Театральный сезон 2005—2006 гг. МХАТ им. М.Горького открыл 1 сентября
2005 г. новой постановкой пьесы Максима Горького «Васса Железнова»
(режиссер-постановщик — заслуженный артист России Б.Е.Щедрин, в роли
Вассы Борисовны Железновой — народная артистка СССР Татьяна Доронина).
О чем она, эта самая загадочная пьеса «буревестника революции» и основоположника
социалистического реализма, столь не любимого нынешней российской
властью и нашей буржуАзией?
На первый взгляд, вовсе даже не о буржуАзии, а о женском счастье.
Вот и во МХАТе на Тверском бульваре еще занавес не открылся, а уже
зазвучало ностальгическое: «В сияньи ночи лунной тебя я увидал...»
Только где они, «ночь любви волшебной» и женское счастье? Пятнадцать
лет назад, едва не проиграв в карты все свое состояние, муж Вассы
Сергей Петрович Железнов (народный артист России Горобец) лишь пьет
с тех пор да распутничает. Тем же занят и веселый братец Вассы Прохор
Борисович Храпов (заслуженный артист России Самойлов). А все дела
пароходства Храповых—Железновых, выбиваясь из сил, тащит на своих
плечах Васса. И в семье не все слава Богу. Единственного сына увела
за собой революционерка Рашель (Заслуженная артистка России Матасова).
Сейчас сын в Швейцарии, к тому же настолько болен, что вот-вот умрет.
Старшая дочь Наталья (заслуженная артистка России Зыкова) откровенно
не любит мать, поскольку характером в нее, а младшая Людмила (артистка
Соломяная), хоть и любит, но мала еще и глупа — да и что с них, с
девок-то, возьмешь? Замуж их хотя бы выдать. Ну а прислуга только
и знает, что подглядывать, подслушивать да наушничать — веры нет никому.
И остается последняя надежда — внук Коля, сын Рашель, которого Васса
прячет от матери, поскольку намерена не только вырастить и воспитать
Колю, но и передать в его руки свое ДЕЛО. Так ведь и над последней
надеждой нависает угроза, и исходит она от самого близкого Вассе человека,
ее мужа, против которого подготовлено обвинение в растлении малолетних:
догулялся бывший капитан Железнов. А это конец ДЕЛУ, а значит, и всему
тому миру, что создан тяжкими трудами Вассы и держится на ней.
Но на то она и Железнова, чтобы найти выход даже из безвыходного положения.
И когда Васса Борисовна осознает, что обвинению уже дан ход и подкупить
прокурора не удастся, она уговаривает мужа во имя будущего дочерей
принять «порошок». Смерть Железнова отводит угрозу позорного для всех
Железновых и Храповых суда. Но тут в доме Вассы появляется приехавшая
нелегально в Россию Рашель и требует вернуть ей сына, которого она
намерена увезти в Лозанну к своей сестре.
Но это лишь фабула. Стержень же пьесы — мировоззренческая дуэль собственницы
и свекрови Вассы («свекровь — вся кровь», говорит она про себя) и
революционерки Рашель. И дуэль эта звучит во МХАТе на Тверском настолько
современно, что зрители забывают о времени действа.
Большинство своих пьес («Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары»,
«Последние») Горький написал в 1901—1908 гг., то есть накануне и во
время потерпевшей поражение первой русской революции, а вот на последнюю
редакцию «Вассы Железновой», речь в которой о тех же годах, писатель
решился лишь в 1935 г., через восемнадцать лет после победы Великой
Октябрьской социалистической революции и во время бурного социалистического
строительства в СССР, когда многим казалось, что возврат в буржуАзное
прошлое в России уже невозможен. Но пьеса-то как раз о нем, о буржуАзном.
Не есть ли это свидетельство того, что, уже зная советские реалии,
за год до своего ухода из жизни великий исследователь человеческих
душ провидчески предупредил потомков о том, что обольщаться не следует,
что собственнический инстинкт — феномен намного более глубокий, чем
то представляли себе марксистские теоретики, что инстинкт этот в полном
соответствии с диалектикой может как активизировать созидательную
человеческую деятельность, так и разрушать людей, возвращая их в животное
состояние? Что решение проблемы заключается вовсе не в уничтожении
собственнического инстинкта как такового, поскольку уничтожить его
невозможно, а в жестком общественном и государственном контроле над
ним. В обуздании низменных человеческих страстей. И что никакие заезжие
еврейские революционеры России тут не помогут. А помочь может лишь
ежедневная борьба миллионов за свое человеческое достоинство и свои
гражданские права. Лучше борьба бескровная, но все равно борьба. Иного
не дано.
«Вы — зверь!» — в материнском негодовании кричит Рашель Вассе.
Нет, хладнокровно отвечает та, я не зверь, просто «тебе революцию
надо делать, а мне надо хозяйство поднимать... Коля — единственный
наследник пароходства Храповых-Железновых, единственный наследник
миллионного дела... А что ты... можешь дать сыну?» И, похоже, убеждает
в своей правоте Рашель. Что же касается революции, то она «вспыхнула
— и прогорела», считает Васса. А что до зверей, то «люди хуже зверей...
люди такие, что против них неистовства хочется... голодом их морить...
как тараканов вытаптывать... Богатые умнее бедных». Именно эти «глубокие»
мысли в течение последних полутора десятилетий и вбивают нам в головы
с телеэкранов. Вбивают, дабы подавить волю к объединению людей.
«Мир богатых разваливается... начиная с семьи» и в России, и за границей,
утверждает Рашель и бросает в лицо Вассе: «Вы живете автоматически,
в плену хозяйства, живете ненавидя, презирая друг друга... вы умная,
сильная, но рабыня... чернь, плесень».
Васса и сама признает, что была рабыней — это когда, будучи юной женой
Железнова, по сути девчонкой, нечаянно пролила сливки на сапог мужа,
после чего по его требованию слизала их с сапога языком. Но то в прошлом.
А теперь она говорит: «Это я — класс!» и «Больше всего я бы хотела,
чтобы губернатор за мной урыльник выносил... чтобы поп служил не святым
угодникам, а мне». За пережитые ею унижения, огораживая лишь детей
и внука, она готова мстить всему остальному роду людскому. Такова
ее мораль. Но как она похожа в ней на тех, кто уже в наши дни, продолжая
поносить несуществующую более Советскую власть, каковой якобы были
некогда обижены, издевается над своими наемными работниками или так
называемыми бюджетниками, чернобыльцами или обычными пенсионерами!
Недавно в одном из московских отделений Сбербанка России сорокалетняя
женщина тихо повесилась только потому, что заложила по ошибке в автомат
пластиковые карточки более высокого номинала. Ну а в Курской области
на исконно русской земле, из века в век поливавшейся русскими потом
и кровью, предприниматели-азербайджанцы содержали своих русских наемных
работников хуже скотины. Не только не платили обещанных за работу
от зари до зари денег, но и били, сажали на цепь. Современная российская
буржуАзия ушла не так уж далеко от рабовладельческого строя.
Мировоззренческим кредо Вассы Железновой и одновременно ее заклинанием
звучат горьковские слова, произносимые с театральной сцены Татьяной
Дорониной как бы от имени нынешних «хозяев жизни»: «Социалисты должны
объединить рабочих в интересах промышленности и торговли... революции
тогда законны, когда они моему классу полезны... я здорова, мое дело
в моих руках... и никто помешать мне не сможет, и застращать меня
ничем нельзя... на мой век хватит... и многое внуку оставлю!» Замечательный
пример формальной логики чадолюбивой хищницы, в буржуАзной гордыне
своей воспарившей над человеком и обществом. Возомнившей себя небожителем.
Не лишена талантов Васса Борисовна Железнова и вроде бы именно она
выигрывает словесную дуэль с революционеркой Рашель. Не уступает той
ни в чем. И внука при себе оставляет. Однако умирает Васса, а все
ее «миллионное ДЕЛО» достается отнюдь не подающему надежды внуку Коле,
а пьянице и развратнику Прохору Храпову.
У английского драматурга Оскара Уайлда, отрицавшего на словах всякую
мораль, есть замечательная мысль: важны не сами по себе человеческие
поступки, какими бы они ни были, а то, в кого превращают они людей,
совершающих поступки. ДЕЛО Вассы Железновой превратило ее объективно
в чадолюбивое чудовище, а все ее многолетние труды и заботы — в бессмыслицу...
Недавно оказался в гостях в одном из особняков, что на Рублево-Успенском
шоссе. Сам по себе особняк и обстановка в нем вполне достойны описания
в каком-нибудь глянцевом журнале, что в изобилии украшают ныне московские
газетные киоски. Однако скучно в этом новобуржуАзном подмосковном
раю до отвращения, помыслы же и разговоры хозяев лишь о том, кто и
в какой доле унаследует их владение после их смерти.
Русский театр всегда был велик глубоким и точным анализом социальных
отношений, вниманием к униженным и оскорбленным. Выполняя политический
заказ буржуАзной власти, телешоумен Швыдкой вытоптал социальный русский
театр, а театральные коллективы превратил в лакеев буржуАзного режима.
Но МХАТ им. М.Горького держится. Чего это стоит художественному руководителю
театра великой русской актрисе Татьяне Дорониной, знают только она
и ее соратники.
Выключите свой телевизор. Сходите в театр Дорониной на «Вассу Железнову».