Жанр реалити-шоу расширяет сферу своего воздействия.
До сих пор подобные программы были ориентированы на самую примитивную
молодежь, которой предлагали «строить любовь», выполнять дурацкие
задания «Большого брата» или попрошайничать на улицах большого города,
любыми способами добывая еду. Теперь — опять же на канале ТНТ — появилось
новое реалити-шоу «Кандидат», где на первый взгляд другие задания,
герои, целевая аудитория и другой приз.
Если участники предыдущих реалити-шоу по уровню интеллекта незначительно
превосходили аквариумных рыбок (собственно, и наблюдать за их жизнью
«за стеклом» следует примерно в таком духе — от них же не требуется
ничего выходящего за рамки животных инстинктов), то в «Кандидате»
все должно быть серьезно.
Шестнадцать человек, участвующих в игре, говорится на сайте телепередачи,
уже добились в жизни какого-то успеха. Их «отличная карьера», понятно,
связана с этими манящими современного молодого человека словами: бизнес,
менеджмент, маркетинг, реклама... Участников делят на две команды,
каждая из которых должна выполнить бизнес-задание. Выигравшая команда
получает поощрение, например, в виде похода в ресторан и встречи с
какой-нибудь знаменитостью. Один из членов проигравшей команды выбывает
из шоу.
Результаты задания обсуждаются с ведущим и его помощниками. Напряженный
момент — команды входят в подчеркнуто буржуазно обставленную комнату.
Золоченые ручки дверей, красный плюш стульев, белый с золотым рисунком
диван. Кричаще-безвкусная роскошь, вероятно, должна давить, напоминая,
что ты — никто, что дверь в мир богатых только едва приоткрылась перед
тобой, но ты должен очень хотеть в нем остаться. Отсюда заискивающие
фальшивые улыбки, приклеенные к лицам «кандидатов» всякий раз, когда
они видят своего могущественного работодателя.
В конце каждой передачи с почти садистским удовольствием тот объявляет
очередному неудачнику, «лузеру», отрепетированную фразу «Вы уволены»,
хотя его еще и не принимают на работу. (Поклонники программы могут
сколько угодно слушать ее запись на сайте реалити-шоу). Далее следует
крупный план того, кому она была адресована — изо всех сил сдерживающей
слезы девушки или тщетно пытающегося сохранить спокойное выражение
лица молодого человека. Как признаются даже те, кого пока не выгнали
из шоу, «давление на разборах заданий такое жесткое, что просто не
хватает времени восстановиться перед следующим конкурсом». Интересно,
а чего же они хотели, эти молодые управленцы? На них всего лишь давит
«эффективный менеджмент»!
Победителя программы возьмет на работу в свою «ресторанную империю»
некий бизнесмен Аркадий Новиков (по телевизору говорят, очень известный).
Зарплату он обещает в размере 1,5 миллионов рублей в год (то есть
чуть больше 4 тысяч долларов в месяц). Правда, условия контракта в
рекламе шоу не уточняются. Кто знает, может быть, они не помешают
работодателю те же самые слова «вы уволены» произнести на следующий
же день после окончания передачи.
Участники других «телепроектов» в жанре реалити, вероятно, с недоумением
восприняли бы такой приз: победителю «Голода» должны платить 2000
долларов в месяц просто так, безо всякой работы, и вдобавок до конца
жизни. Но, повторюсь, в «кандидаты» отбирали серьезных молодых людей,
которые подозревают, что просто так деньги на голову не сваливаются,
посему ценят хорошее высшее образование и для осуществления своих
материальных мечтаний вроде бы готовы работать с усердием и самоотдачей
представителей третьего сословия времен буржуазных революций в Европе.
Но сами по себе их мечты и ценности на удивление примитивны. Заработать
как можно больше денег — главное стремление Натальи, говорится об
одной из участниц. Другая девушка финансовое благополучие считала
первостепенным раньше, под влиянием юношеского максимализма (странно,
мне всегда казалось, что юношеский максимализм совместим с романтическим
идеализмом, но никак не с приземленным прагматизмом). Теперь же оценила
важность здоровья своих близких и минуты радости и хорошего настроения.
Однако мечту не изменила: «Я поняла, что хочу лучшую, более красивую,
более дорогую иномарку. Моя мечта — красная Ferrari, и я ее достигну».
К машинам у них вообще особое отношение: у кого кабриолет «пежо»,
кто копит на мотоцикл Harley Davidson, другая обожает свою спортивную
«тойоту», третьей муж подарил «ягуар». Непонятно, зачем же тогда стремиться
получить полуторамиллионный контракт, если и без того на «ягуар» хватает.
Один из участников довольно интересно и, наверное, честно сказал,
откуда взялось у него стремление к таким образом понимаемому успеху.
Из комплексов: «В школе я никогда не был самым красивым, самым умным
и самым богатым, поэтому теперь наверстываю упущенное». А ведь ущербный
человек — это страшно.
Когда их отбирали для участия в реалити-шоу, молодых людей в том числе
спрашивали, каким образом они заработали свои первые деньги. Вот каким:
«Подрабатывать начал еще в школе... Рома разносил почту, подметал
улицы и мыл машины». Или так: «Первые деньги Илья получил, таская
ящики со стеклом, после чего решил, что больше никогда в жизни не
будет зарабатывать физическим трудом». Конечно, куда выгоднее паразитически
наживаться на тех, кто физическим трудом что-то создает.
Однако несмотря на всю свою нацеленность и расчетливость, они бывают
странно наивны в рассуждениях. Жалуются, что каждый играет за себя,
а не за команду. Странная позиция: их же так изобретательно учили,
что они — индивидуалисты. Конечно, каждый за себя — потому что все
они конкуренты, и выиграет тот, кто раздавит остальных. Это ребята
из «Большого брата» могут апеллировать к человеческим отношениям,
а натасканным менеджерам это непростительно. Хотя за их сетованием
может скрываться и другое: пусть, мол, все остальные играют на команду,
чтобы помочь лично мне выиграть.
Реалити-шоу «Кандидат», естественно, является заморским изобретением
— это адаптированный для России вариант американского шоу «Подмастерье»
(«The Apprentice») с миллионером Дональдом Трампом в качестве ведущего.
Интересен и российский ведущий, он же, соответственно, работодатель.
В рекламе реалити-шоу Аркадий Новиков назван «одним из самых успешных
бизнесменов России». О том же кричит и весь его антураж. На первую
встречу с «кандидатами» он приезжает на кабриолете «бентли» — ровно
настолько небрежно, насколько тщательно эта небрежность была продумана.
Сайт «Кандидата» рядом с фотографией Bentley Azure тут же услужливо
сообщает, что такой автомобиль стоит 350 тысяч долларов, модель входит
в список 50 самых дорогих машин мира
Просто «ресторанный магнат» знает, что потенциального работника он
должен ослепить широтою размаха, как Ипполит Матвеевич Воробьянинов
— Лизу. И каждый из этих молодых людей мечтает оказаться на его месте,
обладать такими же дорогими побрякушками и войти в круг избранных
(ведь вся игра представляется как жесткая борьба за право войти в
элиту российского бизнеса). Странно видеть, как уже взрослые люди
с детским восторгом замирают при виде любой «знаменитости» (Даны Борисовой,
Оксаны Федоровой, Никиты Михалкова), созерцанием которой их наградили
за выигранный конкурс.
Очевидно, большинство населения до появления на телевидении реалити-шоу
и не подозревало о существовании на просторах отечества этого дельца.
Просто потому, что с их мизерными зарплатами и пенсиями смешно интересоваться
названиями его заведений, где подают «копченую моццареллу из молока
буйволицы со спелыми помидорами, листьями салата с поджаренными перепелками
и перепелиными яйцами».
Первое же бизнес-задание стало карикатурно символичным: из опыта самого
одиозного российского менеджера, когда еще он был просто «рыжиком»,
известно, что путь к успеху лежит через торговлю цветами. Продавать
на улице цветы «кандидатов» первым делом и отправили. То бишь «работать
в сфере прямых продаж». Покупали тюльпаны по 15 рублей, продавали
по 50 — что и говорить, достойное занятие для людей, вроде бы получивших
солидное образование в престижных вузах: МГУ, Финансовой академии,
Высшей школе экономики, МАИ.
«Уволен» по итогам задания был молодой человек, в реальной жизни —
управляющий баром. Он признался, что, работая барменом, привык, что
к нему подходят посетители, а не он бегает за ними. Вот и призывать
прохожих купить цветы ему было неудобно. Вероятно, логика уважающего
себя человека, а не торгаша, обнаружилась у него случайно. Однако
его конкуренты по «Кандидату» никаких неудобств не испытывали: за
проданный букет с готовностью устраивали представление с пением, плясками
и поцелуями.
Дважды участникам предлагалось сделать рекламу. Бросилось в глаза,
что они сами точно такие же жертвы рекламных стереотипов, как и те
люди, для которых свою рекламу делают, чтобы облапошить, заставив
купить рекламируемый продукт или услугу. (Если использовать язык бизнес-эвфемизмов,
то процесс обработки сознания рекламой является обязательной частью
«продвижения товара на рынке»). Еще одно задание состояло в том, чтобы
придумать способ использования здания в Москве, естественно, чтобы
оно приносило прибыль. Стандартны были и бизнес-предложения. Как лучше
использовать большое помещение? Ну конечно, устроить там магазины
и рестораны!
И такое мышление типично, потому что капиталист в России не хочет
связываться со сложным производством, строить заводы и что-то на них
производить. Это не инженер-капиталист Генри Форд. Это тот бизнес
и те люди, которые в погоне за сиюминутной выгодой грабят промышленность,
созданную советской властью, или способны ради получения прибыли лишь
загадить Москву коробками бесчисленных торговых и деловых центров,
аляпистыми вывесками казино и кабаков и витринами бутиков.
Весьма сомнительная польза обществу от такого капиталиста сводится
к выращенным на Рублево-Успенском шоссе помидорам, которые впариваются
в супермаркетах при помощи надуманной рекламы «экологически чистых
продуктов». (Одно из заданий реалити-шоу состояло в заключении договора
на поставку продукции тепличного хозяйства Аркадия Новикова в московские
супермаркеты «Перекресток»). Самодовольный покупатель, кичащийся тем,
что он — «средний класс», приучен не задумываться о том, что даже
самый лучший, трижды «экологически чистый» помидор, выращенный с соблюдением
всех на свете «особых новейших» технологий в Московском регионе все
равно будет хуже помидора, созревшего под солнцем Краснодарского края
или, например, в Крыму.
Фетишизация роли менеджера — один из ходовых мифов, усвоенных с подачи
Запада определенным слоем в России. Дошло до того, что у нас и президент
сам себя называет наемным менеджером. Чуть ли не все российские проблемы,
по философии Чубайса, — от «неэффективного менеджмента». Неадекватность
наших сограждан, исповедующих либерализм, очень хорошо видна, когда
даже унылый пейзаж разваленных колхозов с заброшенными зернохранилищами
и растащенными коровниками они объясняют этим пресловутым плохим менеджментом,
а не фундаментальными причинами частной собственности на землю, отличий
коллективного сельского хозяйства от фермерского. Просто заклинание
менеджментом!
Модель, предложенная «Кандидатом», безусловно, слишком примитивна
для серьезных аналогий. И все же, наблюдая за этими энергичными молодыми
людьми, получившими высшее экономическое, управленческое образование
и изо всех сил карабкающимися к вершинам принятого в буржуазном обществе
успеха, невольно думаешь о том, что никто из них не в состоянии делать
действительно серьезное дело: руководить крупным заводом, поднимать
производство. Несмотря на то, что некоторые «кандидаты», в силу воспитанной
уже этим временем беспричинной самоуверенности и даже наглости, неумения
реально оценить свои способности и осознать ответственность, за такое
дело наверняка бы взялись. Глава телекомпании ТНТ Роман Петренко,
участвовавший в отборе игроков, недаром сказал, что «персонаж с гипертрофированными
амбициями, не подкрепленными реальным опытом и достижениями», им «тоже
интересен». Телезрителю же такого «героя» представили образцом.