Министр обороны РФ г-н Иванов изо всех сил пытается
сделать вид, что во вверенном ему ведомстве все быстро меняется к
лучшему. А если проблемы и есть, то они будут в самое ближайшее время
устранены. Однако последствия разгрома, учиненного нашей армии после
1991 года (и не закончившегося еще и сейчас) настолько тяжелы, что
деятельность г-на Иванова больше напоминает наложение заплаток на
почти полностью изношенный и изорванный от ветхости кафтан.
Только-только мы пережили позор, вызванный неспособностью ВМФ выручить
без иностранной помощи батискаф, потерпевший аварию у берегов Камчатки,
как новое чрезвычайное происшествие. На нашем единственном авианосце
«Адмирал Кузнецов», вышедшем чуть ли не впервые в своей жизни в океан,
с палубы свалился и затонул на глубине более 1100 метров истребитель
Су-33 (летчик успел катапультироваться).
И вот новое ЧП. Позавчера на территории Литвы (!) разбился истребитель
Су-27. По сообщению прессы, этот самолет из 6-й армии ВВС—ПВО выполнял
перелет с аэродрома в Ленинградской области в Калининградскую область.
Группа из самолетов Су-27 и МиГ-29 шла над морем. По официальной версии,
в какой-то момент у потерпевшего катастрофу самолета отказало навигационное
оборудование, и, поскольку визуальное ориентирование над морем невозможно,
он сместился в сторону суши и оказался в воздушном пространстве Литвы.
Через какое-то время у него попросту кончилось горючее, и он рухнул
в чистом поле в 55 километрах севернее г.Каунаса, ничего, к счастью,
не разрушив. Славный путинский «сокол» был доставлен в деревенский
полицейский участок.
За оценкой происшествия мы
обратились к полковнику Валерию
ШЕКУРОВУ — летчику-снайперу, который до недавнего времени командовал
689-м истребительным полком им. маршала авиации А.Покрышкина. Этот
полк дислоцирован в Калининградской области, и на его вооружении состоят
такие же Су-27, как и тот, который рухнул в Литве.
— Валерий Борисович! Как вы оцениваете эту катастрофу?
— Позор! По другому и не скажешь. Но слово «позор» относится не к
летчику, а к руководству Вооруженных сил. Что касается пилотов, то
они делают гораздо больше, чем можно в этих условиях. Состояние авиатехники
ныне такое, что летчики вполне могли бы отказываться от полетов. Но
они настолько любят небо, что готовы летать даже на неисправных самолетах.
— Самолет упал на территории страны, которая входит в состав НАТО.
Нет ли опасности, что секретное оборудование, прежде всего система
определения «свой — чужой» попадет в руки вероятного противника?
— Нет. Это оборудование сконструировано так, что при падении самолета
оно разрушается и воспользоваться нашими военными тайнами противник
не может.
— Почему мог произойти отказ навигационного оборудования?
— Точную причину может определить только расследование с участием
специалистов. Но одной из возможных причин является порочная практика
подготовки самолетов в нынешних ВВС к учениям. Как это делается? Чтобы
подготовить один самолет к вылету, с других самолетов снимают соответствующее
оборудование и ставят на тот, который готовят к вылету. На следующий
раз уже с этого самолета снимается какое-то оборудование и переставляется
на другой.
Ясно, что от этого надежность оборудования лучше не становится. А
причина в том, что в условиях жуткого недофинансирования Вооруженных
сил оборудование для плановых замен и для ремонта не поступает, да
и лучшие специалисты или уже ушли, или вот-вот уйдут последние. Так
что ничего удивительного в происшедшем нет. Кстати, насколько я знаю,
падение Су-33 с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» тоже произошло
прежде всего из-за неподготовленности техники.
— Мог ли пилот разбившегося СУ-27 тем не менее избежать катастрофы?
— Мог. Но проблема заключается в падении уровня квалификации пилотов.
Их в этом трудно винить. Это опять-таки вина тех, кто отвечает за
состояние Вооруженных сил. Дело в том, что и из-за нехватки горючего,
и в целом из-за недофинансирования наши пилоты не имеют необходимой
практики. Проще говоря, сидят на земле и теряют квалификацию.
Суммарный налет личного состава истребительного авиаполка за целый
год оказывается равным налету (в нормальных условиях) одного (!) пилота.
Дело дошло до того, что сейчас всерьез рассматривается вопрос о том,
чтобы компенсировать летчикам нашего 689-го полка нехватку налета
тренировками на...винтовых самолетах типа Як-52. Можете себе представить?
Пилоты лучших в мире Су-27 будет тренироваться на винтовых самолетах!
Дожили! Но если уж во главу угла ставится не боеготовность, а экономия,
то лучше сразу пересадить наших пилотов на планеры и на них отрабатывать
и воздушный бой, и перехват.
Наши ВВС уже почти угроблены, а этот процесс не только не остановлен,
но и, по сути дела, продолжается. Так что катастрофа Су-27 в Литве
— это прежде всего отражение катастрофического состояния нашей военной
авиации в целом.