В интернете на сайте inosmi.ru опубликован перевод статьи из японской 
            газеты «Джапан Таймс» за 10.08.2005 года о претензиях некоего Харюеси 
            Инукаи. Этот господин считает, что поскольку в 1945—1947 годах он 
            находился в советском плену, то Россия должна выплачивать ему и его 
            коллегам материальное возмещение.
          В 1944 году Харюеси в возрасте 20 лет был призван в императорскую 
            армию и попал служить в Маньчжурию. Судя по всему, китайцы встречали 
            Харюеси, как и других его соплеменников, не очень дружелюбно. Там 
            вполне могли убить. Но сила была на стороне японцев, и потому Харюеси 
            сам старался убивать как можно больше врагов. При этом он особо не 
            задумывался: почему китайцы были для него врагами, как не задумывался 
            и над тем, что главным врагом для Японии был уже давно не Китай, а 
            Россия, против которой и была нацелена Квантунская армия. Привыкнув 
            почти безнаказанно грабить население Китая и Кореи, Харюеси рассчитывал, 
            что когда божественный император отдаст соответствующий приказ, то 
            он вместе со своими собратьями по оружию быстренько займут Владивосток, 
            Хабаровск, другие приграничные города России и прямым ходом двинутся 
            покорять Сибирь, которую императору пообещал лучший друг и союзник 
            Адольф Гитлер. При этом японское воинство как-то не придавало значения 
            тому, что в Сибири бывает очень холодно, что это огромная территория, 
            по площади в десятки, если не в сотни раз большая, чем Япония, что 
            живут там люди, которые никак не жаждут видеть вооруженных японцев 
            у себя в гостях, но они, по-видимому, так уверовали в свое право покорять 
            чужие народы, что, похоже, всерьез рассчитывали: как только армия 
            божественного микадо стройными колоннами двинется в Сибирь, тут русские 
            мужики встанут на колени, поснимают свои шубы, шапки и валенки и все 
            это отдадут доблестным японским воинам, чтобы им теплее и комфортнее 
            было этих русских мужиков убивать. 
            Грандиозным планам не суждено было сбыться. 9 августа 1945 года, выполняя 
            союзнический долг, советские войска на всем протяжении пятитысячекилометрового 
            фронта начали мощнейшее наступление против Квантунской армии. В дело 
            вступила авиация, корабли Тихоокеанского флота и Амурской Краснознаменной 
            флотилии. Удар Советской армии был настолько сильным, точным и неожиданным, 
            что все надежды японского командования на то, что главные силы русских 
            застрянут в приграничной полосе и будут здесь обескровлены, не оправдались. 
            Японские войска не только не сумели задержать советское наступление, 
            но были рассечены мощными фронтальными и фланговыми ударами, потеряли 
            в первые же сутки боев управление и связь и перешли, как писал позднее 
            маршал К.А. Мерецков, «...к безнадежной тактике сопротивления арьергардов, 
            отрядов «смертников» и отдельных диверсантов». Фактически уже на шестой 
            день войны началась агония огромной армии. 18 августа совершенно неожиданно 
            для себя в Харбине попал в плен начальник штаба Квантунской армии 
            Хипосабуро Хата, 19 августа достаточно далеко за линией фронта в Чаньчуне 
            группе десантников из шести солдат и пяти офицеров во главе с полковником 
            И.Т. Артемьевым сдался в плен и сам командующий генерал армии Тодзио 
            Ямада. Квантунская армия фактически перестала существовать. Над зданием 
            ее штаба был поднят красный советский флаг. Около шестисот тысяч японских 
            солдат и офицеров, в том числе 148 генералов, оказались в советском 
            плену. В сентябре 1945 года в лагерь военнопленных попал и солдат 
            Харюеси Инукаи. 
            А дальше было все просто: сбылась мечта и Инукаи-сан, правда, без 
            особых удобств и в товарном вагоне припожаловал в вожделенную Сибирь. 
            А там оказалось и холодно, и голодно, и не в роскошных отелях разместили 
            бравых вояк, а в бревенчатых бараках, да еще и работать заставили. 
            Плен есть плен, и ничего хорошего для солдата он не сулит. Знающие 
            люди говорят, что в самом тяжелом и мучительном явлении «плен» кроется 
            нечто постыдно удушающее человека. Кроме несомненных физических страданий, 
            плен давит на человека морально, заставляет о многом задуматься, поискать 
            ответы на тяжелейшие вопросы. И мне совсем не хотелось бы иронизировать 
            над размышлениями престарелого японского ветерана на эту тему. Однако, 
            читая статью в «Джапан Таймс», приходишь к мысли, что и годы плена, 
            и прошедшие с того времени 60 лет не многому научили господина Инукаи 
            и иже с ним. Странно, что винит он в своих злоключениях Советскую 
            Армию, Россию, а не своих горе-политиков, толкнувших Японию на союз 
            с фашистской Германией и возжелавших стать хозяевами полумира, сокрушив 
            США, Китай, Россию, Великобританию и еще многие страны и народы. Вот 
            и надорвались... 
            Начиная свою великую войну, Япония была уже обречена на поражение, 
            а значит и на неоправданные тяготы и невзгоды не только для своих 
            сограждан, но и народов сопредельных государств. А за это надо нести 
            ответственность. Россия истекала кровью и слезами, сдерживая агрессию 
            фашистов и оглядываясь на изготовившуюся к прыжку Японию. СССР был 
            вынужден держать здесь, на Дальнем Востоке, до сорока своих дивизий, 
            отрывая последние крохи у населения и стараясь обеспечить всем необходимым 
            своих солдат. 
            Господин Инукаи жалуется на скудное питание в плену. Да, в то время 
            было не до роскоши, а японские военнопленные страдали еще и из-за 
            отсутствия привычной, основанной на морепродуктах, пищи. Но в общем-то 
            они питались не хуже русского населения. Я вырос в небольшом сибирском 
            городке на северо-западе Иркутской области и сколько помню то время: 
            всегда хотел есть. Помню, в детский садик, куда я ходил, привезли 
            брюкву и из нее сварили кашу, так много, что хватило не просто разложить 
            ее маленькими порциями в отдельные тарелочки, а поставить на каждый 
            столик по полной большой чашке и можно было съесть этой каши сколько 
            хочешь. Я до сих пор помню это желтоватого цвета варево, исходящее 
            теплым сладковатым духом. Наелись мы тогда все. Во время войны и немного 
            после нее у нас в городе работал военный госпиталь, и мой отец служил 
            там вольнонаемным рабочим. В госпитале было свое подсобное хозяйство, 
            где выращивали картофель, свеклу, морковь и другие овощи. 
            Летом 1946 года отца направили работать в это подсобное хозяйство, 
            дав ему в помощь человек 20—30 японских военнопленных. С собою отец 
            взял и меня с матерью. Никакой охраны у военнопленных не было. Готовили 
            они себе и питались отдельно от нас. Некоторые из них забавлялись 
            со мной, ребенком. Мне отлили маленькую оловянную ложку, с круглым 
            черпачком, и иногда, садясь обедать, звали: «Юка, бери ложка, ешь 
            картошка, не ходи голодная». Накормить меня лучше, чем угощали японские 
            военнопленные, мои родители, к сожалению, не могли. Я далек от мысли, 
            что в плену всем японцам жилось так же, как тем, которые работали 
            рядом с нами на поле подсобного хозяйства. Но во всяком случае над 
            ними не издевались, не унижали их человеческого достоинства, их не 
            травили собаками и не расстреливали за малейшую провинность. В своем 
            большинстве японцы в конце концов вернулись домой, к своим семьям. 
            
            Не знаю, сам ли Инукаи-сан додумался до того, чтобы требовать возмещения 
            от Советского Союза, или его на это подвигнул ретивый журналист, но 
            похоже, что в Японии сегодня кое-кто оценивает произошедшие 60 лет 
            назад события с позиции творчества некоторых русскоязычных «демократических» 
            писателей, режиссеров, журналистов, которые в своих произведениях 
            изображают русских солдат дебилами и недоумками, воевавшими только 
            потому, что сзади них стояли энкэвэдэшники с пулеметами, ну а уж о 
            генералах советских и говорить нечего — сплошь бездари, ни на что 
            не способные. Видимо, свое влияние на такие настроения оказывает и 
            то, что японцам не довелось испытать тех трагедий, которые пережили 
            их союзники на западе, теряя сотни тысяч своих солдат под Сталинградом, 
            на Курской дуге, в Белоруссии и в других битвах. На своей войне японцы 
            таких сражений не знали. Может, поэтому не утихают японские реваншисты 
            в своих притязаниях на русские «северные территории». Им надо бы свечки 
            в своих храмах ставить в память русских солдат и полководцев, сумевших 
            так остановить войну, что большинство японских солдат не полегли в 
            кровавых битвах, а вернулись к родным очагам, нарожали детей и подняли 
            страну из позора поражения. Поэтому и хочется сказать японским соседям: 
            не верьте брехунам, ни своим, ни нашим. Куда лучше жить в мире и согласии, 
            без взаимных претензий.