У английского драматурга Оскара Уайлда, отрицавшего на словах всякую 
            мораль, есть замечательная мысль: важны не сами по себе человеческие 
            поступки, какими бы они ни были, а то, в кого превращают они людей, 
            совершающих поступки. ДЕЛО Вассы Железновой превратило ее объективно 
            в чадолюбивое чудовище, а все ее многолетние труды и заботы — в бессмыслицу...
            Недавно оказался в гостях в одном из особняков, что на Рублево-Успенском 
            шоссе. Сам по себе особняк и обстановка в нем вполне достойны описания 
            в каком-нибудь глянцевом журнале, что в изобилии украшают ныне московские 
            газетные киоски. Однако скучно в этом новобуржуАзном подмосковном 
            раю до отвращения, помыслы же и разговоры хозяев лишь о том, кто и 
            в какой доле унаследует их владение после их смерти. 
            Русский театр всегда был велик глубоким и точным анализом социальных 
            отношений, вниманием к униженным и оскорбленным. Выполняя политический 
            заказ буржуАзной власти, телешоумен Швыдкой вытоптал социальный русский 
            театр, а театральные коллективы превратил в лакеев буржуАзного режима. 
            Но МХАТ им. М.Горького держится. Чего это стоит художественному руководителю 
            театра великой русской актрисе Татьяне Дорониной, знают только она 
            и ее соратники.
            Выключите свой телевизор. Сходите в театр Дорониной на «Вассу Железнову».