— Надо спасать Россию. Она погибает в непорядках, — сказала жительница села Каргашино Сасовского района Рязанской области Анастасия Михайловна Доронина после встречи крестного хода из Перми на Куликово поле.
Естественно понимание его смысла как такого символического призыва. С Куликовым полем связано само существование России. А вот что, в частности, говорит руководитель паломников протоиерей Александр Петропавловский:
— Возрождение крестного хода как духовное делание православной церкви сейчас очень необходимо для народа. Прежде всего потому, что нарождается новое язычество. Православная культура потихоньку размазывается в этом новом язычестве. В ее защиту в последние годы мы совершили ряд продолжительных шествий. А нынешний крестный ход особенно символичен. Отмечается 625-летие Куликовской битвы. Она явила победу христианства над язычеством. Духовным вдохновителем Дмитрия Донского на эту победу выступил преподобный Сергий Радонежский. Его сомолитвенником и духовным братом был просветитель и первый епископ нашего края Стефан Великопермский. И мы знаем, что вятские дружины сражались в рядах войска Дмитрия Донского. И мы, потомки тех, кто был святителем Пермским просвещен, сегодня не можем остаться в стороне и по мере сил своих решили вот такое духовное делание совершить.
Вместе с тем мы идем на Куликово поле не к Дню Великой Победы — мы идем к Дню Рождества Богородицы. Потому что одержана эта великая победа в день рождения Пресвятой Богородицы.
То есть участникам крестного хода хотелось бы, чтобы именно этот светлый праздник был основой для братского единения всех наших современников.
Это деяние совершается с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, восемь архиереев благословили этот крестный ход, ему присвоен статус Всероссийского. Путь лежит через семь губерний — это символичное число, поскольку у церкви семь святых таинств. Паломниками представлена вся Россия. Люди прибывают издалека — с Урала, Вятки, из Удмуртии, Марий Эл, Нижегородской и Рязанской областей, Москвы, Екатеринбурга и других мест.
В едином духовном потоке — самые разные люди. Всех возрастов и родов занятий. Самому малому — одиннадцать, ветерану — за семьдесят. Лица из духовенства. Врачи, учителя. Другие специалисты с высшим образованием. Крестьяне сел, через которые движется процессия. И ребята, и девчонки. Очень много студентов и школьников — с большим сожалением в канун первого сентября они разъехались на занятия, как и учителя.
Пешком люди идут уже два с лишним месяца. По 35—40 километров в день, однажды преодолели 51 километр. Жаль, немногие имеют время, чтобы одолеть дорогу от первого шага до последнего. Лишь группа зачинателей крестного хода из Перми продолжает его с намерением завершить на Куликовом поле. Многие идут неделями, в свой отпуск, еще больше присоединяются к шествию в родных уголках на день-два. В селе Острожке из двух тысяч жителей навстречу крестному ходу вышли полторы тысячи. Пермская область, Удмуртия, Марий Эл — там особенно людными были шествия и встречи. И в Сасове. Также в течение двух дней люди идут с утра до позднего вечера, чтобы прикоснуться к святыням, которые несут участники крестного хода. Прикоснуться к святыням Вселенской православной церкви и проснуться в конце концов от сна лености. Те, кто смотрит на все через призму телевидения, не могут увидеть истины. Ведь только через призму веры можно понять те события, которые сейчас происходят.
Мы стараемся в меру наших сил оповестить народ. Перед началом крестного хода была пресс-конференция, мы дали информацию в церковных изданиях и везде, где нам доступно. Но ведь не все средства массовой информации хотят о крестном ходе сообщать, многих это абсолютно не интересует, или эту информацию не приемлют их хозяева. Сейчас правдивую статью очень редко встретишь. Это беда. Порой корреспонденты газет, телевидения, радио приходят: «Нам вот нужно что-нибудь такое!» Я им: «Компрометирующее?» — «Ну!»
Если в народе нет духовного стержня, то он превращается в толпу и расточается. Нужно возрождение духа, укрепление веры, нужно единение людей, укрепление общин, православных общин прежде всего как образа мысли людей. Необходимо укрепление общинного мышления. Сейчас все делается для того, чтобы общинное мышление разрушить. По сути дела, крестный ход — это православная община, в которой общинное мышление и формируется. По мере сил каждый обязан это делать.
Православие как общинная цивилизация подвергается натиску. Это хорошо видно на примере братской православной Сербии. Этот малый народ из людей, крепко держащихся друг за друга, сумел построить макет воссоздания православной России, почему их отечество и было беспощадным образом уничтожено. Мировому напору противостояли православные сербские общины. Сербам удалось вновь восстановить православную общину в полноте ее действия. Мировое зло увидело в их общинах страшную для себя преграду, потому что сербы всегда заявляли, что нас с русскими 250 миллионов. Малый народ никогда себя не отделял от России. Теперь, к сожалению, его искусственным образом отделили. Хотя мы с сербами всегда в хороших отношениях. Я знаю это по себе, учился в семинарии вместе с сербами и православными христианами других национальностей.
Против православной общинной цивилизации используется известный сатанинский принцип «разделяй и властвуй». Написано в Евангелии: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там посреди них — Я», — Господь сказал». Это свидетельствует о необходимости соединения.
Таковы основные высказывания отца Александра Петропавловского из беседы перед выступлением участников крестного хода из города Сасово. Перед лицом сил, стремящихся к углублению раскола общества, важнее всего призыв к единству при всех имеющихся сегодня разногласиях среди патриотов. Этот призыв находит благодатный отклик, что подтверждают встречавшие крестный ход благочинный Сасовского округа настоятель Казанского храма протоиерей Николай Бабачук и жители города и района. В обстоятельной беседе отец Николай выразил те же чувства и мысли, что и предводитель путников отец Александр. Страстно выступил против усиленного насаждения сектантства.
— Это все сатанинское наваждение. Самое главное — это я и как православный священник, и как гражданин считаю — они разделяют и проповедуют, что нельзя в руки брать оружие. А кто же будет Родину защищать? Всегда находятся те, кто хочет нас покорить силой оружия. А нам, говорят, нельзя оружие в руки брать. Им — можно. Вот таких оккультных сект насадят — и тогда, пожалуйста, приходите и берите нас голыми руками.
Я преклоняюсь перед нашими предками, которые построили нашу великую страну, могучую промышленную державу. А сегодня мы хуже янычар — все развалили в своей стране. Наши предки для кого все строили? Для одного Абрамовича или еще кого, чтобы у него яхты были и миллиарды долларов, а чужие дети в канализационных люках жили? Они нас всех посадили бы в эти люки. Они нас за людей не считают.
Деды различных национальностей с 41-го по 45-й в одном танке сидели, против общего врага сражались, а их детей и внуков стравили, заставили друг в друга стрелять. Не может такое пройти безнаказанно. Виновные все равно должны предстать перед судом.
Народ уже осудил за разделение. То, что ты не созидал, какое имеешь право разрушать? Вранье, что народ этого хотел. Кому-то тумана в голову напустили. Толкуют о счастье. Какое там счастье, если полстраны сидит в рабстве где-то за границей, если женщины едут в Турцию, в Италию и становятся там сами знаете кем. Какое это счастье, если в собственной стране не стало вдруг работы? Это унижение и позор. И для страны, и для руководителей.
Крестный ход идет по стране. Перед глазами тут и там — картины опустошения и вымирания. Это не новость. Отец Александр говорит о разоряемых селах:
— Да их все видят. И не надо искать. Выехал за город — их там полно. Их увидишь и из машины.
Именно о таких скорбных картинах говорила жительница села Каргашино Анастасия Михайловна Доронина, приезжавшая в город Сасово для встречи крестного хода. Во многих окрестных селах полностью уничтожены животноводческие городки, подорвано или уничтожено многоотраслевое крупное товарное производство. Как и по всей России на ее крестном пути.
Путники несут веру в православные святыни, читают и поют молитвы. Их духовное делание — тысячи километров пешего крестного хода являют собой живой, сегодня творимый пример подвига во имя веры, деятельного ее распространения, а не лежачего ожидания манны небесной. Под лежачий камень вода не течет. Отец Николай говорит: «Эти крестные ходы — такие искорки, которые зажгут и поднимут людей».
В эти дни пройдены города и села Шацк, Ольхи, Борец, Борки, Ухолово. Впереди — Ряжск, Марчуки, Милославское, Чернава, Грибоедово, Монастырщина. Отец Александр рассказывает:
— 20 сентября наш крестный ход выйдет к храму на Куликовом поле, где будет отслужено всенощное бдение. Мы вольемся в те торжества, которые запланированы там церковью. 21 сентября состоится Божественная литургия, которую, возможно, будет служить Святейший Патриарх Алексий Второй.
.