"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 120 (12732), четверг, 8 сентября 2005 г.

 

ГОРЯЧАЯ ГРЯДА

Южные Курилы — геополитическое пространство России

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ границы современной России были определены в начале 90-х гг. XX в., когда бывшие союзные республики, обретя политическую независимость, вышли из состава СССР. Это главным образом отразилось на формировании новой границы в северо-западных и южных районах страны. Восток России, в частности огромный по территории Дальневосточный регион, не подвергался каким-либо территориальным изменениям со времени окончания Второй мировой войны. Это единственный регион РФ, непосредственно граничащий с крупнейшими мировыми державами, членами «большой семерки», в частности — США и Японией. После «дипломатического прорыва» президента В.В.Путина в Китае в октябре 2004 г. только эти государства Азиатско-Тихоокеанского региона имеют территориальные претензии к России. Безусловно, наличие каких-либо проблем, в том числе и территориальных, не может не сказываться на отношениях между странами. Тем не менее возникающие разногласия не мешают им поддерживать дружеские отношения. К примеру, договор о разделе акватории в районе Арктики и Берингова моря, не ратифицированный Россией (с 1990 г.), не выдвигается США как главная причина, сдерживающая российско-американские отношения. По отношению к другим странам, исключая Россию, это типично и для Японии. К примеру, Япония и Китай отложили решение вопроса о спорных островах Сэнкаку (Дяоюй) для политиков следующего поколения, заключив в 1978 г. Договор о мире и дружбе. Спор об островах Такэсима не мешает Японии сотрудничать с Южной Кореей.
Развитие российско-японских, а прежде советско-японских отношений сдерживает, как принято считать, отсутствие мирного договора. Возникшее препятствие — принципиально разные взгляды РФ и Японии на принадлежность южных островов Курильской гряды. Вместе с тем факты свидетельствуют, что на пути расширения сотрудничества главным образом стоит не проблема территорий, а проводимая РФ экономическая политика. К примеру, объем двусторонней торговли в середине 90-х гг. достиг максимального уровня за последнее десятилетие. Тем не менее именно в то время наблюдалось снижение активности дипломатических контактов в отношении заключения мирного договора. В то же время резкое снижение объемов торговли пришлось на 1997—1998 гг., когда, как известно, после встреч на высшем уровне в Красноярске и Канава позиции сторон в отношении территориального спора максимально приблизились. По прошествии многих десятилетий со дня предъявления Японией территориальных претензий к СССР (позднее к РФ) проблема территориального урегулирования во многом носит острый психологический характер. Надежда на возвращение островов для большинства японцев символизирует крупную политическую победу и преодоление комплекса поражения во Второй мировой войне. Новое поколение японцев иначе, чем предыдущее воспринимает вопрос принадлежности Южно-Курильских островов. Однако правительство Японии не может отказаться от выдвинутых претензий. Это стало неизменным предвыборным лозунгом любой японской политической партии.
Проблема территориальных разногласий РФ и Японии, безусловно, очень деликатная. Над ее решением трудится не одно поколение дипломатов, ученых и политиков. Вследствие допущенных ранее дипломатических просчетов у обеих сторон есть свои аргументы (и контраргументы), оправдывающие желание каждой владеть островами южной Курильской гряды. Это дает возможность сторонникам позиции России или Японии интерпретировать в свою пользу фактически любой исторический факт. Проводимые в стране социологические исследования, к сожалению, показывают, что у многих российских граждан существует очень размытое представление о территориальном споре с Японией. Надо признать, что с каждым годом растет число россиян, склоняющихся к мысли отдать требуемые Японией острова. С одной стороны сказывается обилие противоречивой информации, при которой малоискушенному в проблеме гражданину затруднительно отделить «зерна от плевел», с другой — на подобные размышления наводят безапелляционные действия российских официальных лиц, не затрудняющих себя проведением народных референдумов (как, например, с отдачей Китаю островов на Амуре). СМИ, призывая обдуманно отнестись к решению судьбы Южных Курил, зачастую ограничиваются выражением крайних точек зрения: сохранение за Курилами российского «гражданства» или за придание им японского «гражданства».
Россия (прежде СССР) и Япония неоднократно с одинаковой безрезультатностью обращались к положениям статьи 31-й Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров, обязывающем толковать термины международных договоров добросовестно и в соответствии с их обычным значением. Но «обычное значение» понятия Курильских островов каждая сторона трактует по-своему. Курильские острова (по-японски — Тисима-ретто) — территория России. Это архипелаг в составе Сахалинской области общей площадью 15 600 кв. км протянувшийся на 1200 км (750 миль) от южной оконечности полуострова Камчатка до о.Хоккайдо. Его принадлежность определена рядом международных документов, принятых по итогам Второй мировой войны. Этот международно-признанный факт на протяжении нескольких десятилетий оспаривает Япония. Она настойчиво добивается передачи ей Южно-Курильских островов, именуемых в Японии «северными территориями». При этом следует иметь в виду, что понятие «северные территории Японии» многовариантно. Для «крайних» реваншистов — это как минимум, о. Сахалин и все Курильские острова, для «умеренных» — Южный Сахалин и Курилы. Территория, на которую официально претендует Япония, — это не четыре острова, как часто звучит, а 12 — общей площадью 8 548,96 кв. км. Это два острова Большой Курильской гряды (площадью 8270 кв. км) — о. Итуруп (6720 кв.км) и о. Кунашир (1550 кв.км), острова Малой Курильской гряды (278,96 кв.км) — о. Шикотан (182 кв. км.) и острова Плоские, имеющие в Японии название Хабомаи (96,96 кв.км): о.Полонского (Тараку), о.Зеленый (Сибоцу), о.Юрий (Юри), о.Танфильева (Суисе), о.Анучина (Акиюри), о.Сторожевой (Моисе), о.Сигнальный (Каигара), о.Рифовый (Одоке), о-ва Демина (Харукаримосери).
В СССР территориальной проблемы с Японией как таковой не было. На этот счет мнение политических лидеров было однозначно и категорично. Впервые за всю послевоенную (с 1945 г.) историю советско-японских отношений ее наличие было официально признано после подписания М.С.Горбачевым «Совместного советско-японского заявления». Последующие многочисленные переговоры привели к тому, что Россия, идя на компромисс, соглашается обсуждать вопрос о Южно-Курильских островах с тем, чтобы решить его при заключении мирного договора. Мирный договор между РФ и Японией — это, безусловно, важно. Но фактически состояние войны между странами прекращено со дня подписания советско-японской декларации 1956 г., согласно которой между странами восстанавливается мир и добрососедские дружеские отношения.

ДОБИВАЯСЬ передачи Южно-Курильских островов, Япония приводит свои доводы, в частности, ссылается на их историческую принадлежность, что по заявлению японской стороны прежде признавала и Россия. В этом случае отторжение островов противоречит Каирской декларации союзников. Приоритетность открытия островов, надо сказать, не бесспорна. В силу географической близости Японии к Курильским островам разумно предположить, что японцы значительно раньше других узнали о их существовании. Первую схематичную карту Южных Курил, составленную японским самураем Сиронори в 1635 г. многие ученые считают очень приблизительной и даже неверной. Однако в официальных документах, опубликованных совместно МИД РФ и МИД Японии, ссылку на нее как на первую японскую карту считают необходимой. Есть сведения, что японцы из княжества Мацумаэ (Хоккайдо) в то время уже имели представление о Кунашире, однако до конца XVIII века не делали попыток ступить на его землю, т.к. феодальная Япония строго соблюдала принцип самоизоляции. С 1639 по 1868 г. действовал жесткий императорский закон, запрещавший каждому под угрозой смертной казни выезжать за пределы страны и строить корабли для дальнего плавания. Возникла ситуация, при которой, по мнению японских ученых и государственных деятелей того времени, даже остров Эдзо (Хоккайдо) не считался владением Японии. Его активная колонизация началась в 1869 г., осваивалась в основном южная часть — полуостров Осима.
На период японской самоизоляции приходится изучение и освоение Курильских островов Россией. Первыми русскими, увидевшими в 1697 г. курильский остров Алаид, были казаки небольшого отряда «камчатского Ермака», как называл его А.С.Пушкин, Владимира Атласова. О разведанных островах, через которые лежит путь в «зело чудное Нифонское царство» (Японию) докладывали Петру I, заинтересованному в расширении российских владений. Для приведения «самовластного», т.е. никому не подчиненного коренного населения островов — айнов, или курил («кур» на языке айнов означает «человек»; отсюда пошло название островов) в российское подданство и для сбора ясака отправлялись отряды казаков и промышленных людей. Походы под руководством Д.Я.Анциферова и И.П.Козыревского положили начало систематическому изучению и освоению Курильских островов русскими людьми. Впервые были собраны наиболее полные и точные сведения об этих землях. В 1726 г. И.П. Козыревский составил не только первое в мире описание Курильских островов, но и «Чертеж морским островам», включавший информацию о большинстве Курильских островов и Хоккайдо. Он первым попытался ввести их нумерацию. Обследуя южные острова Курильской гряды выяснилось, что «итурупинцы и уропцы самовластно живут и не в подданстве, и торгуют повольно», а жители Кунашира — одного из наиболее крупных островов — говорят на том же языке и исповедуют ту же веру, что и остальные курильцы, тоже самостоятельны и независимы».
Русские геодезисты первой морской Курильской экспедиции (1719—1722) И.М.Евреинов и Ф.Ф.Лужин, выполняя секретное задание царя идти «до Камчатки и далее, куды вам указано, и описать томашние места ... и все на карту исправно поставить», провели первую картографическую съемку северных Курильских островов. Проведенные исследования имели большую научную ценность. В России впервые при составлении карты была использована градусная сетка и определены широты с помощью астрономического квадранта. Результатом работы второй Камчатской экспедиции (1738—1739) стало точное определение географического положения всей Курильской гряды. Картографический материал стал основой для показа Курильских островов на «Генеральной карте Российской империи» в первом «Атласе Российском», изданном Академией наук в Санкт-Петербурге в 1745 г. Это первое в истории картографическое изображение архипелага, напоминающее его очертания на современных картах.
Закрепляя права России на Сахалин и Курильские острова, русские землепроходцы устанавливали кресты и столбы с надписями о принадлежности этого края Российской державе, брали курильских айнов под свою защиту. Во время экспедиции известного русского мореплавателя М.П.Шпанберга (1739—1740) многие жители были обращены в христианство и приняли русские имена. К четвертой ревизии (переписи), проведенной по указанию правительства в 1781—1787 гг., все жители Курильских островов считались православными. С 1779 г., разрушая представления о традиционной колонизации, был отменен сбор ясака. Екатерина II писала: «... Приведенных в подданство мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать...». В 50—70-е годы XVIII в. влияние России на Южных Курилах (в частности, на Итурупе) было преобладающим. Однако в силу большой удаленности и занятости решением европейских проблем, Россия в то время не смогла установить реальный контроль над всеми Курилами. Сохраняя суверенитет над северными Курилами южные острова фактически с 1800 г. оказались под юрисдикцией Японии. Это подтверждал изданный в 1804 г. Московским императорским университетом «Географический словарь Российского государства»: «Севернейшие острова повинуются российской, Южнейшие — японской власти».
К середине XIX в. определилась первая российско-японская граница. Юридически она была зафиксирована первым территориальным договором — Трактатом о торговле и границах между Россией и Японией (так называемый Симодский трактат), заключенный адмиралом Путятиным 26 января (7 февраля) 1855 г. (Эта дата — 7 февраля — объявлена национальным символом Японии. Начиная с 1981 г. отмечается «День северных территорий»). Острова к северу от Урупа были объявлены российскими, а Итуруп, Кунашир, Шикотан и Плоские (Хабомаи) официально отошли японской стороне. Сахалин по взаимному согласию стали считать территорией совместного проживания японцев и русских, что не предотвратило, однако, в дальнейшем стычки и недоразумения между ними. Петербургский договор1875 г., подписанный князем Горчаковым, предусматривал переход Сахалина России, а всех Курильских островов — Японии.

ПОСЛЕ поражения в Русско-японской войне (1904—1905), согласно Портсмутскому договору 1905 г. Россия уступила Японии Южный Сахалин — территорию южнее 50-й параллели. (Подписавший договор граф Витте получил в последствии прозвище «Витте-Полусахалинский»). Примечательно, что добиваясь от российского правительства территориальных уступок, японские представители на мирной конференции в Портсмуте прямо заявили, что война упраздняет все договоры и соглашения, заключенные раннее воюющими сторонами. При этом, ныне обосновывая свои территориальные претензии, японская сторона находит возможным ссылаться на договор 1875 г., который был ею же разорван в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 г. Жестко настаивая на соблюдении договоров, Япония не принимает во внимание неоднократные нарушения со своей стороны, в том числе и условий Конвенции (от 20 января 1925 г.) об основных принципах взаимоотношений. В соответствии с ней обе стороны обязывались «воздерживаться от всякой открытой или скрытой враждебной деятельности друг против друга». Тем не менее японские воинские подразделения систематически совершали провокации на границах с СССР. В 1938 г. они крупными силами вторглись на советскую территорию в районе о.Хасан, что для Дальнего Востока в приговоре Международного трибунала было расценено как «война». Вместе с тем до 1945 г. все Курильские острова и Южный Сахалин находились под юрисдикцией Японии. Деловитые японцы основательно осваивали новую территорию: строили лесопильные предприятия, дороги, мосты, линии электропередачи. Основанные на Южных Курилах рыбокомбинаты снабжали консервами и рыбой большую часть Японии.
После поражения во Второй мировой войне и подписания 2 сентября 1945 г. Акта о безоговорочной капитуляции к Японии как к государству-агрессору был применен ряд мер, в частности, отторжение части территории — одна из форм ответственности государства за совершенную агрессию, наказание военных преступников и др. Это обычная международная практика, признанная международным правом. Она закреплена в Уставе ООН, который признал правомерность действий, предпринятых против бывших «вражеских государств» (Япония входила в их число) «во время или в результате Второй мировой войны». Япония, вступая в ООН, согласилась с этим уставом. В Потсдамской декларации союзников 1945 г., принятой Японией, говорится, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем». В число отторгнутых островов вошли даже те, которые не попадали под формулу Каирской декларации (захват «при помощи силы и в результате своей алчности»). В результате у Японии в числе других территорий были отторгнуты Южно-Курильские острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Плоские (Хабомаи). В соответствии с этим положением в директиве штаба американских оккупационных войск японскому правительству за №667 от 29 января 1946 г. четко указывалось, что из под юрисдикции японского правительства исключаются «Курильские острова, группа островов Хабомаи, включая острова Суисе, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также острова Сикотан».
Обосновывая свои территориальные претензии, японская дипломатия считает вступление СССР в войну против Японии незаконным, т.к. был нарушен пакт о нейтралитете, заключенный между СССР и Японией 13 апреля 1941 г. Однако факты свидетельствуют о том, что Япония систематически нарушая границу с СССР, не придерживалась этого пакта и дала достаточно оснований для его денонсации. Другая версия войны с Японией — это результат «имперской политики» И.Сталина. Следует иметь в виду, что вступление СССР в войну не было спонтанным сиюминутным решением. Оно явилось следствием коалиционного характера войны и союзнических отношений, охватывающих не только проблему войны с Японией, но ход и исход всей Второй мировой войны. Инициатива участия СССР в войне, как известно, принадлежала лидерам союзных держав: СССР, Великобритании и США. Принятое ими соглашение было достигнуто только на Ялтинской конференции (февраль 1945 г.), когда разгром фашистской Германии был очевиден. В качестве одного из условий вступления СССР в войну против Японии оно предусматривало передачу Советскому Союзу Курильских островов. (Надо отметить, что И.В.Сталин, помимо Курильских островов в качестве моральной компенсации (в том числе и за японскую оккупацию советского Дальнего Востока 1919—21 гг.) рассматривал установление юрисдикции СССР над северной частью о. Хоккайдо. Тогда демаркационная линия проходила бы от гор Кусиро на востоке до города Румоэ на западном побережье острова. Президент США Г.Трумэн имел свои виды на острова. Так, он посчитал возможным предложить И.Сталину передать в пользование один из центральных островов Курильской гряды для создания там авиационной базы в коммерческих и военных целях. На что И.Сталин, в свою очередь, высказал желание иметь право посадки советским самолетам на американском аэродроме на одном из Алеутских островов, ссылаясь на то, что в этом случае авиационная трасса на Сиэтл станет более удобной.) Фактически было получено юридическое подтверждение передачи СССР Курильских островов, включая острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Плоские (Хабомаи). Советская сторона видела основания для распространения суверенитета СССР на Курилы и Сахалин в положениях Каирской декларации — об изгнании Японии с территорий, приобретенных ею «при помощи силы или в результате алчности», Ялтинского соглашения — «о передаче Курильских островов Советскому Союзу» и о «возвращении» ему Южного Сахалина, Потсдамской декларации — о том, что условия Каирской декларации будут выполнены. Значительно позже, в 50-х гг., Япония стала настаивать на том, что Ялтинское соглашение не является окончательным решением территориального урегулирования. Поскольку оно было секретным и Япония не была его участником, то, по мнению японской стороны, идущему вразрез с мнением других стран, Япония ни юридически, ни политически не связана с его положениями.
Претензии на часть дальневосточной островной территории России японские политические круги, главным образом, основывают на некоторых пробелах в международных решениях. В частности, Сан-Францисский мирный договор 1951 г., подписанный 49 странами, в том числе и Японией, проводя границы государств по итогам Второй мировой войны, не определил государственной принадлежности Курильских островов. Был зафиксирован лишь общий отказ Японии от прав и претензий на территорию без указания того, под чью юрисдикцию эта территория попадает в дальнейшем. (Предполагался отказ Японии от претензий не только на Курильские острова, но и на другие территории — на о. Формозу (Тайвань) и Пескадорские острова, Парасельские острова и о. Спратли). Другими словами, в этом договоре не были определены географические пределы тех островов, от которых отказалась Япония. Этот факт до сих пор дает японским дипломатам повод утверждать, что российские Курилы начинаются севернее Урупа.
На двусмысленность такой трактовки статьи договора об отказе Японии от советских островов обратил внимание глава советской делегации А.А.Громыко. Он публично отметил, что «проект ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на эти территории, умалчивая об исторической принадлежности и бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти части территории СССР». Сан-Францисский мирный договор, составленный без участия Советского Союза, СССР не подписал. Ссылаясь на этот факт, Япония настаивает на том, что Советский Союз не мог пользоваться правами, которые дает данное соглашение его участникам. Однако сама Япония подписала текст договора, содержащий однозначную формулировку об отказе страны «от всех требований, прав и претензий» и признала его справедливым. Ратифицировав его, она согласилась с отторжением у нее территорий, в том числе и принадлежавших ей исторически. Таким образом, отказ Японии от Курильских островов носит абсолютный и полный характер и не дает ей правовых оснований выступать с какими-либо претензиями на этот счет, независимо от того, подписал СССР Сан-Францисский мирный договор или нет. Это, по сути, нарушение условий договора, идущее в разрез с общепризнанным принципом международного права «Pacta sunt servanda» — «договоры должны соблюдаться».
Японская сторона утверждает, что Южные Курильские острова всегда принадлежали Японии, являясь частью Японских островов, а не Курильской гряды, а значит, они никак не связаны договором 1875 г. Ссылаясь на географическую общность гряды Хабомаи и Шикотана с о. Хоккайдо, Япония обращается к документам об административном делении тех лет, когда часть «северных территорий» входила в префектуру Хоккайдо и т.п. В этой связи статус Южных Курил следует определять вне связи с юридическими актами, регулирующими статус всех Курильских островов. Соответственно, они не должны попадать под действие Сан-Франциского договора. Однако при ратификации договора представитель японского МИД К.Насимура заявил: «Понятие «Курильские острова».., содержащееся в договоре, истолковывается как включающие Северные Курильские острова, так и Южные Курильские острова».
Япония, претендуя на острова Южной Курильской гряды, ссылается на советско-японскую декларацию от 19 октября 1956 г. «О прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений», истолковывая ее исключительно в свою пользу. В частности, она настаивает на выполнении обещания бывшего советского лидера Н.С.Хрущева (вошедшего в отечественную историю как щедрого дарителя российских земель) передать Японии «в знак будущей дружбы» острова Шикотан и Плоские (Хабомаи). Но при этом умалчивается о главном — советской стороной выдвигались обязательные условия: 1) ликвидация на территории Японии всех американских военных баз и вывод американских военнослужащих. (Напомним, это происходило в период «холодной войны» и острого противостояния СССР и США); 2) передача островов возможна только после заключения мирного договора между СССР и Японией. Условия оказались для Японии невыполнимыми, поскольку Договор безопасности, заключенный с США 8 сентября 1951 г. (через несколько часов после заключения Сан-Францисского мирного договора), узаконил пребывание американских войск на японской территории до 1960 г. В дальнейшем этот договор был продлен. Не принимая подобную позицию Японии, в СССР была опубликована «Памятная записка Советского правительства правительству Японии по поводу нового Договора безопасности» (между Японией и США. — Т.А.). В этом документе сообщалось, что новый японо-американский Договор безопасности направлен против Советского Союза и КНР. Поэтому Советское правительство «не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками». Но вопреки всему факт, что острова, названные Н.Хрущевым, будут переданы Японии, прочно вошел в сознание японских граждан. Между тем декларация 1956 г. не является юридическим основанием для передачи каких-либо российских земель.

В ОТНОШЕНИЯХ СССР и США в годы «холодной войны» произошли кардинальные изменения — из союзников в годы войны они стали противниками. В то же время непримиримые враги — США и Япония, наоборот, стали союзниками. Для облегчения усилий по восстановлению страны после поражения в войне Японии был нужен враг. «Советская угроза» была избрана в качестве удобного повода увеличить военную мощь без риска раскола общественного мнения. Есть предположение, что «проблема» Южных Курил возникла не без участия США. Так, в частности, в своих мемуарах «Воспоминания о десяти прошедших годах» бывший премьер-министр Японии Иосида Сигэру описывает, как готовился Сан-Францисский мирный договор 1951 г. и сообщает: «Мы молча оставили за собой решение территориального вопроса с тем, чтобы используя его в качестве козырной карты, занять на предстоящих переговорах с Советским Союзом ключевые позиции». До сих пор позиция США в отношении решения вопроса «северных территорий» неоднозначна. Высказываясь за передачу островов Японии, поддерживается политика направленная на сохранение сложных отношений Японии и РФ.
Правительство России, решая судьбу Южных Курил, не может не учитывать того, что требование Японии не только игнорирует права граждан России на эти территории, но и ущемляет их национальные интересы. В стратегическом отношении утрата островов образует брешь в единой системе обороны Российского Приморья, ослабив обороноспособность на направлении, прикрывающем наиболее развитую часть российского Дальнего Востока. Нарушается естественная преграда, которую представляет собой Курильская гряда, обеспечивающая безопасность ТОФ в случае агрессивных действий любого потенциального противника. (До сих пор военно-политическим руководством Японии и США остров Хоккайдо рассматривается как основной плацдарм для эскалации военных действий на Дальнем Востоке в случае военного конфликта с РФ). Там дислоцируется крупный контингент японских войск. Тоннель между Хоккайдо и Хонсю позволяет быстро наращивать военную группировку (до пяти дивизий в сутки). Теряется кратчайший выход в Тихий океан — судоходные и незамерзающие Южно-Курильские проливы. В случае изменения геополитической обстановки в мире они приобретают значение, аналогичное Черноморским проливам Босфор и Дарданеллы, которые Турция использует для политического давления на другие страны. Российским судам, направляющимся через пролив Лаперуза в порты материковой части Дальнего Востока нужно будет платить по международным правилам. Проливы на севере Курильской гряды не обеспечивают необходимой скрытности, т.к. они находятся под контролем стационарной гидроакустической системы США, и, кроме того, проход через них сложен в навигационном отношении. Ныне на островах, несмотря на сильное сокращение группировки войск, существуют системы ПВО и созданы условия для их наращивания. В случае отдачи островов российские корабли лишатся воздушного прикрытия в этом районе.
С переходом Южно-Курильских островов под юрисдикцию Японии Охотское море — российская рыбная «житница», дающая более половины общероссийской добычи рыбы и других морепродуктов перестает быть российским внутренним морем. Теряется Южно-Курильский рыбопромысловый район — один из самых продуктивных в северо-западной части Тихого океана. Там проходят пути миграции лососей, идущих как в район нагула, так и на нерест в реки Сахалина, побережья Охотского моря и Татарского пролива. К тому же на самих спорных островах много естественных нерестилищ лососевых пород рыб. В частности, на Итурупе 40 нерестовых рек и 9 озер, на Кунашире — 24 реки и 3 озера. Шельф Курильских островов благоприятен для промысла крабов, креветок, трубача, двустворчатых моллюсков (гребешок, мидии), пользующихся высоким спросом на внешнем рынке. За право ведения промысла в районе этих островов в рамках межправительственного соглашения Япония ежегодно платит России около 1,3 млрд. иен. Акватория южных Курильских островов (Кунашир и Итуруп) имеет уникальные по мировым стандартам запасы бурых и красных водорослей. К примеру, в заливе Измены на Кунашире находится самая крупная на Дальнем Востоке плантация анфельции. Из этих водорослей производится агар-агар — ценное сырье для медицинской, кондитерской и парфюмерной промышленности. Пояс ламинарий в районе Курил достигает 2—3 км (59 кг на 1 м2). Ее разведанные запасы оцениваются в 2—2,5 млн тонн. В случае передачи островов Японии РФ теряет водорослевые ресурсы, стоимость которых в пересчете на конечный продукт переработки — фикоколлоиды составит более 3 млрд. долларов.
Курильские острова славятся своими полезными ископаемыми. Помимо благородных и редких металлов здесь выявлены месторождения самородной серы, ильменит-магнетитовых россыпей, а также залежи нефти и газа. Велики ресурсы строительных материалов и термальных вод. Сырьевые богатства органично сочетаются с красотой почти нетронутой природы. Острова покрыты елово-пихтовыми лесами, изобилуют редкими растениями, в том числе и реликтовыми. При разумном подходе острова могли бы стать постоянным местом экскурсий и туризма. Там можно увидеть вулканы, похожие на японскую Фудзияму, целительные источники, горячие вулканические озера с меняющимся цветом воды, многочисленные водопады с кристально чистой водой и многое другое, что заставляет человека замирать от восхищения.

ВЕРОЯТНО, в скором времени благодаря усилиям обеих сторон территориальный спор будет окончательно решен. Учитывая сегодняшние реалии, многие россияне обеспокоены, что возможный компромисс будет все-таки в пользу Японии. Надо признать, что ее настойчивость (вода, как известно, камень точит) на протяжении полувека достигла впечатляющих результатов: японцы добились официального признания территориальной проблемы в районе Южно-Курильской гряды. Введенный ими термин «северные территории», подразумевающий российские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Плоские (Хабомаи) общей площадью около 9 тыс.кв.км, прочно вошел в политический лексикон. В мире ни одно государство добровольно не отказывалось от собственной территории в пользу другого государства, тем более государство-победитель в пользу страны, потерпевшей поражение. Тем не менее многочисленные переговоры на высшем уровне привели к тому, что Россия, взвешивая все «за» и «против», обсуждает проблему территориального размежевания. Неоднократные заявления российского МИДа свидетельствуют, что по вопросу принадлежности Южно-Курильских островов сохраняется прежняя позиция. Вместе с тем стремясь к заключению мирного договора, Россия уже ведет речь о Шикотане и Плоских (Хабомаи) островах. В сознание россиян постепенно внушается мысль, что возможную передачу части островов Южных Курил следует рассматривать как акт доброй воли с целью нормализовать отношения с восточным соседом, а не как удовлетворение якобы законных претензий. Безусловно, в принятии окончательного решения относительно судьбы Южно-Курильских островов учитываются современные условия, где главное — полноценные добрососедские отношения. Однако территориальная уступка, под каким бы предлогом она ни осуществлялась, означает потерю российской территории и во многом подтвердит тенденцию к уменьшению внешних сфер влияния РФ. Попытки пересмотреть территориальное урегулирование, в том числе и закрепленное в послевоенных мирных договорах, чреваты негативными последствиями. В истории страны есть немало примеров, когда территориальные уступки Россией в дальнейшем вызывали еще большее желание со стороны соседних стран пересмотреть законность российской границы. Пересмотр послевоенных границ на Дальнем Востоке может создать прецедент для пересмотра границ многих стран мира.
Пока в обществе рассуждают: быть или не быть Курилам русскими, правительствами обеих стран проводится работа, направленная на совместное использование островов. Они активизируют усилия по разъяснению важности заключения мирного договора. Думается, действия правительства в принятии окончательного решения по вопросу Южно-Курильских островов будут оправданы и направлены на сохранение суверенитета и независимости Российского государства.

 

 

 



Татьяна АДАШЕВА, доцент кафедры географии Госпедуниверситета
Комсомольск-на-Амуре.


В оглавление номера