ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГОСДУМЫ 7 СЕНТЯБРЯ НАЧАЛОСЬ С ТРЕБОВАНИЙ
КОММУНИСТОВ: ПОДДЕРЖАТЬ КРЕСТЬЯН, УКРОТИТЬ ТАРИФЫ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ,
НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ОБНАРОДОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЙ КОМИССИЙ
ПО ЭНЕРГОАВАРИИ И ПО ТЕРАКТУ В БЕСЛАНЕ.
«Единая Россия» отмела эти предложения. Только 96 депутатов (в том
числе фракция КПРФ) поддержали предложение о выступлении в Госдуме
представителя парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане.
«Единая Россия» не участвовала в голосовании.
И хотя в конце весенней сессии в ответ на жесткие требования фракции
КПРФ обнародовать результаты расследования, спикер Б.Грызлов клялся,
что в сентябре, в годовщину теракта, комиссия обязательно что-нибудь
да расскажет о проделанной работе. Сегодня Грызлов о своем обещании
не вспоминает. У «Единой России», как и у всей нынешней власти, обещаний
много, да дел не видно.
Вот и комиссия, как выяснилось, не будет ничего рассказывать ни в
сентябре, ни в октябре... Торшинцам, видите ли, не хватает выводов
«ситуационной экпертизы». А чтобы никакая информация не просочилась
за пределы комиссии, с каждого ее члена взяли подписку о молчании
до самого полного окончания «дела». В этом, разумеется, заинтересован
президент, другие «менеджеры» и силовики, находившиеся в зоне теракта
1—3 сентября 2004 г. Их «деятельность» заключалась в ожидании команд
от верховного главнокомандующего. Именно он, как известно, по Конституции
руководит и несет ответственность за всю внешнюю и внутреннюю политику
РФ.
Доказательством того, что расследование теракта в Беслане пытаются
спустить на тормозах (по аналогии с делами о дефолте, о взрывах домов,
гибели АПЛ «Курск», захвате культурного центра на Дубровке, обрушении
Аква-парка, об энергоаварии 25 мая и иных преступлениях), стало распоряжение
президента о дорасследовании, касающегося роли тех, кто руководил
операцией по освобождению заложников. Для этого в Северную Осетию
прибыла новая группа следователей во главе с зам. генпрокурора В.
Колесниковым. Группа заявила, что ей потребуется не один месяц...
И все это время будет выжидать парламентская комиссия А. Торшина,
не забывая «консультироваться» с администрацией президента.
КОМИССИИ ТОРШИНА ОЗАБОЧЕНА НЕ ПОИСКАМИ ПРАВДЫ, А СТРЕМЛЕНИЕМ ОБЕЛИТЬ
ПРЕЗИДЕНТА, говорит коммунист Виктор Илюхин, оценивая деятельность
комиссии:
— На мой взгляд, парламентская комиссия, подконтрольная «Единой России»,
проявила полную несостоятельность. Создается впечатление, что она
до сих пор не определилась в предмете своего расследования, прежде
всего в том, что она должна сделать, какие обстоятельства выяснить
и что предложить президенту, Федеральному собранию по результатам
своего расследования.
Комиссия фактически взяла на себя функции следственных прокурорских
структур. И это был стратегический просчет. Ее задача была выяснить,
почему Беслан стал возможным. И не в плане того, как боевики проехали.
А в плане вообще ситуации на Северном Кавказе, где терроризм укоренился.
Северный Кавказ и Москва стали зонами терроризма. А причины тому —
социально-экономические, организационные, правовые, оперативные, финансовые.
Эти вопросы и обязана была раскрыть комиссия. Тогда бы прояснилось,
почему вообще терроризм присутствует на Северном Кавказе, и, в частности,
почему такой масштабности теракт произошел в Беслане. Потом надо было
подготовить предложения, как противодействовать терроризму. Не дело
парламентской комиссии, выяснять, кто начал стрельбу, применил гранатометы,
почему прогремели взрывы. Это сделает следствие. Комиссия должна рассматривать
коренные причины.
А если комиссия сегодня заново пересматривает свои выводы потому,
что в чем-то усомнился президент, — грош цена такой комиссии. Ей как
раз и надо открыто и честно дать оценку деятельности президента, потому
что именно он сконцентрировал в своих руках непосредственное руководство
всеми силовыми структурами, всеми спецслужбами РФ. А это те люди,
которые находятся на острие предупреждения терроризма. Кроме того,
президент В.Путин на себя замкнул и МИД, и минэкономразвития с торговлей...
Так дайте же оценку, как справляется с таким объемом власти верховный
главнокомандующий!
Но от него, а вслед за ним и от комиссии Торшина мы слышим, что во
всем виноват международный терроризм. Тогда ознакомьте, что предпринимает
наш МИД в плане предупреждения международного терроризма, в плане
получения информации, взаимодействия наших спецслужб со спецслужбами
зарубежных государств?
Комиссия должна была ответить: надежна ли работа наших правоохранительных
органов и спецслужб в целом и применительно к Беслану. Комиссия должна
дать оценку антитеррористическому законодательству и взаимодействию
федерального центра и регионов, эффективно ли применялся закон о борьбе
с терроризмом. По моим данным, многие должностные лица вообще этого
закона не знают. В том числе и в правительственных структурах.
Если бы там знали закон, то в первую же минуту захвата школы в Беслане
сформировали комиссию, и первые лица срочно выехали бы в Беслан. Первые
лица министерств, ведомств! И не на второй день, а в этот же день.
А видимо, многие боялись, думая: если я поеду, — а вдруг что-то произойдет,
я — там, с меня будут спрашивать, почему так случилось... Вот это
дико!
Если говорить в целом, я сразу не был уверен в успехе работы этой
комиссии. На мой взгляд, она задалась целью объявить, что Беслан —
это происки международного терроризма, списать все на международный
терроризм и увести от ответственности президента.
Если говорить правду, то комиссии надо ответить на вопрос об адекватности
принятых президентом, правительством, законодательным собранием мер
для того, чтобы Беслан не повторился. Но о такого рода мерах никому
ничего неизвестно. Никак невозможно отнести к мерам по противодействию
терроризму внесенный президентом в Госдуму через неделю после бесланского
теракта закон по расширению своих полномочий в части назначения губернаторов.
Возможно, президент полагает, что назначенные губернаторы будут с
автоматами в руках защищать граждан России от происков террористов?
Далее последовало изменение законодательства о выборах в Госдуму.
И снова — в пользу президента, которому удобнее править, когда в законодательной
палате усядутся подвластные ему депутаты от одной, его личной партии.
Вот после этой реакции приходится утверждать, что у президента была
и остается главной забота об укреплении не государственной, а своей
личной власти. Можно ли такую заботу считать адекватной мерой по защите
граждан от терроризма, должна объяснить обществу комиссия Торшина.
Но комиссия молчит...
Вопросов становится все больше и больше. Никто не может понять: дело
находится в суде, и вдруг дополнительно посылают еще группу следователей,
чтобы они дали оценку тем доказательствам, которые есть в материалах
уголовного дела. На глазах всей России затягивают дело. И снова комиссия
Торшина, если бы она работала в интересах общества, обязана была бы
дать оценку деятельности прокуратуры по расследованию настоящего уголовного
дела. А она сегодня поставила себя в зависимость от президента, от
правительства и от той же генпрокуратуры. Вот в чем трагедия. Не случайно
матери созданного в Беслане комитета недовольны как следствием, так
и комиссией... Год прошел, и в комиссии должны быть выводы. Но она
— ни гу-гу.
Больше только появляется претензий к прокуратуре. Замгенпрокурора
Н.Шепель сетует, что не проведена ситуационная экспертиза и нет заключений
этой экспертизы. Он имеет в виду «экспертизу» действий должностных
лиц в той сложной обстановке. Что ж, это большой минус в расследовании
дела. У следствия как раз и должно было быть с первого дня определено,
кто что должен был сделать, и кто чего из порученного не сделал. Прокуратура
жалуется, что на все у нее не хватает сил. А я утверждаю: есть силы.
Подключите к этой работе следователей ФСБ региональных управлений.
Они там не всегда загружены работой или занимаются сбором компромата
на неугодных губернаторам лиц по команде тех же губернаторов вместо
того, чтобы заниматься действительно защитой населения от угроз.
Но прокуратура тянет время, тянет его и комиссия Торшина, от которой,
по-моему, и ждать уже нечего. Изначально была ясна ее цель: обелить
президента и все свалить на международный терроризм. Отработанная
схема, по которой действовали другие подобные комиссии. Исключением
была парламентская комиссия по импичменту Ельцину, которая объективно
разобралась в сути преступных деяний. Но и тогда у многих чиновников
взыграл страх, не хватило нескольких голосов за объявление импичмента.
А расследования других комиссий, подобных Торшинской, заканчивались
ничем. Во всех бедах, которые происходят, виновато первое лицо в государстве.
И в том, что произошло и происходит в Чечне, и в том, как президент
В.Путин реагировал на гибель «Курска»... Это же надо, несколько дней
сидеть на Юге и не проронить ни слова... А как он реагировал, когда
террористы захватили культурный центр на Дубровке? На переговоры ходили
все кому не лень, когда в законе записано, что должны быть специальные
переговорщики, специалисты, знающие психологию бандитов. Обязательно
должен быть представитель президента и вести переговоры от имени высшей
должностной власти. Это общеизвестная практика, но ведь у нас этого
не происходит, к сожалению...