"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 119 (12731), вторник, 6 сентября 2005 г.

 

Возвращение Вассы

Театральная премьера во МХАТе имени М. Горького

Театральный сезон 2005—2006 гг. МХАТ им. М.Горького открыл 1 сентября 2005 г. новой постановкой пьесы Максима Горького «Васса Железнова» (режиссер-постановщик — заслуженный артист России Б.Е.Щедрин, в роли Вассы Борисовны Железновой — народная артистка СССР Татьяна Доронина).

О чем она, эта самая загадочная пьеса «буревестника революции» и основоположника социалистического реализма, столь не любимого нынешней российской властью и нашей буржуАзией?
На первый взгляд, вовсе даже не о буржуАзии, а о женском счастье. Вот и во МХАТе на Тверском бульваре еще занавес не открылся, а уже зазвучало ностальгическое: «В сияньи ночи лунной тебя я увидал...» Только где они, «ночь любви волшебной» и женское счастье? Пятнадцать лет назад, едва не проиграв в карты все свое состояние, муж Вассы Сергей Петрович Железнов (народный артист России Горобец) лишь пьет с тех пор да распутничает. Тем же занят и веселый братец Вассы Прохор Борисович Храпов (заслуженный артист России Самойлов). А все дела пароходства Храповых—Железновых, выбиваясь из сил, тащит на своих плечах Васса. И в семье не все слава Богу. Единственного сына увела за собой революционерка Рашель (Заслуженная артистка России Матасова). Сейчас сын в Швейцарии, к тому же настолько болен, что вот-вот умрет. Старшая дочь Наталья (заслуженная артистка России Зыкова) откровенно не любит мать, поскольку характером в нее, а младшая Людмила (артистка Соломяная), хоть и любит, но мала еще и глупа — да и что с них, с девок-то, возьмешь? Замуж их хотя бы выдать. Ну а прислуга только и знает, что подглядывать, подслушивать да наушничать — веры нет никому. И остается последняя надежда — внук Коля, сын Рашель, которого Васса прячет от матери, поскольку намерена не только вырастить и воспитать Колю, но и передать в его руки свое ДЕЛО. Так ведь и над последней надеждой нависает угроза, и исходит она от самого близкого Вассе человека, ее мужа, против которого подготовлено обвинение в растлении малолетних: догулялся бывший капитан Железнов. А это конец ДЕЛУ, а значит, и всему тому миру, что создан тяжкими трудами Вассы и держится на ней.
Но на то она и Железнова, чтобы найти выход даже из безвыходного положения. И когда Васса Борисовна осознает, что обвинению уже дан ход и подкупить прокурора не удастся, она уговаривает мужа во имя будущего дочерей принять «порошок». Смерть Железнова отводит угрозу позорного для всех Железновых и Храповых суда. Но тут в доме Вассы появляется приехавшая нелегально в Россию Рашель и требует вернуть ей сына, которого она намерена увезти в Лозанну к своей сестре.
Но это лишь фабула. Стержень же пьесы — мировоззренческая дуэль собственницы и свекрови Вассы («свекровь — вся кровь», говорит она про себя) и революционерки Рашель. И дуэль эта звучит во МХАТе на Тверском настолько современно, что зрители забывают о времени действа.
Большинство своих пьес («Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», «Последние») Горький написал в 1901—1908 гг., то есть накануне и во время потерпевшей поражение первой русской революции, а вот на последнюю редакцию «Вассы Железновой», речь в которой о тех же годах, писатель решился лишь в 1935 г., через восемнадцать лет после победы Великой Октябрьской социалистической революции и во время бурного социалистического строительства в СССР, когда многим казалось, что возврат в буржуАзное прошлое в России уже невозможен. Но пьеса-то как раз о нем, о буржуАзном. Не есть ли это свидетельство того, что, уже зная советские реалии, за год до своего ухода из жизни великий исследователь человеческих душ провидчески предупредил потомков о том, что обольщаться не следует, что собственнический инстинкт — феномен намного более глубокий, чем то представляли себе марксистские теоретики, что инстинкт этот в полном соответствии с диалектикой может как активизировать созидательную человеческую деятельность, так и разрушать людей, возвращая их в животное состояние? Что решение проблемы заключается вовсе не в уничтожении собственнического инстинкта как такового, поскольку уничтожить его невозможно, а в жестком общественном и государственном контроле над ним. В обуздании низменных человеческих страстей. И что никакие заезжие еврейские революционеры России тут не помогут. А помочь может лишь ежедневная борьба миллионов за свое человеческое достоинство и свои гражданские права. Лучше борьба бескровная, но все равно борьба. Иного не дано.
«Вы — зверь!» — в материнском негодовании кричит Рашель Вассе.
Нет, хладнокровно отвечает та, я не зверь, просто «тебе революцию надо делать, а мне надо хозяйство поднимать... Коля — единственный наследник пароходства Храповых-Железновых, единственный наследник миллионного дела... А что ты... можешь дать сыну?» И, похоже, убеждает в своей правоте Рашель. Что же касается революции, то она «вспыхнула — и прогорела», считает Васса. А что до зверей, то «люди хуже зверей... люди такие, что против них неистовства хочется... голодом их морить... как тараканов вытаптывать... Богатые умнее бедных». Именно эти «глубокие» мысли в течение последних полутора десятилетий и вбивают нам в головы с телеэкранов. Вбивают, дабы подавить волю к объединению людей.
«Мир богатых разваливается... начиная с семьи» и в России, и за границей, утверждает Рашель и бросает в лицо Вассе: «Вы живете автоматически, в плену хозяйства, живете ненавидя, презирая друг друга... вы умная, сильная, но рабыня... чернь, плесень».
Васса и сама признает, что была рабыней — это когда, будучи юной женой Железнова, по сути девчонкой, нечаянно пролила сливки на сапог мужа, после чего по его требованию слизала их с сапога языком. Но то в прошлом. А теперь она говорит: «Это я — класс!» и «Больше всего я бы хотела, чтобы губернатор за мной урыльник выносил... чтобы поп служил не святым угодникам, а мне». За пережитые ею унижения, огораживая лишь детей и внука, она готова мстить всему остальному роду людскому. Такова ее мораль. Но как она похожа в ней на тех, кто уже в наши дни, продолжая поносить несуществующую более Советскую власть, каковой якобы были некогда обижены, издевается над своими наемными работниками или так называемыми бюджетниками, чернобыльцами или обычными пенсионерами! Недавно в одном из московских отделений Сбербанка России сорокалетняя женщина тихо повесилась только потому, что заложила по ошибке в автомат пластиковые карточки более высокого номинала. Ну а в Курской области на исконно русской земле, из века в век поливавшейся русскими потом и кровью, предприниматели-азербайджанцы содержали своих русских наемных работников хуже скотины. Не только не платили обещанных за работу от зари до зари денег, но и били, сажали на цепь. Современная российская буржуАзия ушла не так уж далеко от рабовладельческого строя.
Мировоззренческим кредо Вассы Железновой и одновременно ее заклинанием звучат горьковские слова, произносимые с театральной сцены Татьяной Дорониной как бы от имени нынешних «хозяев жизни»: «Социалисты должны объединить рабочих в интересах промышленности и торговли... революции тогда законны, когда они моему классу полезны... я здорова, мое дело в моих руках... и никто помешать мне не сможет, и застращать меня ничем нельзя... на мой век хватит... и многое внуку оставлю!» Замечательный пример формальной логики чадолюбивой хищницы, в буржуАзной гордыне своей воспарившей над человеком и обществом. Возомнившей себя небожителем.
Не лишена талантов Васса Борисовна Железнова и вроде бы именно она выигрывает словесную дуэль с революционеркой Рашель. Не уступает той ни в чем. И внука при себе оставляет. Однако умирает Васса, а все ее «миллионное ДЕЛО» достается отнюдь не подающему надежды внуку Коле, а пьянице и развратнику Прохору Храпову.
У английского драматурга Оскара Уайлда, отрицавшего на словах всякую мораль, есть замечательная мысль: важны не сами по себе человеческие поступки, какими бы они ни были, а то, в кого превращают они людей, совершающих поступки. ДЕЛО Вассы Железновой превратило ее объективно в чадолюбивое чудовище, а все ее многолетние труды и заботы — в бессмыслицу...
Недавно оказался в гостях в одном из особняков, что на Рублево-Успенском шоссе. Сам по себе особняк и обстановка в нем вполне достойны описания в каком-нибудь глянцевом журнале, что в изобилии украшают ныне московские газетные киоски. Однако скучно в этом новобуржуАзном подмосковном раю до отвращения, помыслы же и разговоры хозяев лишь о том, кто и в какой доле унаследует их владение после их смерти.
Русский театр всегда был велик глубоким и точным анализом социальных отношений, вниманием к униженным и оскорбленным. Выполняя политический заказ буржуАзной власти, телешоумен Швыдкой вытоптал социальный русский театр, а театральные коллективы превратил в лакеев буржуАзного режима. Но МХАТ им. М.Горького держится. Чего это стоит художественному руководителю театра великой русской актрисе Татьяне Дорониной, знают только она и ее соратники.
Выключите свой телевизор. Сходите в театр Дорониной на «Вассу Железнову».

 

 

 

 


Борис ОСАДИН.


В оглавление номера